Описание фильма

"Октябрь "   

Название фильма: Октябрь
Октябрь
Страна-производитель: СССР
Английский: Октябрь
Жанр: драма / исторические / военный
Режиссер: Григорий Александров , Сергей Эйзенштейн
В ролях: Борис Ливанов, Никаноров, Владимир Попов
Год выпуска: 1927
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
 

Сюжет и комментарий

Фильм явился первой попыткой воссоздать на экране игрового кино незабвенный образ В. И. Ленина. Во всем остальном, режиссёры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров (как и в к/ф "Броненосец Потёмкин") главное внимание уделяли движению масс, а не отдельным героям. Это было потребностью зачинаемого социалистического реализма. Историко-револлюционный фильм, снятый к 10-летию Октябрьской революции. События 1917 года, итогом которых стал залп крейсера "Аврора" и штурм Зимнего дворца, быливосстановлены с максимальной точностью.

Рецензия на фильм "Октябрь"
МАТРИЦА-3 vs «ОКТЯБРЬ» . Найдите 10 отличий .

Материалы подготовила
Лариса Алексеенко

Время остановилось, в этот миг происходило рождение нового мира. Революция, о которой так долго говорили, свершилась. Заключительная часть трёхсерийной «Матрицы» — Matrix. Revolutions, которую 5 ноября весь мир увидит в одно и то же время (в 6 утра в Лос-Анджелесе, в 23.00 в Токио), повторила находку Сергея Эйзенштейна в его фильме-эксперименте «Октябрь», посвящённом десятилетию Октябрьской революции. Классик советского кино в момент свержения Временного правительства в молодой стране тоже сверил часы — со всем миром.

1. Идеология

«Матрица: Революция». Вся жизнь — борьба. Люди против машин. Апокалипсис грядёт в шестой раз, но должно произойти чудо. Предыдущие пять матриц давали сбои. С их жителями машинам приходилось расставаться. Шестой раз подобного произойти не должно, потому что у избранного Нео появилась мотивация — любовь. Борьба идёт не за спасение жизни как таковой, но и за спасение человеческого в человеке. «В чём моё предназначение?» — вопрос мистера Андерсона, ставшего избранным. Ответы прочитать негде. В матричных кодах об избранных ничего не написано. Хотя подозрение посеяно: избранный может стать очередным уровнем контроля.

«Октябрь». Вся жизнь — борьба. Люди против людей. Три революции в истории. Исход их разный, всё описано в учебниках. Борьба ведётся не за спасение жизни, но за благо всего пролетариата. Вопрос «Кто возглавит борьбу трудового народа?» — основополагающий. Ответ «Есть такая партия!» — из российской истории. Всю правду о жизни черпают из большевистских листовок. Потом читают «Декрет о мире» и «Декрет о земле». Избранный ситуацию контролирует.

2. Тёмные силы

«Матрица: Революция».Клонированный агент Смит — как квинтэссенция машин, способный превратить в себя или себе подобного почти всех обитателей мира, кроме супергероев. В последней части трилогии Смит с каждой секундой обретает всё больше могущества и власти и выходит из-под контроля машин, грозя полностью уничтожить не только реальный мир и матрицу, но и саму империю машин. В «Революции» эго Смита неистовствует: из существа, желающего избавиться от оков матрицы, он превращается в завоевателя мира.

Следует заметить, несмотря на ужасающий размах предстоящего действа, силы зла прописаны авторами с чувством юмора.

«Октябрь». Буржуазия и сочувствующие ей элементы, нашедшие воплощение в отвратительно-карикатурных типажах: женский батальон, защищавший Зимний в ночь штурма, свергнутая статуя Александра III, трусливое Временное правительство во главе с Керенским.

3. Герои

«Матрица: Революция». Супергерои. Без героев доблестный народ Зиона не справится с натиском машин. В «Революции» Нео узнаёт об источнике своих сил. Тут же Тринити (она же Троица) и Морфеус. На пути к цели их не остановят ни полмиллиона машин, ни битва с сотым клоном агента Смита. Герои доверчивы — верят предсказаниям; влюбчивы — идея

с клонированием не привлекает; мало спят — признак того, что всё ещё остались людьми. В третьей части Нео выбирает для себя неожиданную роль: миротворцем он отправляется в Город машин...

«Октябрь». Главного героя «Октября» назвать трудно. Известные исторические персонажи, фигуранты истории, эпизодически появляются на экране. Главная движущая сила — революционный народ. Если рассмотреть каждого по отдельности, вряд ли можно получить эстетическое удовольствие: беззубые, бородатые, неопрятные, невоспитанные. Но в революционном порыве этот народ выглядит не так плохо: сказывается воодушевление масс. Отрекаясь от старого мира, он, народ, демонстрирует ловкость и смекалку: по ходу фильма штурмует ворота Зимнего, проникает в логово врага через подвалы египетского зала — одного из 1100, спускается в винные погреба, потрошит пуховые одеяла в царских покоях и в прямом смысле слова плюёт на все материальные ценности уходящей эпохи. Спит народ мало — штурм Зимнего, как известно, был предпринят ночью.

Хотя и ходили слухи, что во время съёмок фильма было немало жертв, официальная версия такова: никаких травм в ходе съёмок не было, как и особых физических нагрузок. Был повреждён фасад Зимнего. Когда дали холостой выстрел «Авроры» (на что было получено специальное разрешение), откололась лепнина и посыпались стёкла. Пострадала на съёмках одна лошадь, которая рухнула при разведении мостов в Неву.

4. Антураж

«Матрица: Революция». Неоархаичный и футуристический. Подчёркивает противопоставление двух миров: матричного и реального. Разруха и надежда идут рука об руку в мире людей. Матричный мир — многоуровневый, совсем как мир Зимнего дворца, из массы шестерёнок и прочих отлаженных, работающих механизмов. Вход защищён дверями. Надёжность будет проверена революционными столкновениями. Жители Зиона используют для защиты от мародёрствующей армии машин специально созданный корпус бронетехники — отряд гигантских боевых машин. Реквизитный цех построил макет бронированной машины в полную величину: высота — более четырёх метров, вес — две с половиной тонны. Художники «Матрицы» создали впечатление тысячелетней разрухи. Особенно это впечатляет в сценах, когда мятежные корабли летят по громадным туннелям, изготовленным из труб.

"Октябрь". Достоверный. Всё, что появляется на экране, соответствует действительности 1917 года: трамваи, дворцы, поезда, бронетехника и, конечно, «Аврора». И даже знаменитый Александрийский столп, который собирались сносить, благодаря фильму остался на своём месте. Про разруху говорить не приходится. Лужи, грязь, лохмотья двигателя истории производят грустное впечатление.

5. Саундтрек

«Матрица: Революция». Как и подобает, саундтрек после фильма начинает жить своей жизнью. Выходят альбомы, на которых можно наслаждаться музыкальным сопровождением битв Нео и Смита. На сей раз апокалиптичные настроения подчеркнут хоровые номера. И как всегда, помимо авторской музыки Дона Дэвиса (композитора и дирижёра фильма), в революционной «Матрице» ожидаются и хиты.

«Октябрь». Сегодня фильм существует в двух вариантах: авторском, немом, и сокращённом, созданном вторым режиссёром по крайней мере в 1957 году, к 40-летию Октября. Большую часть фильма звучит 11-я симфония Шостаковича, названная «1905 год», целиком и полностью построенная на симфоническом развитии каторжных и революционных песен, а также стилизациях под Мусоргского. Есть, конечно, и жанровые зарисовки: контрапункт лезгинки и русской плясовой, бытовая элегия, сопровождающая созерцание роденовской «Весны», и различные пошлые мотивчики, столь любимые Шостаковичем в характеристиках отрицательных персонажей.

6. Бюджет

«Матрица: Революция». $ 110 млн., что на $ 17 млн. меньше, чем предыдущий фильм.

«Октябрь». Неизвестен. Бюджетные документы не сохранились, «Мосфильм» всё сжёг перед эвакуацией. На картину, невероятную по масштабу, но очень сложную по конструкции, ушло очень много денег. Затраты не окупились: фильм был воспринят с трудом.

7. Спецэффекты

«Матрица: Революция». Первый фильм получил по этой номинации «Оскара». В общей сложности под руководством Джона Гаэты для «Перезагрузки» было создано более 1300 кадров с виртуальными эффектами. Для «Революции» — ещё около 800 новых. Третья часть впечатляет виртуальным разгромом, положенным в основу осады — апокалиптического сражения, в течение которого мятежники ведут агрессивную защиту Зиона от беспощадной армии машин-охотников и машин-копателей. Финальная же схватка Нео со Смитом превосходит все ожидания. Финальный удар кулака Нео в лицо Смиту вошёл в историю кинематографа, как самый динамично перемещающийся крупный план человеческого лица из всех когда-либо созданных компьютерными технологиями аналогов. Именно поэтому братья Вачовски и продюсер Джоэл Сильвер решили сделать бронзовые медальоны с трёхмерным изображением драматического финала для раздачи всем приглашённым на премьеру в Лос-Анджелесе, Сиднее и Токио. Москве не повезло.

«Октябрь». В этой картине Эйзенштейн впервые внедрил новый тип монтажа. Комментирует директор Музея кино Наум Клейман: «Фильм построен на динамичном развитии мысли, а не развитии какого-то сюжета. И это было тогда необыкновенно, революционно. Сейчас это вошло в плоть и дух кинематографа».

8. Истинность

«Матрица: Революция». Глубоко философская реальная модель нашей жизни, заставляющая заново пересмотреть себя и мир.

«Октябрь». От Эйзенштейна ждали восстановленной хроники, а он снял фильм о событии всемирного масштаба. Ему были известны все уникальные детали, даже те, о которых не знали историки, например что лазутчики проникли в Зимний через подвалы. Он представил революцию вообще, а не события отдельно взятой страны. Естественно, не обошлось без художественных образов. Как известно, настоящий штурм Зимнего прошёл совсем иначе, на ворота дворца никто не влезал. Но когда режиссёр снимал эти сцены, он не предполагал, что их будут цитировать, как кадры документального кино.

9. Создатели

«Матрица: Революция». Братья Вачовски — люди странной киносудьбы. Бывшие плотники-краснодеревщики начали писать сценарии. До создания футуристической трилогии выступили в качестве сценаристов и режиссёров картины «Связь».

Актёры. Основной актёрский состав — Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Лоренс Фишбёрн и Хьюго Уивинг в течение пяти месяцев под руководством главного мастера-хореографа по борьбе, специалиста по проволочному снаряжению Йена Ву Пинга и его гонконгской команды борцов кунг-фу ежедневно тренировались в авиационном ангаре Санта-Моники. Там же находилась и команда каскадёров, численность которых с момента начала съёмок первой части выросла втрое. Все они учились не только наносить сокрушающие удары, выполнять акробатические этюды, но и преодолевать законы гравитации.

«Октябрь». Сергей Эйзенштейн — признанный классик. До «Броненосца «Потёмкин» делал декорации в театре. После мог снимать всё, что угодно. Даже «Капитал» Маркса. Впрочем, этим правом не воспользовался. А вот фильму «Октябрь» не очень повезло. Созданный к десятилетию Октября, он попал в опалу руководства.

Подбирали не актёров, а типажи: Ленина играл лысьвенский рабочий Никандров, Керенского — студент университета Попов, Зиновьева — его настоящий брат, Троцкого — зубной врач, все обладали внешним сходством с героями. Среди находок — женщины-защитницы ударного батальона. Некоторые из них носят красивое нижнее бельё, но большинство — необъятны в размерах и весьма мужественны. Пол героинь не всегда можно установить. В массовке были заняты студенты фототехникума.

Были и профессиональные актёры, но они играли маленькие роли. Борис Ливанов сыграл роль министра Терещенко, но его даже в титрах не обозначили.

10. Цитаты
«Матрица: Революция». «Завтра может не наступить». «Всё, что имеет начало, имеет и конец».

«Октябрь». «Революция, о которой долго говорили, свершилась». «Землю — крестьянам, заводы — рабочим».

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#