"Беззаботная / По воле случая"
Название фильма: | Беззаботная / По воле случая |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания | ||
Английский: | Happy-Go-Lucky / Untitled Mike Leigh Project | ||
Жанр: | комедия / приключения | ||
Режиссер: | Майк Ли | ||
В ролях: | Салли Хоукинс, Нонсо Аноци, Эдди Марсэн, Сара Найлс, Сэмюэл Рукин, Алексис Зегерман | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Приключения Поппи.
30-летняя лондонская барышня Поппи работает классной руководительницей в младшей школе, снимает квартиру на паях с такой же одинокой подругой, ходит на дискотеку, где обсуждает с девочками кризис маскулинности, берет уроки вождения у затравленного расиста — и, вопреки каноническим представлениям об успехе, излучает радость и оптимизм.
Актриса Хокинс вполне заслужила те призы, что она получила, и те восторги, что звучат в ее адрес, — это цельный, яркий и запоминающийся образ. И излишне напоминать, что Майк Ли как мало кто в мире умеет снимать живых людей, особенно женщин: попробуйте посмотреть «Беззаботную» встык с каким-нибудь «Сексом в большом городе». Другое дело, что значительная часть удовольствия от фильма, кажется, связана с репутацией Ли как сурового моралиста и социального критика: зритель, который готовится получить очередной удар под дых, а вместо этого видит почти что романтическую комедию.
Газета "Труд"
Фильм Майка Ли "Беззаботная" повествует о том, как выглядит позитивное мышление, доведенное до абсолюта.
Есть песни в принципе неплохие, но давно девальвировавшиеся. Это "Изгиб гитары желтой", это хит из "Бременских музыкантов": всерьез и регулярно их поют только очень, скажем так, беззаботные люди. Созданная Майком Ли девушка Поппи (Салли Хоукинс, приз Берлинского кинофестиваля) - англичанка, но трудно не представлять, как она, радостно хохоча, в сотый раз подпевает партии осла: "Е! Е-е!"
Именно такие девушки вытаскивают в центр круга тех, кто не хочет танцевать. Именно они будят недавно уснувших гостей в пять утра, потому что пошел красивый снег. Часто утомленные действиями "лесного солнышка" люди мечтают об убийстве. Мечтать приходится долго - даже постарев, солнышко не оставляет своих стараний: палатки, хор, веселые старты. И всегда улыбается. Всегда. Всегда.
Сюжета как такового в фильме Майка Ли нет - там демонстрируется беззаботная жизнь, текущая в некоем отдалении от жизни озабоченной. Поппи, выбравшая себе подходящую работу учительницы младших классов, в свободное время выпивает с подругами, танцует на дискотеках и пытается (вполне безуспешно) общаться с людьми, непохожими на себя. Смурной продавец книжного магазина равнодушно относится к ее попыткам обсудить величину его магазина, количество книг и не ловится даже на такой крючок, как "Классная шапка!". Беременная сестра, наоборот, получает нервный срыв после визита Поппи с подругами, глумящимися над строительством дома и слишком ранним оформлением пенсии. Страстная преподавательница танцев разрыдается, разъясняя суть фламенко, и не заметит широкой радостной улыбки ничего не понявшей Поппи. Более длительное общение вечно счастливой девицы с автоинструктором (Эдди Марсан) представляет из себя беседы двух антиподов: он уверен, что ему никогда не везет, а она знает, что ей везет всегда. Зато с социальным работником, выяснившим, что один из учеников Поппи агрессивен, потому что его дома бьет отчим, взаимопонимание находится моментально: "Ну, я думаю, что тут все обойдется!" - "Конечно, конечно!"
Майк Ли обладает способностью вызывать симпатию к неоднозначным персонажам - наивной абортмахерше Вере Дрейк из одноименной картины или жестокому Джонни из "Нагих". Салли Хоукинс не зря дали награду - она замечательно сыграла взбалмошную, восторженную, танцующую пустоту. Поппи абсолютно позитивна и абсолютно однозначна - скучно с ней не будет, но по этому принципу выбирают друзей люди, которые больше всего на свете боятся, что им может стать скучно. Но подруга, которая в идиллической сцене катания на лодочке скажет Поппи, что не стоит так уж хорошо относиться к людям и жизни, пожалуй, будет руководствоваться не только заботой: ей наконец захочется добавить к их взаимной приторной лучезарности оттенок тоски. Ну право же, гитара существует не только для того, чтобы ее нежно обнимали.
Сергеева Жанна
С ириской за щекой
Текст: Иван Куликов
Выходит новый фильм Майка Ли "Беззаботная", претендовавший на "Золотого медведя" и получивший заслуженный приз за лучшую женскую роль.
"Беззаботная" — болтливая, цветасто раскрашенная, бойко разыгранная хроника трудов и дней восторженной Поппи — девушки-припевушки "чуть-чуть за тридцать" (Салли Хоукинс). Девушка квартирует в богемном лондонском районе Кэмден, по утрам работает в детском саду, днем берет уроки в автошколе, вечером отбивает каблуки сначала под фламенко, потом под Suede, глубокой ночью беседует на помойке с эзотерическим бомжом, по выходным навещает сестрицу на сносях, которая закатывает истерики и требует "ответственности". Общую эйфорическую безответственность увенчивает подвернувшийся в детсаду работник социальной сферы, с которым припевушка закручивает шуры-муры. В общем, дети гукают, Suede грохочут, кричит сестрица, визжит и брызжит слюной автоинструктор, гнусавит муэдзином бомж, воркует соцработник — все при деле. Мило, весело, точно и как-то... калейдоскопично.
Название нового фильма Майка Ли переведено абсолютно правильно, не смущать же публику толстовским "егоза". Такие замечательные девушки встречаются в реальном мире редко, но все-таки встречаются, и очень хочется, когда на душе тоска, их чем-то придушить. То есть патологически беззаботная Поппи — это, конечно же, диагноз. Но то же самое относится и к прочим: в банальном автоинструкторе таится нешуточная мания величия, соцработник с внешностью крон-принца шествует по жизни не менее легко, чем Поппи, но за легкостью прячется аристократизм духа, уязвленный правдой жизни и потерей фамильного замка в Южной Англии. Бомж. Ну, он на то и бомж, что человека, издающего никому не понятные звуки, приткнуть по уму никуда нельзя.
Из таких вот микропатологий, разноцветного социального бисера и мусора, Майк Ли лепит микрокосмос лондонского Кэмдена: конкретного времени, конкретного места и конкретных людей. В отличие от предыдущей "Веры Дрэйк", где буржуазную мораль испытывали на прочность абортированными зародышами, "Беззаботная" скорее живописует и развлекает, чем размышляет. У этих британских киногениев радарная установка работает очень чутко: когда мелкая буржуазия жевала рябчиков и чувствовала себя вполне сносно, ей показывали несчастных честных женщин. А когда дела пошли неважно и пришлось сменить рябчиков на чикен-карри и пересесть с "лексуса" на "камри", ей показали "Беззаботную". Чистую радость.
Радость тут и правда есть, но какая-то наигранная. Впрочем, даже наигранную радость, как и прочие эмоции, играют в этом фильме замечательно — за что и отметили в Берлине, где Хоукинс получила приз за лучшую женскую роль.
Общие же впечатления от "Беззаботной" неожиданно отлились в цитату из Мандельштама, пришедшую на ум по окончании просмотра: "Когда в далекую Корею катился русский золотой, я убегал в оранжерею, держа ириску за щекой". Опять в мире неуютно, зло, шершаво, и русский золотой никуда уже не катится — ни в Корею, ни обратно, ни куда-либо. Но в оранжерею хочется. Всем. С ириской. Эх.
С сайта Филм Ру