"Квант милосердия"
Название фильма: | Квант милосердия |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания-США | ||
Английский: | Quantum of Solace | ||
Жанр: | боевик / приключения / шпионский | ||
Режиссер: | Марк Фостер («Персонаж», «Волшебная страна») | ||
В ролях: | Дэниэл Крэйг (Джеймс Бонд), Ольга Куриленко, Джуди Денч (М), Джанкарло Джаннини (Рене Матис), Джеффри Райт (Феликс Лейтер), Джеспер Кристенсен (мистер Уайт), Матье Амальрик, Джемма Артертон | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Дэниел Крейг после удачного дебюта в «Казино Рояль» продолжает успешно исполнять роль Джеймса Бонда, агента 007 на службе Её Величества. 22ю часть бондианы режиссрирует Марк Фостер («Персонаж», «Волшебная страна»).
Продолжение того, как все начиналось. Только Бонд стал еще более мужественным, девушки — еще более красивыми, машины — еще более быстрыми, а оружие — еще более убийственным.
Как, вы сказали, вас зовут?
Газета "Труд"
Картина Марка Форстера "Квант милосердия" показывает агента 007, тщательно очищенного от всех истинно бондианских особенностей
"Квант милосердия" - продолжение фильма Мартина Кэмпбелла "Казино рояль", где только начавший свою деятельность агент (Дэниел Крейг) следил за террористами на теплых островах. При этом на вопрос, как поступить с составными частями коктейля, отвечал: "Да какая разница". И к своей женщине Веспер испытывал настоящие чувства, за что от ценителей бондианы получил определение "не-Бонд". Можно было бы предположить, что не-Бонд еще обрастет фирменными фразами, жестами и гаджетами, но режиссер Марк Форстер и вовсе, кажется, не предполагает трансформации своего героя в привычного до оскомины 007: пьет агент в основном виски, порой изменяя ему ради коктейля имени погибшей Веспер, а фраза-крючок "Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд" вообще не произносится.
Взамен этого Форстер, которого Крейг, любитель его фильмов ("Бал монстров", "Останься", "Персонаж"), порекомендовал в качестве режиссера, то и дело напоминает о том, что параллельно с развитием действия совсем рядом течет другая, не менее ценная и, возможно, в какой-то степени более реальная жизнь. Камера отворачивается от Бонда, его врагов и союзников, чтобы полюбоваться какой-нибудь пожилой супружеской парой, о чем-то разговаривающими мужчинами, желтыми дворнягами, и снова интересуется, например, пируэтами, которые Бонд и сотрудница боливийской разведки грубоватая Камилла (Ольга Куриленко) выделывают на моторной лодке.
Лица мирных жителей будут сопровождать всю историю о мести опустошенного потерей Бонда и Камиллы, чью семью уничтожил боливийский генерал. Флеминг писал о том, что квант милосердия необходим для того, чтобы между двумя людьми возникла любовь - если он равен нулю, ничего не выйдет. В данном случае Камилла, показывая на свой лоб и произнося фразу: "Я бы освободила тебя, но твоя тюрьма здесь", права как никогда: меньше всего в этой картине Бонд помышляет о милосердии. "Джеймс, вы слишком много убиваете", - скажет ему М (неизменная Джуди Денч), которую в одной из сцен Форстер показывает с намазанным на лицо кремом, также лишая элегантности и неуязвимости.
В "Кванте милосердия" Бонд, как и многие персонажи Форстера, уязвим: зол, измучен, подавлен, и многочисленные смерти оказавшихся на его пути людей, в том числе и ни в чем не повинной сотрудницы английского посольства (Джемма Артертон), расплатившейся за ночь с Бондом гибелью (ее утопили в нефти), его тоски не утоляют. Кажется, что он должен превратиться в монстра, но утешение придет к нему в холодной Казани, где в снег полетит украшение мертвой любимой предательницы и вскоре после этого зазвучит знаменитая мелодия Джона Барри, возвращающая к образу Бонда, Джеймса Бонда и напоминающая о том, что все еще будет: и бабочка Коннери, и ямочка Далтона, и улыбка Броснана.
Бонда-человека Дэниелу Крейгу надо играть еще как минимум в трех фильмах - контракт подписан на пять, но что именно будет с ним происходить, во многом зависит от режиссера. Форстер же пока наотрез отказывается работать со своим поклонником над 23-й частью бондианы (или, скорее, над третьей частью необондианы) - работу над "Квантом милосердия" он уже назвал "годом без жизни".
Сергеева Жанна
Если в кране нет воды
Роман КОРНЕЕВ
Создатели новейшего цикла бондианы поставили перед собой цель сколь благородную, столь же и недостижимую. Они захотели второй раз войти в ту же воду, подав самый длинный из франчайзов современности в новом ключе, но одновременно оставив всё как есть.
То есть c одной стороны — нет имени Флеминга в титрах, но есть его персонажи — сам Бонд, М, ле Шифр, мистер Уайт. Есть заглавный клип в начале фильма, но выглядит он именно нарочито вставным номером, для проформы, такой пятиминутный оммаж смутным собственным достоинствам. Есть «выстрел в диафрагму» под знакомую музыку, но и музыка, и диафрагма точно так же отделены от всего действа, это просто логотип под финал пиесы. Бонд всё так же общается с двумя девушками за время сеанса, и точно так же одна из них благополучно умирает, но право, серьёзному и неуклюжему в манерах Крейгу все эти «девушки Бонда» нужны как солдату третья портянка. В фильме по-прежнему полно самоиронии, но помимо шутки про «учителей» знатоку посмеяться не над чем.
Продюсерская рука пока действительно не ведает, что творит, хотя за спиной уже два фильма, и «Квант милосердия» в этом смысле пока не даёт вожделенного ответа — куда есть пошёл Бонд, Джеймс Бонд. Более того, несмотря на все достоинства второго фильма новейшей серии, именно он даже в каком-то смысле размыл тот образ нового агента 007, который создавало «Казино Рояль».
Почему так? Вот смотрите. Крейг сам по себе был главной находкой «новой бондианы», ведь его образ служивого Её Величества был крупнейшей ставкой продюсеров, которая бы с одной стороны обеспечила сериалу рывок в будущее, а с другой, в случае неудачи, похоронила бы проект на долгие годы.
Во втором фильме этой загадки уже не было — все уже знали, что зрителю Крейг придётся по вкусу, все уже знали, что Бонд, которого всё время бьют по лицу — народу нравится, все уже знали, что экшн а-ля Джейсон Борн нынче пользуется популярностью, и все уже знали, что за неимением оставшихся в запасе романов, повестей и даже уже рассказов Флеминга, хочешь не хочешь, а придётся писать сценарий сиквела, с теми же персонажами, только «дальше, выше, быстрее». Даже то, что большая часть фильма в итоге пройдёт в Италии, было понятно уже из фамилии продюсера.
По сути, единственным элементом непредсказуемости оставался только небанальный выбор режиссёра, ведь Форстер режиссёр хороший, но боевиков до сих пор не снимал, а где режиссёр, там и его команда, включая осветителей и массажистов, со всеми вытекающими последствиями для итогового видео. Откровением в этом смысле послужил только монтажёр Ричард Пирсон, работавший над «Превосходством Борна», что внесло свою заметную лепту в тот кинопродукт, что мы и имели возможность лицезреть в кинозале.
Итого в «Кванте милосердия» сошлось новое, старое и старое-новое в немыслимых пропорциях, заставляя крепко призадуматься, чему в итоге радоваться, а чему, может, и поогорчаться.
И главное новое среди всего нового — это, конечно, немыслимое количество экшна. Никаких погонь на снегоходах и морских заплывов, никаких пулемётов под фюзеляжем казённого «Остон-Мартина», простой дорожный серпантин, каменная пыль, мелькание разбитого вдрызг железа и подозрительные типы в чёрных очках. Вот с чего начинается, чем же примерно и заканчивается «Квант милосердия».
И всё это при сверхкоротком «борновском» монтаже, с руганной-переруганной ручной камерой, которая бывает уместна, но чаще наоборот, без общих планов и кадров длиннее полусекунды. Кто за чем гонится и с какой целью — это не тот вопрос, который стоит задавать на сегодняшнем сеансе. Сидящие ближе к экрану борются с головокружением, закупившиеся попкорном давятся им в назидание потомкам.
Это уже позже в сценарии появляются одна-две паузы, достаточных для произнесения хоть что-нибудь поясняющего диалога, но помните, при хронометраже в час сорок пять (для сравнения — у «Казино» было 144 минуты) таковых набирается штуки четыре, не больше. Кажется, Марк Форстер воспринял проблему множества ложных концовок предыдущего фильма буквально, не оставив собственному кинопродукту ни завязки, ни акцентированного финала. Ретроспективно вспоминая фильм по выходе из зала, начинаешь задумываться, нужен ли режиссёру сюжет вообще, или дай ему продюсеры волю, он бы всё повырезал, оставив на экране один экшн, экшн и ничего кроме экшна.
По сути, во всём фильме есть лишь одна длиннота — тот самый «заглавный» видеоклип со своеобразной графической аллюзией на булит-тайм. Всё остальное время сами герои, их машины, катера, самолёты и прочая техника куда-то несутся, периодически поворачиваясь на камеру и произнося диалог в стиле «за какое общество бежим? мы — за Динамо!»
Понятно, что при таком количестве зубодробительных погонь и филигранного мордобоя, во время которого Крейг доблестно страдает лицом, персонажи не успевают толком представиться, а над смертностью визави самого Бонда горько шутят не только в зале, но уже и на экране. Так, зачем умерли Матис и рыжая красотка мисс Филдс, не поняли, кажется, даже трое сценаристов фильма, что уж говорить о горемычном Бонде, всё повторяющем своё присловье про «мёртвые не кусаются».
Точно также «низачем» Бонд сперва не убивает, а потом тут же спасает персонажа нашего мультиязычного всего Ольги Куриленко, взаимоотношения которой с генералом Генералом — единственная обладающая стройной логикой сюжетная линия фильма. Обидно, что как раз она-то к Бонду никакого отношения не имеет. Да и то, сказать по правде, читатели уже спрашивают «а что у Куриленки со спиной?» Что тоже говорит о специфике сценария.
Собственно в этом и состоит главная проблема фильма, усиленно входящего второй раз в воду. Авторы так много всего напридумывали, а хронометраж решили оставить традиционный для Бонда. Потому и колоритнейшие персонажи Амальрика (а особенно его помощника), Джаннини, Кристенсена, да и обеих барышень-в-кадре остались подвешенными в воздухе, у них просто нет времени толком представиться.
Сам же Бонд-Крейг при этом ничуть не отступает от предыдущей части, играет живого, человечного спецагента, который сам до конца не понимает, чем в собственных действиях руководствуется, и его конфликт с М за те минуты суммарного хронометража, что ему уделено в театральной версии, всё-таки проходит классические три стадии, спасая фильм от возможных фанатских нападок. Бонд — по-прежнему взрослый, серьёзный, шрамированный снизу доверху персонаж в стиле «во время съёмок ни одно животное не пострадало». Что, в общем, переводит фильм в категорию достойных просмотра, но всех вопросов к сценарию всё-таки не снимает. Ведь чем всё, формально, кончилось? Детонацией начинённого тротиловым эквивалентом отеля и демонополизацией латиномариканского водоканала. Вот уж масштаб для агента 007.
Потому что экшн экшном, но даже в изначально заточенном под оный «Борне» находится время и для внутренней логики, и для развёрнутого детектива, и для внятного финала.
Бонд же, так и не пояснив смысл второго слова в своём заглавии, скорее отсылает нас дальше, к следующему фильму. Ведь Доминик Грин, мы помним, ответил на все вопросы Бонда, а следовательно, завтра будет весёлый день!
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру
Не Бонд. Не Джеймс Бонд
Известия.RU
В четверг на широкие российские экраны выходит новый фильм о приключениях Джеймса Бонда "Квант милосердия". Правда, нынешний агент 007 уже не имеет отношения к классическому герою времен Яна Флеминга.
"Квант милосердия" - вовсе не экранизация Флеминга. От его небольшого рассказа авторы взяли одно лишь название. У Бонда XXI века другие отцы. Потому, прежде чем смотреть новую картину, обязательно надо вспомнить сюжет "Казино "Рояль"". Без этого останется неясным, почему так обозлился Бонд, что гонит его по миру и в чем причина его тоски. Впервые в истории "бондианы" фильмы составляют дилогию, и ею приключения данного героя не закончатся. Во всяком случае, исполнитель главной роли Дэниел Крейг подписал контракт еще на две бондовские киноистории.
Итак, "Казино "Рояль"" завершился гибелью страстной и таинственной девушки Веспер (брюнетка Ева Грин), которая смогла влюбить в себя одинокого и холодного агента 007. Фабулу "Кванта..." можно изложить в двух предложениях. Любовь всей жизни Бондом утрачена, и он жаждет отомстить виновнику гибели своей девушки. Но сначала надо выяснить, кто же этот виновник. Интрига заключается в том, что против благородного Бонда действует могущественная организация С.П.Е.К.Т.Р., во главе которой стоит коварный Доминик Грин (французский актер Матье Амальрик). С другого бока неприятности Бонду преподносит и ЦРУ. Так личная вендетта перерастает в государственное задание.
Эффектных драк, погонь по городам и весям традиционно множество. Фильм насыщен большими трюковыми сценами, но порой кажется, что монтажер, склеивая пленку, использовал "мясорубку". В мельтешении уже сложно разглядеть, кто в кого стреляет, чья нога запуталась в веревках и чья рука пытается достать отброшенный пистолет. А раз авторы не дают рассмотреть, то не знаешь и за кого в данный момент переживать. Порой даже посещала грустная мысль, что "Квант..." сделан только ради кассовых сборов, а про чувства зрителей никто не думал.
Я никогда не была фанатом агента 007, однако в 2006 году в "Казино "Рояль"" случилось удачное обновление героя. Очаровательного, но уже 52-летнего Пирса Броснана заменил дерзкий 37-летний Дэниел Крейг. Привычная шпионская сага была по-прежнему насыщена всякими техническими штучками и рекламными паузами, но они впервые не мешали следить за драматической историей и сопереживать Бонду. Думалось, как удачно в сценарную группу был включен "оскароносный" Пол Хаггис ("Столкновение"). И кто бы мог подумать, что в двадцать втором фильме самые сложные вопросы будут именно по сценарию...
Загадкой для меня осталось первое появление Камиллы (Ольга Куриленко). Почему она остановила свою машину возле Бонда? И почему Бонд решил выкрасть эту малознакомую девицу с яхты диктатора, мечтающего вернуть себе власть в Боливии? Куда летят Бонд и Камилла? В чем заключается мировой заговор, который на фоне роскошных трюковых сцен плетет пресловутый С.П.Е.К.Т.Р.? Что их интересует - боливийская нефть? И почему так не по-джентльменски поступает Бонд со своим напарником Матисом (Джанкарло Джаннини), бросая его труп в мусорный бак - мол, ему уже все равно?..
Что радует в "Кванте милосердия"? Масштаб съемочной географии. Жаль только, что до зимней Казани, куда Бонда неожиданно занесло после Боливии, съемочная группа так и не добралась. Эпизод был снят под Лондоном. Симпатично смотрится первая славянская девушка Бонда. Уроженке Бердянска Ольге Куриленко выпало сыграть даму сердца, которую Бонд впервые не соблазнил. Отдельно радует Крейг. Он брутален в ближнем бою, ироничен в диалогах со своей начальницей - словом, когда есть возможность, демонстрирует лучшие качества английской актерской школы.
Безоговорочно восторгаться мастерством режиссера получается лишь в эпизоде оперного спектакля Пуччини "Тоска", который проходит на плавучей сцене в австрийском городе Брегенц. Сценограф Йоханнес Лайакер ("Летучий голландец" в Большом театре) создал экстравагантное оформление с гигантским глазом на полотне размером 50 на 25 метров, которое придает фильму дополнительное измерение. Ведь во время авангардного спектакля проходит "планерка" таинственной организации. Остроумная раскадровка Марка Форстера заставляет пристально наблюдать за происходящим и в зрительном зале, и на сцене. Нарастающее напряжение отлично сочетается с юмором, и на несколько минут кажется, что Форстер поймал стилистику так понравившегося большинству зрителей "Казино "Рояль"". Уже можно прогнозировать, что этот эпизод в опере войдет в классику мирового кино. Но для такого фильма, на мой взгляд, этого маловато.
Первый фильм о приключениях агента 007 "Доктор Но" появился в 1962 году. Дэниел Крейг родился в 1968-м. Первый фильм с Джеймсом Бондом он посмотрел вместе с папой в 1973 году. Это была картина "Живи и дай умереть" с Роджером Муром. Крейг рано определился с выбором профессии, успешно играл драматические роли. И до 2004 года не думал, что сам когда-нибудь примерит смокинг агента 007, сядет за руль "Астон Мартин", выпьет фирменный коктейль "водка-мартини" и произнесет самую популярную в мире кинофразу: "Бонд. Джеймс Бонд". Однако парадокс времени заключается в том, что в новом фильме коронная реплика уже не звучит, а с коктейлем вообще не понятно - что он там пьет. Пока продюсеры и авторы сценария "Квант милосердия" оставили только стильные смокинги и машины. Нет гарантий, что в следующем фильме Бонд не лишится и этих примет истинного джентльмена. Следующий - двадцать третий - фильм об идеальном подданном Ее Величества должен выйти в прокат в 2010 году.
Сколько стоит "Квант милосердия"
Кассовые сборы "Казино "Рояль" в мировом прокате составили почти $587 млн. Похоже, продюсеры впали в эйфорию: иначе как объяснить бюджет "Кванта милосердия" - $230 млн? Бокс-офис первого прокатного уикенда в Великобритании обнадеживает: 15,4 млн фунтов стерлингов. Побит рекорд 2005 года, когда "Гарри Поттер и Кубок огня" за первый уикенд собрал 14,9 млн фунтов. А "Казино "Рояль" в 2006 году начинал свой прокат и вовсе с 11,4 млн.
Вита Рамм
Не супер
Итоги
"Основной месседж картины заключается в том, что Бонд, как и все мы, не идеален. В мире не существует абсолютных злодеев и стопроцентных героев", - уверен режиссер новой серии бондианы Марк Форстер
За свою пока не очень длинную карьеру швейцарец Марк Форстер успел поработать со звездами первой величины.
На экраны выходит "Квант милосердия" - двадцать второй фильм, повествующий о похождениях самого обаятельного и привлекательного шпиона в истории - Джеймса Бонда. Незадолго до премьеры режиссер картины Марк Форстер поделился с корреспондентом "Итогов" своими взглядами на будущее супергеройского кинематографа.
- Джеймс Бонд стоит на страже спокойствия подданных Ее Величества без малого пятьдесят два года, со времен выхода первого романа. Караул не устал?
- Ох. Хотелось бы мне, чтобы когда-нибудь человечество научилось жить без помощи ребят из Secret Service. Но пока об этом и речи быть не может. Включите телевизор и сами все поймете: чуть ли не каждый день раздаются взрывы, напоминают о себе террористы, раскрывают очередные заговоры. Нет, пока людям просто необходима вера в то, что их покой охраняют Джеймсы Бонды. И наш герой еще послужит, рановато ему в отставку.
- Актер Дэниел Крейг отвечает вашему представлению об агенте 007?
- О да, конечно. Он замечательный актер. Скажу больше - лично я был очень рад, что Дэниел стал новым агентом 007. Ведь оба мы родом из авторского кино. "Теперь о твоем единомышленнике заговорят не только немногочисленные любители арт-хауса, но весь мир", - это была моя первая реакция на новость, что именно он сыграет Бонда.
- Ну а как насчет внешности Крейга? У зрителей ведь сложился некий стереотип того, как должен выглядеть Бонд: брюнет-метросексуал с обложки глянцевого журнала. Помнится, к выходу "Казино "Рояль" даже появились значки со снисходительным слоганом "Blond, but still Bond" ("Блондинистый, но все же Бонд").
- Я, знаете ли, не самый большой спец по мужской красоте. Но Дэниэл всегда напоминал мне Стива Маккуина. Когда Маккуин улыбался, то становился похож на беззащитного ребенка. Но в то же время за этой беззащитностью угадывалась и настоящая "крутизна". Вы понимали, что с таким парнем шутки плохи. Не дай вам бог незаслуженно его обидеть. Впрочем, наверное, это прозвучит сущей банальностью, но не во внешности дело. Хороший актер получил хорошую роль. Роль, которой он достоин.
- А как вы сами очутились в режиссерском кресле "Кванта милосердия". Этот проект совсем не похож на ваши прежние, скорее авторские работы.
- Кому снимать очередную серию бондианы, решает продюсер. А я поначалу и не давал своего согласия…
- Прямо-таки урок из американского учебника для начинающих бизнесменов: никогда не соглашайся на первое предложение.
- Нет-нет, я не кокетничал. Ни тогда с продюсерами, ни сейчас с вами. Меня терзали сомнения: моя ли вся эта коммерция? По плечу ли? Однако после переговоров с продюсерами мы встретились с Дэниелом. Он предложил почитать сценарий, набросать какие-нибудь идеи. И процесс захватил меня. Впрочем, на окончательное решение повлияло и однажды прочитанное интервью с Орсоном Уэллсом. У мэтра спросили: "Есть ли что-нибудь, чего вы хотели бы сделать, но так и не сделали?" Он ответил: "Жалею, что так и не сподобился снять большой коммерческий фильм". Тут-то я и понял, что предложения поработать над бондианой тебе не каждый день поступают.
- Взыграли амбиции?
- Скорее, профессиональный интерес. Что получится на выходе: "Новый фильм Марка Форстера", или очередная серия многомиллионной франшизы, за которой не всегда угадывается автор? Только не спрашивайте у меня, что получилось в итоге. Об этом судить вам и обычному зрителю. Хотя, если быть до конца откровенным, амбиции тоже сделали свое дело: появилось желание поговорить с аудиторией, с которой я не смог бы пообщаться посредством всех своих предыдущих картин, вместе взятых.
- И как вам опыт работы в продюсерском проекте?
- Было весело, несмотря на огромное количество экшна и довольно серьезные производственные графики: съемочная бригада из двухсот человек пахала по шесть дней в неделю. В любом случае научился я многому.
- Чему, например?
- Главное, чтобы сценарий был хороший - остальное приложится. Я понял, что боевики снимать не так уж сложно, хоть и долго. Но если над историей корпит талантливый автор, тебе только и остается, что хорошенько порепетировать с актерами, заснять все это на несколько камер с разных углов, а потом понять, какой ракурс эффектнее и драматичнее.
- Некоторые критики уже шутят, мол, "Квант милосердия" не столько бондиана, сколько борниана. Есть искушение согласиться с ними: картина действительно во многом напоминает ленты о похождениях Джейсона Борна.
- Только если речь идет о мизансценах с драками или погонями. Когда снимаешь экшн и хочешь добиться наибольшей правдоподобности, волей-неволей придется топтать одну поляну с Дугом Лайманом (автор "Идентификации Борна". - "Итоги") и Полом Гринграссом ("Превосходство" и "Ультиматум Борна". - "Итоги"): использовать "дрожащую" ручную камеру, "рваный" монтаж и т. д. Но если говорить о "Кванте" в целом… Знаете, я старался выдержать атмосферу параноидальных триллеров 1970-х годов вроде хичкоковского "Топаза", "Трех дней Кондора" Сидни Поллака, "Всей президентской рати" Алана Пакулы. Поэтому большая часть ленты выстроена на неспешных крупных планах. Странно, что вы этого не заметили.
- Я говорю не о визуальной стилистике, а о концепции, образе героя, косметике врага. Бонд представлен не рыцарем без страха и упрека, не эдаким любимцем Фортуны, а мстителем, который хочет разобраться с виновниками смерти возлюбленной.
- Ну... На мой взгляд отличия характера нашего героя от своего молодого американского коллеги вполне очевидны: Борн пытается найти ответ на вопрос: "Кто он на самом деле?" - в то время как Джеймс Бонд все про себя давно знает. Борн - жертва государственного, военного заговора. Бонда трудно представить себе в образе жертвы. Да, он убийца, но сознательно, самостоятельно выбравший этот путь. Основной месседж картины заключается в том, что Бонд, как и все мы, не идеален. В мире не существует абсолютных злодеев и стопроцентных героев. Главный антагонист Джеймса, мистер Грин, которого сыграл блестящий французский актер Матье Амальрик, на самом деле не такой уж законченный мерзавец, в то время как Бонд способен и на худые поступки. Добро и зло идут нога в ногу. Это как Инь и Ян в китайской культуре: темное и светлое начала объединены воедино. Так что Бонд в "Кванте милосердия" скорее похож на изломанного героя, человека измученного комплексами и травмами прошлого. Совсем как новый Бэтмен в исполнении Кристиана Бейла.
- Джейсон Борн мстит за смерть подруги Мари, Бонд хочет свести счеты с подонками, повинными в убийстве его любимой Веспер. Вы все еще настаиваете на том, что между ними нет ничего общего? Помимо того, что и имена так похожи, сейчас вот говорим с вами, и я все боюсь перепутать.
- Я настаиваю на том, что эти два героя - совершенно разные. Джеймс Бонд хочет узнать, где пролегает тонкая грань, отделяющая вопросы интересов государства от попыток свести личный счет. Он в некотором роде дитя западной капиталистической системы, в которой человек стремится лишь к персональной выгоде, забывая об интересах остальных… Вот где настоящий конфликт! При этом вся соль заключается в том, что отвечать на поставленные вопросы будет не герой, а зритель.
- То есть вся ответственность с плеч режиссера, продюсеров и актера ложится на хрупкие плечи зрителей?
- В какой-то мере. Если он пришел посмотреть не только на то, как Джеймс палит из пистолетов и взрывает автомобили, конечно.
- Если уж вы сами заговорили о Бэтмене и о комплексах бывших супергероев, то скажите: зачем продюсерам понадобилось разрушать легенды?
- Видимо, это новый кинематографический тренд. С той лишь поправкой, что он в первую очередь интересен не продюсерам, а самим зрителям. Легенды о пуленепробиваемых парнях канули в Лету. Героев необходимо очеловечить, добавить новые яркие краски в черно-белые, до недавнего времени, палитры их характеров. Вот вы верите в существование Человека-паука, например? Я лично нет. Такие персонажи мне попросту неинтересны. Другое дело, что Бонд, может, и страдает, но мы не видим этого. В этом смысле зеркальным отражением его характера является новая девушка, которую сыграла ваша Ольга Куриленко. Она потеряла семью и не скрывает горечь утраты. Бонд все держит в себе и старается не выказывать чувств, но они на самом деле родственные души.
- Не думаю, что автор романов Ян Флеминг копал так далеко. На ваш взгляд, романы Флеминга для англичан - часть национального достояния или "бульварное чтиво"? - Ну, конечно, часть национального достояния. В конце Второй мировой войны, когда Англия поняла, что теряет авторитет мощной колониальной империи, ее граждане затосковали по такому персонажу - неуязвимому агенту, который стоит на страже Ее Величества и подданных…
- За вами оставили кресло режиссера "Бонда-23"?
- Все, что я хотел сказать о Джеймсе Бонде, - в "Кванте милосердия". Целый год вкалывал как проклятый, пора отдохнуть. Да и потом, это, возможно, прозвучит не очень убедительно или даже банально, но я не люблю топтаться на месте, работать в одном и том же жанре. После "Волшебной страны" мне предлагали экранизировать очередную книжку про "Гарри Поттера", но я отказался: зачем снимать одну сказку вслед за другой? Так что думаю попробовать себя в чем-то совершенно новом. Может, абстрактным искусством заняться?
Стас Лобастов
Личное дело
Тихий швейцарец
Карьера швейцарца немецкого происхождения Марка Форстера - воплощение американской мечты. Уже в третьем фильме режиссера "Бал монстров" снялись такие звезды, как Билли Боб Торнтон, Халли Берри и Хит Леджер. Лента номинировалась на приз Американской киноакадемии, премию BAFTA, "Золотого медведя", "Золотой глобус". И хотя сам Форстер не получил ни одного из этих призов ("Оскара" удостоилась Халли Берри), его имя стало нарицательным для всех любителей тяжелых социальных драм.
В следующем фильме режиссера - "Волшебной стране" (биографической мелодраме из жизни автора "Питера Пэна" Джеймса Барри) - с удовольствием снялись прославленные английские мастера Джонни Депп и Кейт Уинслет. Картине прочили ошеломительную фестивальную и прокатную судьбу, выдвигали аж на семь "Оскаров", 11 призов премии BAFTA, пять "Золотых глобусов". Но Форстер вновь остался без наград, довольствовавшись спецпризом Венецианского кинофестиваля и ¬невероятным количеством восторженных рецензий.
Затем Форстер снял тяжеловесный триллер "Останься". Призов снова не удостоился, но расширил круг звездных друзей: главные роли в фильме сыграли Наоми Уоттс, Эван Макгрегор и Райан Гослинг. За триллером последовали полусказочная история "Персонаж" с Уиллом Ферреллом, Дастином Хофманом и Эммой Томпсон и драма "Бегущий за ветром". Примерно в это же время на Форстера, словно из рога изобилия, посыпались предложения поработать в коммерческих проектах. После череды отказов режиссер наконец-то согласился принять участие в создании "Кванта милосердия". На сегодняшний день он - единственный режиссер многомиллионного проекта, для которого английский язык не является родным.
Закрытый показ
Назад в СССР
Пресс-показ новой части бондианы "Квант милосердия" проходил в атмосфере строжайшей секретности. Хочешь попасть в зал, изволь сдать экзамен на благонадежность: пройти через рамку металлоискателя и открыть сумку. Четко объяснить прокатчикам, "на кого работаешь", сдать мобильный телефон и поднять руки вверх - секьюрити деловито похлопают по карманам и неспешно просканируют тебя с помощью ручного детектора металлов. Короче говоря, попав в зал, журналисты ощутили себя коллегами 007-го по Secret Service и ждали чего-то из ряда вон выходящего.
Сюжет 22-й картины бондианы начинается ровно через двадцать минут после финальных кадров "Казино "Рояль" ("Я Бонд, Джеймс Бонд", - нехорошо скалится герой Крейга в лицо кряхтящему мистеру Уайту с простреленными нижними конечностями). За эти двадцать минут Бонд успевает погрузить Уайта в багажник Aston Martin и доставить в сиенское представительство МИ-6. А там сюжетная пружина начнет неумолимо разгибаться: 007-й узнает про таинственную организацию "Квант", опутавшую преступными щупальцами весь мир. Выйдя на след босса "Кванта" мистера Грина, Бонд в компании бывшего функционера МИ-6-Италия Матиса (Джанкарло Джаннини) и красавицы Камиллы (Ольга Куриленко), работающей на боливийскую разведку, отправляется бить Грину лицо и мстить "Кванту" за смерть своей возлюбленной.
Если быть откровенным, то больше всего "Квант милосердия" смахивает на политический триллер в духе "ТАСС уполномочен заявить". Да, картина изобилует драками и погонями, но Форстер снимает их спустя рукава по лекалам Пола Гринграсса: куча-мала, нелегко понять, кто кого лупит. Зато гражданская позиция 007-го очень интересует Форстера. Бонд превращается в пламенного народного трибуна. Вот герой Крейга высокопарно заявляет агенту ЦРУ, пошедшему на сделку со злодеями: "Вы прекрасно знаете, кто такой Грин, и тем не менее ложитесь к нему в постель". А узнав, что в заговор против беднейшей части человечества вовлечены и люди, вхожие в кабинет министров Англии, плюет на государственное финансирование и пытается вывести злодеев на чистую воду своими силами. Одна сцена красноречивее другой. Так, Форстер переносит зрителя в оперный театр, где "гринго", щеголяющие вечерними туалетами, слушают "Тоску" Пуччини и едят ананасы, а в это время нищие, явно страдающие от обезвоживания боливийцы с вожделением поглядывают на пересохшую водопроводную трубу. Сказывается, видимо, советское воспитание главного героя. Ведь Ян Флеминг придумал для Джеймса Бонда среди прочих подробностей биографии несколько лет, проведенных отроком в СССР.
Неизбежность Бонда
Страна.Ru
Вот честно, я бы уже, наконец, спросила у психологов, откуда в людях такая непоследовательность – каждый раз с потрясающим упорством натыкаться на одни и те же грабли. Да лень просто. Это я к тому, что практически все мои знакомые, посмотревшие «Казино Рояль», где впервые Дэниэл Крейг занял вакантное место Джеймса Бонда, плевались от отвращения. Каждый нашел для себя тот очаровательный пустячок, который иллюстрировал полнейшую несостоятельность проекта.
Прошло два года. Надо отметить, что люди помнили о том, как они ругали и кляли «Казино», но с фанатичным упорством талдычили: «Надо посмотреть, что у них получилось в продолжении. Наверняка все плохо, и все же схожу». Как результат подобного мышления человечества – в первый день выхода продолжения приключений Крейга-007 на сеанс в 9.00 утра билетов не было!
И все же не стану винить во всем единственно узколобость человечества, помяну также вкупе с ней грамотную промывку мозгов. Итак, во всех кинотеатрах страны стартовал очередной совместный проект США и Великобритании под названием «Квант милосердия» от режиссера Марка Форстера. Вспомним - готовить нас начали загодя. Еще год назад по России пронесся сначала шепот, а потом практически вопль восхищения – русскоязычную девушку взяли на роль подруги Бонда.
И началось торжественное шествие по всем изданиям новости о том, что почти русская украинка Ольга Куриленко вот-вот станет новой звездой Голливуда. Ведь как только ее увидели на кастинге – всем сразу стало понятно – только Курилекно можно доверить эту трепетную миссию. О том, что девушек у Бонда будет две – так положено по всем установкам франшизы - как-то никто не вспоминал. Равно как и о том, что все же «главной» девушкой стала как раз совсем не Куриленко, а нисколько не интересовавшая нас Джемма Артертон.
И уж совсем справедливости ради, она и в кадре светится в разы больше времени нашей «звезды». Артертон даже наградили постельной сценой с Бондом – чего оказалась лишена Куриленко – да еще и парой куда более значительных диалогов, чем Ольгины покрикивания «Вправо!», «Громче!», «Ложись!».
А дальше нас подробно инструктировали – вот съемки проходят в Италии, в Америке и еще в 25 странах. Отели задействованы самые шикарные (истинная правда), машин самых шикарных понавезут со всего света, напитки заморские – не чета «мартини с оливкой взболтать, но не перемешивать». Так что всем, кто собрался попутешествовать, должно быть весьма интересно – куда их могут завести за собственные деньги. (Так, кстати, был удачно куплен еще один сегмент зрителей - путешественники).
Поклонникам личности Дэниэла Крейга сообщали как он себя чувствует, насколько вжился в роль, о том, что он сломал руку, но она вот-вот будет как новенькая. Оставались еще верные поклонники всех приключений Бонда, школьники на каникулах, немножко любопытных – и залы полны зрителями всех мастей. Пришли даже те, кто мечтал убедиться, что Ольга Куриленко действительно очень плохая актриса.
И вот полным полна коробочка, будто и не было двух лет со дня выхода «Казино Рояль». Тем более, что для самого 007 «Квант милосердия» продолжился спустя всего лишь час после окончание предыдущей серии. Стоит ли винить Крейга в том, что он не успел передохнуть, а потому мечется по миру с лицом висельника, обреченного никогда не добраться до места? А Джуди Денч в том, что ей явно до смерти надоело придуриваться под смутно прописанный сюжет, а неактрису Куриленко, в том, что она не постигла науку, которой никогда не училась?
Возможно, не стоит. И тогда я опять начинаю мучиться вопросом – почему же каждый из вас все равно пойдет в кино, чтобы убедиться - «Квант милосердия» не стоит ни единой минуты потраченного на него времени?
Наталья Дьячкова