"Светлячки в саду"
Название фильма: | Светлячки в саду |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Fireflies in the Garden | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Деннис Ли | ||
В ролях: | Джулия Робертс, Райан Рейнолдс, Уиллем Дефо, Эмили Уотсон, Кэрри-Энн Мосс, Хайден Панеттьери, Йоан Граффадд, Шэннон Лючио, Джордж Ньюберн, Кейден Бойд, Чейз Эллисон, Бруклинн Пру, Фрэнк Эртл | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Семейная драма. Майкл, успешный писатель, издает "роман с ключом" о своем детстве и своей семье — авторитарном отце и идеальной матери. Роман называется "Светлячки в саду", по классическому стихотворению Роберта Фроста. Но тут в семье Майкла происходит неожиданная трагедия, заставляющая всех членов семьи переосмыслить собственную жизнь.
Секс на похоронах
Культура
В прокат выходит семейная драма "Светлячки в саду", где роль добропорядочной матери семейства играет Джулия Робертс, тирана-отца - Уиллем Дефо, а их великовозрастного сына изображает Райан Рейнолдс. Первоначально режиссер-новичок Деннис Ли собирался снимать независимый фильм с неизвестными актерами, однако продюсеры усмотрели в его полуавтобиографическом сценарии нечто, сподвигшее их пригласить в картину голливудских суперзвезд.
Картина открывается сценой наказания молодым пока еще Чарльзом (Уиллем Дефо) своего сына Майкла. Папа, профессор университета и, судя по его разговору с матерью семейства Лисой (Джулия Робертс), не очень удачливый писатель, пилит мальчика за то, что тот потерял очки и теперь они опаздывают в аэропорт, где им надо встретить мамину сестру. Через много лет повзрослевший Майкл (Райан Рейнолдс) будет вспоминать этот эпизод, а также массу других. Как на вечеринке он зачитал коллегам отца, изучающим английскую литературу, стих Роберта Фроста про светлячков в саду, выдав его за свое, а папа потом бил его в гараже. Как тетя Джейн, мамина сестра, будучи молодой бунтаркой, высказывала отцу свое "фи", а потом произвела на маленького Майкла сильнейшее эротическое впечатление хлопчатобумажной майкой. Как мама уз¬нала, что папа ей изменяет, папа опять начал повышать голос, а Майкл собрался избить его бейсбольной битой. Все эти печальные воспоминания лезут Майклу в голову потому, что мать погибла в результате глупейшей автокатастрофы, отец ходит с переломанной ногой и вся семья собралась на похороны.
Внимательный зритель изломает голову в попытках найти в этой картине то волшебное нечто, ради чего в нее были приглашены Джулия Робертс и Уиллем Дефо. "Светлячки в саду" как раз тот случай, когда актеры бы и развернулись, да некуда. Режиссер-новичок Деннис Ли, снявший короткометражку, отмеченную неким "Студенческим Оскаром", написал сценарий к "Светлячкам" по мотивам собственной жизни, оговорившись, что его настоящий отец - вовсе не такой злобный деспот, каким выведен в картине герой Уиллема Дефо. Так что обладательница "Оскара" Джулия Робертс, "оскаровский" номинант Уиллем Дефо, номинантка на "Оскар" Эмили Уотсон и жених Скарлетт Йоханссон Райан Рейнолдс разыгрывают историю из жизни обычной американской семьи, пытающейся как-то жить после смерти матери. В роль матери семейства, лишенной каких-либо признаков индивидуальности, втиснута натурально беременная на тот момент Джулия Робертс. О ее доброте, чистосердечии и прочих человеческих качествах можно судить в основном по тому, как она целует на ночь своего грустного очкарика-сына. Тот страдает от выходок папы, профессора в кризисе. У профессора вроде все хорошо, но ему хотелось бы большего: хороших продаж своей книги, лучшего места, признания публики. Почему ему не удается реализоваться, зрителю так и не объяснят. Главное, что нервный папа всю свою злость изливает на сына.
Книги повзрослевшего Майкла, напротив, разлетаются в два счета, но сам он все путается в воспоминаниях юности. Это единственный персонаж, вызывающий сочувст¬вие. Как не посочувствовать человеку, у которого борода чуть не до пуза, а его до сих пор шпыняют: то сверхтребовательный папа - за то, что сын не надел на похороны матери пиджак, то родная тетка - за то, что отвел детей на рыбалку, а они ей потом соврали. Главный вопрос, который пытается выяснить для себя этот герой, - почему у него с отцом такие сложные взаимоотношения. "У нас всегда все было так?" - спрашивает он отца, склонившись над коробками с мамиными вещами. На этот же вопрос пытается ответить и режиссер. Однако правильно расставить акценты и выявить момент, когда приличные люди начинают безнадежно превращаться в деспотичных родителей, у него не получается. Помимо отношений с папой Майкл пытается разобраться и в личной жизни: на похороны матери прибывает его бывшая жена, алкоголичка в завязке, которую играет Керри-Энн Мосс. Не в силах совладать со страстью, герои принимаются стучать об стену спинкой кровати как раз в тот момент, когда отец в окружении скорбных гостей объявляет минуту молчания по покойной матери. Неожиданный секс на похоронах оказывается самой живой и увлекательной сценой в этой семейной драме, настолько пресной и ровной, что в ней устыдится увидеть свое отражение любая семья - и русская, и американская.
Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему
Семейная драма о непростых взаимоотношениях между родственниками. В роли матери семейства - Джулия Робертс
Майкл Тейлор (Райан Рейнольдс), известный писатель, едет домой на семейный праздник. Он рад этому и не рад одновременно. Он очень нежно и трепетно относится к матери Лизе (Джулия Робертс) и ненавидит отца Чарльза (Уиллем Дефо), потому что он издевался над ним с детства. Отец всю жизнь был деспотом, постоянно в чем-то упрекал сына, хотя видимых причин для этого не было. В детстве отец доводил его так, что Майкл исступленно кричал, что ненавидит его и убьет. Но Лиза всю жизнь терпела выходки мужа. Наверное, потому что любила.
Случается несчастье. Родители Майкла попадают в автокатастрофу, и Лиза погибает. А с ее гибелью для всего семейства Тейлоров наступает сложный период, так как матери, которая являлась оплотом семьи и налаживала отношения между родственниками, не стало.
Для режиссера и автора сценария Дениса Ли, обладателя Студенческого «Оскара» за короткометражку, «Светлячки в саду» стал первым полнометражным фильмом. Картина получилась правдивой и откровенной из-за того, что сценарий наполовину автофиографичен, так как Ли написал его после смерти матери. Дебют получился неплохой, и ему в этом помогли хорошие актеры. Джулия Робертс с удовольствием приняла участие в фильме, не боясь того, что он новичок. Ей понравился сценарий и ее героиня. А, играя беременную Лизу, Робертс на тот момент сама была в положении.
Режиссер исследует, как под микроскопом, трагедию этой американской семьи. Горе все-таки сближает родственников, но найти общий язык не так-то просто, потому что за годы между ними образовалась пропасть недопонимания. Фильм назван по одноименному стихотворению американского поэта Роберта Фроста. И это неспроста. Картина, которую можно сравнить с творчеством поэта, герои которого страдают, но не испытывают безнадежности, все-таки оставляет надежду на то, что все у Тейлоров наладится.
Надежда Погодина, afisha.mail.ru
С жиру беситься — в саду светиться
Катя ТАРХАНОВА
Сквозь мутную призму узкосемейных отношений кино, в т.ч. американское, нередко разглядывает вещи, касающиеся всех. Стареть не хочется — приходится, обижать не хочется — приходится, ненавидеть не хочется — приходится. Достаточно вспомнить «Элизабеттаун» или «Дом из песка и тумана». Дэннису Ли тоже не помешал бы элементарный жизненный опыт, которым можно делиться. К сожалению, единственное, на что его хватило — подставить вместо себя узнаваемых, общепризнанных актёров.
Дальше описано то, чего в фильме нет, поэтому спойлером не считается. В семье маленького очкарика не было ни финансовых, ни жилищных, ни этнических, ни сексуальных проблем. Мама его любила, несмотря на вечную беременность (как у реально снимавшейся Джулии Робертс). Папа не бил, не насиловал, не лишал удовольствий. Однако всё детство очкарика было глубоко несчастным.
Он злорадно отмечал, что папа при нём смел переругиваться с мамой. Смел воспитывать по понятиям. Однажды, когда пришли гости, очкарик за свои вирши выдал стихи великого поэта Фроста. Папа поаплодировал, однако сам был писатель и позже повёл с целью поговорить. Просто поговорить, без рук, только мама билась у входа. Спасла очкарика от страшной участи остаться наедине с отцом, вынудила того прощения просить.
Но за такую чудовищную подлость очкарик возненавидел папу на всю оставшуюся жизнь. Какая чувствительная душа — как же отец родной смел недолюбить его. И вот, спустя много лет семья собралась на маминых похоронах, и тут очкарик разошёлся. Любопытно, что он тоже стал писателем. Подчеркну, не редактором. Вероятно, годами экспериментировал на красавице-жене, доведя её до беспробудного пьянства.
Но к моменту трагической смерти мамы готова Главная Книга — полное разоблачение папы, семейного тирана. Вот она выйдет, и аз воздам, а пока разберусь с мамиными бумагами, почитаю чужие письма. Страшное дело, вдруг выискал, что у нёе в последние годы была тайная личная жизнь. Видимо, в детстве очкарик запамятовал, что мама папу терпела, пока дети росли. Но неужто, когда они выросли, она такое посмела? «И башмаков не износила», пока очкарик уехал, учился, работал, женился, развёлся (хотя очки Райану Рейнольдсу — как мёртвому припарки) — а всё туда же, кого-то завела.
Он страшно оскорблён, в т.ч., естественно, «за отца». Прямо на улице, без всяких «здрасьте» пытает постороннего: «Зачем ты трахал мою мать? Нет, ты скажи»... Какая чувствительная душа! Единственное хорошее, что за два часа он сделал на экране — прям на поминках трахнул свою, разведённую и протрезвевшую, Кэрри-Энн Мосс. Все должны знать, что он сделал ей ребёнка, и сам фрагмент смешной. Очкарик не настолько глуп, чтобы всё хорошо кончалось без актуальной иронии. Как же, с иронией, только на чужой счёт.
Сам фильм, повторяю, не про дикую жалость к себе самовлюблённого инфанта. Фильм как бы о большой, чистой, общей семейной скорби. Долго длятся два часа скорби, начиная с гибели Робертс — это тоже не спойлер, а точка отсчёта — которую трепетно снял Дэнни Модер, оператор картины и по совместительству муж. К сожалению, Модера в фильм затащил другой член семьи, по совместительству продюсер, и можно себе представить, как попали на площадку все остальные звёзды.
Несчастные. Виллем Дефо признаётся, что так и не понял, кого играл (папу). Из него на бесчисленных крупных планах фильм высасывает глаза. Без шуток, глаза высосаны у всех, кроме Эмили Уотсон, создавшей до боли знакомый вариант «родительской любви».
«Ты заставил детей солгать матери», — заявляет тому, кто учил их не стучать друг на друга. «Не смей успокаивать, ты — не мать», — заявляет в погоне за ребёнком, сбежавшим, когда она собственноручно привела к нему психиатра, чтобы пытать по схеме «трое на одного».
Фильм будет «на ура» воспринят любым, кто согласен с этой схемой. «Отпусти ситуацию». «Отпусти Её», «отпусти Его». Не парься. Рейнольдс — лапочка, скоро женится, хотя не на Кэрри-Энн Мосс, которая старше на десять лет. Но вон, как люди живут. В коттеджах, а не в пример нам высокодуховно.
Любите кино.
С сайта Кинокадр Ру
Джулия Робертс оказалась слишком идеальной
Российская Газета
"Светлячки в саду" - полнометражный дебют американского режиссера Денниса Ли, он же автор сценария. Выпускник Колумбийского университета, он стал известен благодаря комедийной короткометражке "Иисус Генри Христос" (Jesus Henry Christ), выигравшей серебряную медаль в конкурсе Академии студенческого кино США.
Сюжет фильма в некоторой степени автобиографичен. Его название происходит от одноименного стихотворения Роберта Фроста, поклонником которого, судя по всему, был режиссер в детстве.
В этом загадочном фильме все начинается с потерянных очков и машинного оконного стекла, которое нельзя трогать руками. Далее - проблема отцов и детей, но не в классическом русском варианте, где одни никогда не поймут других, а в том, что отец Чарльз (Уиллем Дефо) из-за своих проблем почему-то ненавидит своего сына Майкла (Райан Рейнолдс), и тот отвечает ему полной взаимностью. Единственный человек, который их объединяет, - жена и мать Лиза (Джулия Робертс). Она все видит и понимает, что быть отцом и мужем - не идеал для Чарльза, и находится на стороне сына, но из-за собственной "идеальности" сохраняет семью. Впрочем, и в ее жизни были походы "налево".
И вот мы видим взрослого Майкла, того, кто терял очки, а теперь подписывает стюардессе свою первую книгу под названием "Любовные письма на стикерах". А в это время его постаревшая мать Лиза погибает в аварии по вине нервного мужа. Далее много минут выяснения семейных отношений, которые разворачиваются сразу в трех семьях. Фильм довольно скучный, но самое главное - не понятно, какова мораль сей басни.
Несмотря на то что сюжет перескакивает то в детство, то в нынешнюю жизнь Майкла, так и остается загадкой: из-за чего, собственно, отец так ненавидит сына? Вряд ли это возникло на пустом месте. Но вся линия детства - это воспоминания о жестокости отца по отношению к сыну и дружба Майкла с тетей Джейн (Эмили Уотсон), еще той штучкой. И никаких ответов на зрительские вопросы. Даже если Чарльз - неудавшийся писатель, а Майкл - удавшийся и собирается издавать вторую книгу, с детством это никак не связано.
Его вторая книга под названием "Светлячки в саду", судя по загадочному разговору Майкла и тети Джейн, и должна разгадать тайну семейных отношений, но этому не суждено сбыться.
Смерть Лизы порождает еще одно несчастье - переживания Кристофера, сына Джейн, в том, что он виноват в смерти своей тети. Детская травма на всю жизнь. Все остальные находят занятия, чем отвлечься от трагедии.
Самый главный вопрос: что же явилось причиной всех этих тяжелых семейных отношений? Разумеется, "у каждого свои тараканы в голове", но стоило ли из-за этого снимать картину?
Чтобы не портить главную женскую роль до конца, Джулию Робертс умертвляют почти в самом начале фильма, и за игру "старого" состава отвечает только Дефо. Отрицательная роль ему, как всегда, удается.
Единственный вывод, который напрашивается, так это то, что во всем виновата "идеальная мать". Ведь после ее смерти и жена Майкла бросила пить, и отец с сыном вроде бы помирились, Чарльз скоро станет дедушкой, и "Светлячки в саду" остались в прошлом.
Для первого режиссерского опыта фильм снят довольно неплохо. Хороший музыкальный ряд, достойная операторская работа. Но из банальной семейной ситуации, которых пруд пруди, сложно снять без выдумки хорошую драму. А пока остаются слова Станиславского "не верю!" по отношению к сценаристу Деннису Ли. Возможно, если он как режиссер отойдет от автобиографий и в руки к нему вдруг попадет хороший сценарий, то от его следующей работы можно будет ожидать чего-то большего.
Анастасия Скорондаева