"Дорога перемен"
Название фильма: | Дорога перемен |
|
|
Страна-производитель: | США — Великобритания | ||
Английский: | Revolutionary Road | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Сэм Мендес | ||
В ролях: | Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Кэти Бэйтс, Зои Казан, Кэтрин Хан, Майкл Шэннон, Райан Симпкинс, Тай Симпкинс, Дэвид Харбор, Мэри ДеБеллис, Дилан Кларк Маршалл, Бреннан МакКей, Джаред Моррисон, Адам Муччи, Джонатан Роуми, Тимоти Уорман | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Эйприл и Фрэнк Уилер — молодая пара, живущая с двумя детьми в небольшом городке в Коннектикуте в середине 50-х годов. Под внешней самоуверенностью они скрывает чувство глубокого разочарования в своих взаимоотношениях и карьерах. Фрэнк привязан к его хорошо оплачиваемой но скучной офисной работе, а домохозяйка Эйприл все еще оплакивает ее несостоявшуюся актерскую карьеру. Полные решимости возвыситься над окружающей их серой массой соседей, Уилеры намереваются переехать во Францию, где они, свободные от потребительской Америки, смогут полностью раскрыть свой творческий потенциал. Но, по мере того, как их отношения превращаются в бесконечную череду ссор, ревности и взаимных обвинений, поездка во Францию и все связанные с ней мечты оказываются под угрозой.
Еще:
Каллиграфическая экранизация популярного романа о молодой паре, приходящей к осознанию собственной заурядности. Мелодрама про то, что любви не бывает; идеальный фильм для последнего свидания
Через семь лет после того как на какой-то вечеринке Фрэнк (Ди Каприо) удачно рассмешил Эйприл (Уинслет), чета Уилер растит двух прелестных детишек в образцовом доме в часе езды от Нью-Йорка и служит объектом поклонения простодушных соседей — оба такие красивые, начитанные, с идеями, с идеалами. Эйприл между тем давно мутит от звука голоса Фрэнка, и когда рядом нет посторонних, она говорит ему: «Не трогай меня». Фрэнк в ответ еще больше бубнит, а нехватку прикосновений компенсирует за счет машинисток на службе. Нелепая идея переехать из Коннектикута в Париж, где Эйприл планирует устроиться стенографисткой в ООН, а Фрэнк — размышлять о смысле жизни, на пару месяцев вернет Уилерам счастливую иллюзию собственной исключительности. Но лишь затем, чтоб чуть погодя окончательно припечатать обоих о лужайку перед загородным домом. Написанный в начале 60-х роман Ричарда Йейтса — книга не великих литературных достоинств, но редкой невротической точности, на которую не так часто хватает смелости писателям-мужчинам. Когда на третьей странице герой, случайно отразившись в зеркале, сразу начинает подыскивать своему немужественному лицу мужественный ракурс («который, увы, никогда не получается на фотографиях»), от книжки шарахаешься, как от того зеркала: откуда он знает? Любитель красивых формальных решений Сэм Мендес историю про то, как жизнь превращается в дурной любительский спектакль, снял в координатах этого самого спектакля: вчерашние влюбленные с «Титаника» рвут друг друга на части в стерильном пространстве между торшером и диваном или посреди похожего на кусок сцены проселка, где фары припаркованной машины работают как театральные прожектора. Она на пике отчаяния начинает жутко фальшивить, он из последних сил старается выглядеть взрослым мужчиной (тут уж без шансов), и дело не в том, что что-то там разбилось о быт и не сбылись важные мечты, а в том, что высокие чувства всегда были лишь удачной комбинацией взаимоисключающих мелких интересов, а всему несбывшемуся цена сильно меньше, чем недвижимости в Коннектикуте. Снимая банальность, трудно в нее не впасть, но при всей декоративности и гладкости фактуры «Дорога» с ее бесконечным чередованием однотипных планов и музыкой из трех нот размеренно и несильно бьет пусть в одну, но очень верную точку. Мендес всегда проявлял к своим героям в лучшем случае любопытство, и здесь он — как невропатолог, который, задумавшись про что-то свое, продолжает ударять молоточком по чужому колену, без особого интереса наблюдая, как нога пациента послушно взлетает к потолку.
В кадре
Америка, середина 50-х, маленький городок в Коннектикуте. Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) и Эйприл (Кейт Уинслет), прожив семь лет в счастливом браке, вдруг понимают, что настоящая жизнь проходит мимо, притом где-то за пределами страны, погрузившейся в потребительский транс. Эйприл оплакивает свою несостоявшуюся актерскую карьеру. Фрэнку осточертела хорошо оплачиваемая, но бессмысленная работа в офисе. Супруги принимают решение переселиться из скучной и обрыдшей Америки в страну мечты — Францию, где они смогут наконец полностью реализовать себя.
За кадром
Одноименный роман Ричард Йейтс 1961 года, включенный журналом "Тайм" в 100 лучших англоязычных романов, опубликованных после Первой мировой войны по настоящее время. В интервью ВВС ДиКаприо заявил, что взяться за экранизацию Сэма Мендеса уговорила его жена Кейт Уинслет, большая поклонница романа Йейтс. И не ошиблась: за роль Эйприл она получила "Золотой Глобус".
Цитаты
"Своим романом я хотел показать, что революционная "дорога перемен", на которую американцы вступили в 1776 году, бесславно и тихо заканчивается в 50-х годах ХХ столетия" (Ричард Йейтс)
"Роман Ричард Йейтс — это "Великий Гэтсби" моего потерянного поколения" (Курт Воннегут)
Увидеть Париж и умереть
Надежда ЗАВАРОВА
Что общего у Сэма Мендеса, Кейт Уинслет и Леонардо ди Каприо? Кроме очевидных семейно-дружеских и кэмероновско-оскароносных связей, теперь укреплённых и совместным проектом, есть ещё кое-что. Как минимум для троих участников съёмочной группы «Дороги перемен» поистине судьбоносным стал 1912 год. И пусть родились они значительно позже, но именно тогда произошли события, повлиявшие на их будущую творческую жизнь. Итак, в 1912 году затонул «Титаник». Стоит ли напоминать о том, какое значение имел одноименный фильм в карьере двух актёров, и как истово поклонники одного из самых знаменитых кинодуэтов девяностых жаждали воссоединения Кейт и Лео на экране?
Также в 1912 году в труппу МХАТа пришёл Михаил Чехов — замечательный актёр, впоследствии эмигрировший в США, где, несколько переосмыслив идеи Станиславского, основал знаменитую актёрскую школу, влияние которой на все последующие поколения голливудских актёров огромно. Среди его прямых учеников были Клинт Иствуд, Грегори Пек. Позднее его идеи повлияли на Пола Ньюмана и Роберта де Ниро, а через последнего — на Ди Каприо, который не раз называл «молодого Вито Корлеоне» своим любимым актёром. И, наконец, именно в 1912 были впервые изданы англоязычные переводы пьес Антона Павловича Чехова: их неоднократно ставил на театральной сцене Сэм Мендес, они же во многом повлияли на его «Дорогу Перемен».
Что же чеховского в этой классической семейной драме, затенённой несбывшимися надеждами пригорода и ярко освещённой фарами машин из середины пятидесятых? Каждый персонаж говорит о своём, не слыша собеседника. Каждый из героев знает и чувствует правду о другом, но при этом не понимает себя. Услышав правду о себе, раздражается так, словно его оклеветали. Герои проявляют друг к другу удивительную жестокость, испытывая при этом искреннюю взаимную привязанность. Судьба их предрешена — и не столько обстоятельствами, сколько собственной натурой и склонностью к саморазрушению.
И всё это на фоне уютного дома, ухоженной лужайки и то бурных, то умиротворённых чаепитий с соседями и семейных завтраков. И что бы ни происходило с героями, какие бы ошибки они не совершали, какими бы идеалистами, глупцами или эгоистами не казались, зритель неизменно сопереживает им, испытывая к этим несчастным людям сочувствие, граничащее с состраданием. В этом и есть дух чеховских пьес, а в умении воплотить его на экране проявилось режиссёрское мастерство Сэма Мендеса.
Едва ли он сознательно стремился пригласить Чехова на ланч на Революшинари-роад, что всего в часе езды от города с офисными клерками в серых костюмах и в целой вечности от Парижа, где всё по-другому и можно жить, ощущая полноту каждой минуты своей счастливой жизни. Но фильм Мендеса представляется частью богатой литературной и кинематографической традиции, где уже были неудовлетворённые провинциальной жизнью жёны и ненавидящие работу мужья, стремящиеся изменить жизнь и не способные к переменам. Финал этих историй всегда предрешён. Флобер, Чехов, Ричард Йейтс, Том Перотта — все они с разной степенью таланта рассказывали о вечной проблеме человека: о мучительном несоответствии жизни, которую он ведёт, той, которую ему хотелось бы прожить.
Экранизируя Йейтса, Мендес столкнулся с весьма традиционным содержанием. Более того, он облёк его в традиционную форму, чем напомнил подход к материалу ещё одного режиссёра, чей фильм по воле прокатчиков вышел на наши экраны почти одновременно с «Дорогой перемен» — Клинтом Иствудом и его «Подменой». Оба не стесняются в наш век смешения стилей выдерживать чистоту жанра, сохраняя до конца фильма заданный с первых сцен ритм. И поступают они так не из-за консервативности взглядов, не из-за неспособности изящно переплести несоединимое, а только потому, что считают жанровую и стилевую целостность необходимым условием гармоничного существования своих героев в глубоко драматических обстоятельствах.
Оба режиссёра чутко относятся к актёрам, отдавая их таланту пятьдесят процентов драматического напряжения фильма. Внимательны и точны они и в выборе операторов. И хотя манера Роджера Дикинса отличается от почерка Тома Стерна, но в некоторых их решениях есть концептуальная схожесть: стоит вспомнить панораму с чёрными зонтами Стерна и сцены с одетыми в одинакового покроя костюмы и шляпы клерками у Дикинса. «Дорога перемен» и «Подмена» — редкое в современном кинематографе явление, когда содержание и эмоциональная наполненность определяют форму — отсюда размеренность, даже некоторая эпичность картины; камера внимательна к героям и способна поймать любое изменение в выражении их лиц. Никакой спешки: динамика проявляется скорее в накале эмоциональных переживаний персонажей, чем в монтаже и работе камеры.
Некоторым зрителям, привыкшим к стремительным погоням из последнего Бонда, подобная неспешная манера может показаться слегка унылой, а история затянутой. Но и они смогут уловить ритм картины Мендеса, если вспомнят, что умеют не только смотреть кадр, но и всматриваться в него. А уж Дикинс постарается вознаградить их за умение вглядываться, подарив им кадры, вовлекающие в саму атмосферу истории: огни ночного города, резкие тени и яркие краски сцены в баре, эпизоды на вокзале, кадры с видом на лужайку из дома Уиллеров… А Томас Ньюман наполнит всё это музыкой, которая так отчётливо и выразительно передаст суть драматургии и настроение эпизода, что покажется более неотделимой от судеб и характеров героев, нежели диалоги из романа Йейтса.
Сам Йейтс, с одной стороны, выиграл: благодаря Кейт, Лео и Сэму новая волна интереса к его роману неизбежна. С другой стороны, он остался в проигрыше — как ни странно, из-за того, что сценарист слишком внимательно отнёсся к тексту первоисточника: текстуально оставил больше, чем следует, судя по всему, почти не изменив некоторые диалоги, между тем текст написанный и произнесённый имеет разную смысловую и даже эмоциональную окраску.
И без того слегка тяжеловесная из-за своей расхожести фабула о кажущихся счастливыми, но глубоко несчастных американцах, мечтающих убежать от себя и опостылевшей жизни в Европу, порой ещё более отягощается слишком уж литературными репликами героев. Диалоги, правда, оживают благодаря замечательной и вполне «по методу» Михаила Чехова игре актёров, в чьих устах они кажутся искренними и глубоко пережитыми.
Это в равной мере относится к Уинслет, Ди Каприо и ко всем остальным исполнителям, в особенности ко всему неординарному экранному семейству Кэти Бейтс: Майклу Шэннону и Ричарду Истону. Надолго запоминается игра последнего в финальном эпизоде, где героиня Бэйтс делится с мужем мнением о жителях дома на Революшинари-роад; в этой сцене Мендес, как в отдельном спектакле, выразил суть всей истории: подмеченные и подчёркнутые режиссёром детали более выразительны, чем любой из многозначительных диалогов. И кажется, что в кино Сэм Мендес следует наставлению Антона Чехова: «Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен».
До встречи в кино.
С сайта kinokadr.ru
Русский олигарх на революционном пути
Известия.RU
На российские экраны вышла картина "Дорога перемен", которую можно назвать "Титаником-2", и новое творение английского режиссера Гая Ричи "Рок-н-рольщик", в котором, опровергая название, герои больше стреляют, нежели поют и танцуют.
"Дорога перемен" снята по книге Ричарда Йейтса "Революционный путь". Конечно, Йейтс писал свой роман без оглядки на гибель "Титаника", но жизнь порой рифмует невероятные сюжеты. Режиссер картины Сэм Мендес ("Красота по-американски") смело играет на классических голливудских стереотипах. В фильме, где роли главных героев отданы Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, все щедрые намеки (знакомство героев, эпизод измены в салоне машины, а главное - сами актеры) должны возвращать зрителя к популярнейшему фильму. Вместе с тем режиссер достаточно жестко дает понять, что у влюбленных из главного голливудского фильма семейная лодка точно бы разбилась о быт, если бы до того их не погубил айсберг...
Время действия - 1955 год. Фрэнк и Эйприл - молодая семейная пара. Фрэнк успел повоевать на Второй мировой, но в юности мечтал о чем-то необычном - например, стать художником и обосноваться в Париже. Его жена Эйприл - эффектная блондинка с актерскими амбициями. Сразу после знакомства Фрэнк и Эйприл поняли, что они люди необычные. На этой взаимно угаданной инаковости и сошлись. Быстро поженились, родили двоих детей. Но если Фрэнк полагает, что семейная жизнь диктует свои правила, то Эйприл уверена: семья и дети - не повод отказаться от мечты прожить яркую жизнь.
Долгое время они стараются держать мину образцовой, гармоничной пары. Однако режиссер Сэм Мендес (по совместительству супруг Кейт Уинслет) и оператор Роджер Дикинс ("Старикам тут не место") не дают зрителю обмануться. В нервной жестикуляции Эйприл, в отрешенном взгляде Фрэнка нетрудно уловить, что за благополучным семейным фасадом кроются большие проблемы. Фрэнк скрашивает рутину на работе интрижкой с наивной девочкой из машбюро. А Эйприл компенсирует бытовую скуку романом с мужем подруги.
Разница в том, что муж пошел на компромисс с обыденностью, а жена так и не захотела смириться с фактом: первоклассной, необычной пары больше нет. Любимцам всей улицы чете Уиллер не суждено уехать в Париж и там "искать себя". Тем более что Эйприл снова беременна...
Париж для Эйприл - как Москва для чеховских трех сестер. Не столько точка на карте, сколько воплощение мечты. Впавшая в отчаяние женщина порой кажется просто безумной. Не зря лучше всех ее понимает сын соседей - математический гений и клинический шизофреник Джон. (Кстати, исполнитель этой роли Майкл Шеннон - единственный из актерского состава "Дороги перемен" - попал в "оскаровскую" номинацию.) Действие ретродрамы, напомню, датируется 1955 годом, потому ожидать от Эйприл революционных поступков, совершенных в одиночку, не приходится. На дорогах Америки еще не появились битники, а будущие хиппи пока учатся в школе...
За отсутствием реальных перемен и дорог в жизни Эйприл Уиллер берет билет в один конец и отбывает туда, откуда никто не возвращался. Двое маленьких детей при этом в расчет не принимаются. Они вообще постепенно выведены из кадра, и отдельных сердобольных зрителей это очень смущает. Вплоть до невозможности следить за перипетиями трагического сюжета...
Так или иначе, "Дорога перемен" снята как настоящее произведение искусства. Это опять же отметили киноакадемики, включив художников-постановщиков Кристи Зеа и Дебру Шут, а также художника по костюмам Альберта Вольски в номинации на "Оскара". Сам фильм, в отличие от "Титаника", в основные номинации не попал. А Кейт Уинслет может получить "Оскара" за работу в картине"Чтец".
Зато бывший муж Мадонны, английский аристократ Гай Ричи снимает кино вообще без оглядки на премии. Ему нравится сам процесс, и он знает, что публика, полюбившая "Карты, деньги, два ствола", обязательно посмотрит "Рок-н-рольщика". Только вот что скажет зритель по окончании сеанса? А скажет он, думаю: "Карты, деньги..." и "Большой куш" были смешнее.
Старина Ричи, конечно, по-прежнему понимает толк в черной гангстерской комедии. Пересказать главную интригу - о противостоянии нашего олигарха и теневых хозяев Лондона - решительно невозможно. Сюжет постоянно петляет, английские актеры (Тома Уилкинсона в роли мафиозо просто не узнать) показывают класс перевоплощения, а изображение радует яркими ракурсами. Да, увы, не так смешно, как первые два фильма Гая Ричи, но любители его режиссерского стиля останутся довольны. Особенно если посмотрят "Рок-н-рольщика" на языке оригинала. В русском переводе английские шутки теряют большую часть своего "черного" юмора.
Олигарха-миллиардера Юрия, готового скупить пол-Лондона, играет чешский актер Карел Роден. Актер настолько похож на Романа Абрамовича, что порой сомневаешься - не сам ли Абрамович в кадре... Большую часть сцен с участием Юрия Ричи снял на фоне стадиона. Олигарх и его телохранители - Виктор (серб Драган Мичанович) и Банди (англичанин Роланд Манукян) - говорят по-русски с мягким акцентом.
Эпизоды с телохранителями не только комичны, но также демонстрируют несгибаемый дух русских парней. Правда, въедливый зритель может припомнить, что похожий русский персонаж Борис украшал "Большой куш". Но будем считать, что режиссер просто сохраняет верность своему творческому почерку.
Вита Рамм
В рай на аркане
Газета "Труд"
Фильм Сэма Мендеса "Дорога перемен" - не столько о крушении юношеских идеалов, сколько о том, что никто никого не понимает.
Фрэнк Уиллер (Леонардо Ди Каприо) - ответственный человек, он любит во всем разбираться досконально, будь то ссора с женой или задание шефа. Он умен и в меру осторожен, и, видимо, это помогло ему не погибнуть во время войны. Или так: Фрэнк Уиллер - невероятный зануда и своими "Давай поговорим об этом" может замучить любого. Он боится всего нового, и Горький с Маяковским непременно обозвали бы его мещанином, глупым пингвином и рожденным ползать.
Эйприл Уиллер (Кейт Уинслет) - страстная натура, истинная революционерка, она не выносит покоя, мечтает все изменить, стать великой актрисой. Или так: Эйприл Уиллер не видит никого, кроме себя, тащит других в рай на аркане и готова разлюбить и даже умереть, наказав тех, кто не выполнил ее желание.
Роман Ричарда Йейтса "Дорога перемен" вышел в начале 60-х, и основная масса читателей посчитала его критикой стабильной жизни в пригороде. Сейчас же идея Йейтса о том, что стремление к покою и безопасности непременно должно погубить все юношеские мечты, считывается легко, но ею история не исчерпывается.
Эйприл мечтает уехать в Париж и начать жизнь с чистого листа, она уже давно все придумала и продумала, и мужу остается только покорно принять ее решение. Но он не делает этого: на работе наконец предложили интересное дело. В яростных ссорах супругов, где Кейт Уинслет сверкает глазами и раздувает ноздри, а лицо Ди Каприо искажается до неузнаваемости, словно бы необходимо принять чью-то сторону, и Мендес подталкивает сделать выбор в пользу Эйприл. Показывает, как ответственный Фрэнк едет поутру на работу в толпе одинаковых клерков в одинаковых серых шляпах, демонстрирует, какие несимпатичные лица у его коллег и какие скучные - у соседей, любуется пережившим нервный срыв знакомым Уиллеров, убеждающим замученного женой Фрэнка, что все бросить и уехать - мужское решение, а остаться - не мужское.
Йейтс победил Мендеса: несмотря на местами идеально выстроенные кадры и Кейт Уинслет, которой удалось сыграть лучше, чем она это делает обычно, сюжет картины "Дорога перемен" гораздо ярче всего остального. В чем-то эта история похожа на то, что разыгрывалось в фильме Энга Ли по роману Джейн Остин, где старшая сестра Элинор вела счета, ухаживала за близкими и не позволяла себе плакать, а младшая Марианна (ее играла Кейт Уинслет), чуть что не по ней, заламывала руки, убегала под дождь и ненавидела тех, кто читал сонеты Шекспира без выражения. Название картины "Sense and Sensibility" переводили и как "Разум и чувства", и как "Чувство и чувствительность". У того, что произошло с Уиллерами, тоже могут быть разные трактовки.
Сергеева Жанна
Такими не станем
Газета "Труд"
Чтобы начать новую жизнь, совсем не обязательно перебираться из американского захолустья в столицу Европы. Возможно, стоит лучше разобраться в себе.
Сценарий, написанный по книге Ричарда Йейтса "Дорога перемен", Сэму Мендесу дала прочитать его жена Кейт Уинслет (за роль Эйприл Уиллер она недавно получила "Золотой глобус"), и режиссер почти сразу решил пригласить на вторую главную роль (Фрэнка Уиллера) Леонардо Ди Каприо: "Кейт и Лео знакомы с 20 лет, знают слабости друг друга, и у них нет необходимости притворяться". Фрэнк и Эйприл Уиллеры живут в патриархальном штате Коннектикут, жизнь обитателей которого предсказуема с самого рождения. "Мы такими не станем!" - решают Уиллеры, но позже осознают, что уже стали: он - усталый мужчина, по утрам теряющийся в толпе неброских клерков, она - нервная домохозяйка. Эйприл мечтает начать все сначала в Париже, но Фрэнк, уже разочаровавшийся в жизни, пытается ее удержать. Роман был напечатан в начале 60-х. Писатель говорил, что хотел показать конфликт между стремлением к стабильности и теми идеалами, которые в юности есть у каждого, но затем разбиваются о быт. Экранизировать роман собирались еще тогда, но история фильма оказалась почти такой же не простой, как и биография самого Йейтса, пережившего два тяжелых развода, страдавшего алкоголизмом и умершего в бедности. Несколько продюсеров, перепродажа прав, невозможность найти сценариста - от публикации до экранизации прошло почти 40 лет, а в жизни мало что изменилось. Невозможность быть взрослыми и романтичными одновременно по-прежнему остается одной из главных причин развода.
История Уиллеров почти не была замечена широкой публикой. Один из критиков написал, что если даже такая книга не обеспечила писателю бессмертие, то не следует считать это бессмертие чем-то стоящим. Но Йейтс всю жизнь мечтал о славе, и Сэм Мендес надеется, что после его фильма она придет к писателю, пусть и посмертно.
Сергеева Жанна
Кукольный дом, унесенный ветром перемен
Время новостей
Когда скромный британский режиссер Сэм Мендес снял «Красоту по-американски», от него никто ничего не ждал. Пять «Оскаров», включая лучший фильм и режиссуру, были приятным сюрпризом. Следующие его фильмы подобной славы не добились. «Дороге перемен» (в оригинале Revolutionary road) прочили главную номинацию на «Оскара», жена Мендеса Кейт Уинслет получила за нее «Золотой глобус», но за главную американскую премию картина будет бороться лишь во второстепенных номинациях.
Несмотря на это, «Дорога перемен» -- очень хорошее кино. И смотреть его надо вовсе не потому, что в этом фильме вновь встретились Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо, одна из самых знаменитых кинематографических пар мира, после «Титаника» ставшая иконой для миллионов подростков, символом абсолютной любви, пронесенной сквозь время.
Как раз поклонникам мелодраматической красивой жизни и не стоит видеть, как изменились их любимые герои, как погрубела Уинслет и оплыл Ди Каприо. «Дорога перемен» -- фильм взрослый, трезвый и грустный. Он про то, что не бывает счастливой семейной жизни, что можно смириться с ее иллюзией, но не стоит проверять ее на прочность. Мендес снял саркастическую, язвительную, полную горечи трагикомедию, в которой бывшие герои-любовники сталкиваются на кухне своего уютного домика, построенного согласно идеалам американской мечты. И оказываются внутри «безнадежной пустоты», как сами они формулируют свою проблему.
Когда-то они были молоды, мечтали о возвышенном, но потом поженились, родили детей, и оказалось, что жизнь их ограничена очень небольшим набором вещей. Никакой романтики, подвигов, никакого блеску. Хотя окружающие твердят, что Уиллеры -- пара необыкновенная, особенная. И им самим кажется, что они особенные. Поэтому работа клерка или домашней хозяйки, случайные интрижки, посиделки с друзьями -- в общем, вся эта рутина их оскорбляет.
Ди Каприо играет хорошего парня Фрэнка, у которого есть амбиции, но он готов загнать их глубоко в подсознание. Его проклятие -- жизнь отца, неприметного клерка компании, в которой теперь служит он сам. Перспектива быть похожим на отца не вдохновляет Фрэнка, раньше она его и вовсе ужасала, но ко всему можно привыкнуть. Не то Эйприл: Уинслет показывает подавленную истерию в глубине ее души -- неудавшаяся актриса, она полна нерастраченных эмоций, и именно ей принадлежит идея осуществления Большой мечты, отъезда в Париж, за которым мерещится полное изменение жизни, переход от прозябания к расцвету.
Фильм снят по роману Ричарда Йейтса, написанному в начале 60-х, едкому сатирическому изображению совместной жизни двух «слабаков», не справляющихся с обычными человеческими задачами, но мечтающими примерить к своим простеньким потребностям какие-то путаные идеалы свободы, творчества, красоты, однако в реальности не обладающими ничем, что как-то выделяло бы их из убогого мира типовых домиков. Ничем, кроме амбиций. Роман можно прочесть -- к выходу фильма его издала «Азбука», в не слишком удачном переводе, зато с фотографией из фильма на обложке.
Мендес насытил сюжет романа современной двусмысленностью. Его героям в отличие от героев романа очень сочувствуешь. Только очень исподволь выясняется: они вовсе не любящая пара, погруженная волею судьбы в мещанскую среду стандартного пригорода, эти люди сами съедают себя изнутри, не умея ни смириться, как их соседи, ни восстать, как их учили в книжках идеологи нового времени.
Любовная драма, разбившаяся о быт, мечта «В Париж! В Париж!», навязчивая, как у чеховских трех сестер, и столь же несбыточная, хотя и на свой, действенный, американский манер, все это касается не только главных героев. Они окружены другими людьми, в которых, как в осколках зеркала, отражается частями их жизнь. Вот пара, где жена постоянно находится в ожидании подвоха и готова рыдать по пустякам из-за того, что знает: муж ее не любит. Вот другая пара пожилых супругов -- муж выключает звук своего слухового аппарата и тогда может слушать жену со спокойным выражением лица. Все притворяются. Спокойствие и благополучие -- результат постоянного компромисса и примирения с обстоятельствами. Эйприл этого не хочет. Она пытается попробовать свою жизнь на прочность, бросить ей вызов, но в спутники ей, как кажется, достался вечный мальчишка со слабой волей, болтун и зануда, которого только недюжинное воображение помогло «принять за мужчину». Проницательный сумасшедший (Майкл Шеннон, номинация на «Оскара» за роль второго плана), которого любящие родители в целях социальной терапии водят в гости к соседям и которому из-за болезни дозволено рубить правду-матку, ставит свой диагноз: сильная и адекватная женщина превращает своего мужа в закомплексованного болвана, пытаясь накачать его своей энергией. А ведь Фрэнк совсем не плох, он просто более готов смириться с жизнью как она есть, готов принять ее правила и почувствовать в награду призрачное маленькое удовлетворение: домом, женой, успехами на работе. Но их кукольный дом слишком хрупок.
Кстати, про кукольный дом... Несмотря на погруженность картины в атмосферу американских 50-х, со вкусом воссозданную и играющую деталями, чеховские и ибсеновские мотивы звучат в этой истории очень сильно, а ее героиня имеет сходство не столько с Норой, сколько с Геддой Габлер. Однако в простодушном варианте американского пригорода, где в соседях все больше плотники и водопроводчики, драма столкновения претензий сверхчеловека с обычной не идеальной, но реальной жизнью выглядит особенно забавно.
Однако прелесть фильма не столько в интересной комбинации характеров и ситуаций, сколько в той убедительной точности, с которой режиссер насыщает действием каждую сцену. Особое удовольствие вызывает звуковое решение фильма. Не только упоительная музыка Томаса Ньюмана, но и вся насыщенная оттенками гамма звучания всех этих бытовых стуков, гудков, пауз и интонаций, сложившихся в джазовую симфонию. Как скромная секретарша (Зои Кэзан) на пороге соблазнения произносит свое пьяноватое Happy Birthday! И как контрастом потом звучит семейное пение под именинный пирог.
Мендес любит поразвлечься цитатами и аллюзиями. Дорогого стоит его насмешка над знаменитой сценой из «Титаника», когда рука любовника, которому героиня отдается в машине, на минуту замирает на боковом стекле.
Но все же главное в фильме -- это чувство эпохи. 50-е годы -- время сдержанных страстей, непременных головных уборов, туфель на каблуках и подчеркнутых силуэтов, последний рубеж корректности перед нахлынувшей вскоре сексуальной революцией -- сегодня воспринимаются с ностальгией, а первые жертвы будущей свободы, Эйприл и Фрэнк, вызывают полное сочувствие: надо же, думаешь, так могло все хорошо сложиться, всего-то надо было немного потерпеть...
Алена Солнцева
Новые приключения Лео и Кейт
Текст: Катя Виноградова
"Дорога перемен" Сэма Мендеса с Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо не только поставлена по великому роману, но и решительно дотянула до высот источника.
Несмотря на замечательный факт воссоединения Кейт и Лео на экране, "Дорога перемен" Сэма Мендеса мы предлагаем смотреть ее не как продолжение "Титаника", и даже не как вариацию "Красота по-американски", что ближе к теме. Лучше смотрите ее как "Доктора Хауса". Ниже объясним технологию.
Эйприл и Фрэнк чуть-чуть милее, умнее и претенциозней, чем окружающие их соседи и сослуживцы мужа. Он вечный мальчик, она — вечная женственность. Если бы да кабы, то они свернули бы горы, но коль не вышло, то его жизнь проходит в перекладывании бумажек в большой корпорации, а ее — в полировании гладких поверхностей дома. Когда некуда деть накопившуюся злость, то всегда можно воспользоваться супругом, это безотказно работает. В какой-то момент Эйприл понимает, что если не сесть на большой белый пароход, то жизнь пройдет мимо и лик ее будет довольно страшен. Например, жизнь покажет ей лицо Фрэнка, бессмысленного, постаревшего, разлюбленного. Она предлагает мужу все бросить и уехать в Париж, где он найдет себя, свое предназначение, она будет работать, а дети — учиться. Фрэнк соглашается, но вот ему предлагают повышение, а Эйприл понимает, что залетела.
А дальше и начнет разворачиваться скрытый детектив. Если "Доктора Хауса" нужно смотреть как детектив, где вирусы и микробы совершают преступления против человека, то фильм Мендеса как детектив или даже триллер — где против человека бьются его страхи, привычки, слабости. С точностью какого-то чудо-мясника режиссер отделяет жалкую эмоциональную требуху от чистой человеческой сущности. Потом соединяет обратно... Потом отделяет... И так до конца. Наблюдать увлекательно настолько, что на этой классической семейной драме можно от ужаса хвататься за подлокотники кресла или прятаться в плечо соседа.
Мендес очистил роман Ричарда Йейтса не от лишнего (там нет ничего лишнего), а от литературных деликатесов — подробностей быта пятидесятых годов, подкрепляющих главную тему ответвлений, историй героев второстепенных, камбэков прошлого, и сделал фильм почти в одних интерьерах гостиной и спальни, прихватив слегка двор. Смотреть есть на что — герои беснуются и мирятся в безупречных мизансценах, со столь содержательными крупными планами, что когда камера временами отвлекается на всякие обобщающие метафорические красивости, типа прохода толпы мужчин на работу (полную подборку Мендесовских красивостей смотри в "Проклятом пути"), то это откровенно бесит.
Роман Йетса не просто хороший или, там, уникальный, но еще и пугающий обнажением того феномена, которому Достоевский в "Идиоте" дал название типа "вторые мысли" — что человек думает, скрыв за первой мыслью, что стесняется громко думать даже для себя. Вот это вытаскивание на свет божий всех истинных мелких мотивчиков, самооправданий, инфантилизма, метаний Мендес сумел показать на экране. Не литературой, диалогами-монологами, а камерой. Вот это феномен, на который стоит посмотреть, даже если вам не близка тема "брошу все и убегу с бродячим цирком".
Академики прокатили Мендеса уже на уровне номинаций — сегодня из шляпы, кажется достают за уши тенденцию победоносной борьбы, хотя бы победы над собой. Мендес не вписался — его герои не могут гладко закруглить историю, хоть и получают в итоге, то, что хотели. Она — полную свободу, он — возможность сильно чувствовать. Господи, что они для этого проделали!
С сайта Филм Ру