Описание фильма

"Мой ласковый и нежный зверь "   

Название фильма: Мой ласковый и нежный зверь
Мой ласковый и нежный зверь
Страна-производитель: СССР
Английский: Мой ласковый и нежный зверь
Жанр: мелодрама / экранизация
Режиссер: Эмиль Лотяну
В ролях: Галина Беляева, Григоре Григориу, Кирилл Лавров, Леонид Марков, Светлана Тома, Олег Янковский
Год выпуска: 1978
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

По мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте».
Обруганная критиками за «цыганщину» экранизация чеховской «Драмы на охоте», которая получила такое мелодраматически-завлекательное название, теперь может представиться даже изящной штучкой, пригодной для хранения в шкатулке. Разумеется, в картине всегда эмоционально неудержимого Эмиля Лотяну есть явный перебор выразительных средств, перехлест чувств. Среднерусская история соблазнения немолодым графом юной Оленьки Скворцовой, дочери лесничего, ощутимо приобретает страстно-южный характер — хотелось бы европейский романско-латинский (тем более, что и режиссер — молдаванин), а по давно заведенной российской традиции получается вполне экспортный цыганский вариант. Но, между прочим, в отличие от более чутко угадывающего мировую фестивальную конъюнктуру Никиты Михалкова («Очи черные», кстати, тоже по очень вольным мотивам произведений Чехова, имели большой успех в Канне), работа Лотяну не вызвала за границей такого энтузиазма, в том числе уступила по художественному результату и его же собственным фильмам «Лаутары» и "Табор уходит в небо", которые были отмечены премиями в Сан-Себастьяне, то есть в близкой по знойным чувствам Испании. Лучше, а главное — тактичнее всех этот странный симбиоз проникновенного Чехова и надрывно-сентиментальных романсов ощутил композитор Евгений Дога, чей вальс на долгие годы стал одним из главных музыкальных хитов, сопоставимый по популярности со свиридовским вальсом из экранизации «Метели» и даже с лирически трогающими душу сочинениями самого Чайковского. Великого Петра Ильича тоже упрекали в излишней чувствительности и подражании итальянской мелодичности, во всяких чрезмерных dolce и con amore.

Искренняя, жертвенная любовь немолодого и не богатого Урбенина (Л.Марков) к 16-летней прелестной Ольге (Г.Беляева) превращается в источник страданий при появлении молодого преуспевающего следователя Сергея Камышева (О.Янковский). Ольга выросла в бедной семье помешанного лесника и всеми силами старается вырваться из душащей ее бедности и безысходности. Она совершает ошибки, то выходя замуж за нелюбимого старика, то становясь любовницей взбалмошного князя. Но в день свадьбы она признается Камышеву, что любит только его. Однажды на охоте их роман прервет внезапный выстрел.. Вальс из фильма на долгие годы стал одним из главных музыкальных хитов, сопоставимый по популярности со свиридовским вальсом из экранизации "Метели" и даже с лирически сочинениями Чайковского.   Э. Лотяну всерьез отнесся к произведению классика и с почтением продемонстрировал в "красивых" интерьерах графской усадьбы и не менее роскошных натурных съемках историю любви и преступления. Даже преступления и наказания. В этом фильме вдоволь всего - лесов, полей, прудов, цыган, лошадей, статуй, фарфора и стекла. На фоне такой всамделишней драмы интерьера-экстерьера иронически поблескивают глаза полуласкового зверя. Режиссера интересовал не столько уголовный сюжет, сколько, так сказать, поэтизация красивой жизни, где у каждого героя свои мелодраматические переживания. В этом пышном зрелище особняком стоит, как написал М.Захаров, "красивый человек в белом костюме" - Олег Янковский. Судебный следователь Камышев. Он, правда, в начале картины бросает издателю фразу, что, мол, принес бульварщину. Вот нам и показывают ее. Эта роль Янковского - костюмная: закрепленный жанр, специальный грим, амплуа героя-любовника. Но даже в таком декоративном присутствии актер пытается нащупать пограничье роли, сыграть одновременно жертву и охотника. Как и полагается в порядочных романах, персонаж Янковского красив, богат, благороден. Отличается от мерзкого и пошлого окружения, хотя сам... такой же пошляк. Тот, да не тот. Есть что-то таинственное, недоступно привлекательное в таком человеке для провинциальных барышень и нетронутых лесных душ. Какая-то незаурядность, столь волнующая заурядных. Вот он удивится, засмотрится на девушку в красном, мелькающую сквозь деревья. Вот узнает прекрасную цыганку Тину в загульных "гастролях" графа и ранним утром с утомленным испитым лицом эффектно поведет ее за собой... в воду, "в омут", "в прекрасное далеко". Но, увидев Ольгу, бросит Тину. Импульсивный, он готов отдаться минуте и забыть эту минуту минуту спустя. В ответ на признание Ольги лицо актера исказит презрительная гримаса, мелькнет испуг. Азарт заправского покорителя женских сердец сменится не совсем напускным равнодушием. Рассуждения Ольги о замужестве прервутся горьким признанием: "Я повесился бы на семи осинах, а вы полотно покупаете". Очень страшно - плакать хочется! Он способен забыться, увезти к себе, но и не простит унижения. Ведь его предпочли ничтожеству, а он - "с тайной".

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#