"Интернэшнл / Иностранец"
Название фильма: | Интернэшнл / Иностранец |
|
|
Страна-производитель: | США — Германия | ||
Английский: | International, The | ||
Жанр: | драма / триллер | ||
Режиссер: | Том Тиквер | ||
В ролях: | Клайв Оуэн, Наоми Уоттс, Армин Мюллер-Шталь, Ульрих Томсен, Джек МакГи, Реми Обержонуа, Виктор Слизак, Брайан Ф. О'Бирн, Патрик Балади, Лука Кальвани, Тай Джонс, Лорис Лодди, Мэтт Патрези, Роберт Салерно | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Решительно настроенный агент Интерпола пытается бороться со всемогущим банкиром, через которого отмывают деньги все самые ужасные преступные и террористические группировки мира. Постепенно он оказывается лицом к лицу с правоохранительной системой, элементом которой является и он сам.
После того как его напарника убили отравленной булавкой, главного свидетеля сбросили с набережной в машине, а сам он получил по уху зеркалом от ехавшего мимо грузовичка, небритый, импозантно опухший, злой на весь цивилизованный мир сотрудник интерпола Сэлинджер (к.Оуэн) понимает, что близок к осуществлению многолетней мечты — доказать, что крупный люксембургский банк отмывает деньги мафии и финансирует госперевороты в Африке. А поняв это, окончательно слетает с катушек. Вместе с уютной напарницей из нью-йоркской прокуратуры (н.Уоттс) он пускается в сумасшедший вояж по европейским городам, где с одинаковым отвращением на лице наблюдает достижения современной урбанистики, коррупцию в правоохранительных органах и высокопрофессиональную работу корпоративного киллера, ловко исправляющего последствия неосторожных банковских транзакций.
Том Тыквер всегда увлекался абстракциями. В его мире все существительные пишутся с большой буквы, глаголы тяготеют к императиву, а детали быта и психологические подробности искореняются, чтоб не отвлекали от Главного (в чем бы оно ни заключалось). Понятно, почему его голливудским дебютом стал банковский триллер — трудно придумать что-то абстрактнее денежных потоков. Будучи предельно аккуратным коммерческим продуктом (облегченная версия фильма про Бонда встречается на бегу с политическим триллером 70-х годов), «Интернэшнл» вместе с тем — до абсурдного тыкверовский. Мотивация героя так же условна, как зло, с котором он бьется: какой-то повод так сильно волноваться из-за нарушений в банковской сфере у агента Сэлинджера прописан в сценарии, но он, как и многое тут, сугубо формальный. Сэлинджер бежит вокруг земного шара — как когда-то Лола из главного тыкверовского хита, — руководствуясь не столько логикой расследования, сколько аэродинамикой. Даже его хваленые принципы, декларируемые между перестрелками, очень условны: пытаясь разагитировать бывшего полковника Штази (а.Мюллер-Шталь), интерполовец с неожиданной пылкостью вдруг апеллирует к коммунистическим идеалам — мол, как так, вы член партии, а служите капиталу. «Интернэшнл» вообще выглядит не столько фильмом, сколько архитектурным объектом, неслучайно главный ударный момент тут —20-иминутная перестрелка в Музее Гуггенхайма, чью геометрию герои сосредоточенно корректируют автоматными очередями. Геометрия явно волнует Тыквера больше всего прочего: длина шага ему очевидно важнее, чем направление движения, а то, как реплики ложатся на едва слышный электронный пульс саундтрека, — интереснее того, из каких слов они составлены.
Размашистый триллер про агентов Интерпола, разоблачающих финансовую коррупцию в Евросоюзе.
Квант утешения
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Покончив с экранизацией исторического триллера Патрика Зюскинда, Тыквер неожиданно взялся за совершенно новый для себя жанр. И хотя после ознакомительного синопсиса, трейлеров и послужного списка Клайва Оуэна, может показаться, будто «Интэрнэшнл» — это такой триллер с погонями и перестрелками, на деле же талантливый немец с чувством, толком и расстановкой разворачивает неглупый политический параноидальный детектив.
Расследование о махинациях и убийствах, связанных с крупным банком, сопровождаемое предательствами и новыми смертями — кого сейчас подобным удивишь? Небритый, в помятом плаще, угрюмый протагонист, не помнящий, когда последний раз спал, ел и занимался сексом, и одержимый справедливостью — сколько мы таких навидались! Но в тот момент, когда по всем канонам жанрового кино Клайв Оуэн должен сказать что-нибудь вроде «Йе-пи-кай-е, мазафака» и устроить серьёзный «Пристрели их» — он этого не делает. Чем травмировал нежные души некоторых зрителей и критиков, требовавших Джейсона Борна в студию, но так его и не получивших.
Никуда не торопясь, чётко зная для себя, в какой момент и какой фокус показать, Тыквер отправляет нас в долгое невесёлое путешествие по странам Европы и Штатам, но без обязательного посещения Тадж-Махала культурных достояний, отмеченных в путеводителе. Надо полагать, благодарить за подобную роскошь следует не только малый бюджет. Том ещё «Парфюмером» доказал своё мастерство кинематографического языка, практически воплотив на экране неуловимое летучее царство запахов.
Серые неприметные переулки Нью-Йорка, бледные европейские улочки и особенно гигантские площади и здания, любовно и с масштабом демонстрируемые как фронтально, так и сверху. На фоне их всегда мелькают маленькие такие букашки — толпы людей, ходящих по своим делам туда-сюда или тысячи митингующих, но чаще — блюстители закона и порядка, выпрашивающие разрешения, уточняющие записи в полицейских протоколах и ничего не способные сделать при всём желании.
Связанная по рукам и ногам бюрократическими проволочками интерполовская парочка находит доказательства, теряет вновь, и с упорством продолжает искать дальше во имя правды и правосудия, что только плодит трупы свидетелей, скоренько устраняемых банком. Погружаясь в глубины заговорщицкой истории, одними распутываемой, другими запутываемой, наконец, понимая неясное, мы всё более осознаем тщетность усилий героев. Не присутствуй рядом верная боевая подруга Сэлинджера, «Интэрнэшнл» благополучно бы присоединился к числу нуаров.
Но Тыкверу жмут рамки жанра и мейнстрима. Прояснив первоначально невразумительное дело, расставив персонажей по своим местам, он моментально убивает чувство паранойи, сбрасывая на неё люстру, несколькими выстрелами в живот заставляет заныть от безнадёги, а и без того не особо многословным героям дает возможность откровенно подискутировать на философские темы.
Перекинувшись изящными реверансами с от и до коммерческим «Квантом милосердия», он таки вручит главному герою пистолет и даст возможность вершить голливудскую справедливость. Но лишь для того, чтобы окончательно доказать всю беспомощность одного человека перед Системой, в сердце которой работает вечный двигатель. И единственное, что у него есть — выбор. Отвернуться от своих идеалов, закрыть глаза на правду и жить спокойно или сжечь мосты, взять в руки оружие и бежать творить свою маленькую справедливость, на ход бесконечной игры денег и власти не повлияющей.
В этом, кажется, весь нынешний Том Тыквер. Еще один многостаночник, пришедший в коммерческое кино из авторского, но не прошедший полную ассимиляцию. Очередной европеец, отважившийся на концептуальный финал с гашением света именно «когда надо», а не «когда все привыкли». Только вот рано или поздно после подобных экспериментов и ему придется выбирать — прогнуться, чтобы потом когда-нибудь снова выпрямиться, или продолжить гнуть свою линию.
Пока же — до встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру
Беги, Бонд, беги
Русский Newsweek
Том Тыквер, создатель фильма «Беги, Лола, беги», одного из арт-хитов конца 90-х, впервые сделал крупную голливудскую ленту - «Интернешнл». Она многих разочаровала: обыкновенный американский триллер без экспериментов и двойных смыслов. Сам режиссер, впрочем, предупреждал, что так и есть: триллер и триллер. Но Тыквер явно ставил перед собой и художественные задачи. Он решил вторгнуться на территорию бондианы, само соперничество с которой - большой творческий вызов. И попытался сделать фильм актуальным. В России «Интернешнл» выходит 26 февраля.
«Интернешнл» - это триллер в духе классика шпионского романа времен холодной войны Джона Ле Карре, адаптированный для поколения, которое выросло после падения Берлинской стены. Так оценил новый фильм Тыквера Screen International, один из главных европейских киножурналов. Но «Интернешнл» похож именно на бондиану.
Как и в последней части бондианы, у Тыквера идет речь о всемирном заговоре. В «Интернешнл» центр вселенского зла - коррумпированный банк, связанный с «Хезболлой», ЦРУ, колумбийской наркомафией, русской мафией и всеми без исключения правительствами.
Действие, как и в бондиане, перемещается из одного красивого места в другое не менее красивое: Берлин, Люксембург, Лион, Милан, Стамбул, Нью-Йорк. А главную роль играет Клайв Оуэн, которого рассматривали на роль нового Бонда, прежде чем окончательно отдать ее Дэниелу Крейгу.
Но тут-то и проступают различия. Оуэн, по сравнению с Крейгом, в «Интернешнл» слишком небрит, печален и чересчур одержим местью и правдолюбием. Скорее он похож на небезызвестного агента Малдера из «Секретных материалов». Как и у Малдера, у него в прошлом семейные тайны и трагедии. Иронии в фильме нет или почти нет. Наоми Уоттс тоже никак не тянет ни на девушку Бонда, ни даже на Скалли. Она - партнерша. Она, по сути, нужна только для того, чтобы показать: честные копы и прокуроры, разоблачая преступников, рискуют собственными семьями - эта тема на Берлинале звучала постоянно. Но фильм мог бы обойтись и без Наоми Уоттс.
Тыквера, тем не менее, не устраивала роль голливудского режиссера-статиста. Он хотел снять авторское кино. Поэтому получился актуальный фильм. На экране действует люксембургский банк IBBC, который уничтожает всех, кто пытается разоблачить его махинации - от агентов Интерпола до кандидата в итальянские премьер-министры. Практически та же аббревиатура - BCCI - отлично известна. Bank of Credit & Commerce International, основанный в Пакистане в 1970-х, стал чемпионом в отмывании преступных денег, в том числе долларов, принадлежащих террористам. По заверениям сценариста Эрика Уоррена Сингера, показанный в фильме банк - это BCCI XXI века.
Тыквер и его оператор привнесли в голливудский фильм авторский артистизм картинки: они играют с современной архитектурой. В гранях бесконечного стекла мегаполисов персонажи видят как себя, так и врагов. Боссы из преступного банка, закупоренные в прозрачное стекло и обрамляющий его металл, кажутся акулами из какого-нибудь знаменитого аквариума, типа барселонского или генуэзского. Архитектура наполовину новоберлинская, еще не залапанная кинодеятелями. Тыквер особенно гордится тем, что именно в его картине зрители впервые увидят новый главный железнодорожный вокзал Берлина Hauptbahnhof и другие архитектурные новинки. Но не только новинки - в Берлине на территории бывшего локомотивного завода им. Карла Маркса специально для съемок построили копию нью-йоркского музея Гуггенхайма. Никаких откровений в фильме нет. От Тыквера ждешь большего. Да, это не бульварное чтиво, но и не высокая литература, а типичный пример популярного сегодня «псевдоинтеллектуального глянца».
Впрочем, недостатки искупает роскошная пятнадцатиминутная сцена массовой перестрелки в упомянутом нью-йоркском музее Гуггенхайма, в ходе которой знаменитое здание превращается в руины. Вот это смело! Одно дело - разнести на танке половину Питера, как сделал Бонд. Россия для западного зрителя - страна страшная. Когда в кино разносят Гуггенхайм - выходит, самые культурные места Нью-Йорка могут быть опасны для жизни, - это другое. Сам Тыквер признает, что сценарий увлек его именно этой сценой. Так что «Интернешнл» - редкий пример фильма, снятого ради одной-единственной сцены. Все прочее режиссер, сценарист и оператор изобретали, додумывали и снимали в нагрузку.
Юрий Гладильщиков
Забыл как дышать
Текст: Иван Куликов
Новый фильм Тома Тиквера "Интернэшнл" с Клайвом Оуэном и Наоми Уоттс разоблачает мировую закулису, демонстрирует красоты мира и делает из музея Гуггенхайма дуршлаг.
Если вам хоть раз попадалось на глаза словосочетание "мировая финансовая закулиса", то остается констатировать, что вы уже отсмотрели 90 процентов нового триллера Тома Тиквера. Чего тут, право, пересказывать. Есть большой международный банк, проворачивающий грязные делишки силами интернациональной бригады негодяев: престарелого агента штази, мордастого адвоката-англосакса и железного арийца, родись который лет на сто пораньше, то не денежки отстирывал бы, а служил в гестапо. За противоположный лагерь отвечает агент Интерпола Сэлинджер (Клайв Оуэн), несвежий англичанин с щетиной, и честная американская прокуратура — прямолинейная мучнистая блондинка Уитман (Наоми Уоттс). Первым нужно поработить весь мир оружейными контрактами и долгами по кредиту. Вторым, естественно, нужны улики. Важных свидетелей косят снайперские пули и коварные инъекции цианида: шел хороший человек по улице, забыл как дышать, и умер. Самый важный из них бегает от правосудия по всему миру в уникальном ортопедическом ботинке, за который его и вытягивают на свет божий два настойчивых служителя Фемиды. Но жестокая правда такова, что у всех уважающих себя правительств и режимов в злодейском банке крутятся счета. Так что честные агенты и блондинки лишь мутят воду и путаются под ногами у прогресса.
На самый вопиющий дефект, из-за которого никелированный "Интернэшнл" разваливается на ржавые запчасти, можно, кажется, даже не указывать. Год назад, когда снимался фильм, риторические банальности о том, что мировое зло распространяется по миру с помощью транзакций и кредиток, еще можно было выслушивать со снисхождением. Сейчас, когда этому мировому злу, сужают медных денег, чтобы оно еще порадовало граждан дешевой ипотекой и беспроцентным займом, доить из такого тезиса остросюжетную интригу как-то глупо.
С другой стороны, какая разница, чем из зрителей выжимать адреналин: финансовая закулиса может справиться с этой задачей никак не хуже заговора аквариумистов. Тут все зависит от фантазии и способности режиссера не просто хорошо бежать трусцой, а по ходу крутить сальто-мортале и садиться на шпагат. Проблема в том, что на оставшихся 10 процентах триллера, которые вы еще не видели, Том Тиквер, решивший, похоже, проветриться и продышаться после "Парфюмера", плетется прогулочным шажком, неспешно осматривая памятники архитектуры, которых в картине целый турфирменный буклет: камеру ловко перебрасывают из Берлина в Милан с заходами в Манхэттен и Стамбул. На фоне таких масштабных задников мировая закулиса отошла на второй план, а художественно непобритый Оуэн, которому дедушка-штази читает под занавес познавательную лекцию по обществоведению, напоминает душевного лондонского выпивоху, случайно забредшего в большой голливудский павильон.
Впрочем нет, лукавим: три процента "Интернэшнл" действительно стоят того, чтобы спустить на них часть своей зарплаты. Примерно столько места занимает в триллере феерическая перестрелка в нью-йоркском музее Гуггенхайма, который пришлось выстраивать в Берлине в натуральную величину — чтобы сделать из него дуршлаг и обрушить люстру. Шикарная такая предкризисная расточительность: Тиквер, как будто предвидя, что в скором будущем кредитов на такие проделки ему уже не выделят, очнулся и перешел на спортивную ходьбу. Три процента. Немного. Но по нынешним суровым временам, когда у некоторых ноль и минус — вполне достаточно.
С сайта Филм Ру