"Народный роман"
Название фильма: | Народный роман |
|
|
Страна-производитель: | Италия | ||
Английский: | Romanzo popolare | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Марио Моничелли | ||
В ролях: | Уго Тоньяцци, Орнелла Мути, Микеле Плачидо, Пиппо Старнацца, Франко Мацциери, Винченцо Крочитти | ||
Год выпуска: | 1974 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
История рассказывается от лица одного из её участников - 50-летнего миланского рабочего Джулио (У.ТОньяцци), члена профсоюза, активно интересующегося политикой и считающего себя демократически мыслящим, свободным человеком, который женился на 17-летней крестнице Винченцине (О.Мути), приехавшей с Сицилии и как бы не отягощённой «комплексами цивилизации». Основной тон в этом повествовании об отношениях современных супругов, у которых не только существенная разница в возрасте, но и имеются социально-нравственные различия, связанные с явно несхожим способом жизни в промышленном северном городе и в южном селении, всё-таки задаёт довольно меланхоличная ирония. И типичная «комедия по-итальянски» или же «народный роман», интерпретируется с долей горечи и сожаления, что даже близкие, родственные друг другу люди подчас не могут найти между собой взаимопонимание.
Сюжет касается вроде бы привычного «любовного треугольника», поскольку юная жена, уже успевшая родить ребёнка, однажды изменяет немолодому мужу со знакомым полицейским Джованни (М.Плачидо), страстно в неё влюблённым. Но Винченцина действительно любит Джулио и сама признаётся в своём «грехе», что была просто вынуждена уступить настойчивым притязаниям молодого карабинера. То, как реагирует «цивилизованный муж» на случайный проступок доверчивой супруги, великолепно сыграно актёром Уго Тоньяцци: на переходах от комизма к слезам, от всепрощения - к мести, от любви - к ненависти. Его герой, тоже любящий жену, даже готов примириться со случившимся и всё забыть, но получив письмо «доброжелателя», сообщающего о том, что он рогат, Джулио приходит в бешенство. Страх показаться смешным в глазах соседей заставляет его мгновенно позабыть о своей «современности» и «демократичности» - и как типичный ревнивец и обманутый муж, Джулио выгоняет Винченцину с малым ребёнком из дому, остаётся один, принимая судьбу такой, какова она есть, и решает больше никогда не связываться с женщинами. Но и Винченцина, и Джованни, вопреки зрительским ожиданиям, не находят взаимного покоя, существуя раздельно друг от друга...
Немаловажно отметить, что рассказ Джулио, который порой словно вмешивается в сюжет, останавливая кадр и заставляя наиболее значимый момент ещё раз предстать перед нами с его личными комментариями, начинается где-то с середины. И герой появляется впервые на экране с косметической маской на лице. Потом мы узнаём, что Джулио захотел выглядеть моложе, чтобы Винченцина, якобы разлюбившая его, опять обратила внимание на своего мужа. Но она даже не замечает в нём каких-либо перемен. Согласно иронии авторов фильма, Джулио непременно хочет казаться совсем иным, а на самом-то деле всегда остаётся прежним. И вообще их симпатии скорее на стороне Винченцины, которая становится истинно свободной женщиной, способной достичь большего, когда уже не связана никакими узами с «современными» мужчинами, так и не избавившимися от своих вечных комплексов. А этот «народный роман» оказывается трагикомически точным описанием итальянских нравов 70-х годов и одной из заметных работ в долгой кинокарьере Моничелли.