"Энох Арден / Много лет спустя"
Название фильма: | Энох Арден / Много лет спустя |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Enoch Arden / After Many Years | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Дэвид Уорк Гиффит | ||
В ролях: | Уилфрид Лукас, Линда Арвидсон, Франсис Дж. Грэндон, Жорж Николс | ||
Год выпуска: | 1911 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
18-й век, рыбацкая деревня. Любовный треугольник - скромный рыбак Энох Арден, его возлюбленная Энни Ли и богатый соперник Филип Рэй. Девушка достается Эноху, они женятся, и через несколько лет у них трое детей. Чтобы заработать больше денег для своей семьи, Энох решает пойти на рыболовецком судне в длительное путешествие, несмотря на возражения Энни Ли. Корабль терпит крушение, и Энох, добравшись до необитаемого острова, остается единственным выжившим. Энни Ли безутешно ждет его возвращения много лет, пока ее взрослые дети не убеждают ее выйти замуж за Филипа Рэя. И тут, наконец, Эноха спасают, он добирается до дома, и, подглядев в окно за е новой жизнью Энни Ли, решает не прерывать ее счастье и не давать ей знать о его возвращении... “Энох Арден”, выдержанный в величественном меланхолическом духе, является режиссерским экспериментом по продолжительности - он идет дольше, чем стандартная одночастевка (10 смин.) той поры. И, несмотря на возражения руководства Biograph Company (чем короче фильм, тем дешевле его производство и, следовательно, больше прибыли может он дать), было выпущен фильм двойной длины, к которому позже была доснята третья. Фильм также примечателен эффективным использованием перекрестного монтажа (чередование показа жизни Эноха и его семьи) и выразительными визуальными образами. Ближе к концу первого десятилетия 20 в. кинематограф в целом овладел техникой несложного повествования – он научился рассказывать линейно развивающиеся истории, не претендующие на психологическую глубину, – и, тем самым, оказался готовым к освоению более тонких и психологически сложных элементов языка. Ключевую роль здесь сыграл фильм наиболее выдающегося режиссера 1910-х Дэвида Уорка Гриффита Энох Арден, вернее, две идущие подряд монтажные склейки из него. На первой из этих склеек Гриффит перешел со стандартного общего плана героини на ее лицо и тем самым осуществил первый в истории кино переход на психологически мотивированный крупный план. До того кинематограф изредка пользовался крупными планами предметов (например, при необходимости показать какой-либо небольшой объект, который на общем плане просто не был бы виден) и даже крупными планами лиц. Поэтому значение гриффитовского нововведения состоит не просто в применении крупного плана как такового, а во введении его в монтажный контекст, где он и приобретал свое значение. Действительно, как показал в 1916 первый крупный теоретик кино Гуго Мюнстерберг, «крупный план объективировал в мире нашего восприятия психический акт внимания» – переход на крупный план героини имитировал усиление нашего (авторского и зрительского) внимания к ней. Если перейти с общего плана на крупный, где видно одно только ее лицо, зритель, во-первых, полностью концентрируется на нем, а во-вторых, он получает возможность увидеть мельчайшие нюансы ее мимики.