Описание фильма

"Монстро / Кловерфильд"   

Название фильма: Монстро / Кловерфильд
Монстро / Кловерфильд
Страна-производитель: США
Английский: Cloverfield
Жанр: фантастика
Режиссер: Мэтт Ривз
В ролях: Майк Фогель, Лиззи Каплан и другие.
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
 

Сюжет и комментарий

Джей-Джей Абрамс спродюсировал проект под режиссурой Мэтта Ривза. Другое название проекта — «Монстро». Ручная камера будет демонстрировать нам злоключения жителей Нью-Йорка, подвергшихся загадочному нападению.

Дефект присутствия
Время новостей

Компания молодых ньюйоркцев провожает своего товарища Роба (Майкл Шталь-Дэвид) в дальнюю дорогу - ему предложили работу в Японии. Молодые люди балуются с видеокамерой, записывают прощальные приветы и напутствия, фиксируют не всегда то, что предназначено для чужих глаз, - в частности, ссору Роба со своей девушкой Бет: совсем недавно они впервые за долгие годы дружбы переспали, а потом поехали на Кони-Айленд гулять и радоваться жизни - именно на запись этой прогулки по ошибке записывается хроника вечеринки. А потом за окном что-то тяжело сотрясается. И в половине Манхэттена гаснет свет.
В принципе полноценная рецензия на фильм Мэтта Ривза «Монстро» невозможна - любое сказанное о нем слово незамедлительно превращается в спойлер. Так что читать про фильм можно только в том случае, если эффект неожиданности для вас не главное. Если так - знайте: на Нью-Йорк напал неизвестного происхождения монстр. Больше всего разрушитель Манхэттена напоминает гиганта, внушавшего ужас героям Стивена Кинга и Фрэнка Дарабонта ближе к финалу «Тумана» (и соответственно «Мглы»), - нечто настолько огромное и необъяснимое, что не укладывается в человеческом сознании. Время от времени с него сваливаются - и начинают рвать на куски все, что движется, - не то паразиты вроде блох на собаке, не то личинки-зародыши, своим видом и свирепостью заставляющие вспомнить арахнидов из «Звездного десанта». Чудовище практически неуничтожимо, даже прямые попадания реактивных ракет останавливают его ненадолго. В конце концов его вроде бы победили, но герои фильма (и соответственно зрители) этого уже никогда не узнают - последние кадры видеокассеты фиксируют взрыв и завал: армия применила к остаткам Манхэттена тактику выжженной земли. А после сбоя снова чудом уцелевшие фрагменты поездки Роба и Бет на Кони-Айленд: «Это был прекрасный день». И все. Конец. «Данный видеодокумент является собственностью министерства обороны США».
«Монстро», очевидно, задумывался продюсером Джей Джей Абрамсом (создателем телесериала «Остаться в живых» и режиссером третьей серии «Миссия невыполнима») прежде всего как этакий «фильм-концепт» (не путать с концертом), в котором важно не только то, что происходит на киноэкране, но и сопровождающий его антураж - странные рекламные ролики, из которых нельзя было понять практически ничего (в том числе даже то, как он, собственно, называется), атмосфера строжайшей секретности во всем, что касается сюжета, прочие рекламные уловки в духе «Ведьмы из Блэр». Идея сработала, но, пожалуй, не в полную силу. Все-таки в истории про трех студентов, отправившихся в темный лес искать таинственную ведьму, упор был сделан на якобы подлинности получившейся пленки, и многие в него поверили. В данном же случае всем очевидно, что место, упомянутое как «район, ранее известный как Централ-парк», Централ-парком (пока?) и является, да и у статуи Свободы голова (опять же пока?) на месте. Так что секрет, который так тщательно скрывали создатели «Монстро», оставался секретом ровно до той секунды, как фильм посмотрел первый зритель. В следующую же секунду уже никакого секрета нет - он испарился, растаял, перестал существовать. Так что дальше «Монстро» можно смотреть просто как фильм-катастрофу - впрочем, блистательно придуманный. В отличие от классических «Годзилл» (кстати, вряд ли случайно, что Роб должен был поехать именно в Японию), где кульминационные битвы проходили обычно в заранее эвакуированных городах и были сняты с максимально общих планов, в «Монстро» традиционный сюжет о чудовище, топчущем небоскребы, снят с точки зрения обыкновенного маленького человека, который все равно ничего не разглядит из-за поднятых гигантскими лапами клубов строительной пыли. Вообще спецэффектный блокбастер, снятый на ручную видеокамеру, - выдумка отменная. И она срабатывает - временами становится по-настоящему, без шуток, страшно. Сознание наполняет самая настоящая паника - не хочется даже думать, что испытывали при просмотре собственно ньюйоркцы. Конечно, «Монстро» - вещь принципиально одноразовая, второй раз смотреть его стоит разве что для выискивания разного рода занятных нюансов (вроде рекламы несуществующего напитка из еще одного абрамсовского сериала - «Шпионки») или промахов (не всегда убедительны, например, забеги на шпильках по развороченному асфальту). Но один раз увидеть все своими глазами просто необходимо. Размер опять имеет значение.
Станислав Ф. Ростоцкий

Адская гадина
lenta.ru

В США Абрамса знают как чрезвычайно успешного продюсера сериала "Остаться в живых" ("Lost"), а уже потом как режиссера неудачной "Миссия невыполнима 3", сумевшей вернуть вложенные в нее средства лишь в мировом прокате. Когда стало известно, что Абрамс, насмотревшись с сынишкой на резиновых "Годзилл" в японском магазине, взялся за создание картины о монстре, интернет просто взорвался слухами и домыслами по поводу нового фильма.
Создатели картины (Paramount Pictures и Bad Robot, студия Абрамса), начав съемки, охраняли картину так, что в прессе, да и в интернете, практически не появилось никаких подробностей о фильме, за исключением вышеуказанных. Съемочная площадка переезжала с места на место, картина меняла одно название за другим, а в интернет командой Абрамса "сливались" тонны дезинформации.
Позже стало известно, что режиссером картины стал Мэтт Ривз, работавший ранее прежде всего над телесериалами, и снявший пару средненьких кинокартин. Автор сценария, Дрю Годдард, также работал на телевидении, создавая сюжетные линии в "Остаться в живых" Абрамса. Когда в интернет попал первый тизер, а потом и трейлер к картине, - стали ясны первые подробности сюжета.
Группа молодых людей, собравшись на вечеринку, провожает друга в Японию в его квартире на Манхэттене. Неожиданно дом, в котором проходит вечеринка, начинает трясти. Все выбегают на крышу лишь затем, чтобы увидеть начало конца привычного им мира. Огромное нечто громит город, обрушивая здания. Молодые люди спасаются из Нью-Йорка, где военные уже начали с непрошеным гостем настоящую войну.
Все происходящее снято на "ручную" камеру, от лица одного из участников неудавшейся вечеринки. Напоминает стилистику "Ведьмы из Блэр" ("Blair Witch Project", 1999)? Да, но не совсем. Смотрится картинка весьма пристойно, манера съемки совсем не раздражает, да и сопливый нос, хлюпающий в камеру в течение 10 минут, никто не показывает. У героев картины просто нет времени хлюпать.
Режиссер фильма Мэтт Ривз отмечал, что хотел показать, насколько мир подсел на новые технологии, когда частное и общественное настолько взаимосвязаны, что граница между ними размывается. В картине есть еще пара моментов, в которых, если задуматься, можно найти философские нотки: первые сцены разрушения Манхэттена напоминают события 11 сентября 2001 года, заснятые на пленку репортерами. Кроме того, в картине много ссылок на другие фильмы, самая явная из которых – оторванная голова статуи Свободы ("Побег из Нью-Йорка" Джона Карпентера).
Непривычная манера съемки стопроцентно попадает в цель, мгновенно создает эффект присутствия у зрителя в зале. Рушащиеся на глазах небоскребы, толпы мечущихся людей, давка, танки и солдаты с гранатометами, и даже огромное чудище, которое топчет жителей Нью-Йорка словно букашек, попадают в поле зрения "неопытного" оператора именно в тот момент, когда это необходимо. С помощью трясущейся камеры режиссер проводит зрителя через полтора часа ураганного экшена, который временами прерывается на необходимые для развития действия диалоги персонажей. В фильме есть и немалая доля моментов, достойных приличного хоррора (к примеру сцена в туннеле подземки).
Актеры, лица которых совсем нечасто мелькают на экранах кинотеатров, только добавляют фильму достоверности. При этом девушки каким-то образом остаются все так же прекрасны, мужчины отважны, военные великодушны. С подбором актеров создатели картины не промахнулись.
Чудище из "Монстро" с самого начала было предметом многочисленных споров, но это совсем не Годзилла, не гигантский робот, и даже не наш общий друг Ктулху. Не менее кровожадный кошмар по-своему уникален и оказался гораздо сильнее, чем все его собратья по цеху. Больше про монстра ничего не скажем, на него стоит посмотреть в кинотеатре.
Картина так ловко держит зрителя в напряжении, что отвлекаться на нелепости сценария ему просто некогда. Ну да, сложно бегать стометровки на шпильках, а в вертолетах при падении пассажиры обычно не выживают. Но ляпы, равно как и умело сделанный product placement, всплывают в сознании только после титров.
К концу фильма остается непонятным только одно: почему фильм с англоязычным названием "Cloverfield" (одно из рабочих названий фильма, ставшее официальным - место, где располагается студия Bad Robot) был переведен на русский, как "Монстро". Впрочем, проблемы с переводом названий в российском прокате уже давно стали притчей во языцех.
"Монстро" - не шедевр киноискусства, но отличная картина на один раз. Фильм, который выходит в российский прокат с 18 января, стоит посмотреть, причем посмотреть именно в кинотеатре.
Ключкин Антон

Расстаться в живых
ИД "Коммерсантъ"

Оригинальное название "Монстро" -- "Cloverfield" позаимствовано у бульвара в Санта-Монике, где расположен офис выпустившей "Монстро" кинокомпании. Это одна из заслуг авторов, додумавшихся до вроде бы давно очевидной вещи: что в принципе фильм можно называть любым словом и восприятие его от этого не пострадает, потому что содержание очень многих фильмов так же условно и бессмысленно, как название. Содержание в "Монстро" сведено к минимуму, поскольку главное здесь стилистика - изобразительная бескомпромиссность ручной камеры, имитирующей любительскую съемку и придающей обыкновенным для блокбастера спецэффектам чуть менее фальшивый вид, чем всегда.
Личности четырех главных героев, которых играют, естественно, никому не известные актеры (иначе какое же home video со знаменитостями), тоже принципиального значения не имеют. Самый главный герой, он же рассказчик, в "Монстро" - это камера, найденная на том месте, где когда-то был Центральный парк. Сначала камера показывает проводы своего хозяина в Токио, где ему предложили работенку. Когда лучший друг отъезжающего обходит гостей отвальной вечеринки с просьбой наговорить в объектив поздравления и пожелания на дорожку, все говорят приличествующие случаю банальности, но одна девушка роняет настораживающую фразу: "Мы тут присмотрим за Нью-Йорком, и когда ты вернешься, все будет так же весело и безопасно". Все оставшееся время авторы "Монстро" безжалостно разбивают оптимистическую иллюзию, однозначно давая понять, что никогда уже в этом городе не будет ни весело, ни безопасно.
Самое жестокое, но, наверное, и самое удачное изобретение авторов "Монстро" - то, что в фильм включены воспоминания о былом веселье и безопасности, так что последний день жизни главных героев записан поверх самого счастливого. В камере оказалась не чистая кассета, а с записями месячной давности, дорогими хозяину по романтическим причинам, и иногда старые лирические обрывки вклиниваются в съемки с вечеринки, а потом - и в истеричный, снятый трясущимися руками репортаж о начавшемся кошмаре.
Сам по себе кошмар в визуальном плане содержит несколько эффектных моментов. Когда вырванная с мясом голова статуи Свободы катится по Бродвею, то и людей с поверхностно-туристическими представлениями о Нью-Йорке это способно впечатлить. А уж для аборигенов или постоянных гостей города, имеющих к нему личное отношение и хорошо знающих его географию, "Монстро", возможно, и вовсе не развлечение, а болезненное напоминание о пережитой 11 сентября травме. Тем не менее авторы (сами-то живущие в солнечной Калифорнии, включая продюсера Джей Джей Абрамса, известного культовым сериалом Lost) не наделяют жителей города особой чувствительностью: увидев отвалившуюся от Свободы башку, мужественные ньюйоркцы дружно начинают снимать ее на мобильные телефоны.
Нечто похожее на катарсис наступает в "Монстро", когда накувыркавшаяся до изнеможения камера долго отдыхает неподвижно и показывает непонятно что: то ли кусок чьей-то куртки, то ли фрагмент железки от гикнувшегося вертолета. Этот кадр приносит облегчение и умиротворение, но и некоторое опасение, а вдруг, если все персонажи наконец погибли и некому ее подобрать, она так и пролежит все оставшиеся 15 минут? "Вот камера живучая, блин",- с уважением сказали в этот момент сверстники главных героев, смотревшие "Монстро" рядом со мной. Камера (очевидно, японского происхождения, так же как и напавший на Манхэттен звероящер - родственник Годзиллы) действительно оказывается не только выносливее, хладнокровнее, отважнее, но и умнее людей, которые нужны в "Монстро" только для того, чтобы ткнуть пальцем в кнопку "Rec". С таким же успехом можно было повесить включенную камеру на шею дрессированной шимпанзе, выпустить ее на улицы охваченного паникой полуразрушенного Сохо, и видеозапись получилась бы не менее цепляющей за живое.
Лидия Маслова

Кинг-Конг в YouTube
Газета.ру

Титры заговорщицки сообщают, что демонстрируемое ниже хоум-муви извлечено из недр американских спецслужб. Далее толпа нью-йоркской золотой молодежи сначала пьянствует на вечеринке, а через несколько минут уже мечется в панике среди манхэттенских небоскребов, которые методично разрушает некое распоясавшееся существо поменьше Годзиллы, но побольше Музея Гугенхайма. Четыре мальчика и девочки с неудачного пати, закончившегося исчезновением Нью-Йорка, решили противопоставить катастрофе хорошие манеры и вместо того, чтобы грабить бутики 5-й авеню, отправились выручать подружу, застрявшую в соседнем квартале на 39-м этаже. Один из героев фиксирует все происходящее камкодером с выключенной стабилизацией изображения и не самым расторопным в мире автофокусом.
Поэтому самого Монстро, резвящегося в облаках цементной пыли, нужно еще хорошенько рассмотреть.
Быть бы этой незамысловатой истории еще одним прекрасным поводом не тратить деньги на кино и вместо зрелища очередного разрушения Нью-Йорка занять себя чем-нибудь более приятным. Но с этим рулоном целлулоида приплыли к нам из-за океана такие неожиданные бонусы, что фильм однозначно тянет на звание главного аттракциона текущего уикенда (если не сезона; а про год не будем зарекаться). Первым в списке идет, конечно же, долгожданное обручение «Ведьмы из Блэр» с «Кинг-Конгом». Знатоки мирового кинопроцесса, растрезвонившие об этом событии с таким энтузиазмом, что даже неловко повторяться, оказались правы, черт возьми. Болеющая «паркинсоном» любительская камера, заброшенная в центр цифровой вакханалии и точно просчитанных компьютерных эффектов, выдала на удивление свежий результат. Даже странно, что за десять лет никто не додумался соединить в одном флаконе эти вещи и пришлось ждать артель умельцев из сериала «Остаться в живых» во главе с умным очкариком Дж. Дж. Абрамсом, продюсировавшим фильм.
С другой стороны, результатом микса могла оказаться такая же несносная бурда, какая получалась у каждого из них в отдельности, пока «Ведьму» и «Кинг-Конга» эксплуатировали на противоположных концах индустрии развлечений. Когда первая пыталась пугать, не показывая страшного и вдохновляя армию бессребреников, снимавших на заднем дворе идиотские любительские хорроры за три копейки. А второй пускал пыль в глаза, бия себя в напичканную трехмерной графикой грудь, от чего даже соцреализм мог показаться музыкой высших сфер. Нет, команда Абрамса добилась впечатляющего результата чем-то более существенным, чем шулерская свадьба ускользающей ведьмы с ревнивой обезьяной.
Настоящая свадьба, о которой подспудно мечтают уже многие, состоялась в «Монстро» не у них, а между большим экраном и YouTube.
Картина, просто фиксирующая разрушение большого американского города на бытовое видео, не останавливаясь на деталях и не объясняя ровным счетом ничего, смотрится с совершенно тем же беспечным и приятным ощущением, что и видеоролики отвратительного качества, в которых творятся не менее странные и малопонятные вещицы. Даже родное название фильма «Кловерфилд», взятое авторами с потолка, смахивает на сетевой никнейм, о значении которого гадать бессмысленно. Как и о причине того, почему голова от Статуи Свободы, просвистев над Манхэттеном, как мяч для гольфа, сверзилась на середину мостовой. В такой ситуации следует не вопросы задавать, а бежать по направлению к объекту, выставив вперед мобильник, чтобы раньше всех сбросить видео в сеть и считать заходы. Такой подход к Злу представляется более мудрым, чем в блокбастерах, изобразивших бы пролет знаменитой головы во всех мыслимых и немыслимых деталях. В которых, как известно, кроется дьявол.
Иван Куликов

Надежды монстрами питают
Русский Newsweek

В минувшую пятницу одновременно в Америке и у нас - пока только в двух столицах - вышел «Монстро». В Америке и в Европе фильм носит гораздо более ласковое название Cloverfield, т. е. «Клеверные поля», что явно ассоциируется с «Земляничными полями» - мемориалом в память Джона Леннона в Центральном парке Нью-Йорка. Central Park играет в фильме не последнюю роль - именно там (точнее, как говорится в титрах, «в месте, ранее известном как Центральный парк») была найдена видеокамера с любительской записью, запечатлевшей, как некое монстро разрушает Манхэттен. Но с «Монстро» мы не одиноки - под таким названием фильм появится в Бразилии, а в Испании он поименован еще более оперно: «Монструозо». Сделал его малоизвестный режиссер Мэтт Ривз, но он тут явно исполнитель заказа. Ажиотаж же вызвало имя заказчика-продюсера: фильм долгое время фигурировал на киносайтах под титулом «Неназванный проект Джей Джей Абрамса». Имя создателя культового сериала «Остаться в живых» и густая завеса тайны над проектом заставили киноманов всех стран год напролет выстраивать версии вокруг «Монстро» в киноблогах.
Естественно, я не мог не ознакомиться с первыми отзывами на фильм, появившимися в Рунете, прежде всего в «ЖЖ». Изучив их, сделал два вывода.
Первый. Наша публика стала кинозакаленной. Когда в начале 2000-х выходила «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, у касс кинотеатров висели предуведомления, что фильм не для людей с нарушением вестибулярного аппарата. И я действительно знаю таких, кто не смог смотреть «Танцующую» из-за резких рывков и поворотов камеры: у них кружилась голова, их тошнило (не от содержания фильма, а исключительно от его формы). Но «Танцующая» - младенец по сравнению с «Монстро», где ВСЁ снято рваной камерой любителя, впервые в жизни оказавшегося в роли оператора да сразу угодившего в разгар кошмарных апокалиптических событий. Даже мне, которого в кинозале, как вы догадываетесь, удивить непросто, смотреть этот фильм временами было затруднительно. Зрачки приходят в состояние бешенства: ведь почти ни одного прямостоящего кадра, сплошной выкрутас. Но в Интернете - никаких комментариев по этому поводу. Словно все только и делают, что с утра до вечера катаются на американских (то бишь, как их называют собственно в Америке, «русских») горках.
Вывод второй: фильм бессмысленно рецензировать. Все его тщательно скрываемые секреты, которые тем не менее были раскрыты продвинутыми зрителями еще до просмотра (уже после обнародования рекламных роликов),- в том, что некий страшный монстр разрушает Манхэттен. И что все снято не объективно, а субъективно: дурачком, в руках которого оказалась видеокамера. «Монстро» (это станет штампом, но иного не придумаешь) - смесь «Ведьмы из Блэр», «Годзиллы» и реального телерепортажа про атаку на башни-близнецы. Ожидания, что Джей Джей Абрамс, который какой уже сезон запутывает зрителя своими «Оставшимися в живых», и тут все хитро наврёт, смешает, закислит, переусложнит, оказались напрасными. Что в ролике - то и на экране.
Единственный вопрос для рецензента: как ко всему этому относиться? Тут - что мне тоже подсказала ситуация в Рунете - есть две категорически противоположные точки зрения. Можно считать, что «Монстро» - это очень круто. А можно - что это безумно-постыдная вторичность по отношению… даже не к «Ведьме из Блэр», а к компьютерным играм, где давно используется и эксплуатируется эффект присутствия.
Я все равно считаю, что это круто. Как ни крути, такого эффекта присутствия в случае с фильмами-катастрофами и историями про Апокалипсис еще не бывало. Да, примеры подобного (и еще более тонко сформулированного) эффекта присутствия в ужастиках я знаю: зомби-фильм «28 дней спустя» культового Дэнни Бойла по оригинальному сценарию не менее культового Алекса Гарланда. Но в масштабном кино со спецэффектами ничего похожего еще не бывало. Поэтому «Монстро» - безусловно новое слово и то, что называется «веха». Желающие поспорить - добро пожаловать на кинофорум «Русского Newsweek».
Гораздо более интересной мне представляется проблема, как вообще можно сегодня сделать картину про разрушение Манхэттена. Сегодняшнего Манхэттена, где уже не возвышаются башни-близнецы, которые, если вы помните, возносились над Нью-Йорком даже в далеком пост-пост-апокалиптическом будущем в фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум» (где весь Манхэттен был под водой). Спилберг, при всех своих футуристических наклонностях, и тот, снимая картину до террористической атаки 11 сентября, не мог помыслить, что эти башни могут исчезнуть, словно их стерли ластиком, а пейзаж Манхэттена - навсегда измениться.
«Монстро» - фильм о разрушении нового Манхэттена, пейзаж которого уже и так навсегда изменился после падения башен. Ну да, были уже после этого фильмы о разрушении Нью-Йорка - «Послезавтра», например. Но ни в одной еще ленте 2000-х небоскребы не оседали в точности как башни-близнецы, и город не наполнялся такой же страшно накатывающей пылью от обвалившихся строений.
Радикальная, появившаяся в том же Интернете версия, будто фильм о том, что сам Манхэттен нападает на своих жителей, кажется мне (при всей моей любви к необычным трактовкам) все-таки несуразной.
Что это, опасная игра с будущим? - многие ведь считали, что Америка, не раз демонстрируя на экране гибель Нью-Йорка, сама накликала на себя беду 11 сентября 2001-го. Нет, конечно. Но это отважная рефлексия по поводу 11 сентября - и тут Джей Джей Абрамсу действительно надо отдать должное.
Но в этом, как ни странно, и выражение нового американского оптимизма - в этом смысле фильм психологически реалистический.
Страну Америку (впрочем, как пока и нашу - но на сей момент) и впрямь ничем не согнешь. Ни террористическими атаками, ни курсом доллара, ни падением всяких там доу-джонсов, ни ипотечным кризисом. Она всегда останется устремленной в будущее. Мрачные фильмы про пакостное будущее типа каких-нибудь «Терминаторов» всегда будут производиться в Америке, пока Америка верит в свою силу и бесконечность. Ведь Америка, не имеющая столь длинного резюме, как у Европы, придумывает себе настолько же длинную историю. А история - всегда испытания. Поэтому в голливудских фильмах будущее - обязательно испытания, пусть как в «Монстро».
Случай с «Монстро» говорит о том, что Америка вернулась к себе прежней, к Америке до 11 сентября. И, разрушая Манхэттен, она опять искренне не верит, будто подобное разрушение в принципе когда-нибудь возможно в реальности. Фильм мрачен для того, чтобы пугать обывателей. Америка же и Нью-Йорк - как Ленин: жили, живы, будут жить.
Юрий Гладильщиков

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#