"Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазия на тему Марка Твена"
|
Название фильма: |
Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазия на тему Марка Твена |
|
Страна-производитель: |
СССР |
Английский: |
Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазия на тему Марка Твена |
Жанр: |
приключения / экранизация / сериал |
Режиссер: |
Виктор Гресь |
В ролях: |
Сергей Колтаков, Альберт Филозов, Александр Кайдановский, Анастасия Вертинская, Евгений Евстигнеев, Алексей Горбунов, Елена Финогеева, Владимир Сошальский, Мария Капнист-Серко, Евдокия Германова, Владимир Кашпур, Анатолий Столбов, Галина Струтинская |
Год выпуска: |
1988 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
То ли это приснилось американскому летчику, то ли его самолет заблудился во времени, но попал современный янки в эпоху славного короля Артура. Здесь суждено ему встретить легендарных рыцарей Круглого стола и коварную Моргану - сестру короля, прекрасную Сэнди и мудрого Волшебника. Ему предстоит оказаться в лохмотьях раба и в рыцарских латах, стать свидетелем величия и гибели королевства...
Вольная экранизация известного романа Марка Твена, объединившая таланты таких ярких советских актеров, как Филозов и Кайдановский, Евстигнеев и Вертинская. «Приключения янки» - один из первых отечественных фильмов в жанре фэнтези. Тогда это называлось «костюмированный исторический фильм». Герой Сергея Колтакова волею судеб попадает в британское средневековье, где его ожидают тяжелые испытания на прочность. Сюжетная линия лишь отдаленно напоминает юмористическое произведение Твена, в котором уроженец штата Коннектикут встряхивает от средневекового сна целую страну. В версии Виктора Греся веселая история стала трагическим повествование об одиночестве человека, потерявшего свой мир. Надо сказать, что фильм переполнен страданиями почти всех персонажей: герой любимого Гресем актера Альберта Филозова мучается от ревности, а благородный рыцарь Ланселот страдает просто потому, что эту роль исполняет Александр Кайдановский. Виктор Гресь - подлинный мастер создания подобного рода картин, известный также экранизацией повести «Черная курица, или подземные жители», которая была сделана в той же манере, что и «Янки». Есть мнение, что, снимая «Новые приключения...», Гресь излишне увлекся визуальной стороной жанра так называемой исторической фантастики, отчего и пострадала оригинальная сюжетная линия. Однако, с другой стороны, экранизации интересны не столько тем, насколько авторы ушли от первоисточника или сохранили его оригинальный дух, сколько собственным художественным поиском режиссера.
Кажется вполне логичным, что философская сага о роли бога в истории человечества, пронзенная страданием и русской тоской по чуду, поступает в продажу одновременно с картиной Антуана Фукуа. Своего рода попытка напомнить о том, что и в наших Палестинах снимали масштабно (даже куда более чем в упомянутом творении) и более неординарно подходили к истории, пускай и написанной Марком Твеном.
Не стоит ждать о постановки Виктора Греся какой-либо веселости, присущей Твену. Тут длинные планы, величественные наряды, долгие походы, переходы паломников, похожие на ожившую акварель. Словно это дань памяти Тарковскому, попытка пофилософствовать на тему «Трудно быть Богом» (по иронии судьбы, часть сцен действительно снимались в простаивавших декорациях экранизации романа Стругацких). Лента о страдании познания, о мудрости редких правителей, о том, что управляют всем силы, о которых мы и не знаем, а появление Спасителя, равно, как и еретиков, вроде Джордано Бруно или просветителей уровня Леонардо да Винчи, - всего лишь шутки петли во времени. Кино вовсе не о победе современного мира на прошлым, как, впрочем, и не наоборот. Скорее, это антимилитаристская притча, горькие слезы, льющиеся по мужским щекам, когда те закрыты от мира пошлыми защитными очками с открытыми улыбающимися глазами.
Обсуждение фильма