"ССД (Страшилки Советского Детства)"
Название фильма: | ССД (Страшилки Советского Детства) |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | ССД (Страшилки Советского Детства) | ||
Жанр: | мистика / триллер / ужасы | ||
Режиссер: | Вадим Шмелев | ||
В ролях: | Анфиса Чехова, Евгения Хиривская, Станислав Эрдлей, Артем Мазунов, Александр Макогон, Станислав Шмелев, Екатерина Носик, Игорь Арташонов, Павел Сметанкин, Дмитрий Кубасов, Ника Иващенко, Карина Мындровская, Иван Николаев | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Заброшенный пионерский лагерь. Экстремальное реалити-шоу. 5 парней, 5 девушек и таинственный убийца, словно материализовавшийся из детских страшилок... Гроб на колесиках... Автобус с черными шторками... Красное печенье со странным привкусом... И кошмарная машина с загадочным номером ССД!
Очень страшное кино
Итоги
Если помните, была такая пионерская страшилка о машине с таким номером С.С.Д., что расшифровывалось как "смерть советским детям". В Америке подобные картины называют "молодежными слэшерами". А сюжет их состоит в том, что группу молодежи в течение всего фильма методично режет какой-нибудь маньяк. Поделки эти обходятся совсем недорого, но собирают вполне приличную кассу. Двухмиллионный "С.С.Д." - первая осознанная и хорошо раскрученная попытка перенести жанр на отечественную почву. И попытка, надо сказать, удачная.
Десять молодых людей отправляются в заброшенный пионерский лагерь, где должны участвовать в некоем реалити-шоу. По прибытии у них отбирают мобильники, цепляют микрофоны и знакомят с ведущей (замечательный выход звезды телеэкрана Анфисы Чеховой). Парни с девушками начинают решать, кто недостоин дальнейшего участия в проекте. Находится один, который предлагает всем голосовать против него, бодрым шагом идет по направлению к предполагаемой камере, и... голову ему пробивает стрела. До остальных доходит - это не реалити-шоу, а настоящая игра на выживание, которую устроил некий маньяк. На кону стоит жизнь: из десяти останется лишь один...
Автор картины Вадим Шмелев, прославившийся боевиком "Код Апокалипсиса", разумеется, множество раз процитировал американские образчики вроде "Выпускной", "Поворот не туда", "Пила" и т. д. Однако сделал все так, что не подкопаешься и в суд не подашь (хотя и сами американцы, снимая подобные фильмы, подворовывают идеи друг у друга). Снята картина очень профессионально, на ее фоне, скажем "Поворот не туда" выглядит недорогой поделкой. Все шорохи, грохот и вопли действуют на все сто, повергая зрителя в оцепенение и ужас.
Вообще на Земле существует два типа людей: те, которые такие фильмы смотрят и не морщатся – ну отрезали голову, ну полили обильно клюквенным соком, зато в итоге можно получить дозу здорового адреналина. А есть те, кто физиологически не переносит слэшеры, опасаясь за собственную психику. Вторым от "С.С.Д." нужно бежать сломя голову - задумка явно удалась. Единственное, на что следует попенять Вадиму Шмелеву и продюсерам Вадиму Горяинову и Валерию Тодоровскому, - это сюжетный кавардак... Уж больно много самых разных мотивов и месседжей в фильме: старые пионерские страшилки, детские психологические травмы плюс набившие оскомину разговоры о том, что телевидение - зло, а реалити-шоу тем более (хотя из уст Анфисы Чеховой эти банальности звучат музыкой). В конце концов, первый блин просто обязан хоть немного быть комом. Теперь главное, чтобы молодежь деньги в кинотеатры понесла, ведь другого предназначения у подобной продукции быть не может.
Стас Лобастов
Пионерлагерь специального назначения
В российском кино совершенно не развит жанр фильма ужасов. «Вий», «Упырь», «Мертвые дочери» - это, пожалуй, самые известные, остальные вспоминаются с трудом, и их не показывают по телевидению. Вадим Шмелев, автор «Кода Апокалипсиса», русского боевика на американский манер, решил исправить положение и выпустил первый русский молодежный хоррор. Конечно, он заимствовал приемы из американских ужастиков в плане съемки, но идея фильма абсолютно самобытная. За основу сюжета взяты советские страшилки, которые так любили рассказывать на ночь друг другу дети в пионерлагерях. Это истории про желтые перчатки, гроб на колесиках, черную простыню, которые непременно убивали советских детей. Сюжеты детского фольклора в фильме напрямую не воссоздаются, но обыгрываются с интересной стороны.
Для нового реалити-шоу «Пионерлагерь» было набрано десять юных участников. Их отвозят в заброшенный лагерь, не объяснив условий игры, лишь сказав, что победитель получит миллион рублей. Ведущая шоу Алиса Тен (Анфиса Чехова), чтобы посмотреть, как участники ведут себя в кадре, устраивает пробное голосование. Мальчику, которого понарошку выгнали из шоу, через минуту насмерть пробивает голову стрела. Оказалось, что создатель шоу – маньяк, решивший поиграть в игру на выживание. Один участник, который доживет до утра, получит приз – не миллион, а собственную жизнь. Способ смерти он придумал для каждого индивидуально, опираясь на советский детский фольклор. Одна девочка умирает, как в истории про гроб на колесиках – ее подвесили на крючок, чтобы кровь стекала вниз. Другая – от того, что съела отравленное печенье, как в страшилке про красное печенье. Но многим просто отрезают голову.
Кино смотреть не страшно, а местами даже смешно. Процесс убийств не показан, вместо этого – черный экран. Но режиссеру можно поставить сразу три плюса: первый – за оригинальность сюжета, второй – за новизну жанра, третий – за Анфису Чехову. Но не потому что она моется в душе, демонстрируя свои пышные прелести, а за то, что ее героиня доходчиво объяснила всю пагубность реалити-шоу, явно намекая на «Дом-2». Мол, на такие проекты приходят самые последние отморозки, потому что нормальных людей туда попросту не возьмут. Может, после просмотра картины юные зрители извлекут из этого мораль?
Надежда Погодина, afisha.mail.ru
Подмосковная резня серпом
Новые Известия
В прокат вышла вторая по счету отечественная киномясорубка («слэшер») под названием «С.С.Д.» – Смерть Советским Детям. Место бойни – заброшенный пионерлагерь, жертвы – участники реалити-шоу. Фигуры на доске расставлены не только правильно, но и актуально – мало кого так хочется убить столь многим, как поселившихся в телевизоре эксгибиционистов. Плохо лишь то, что постановщик не знает, как ходят некоторыми фигурами, а когда знает, то видит игру не более чем на ход вперед. Судя по тому, что второй блин вышел почти таким же комом, как первый («Путевой обходчик»), отечественным постановщикам предстоит еще долго учиться ремеслу.
Типовой сюжет слэшера таков: группа молодых людей попадает в безлюдное место, где с ними поочередно расправляется некий маньяк. В качестве группы можно брать одноклассников, сокурсников или просто приятельскую компанию, отправившуюся на пикник, в поход или в гости. В качестве места – уединенный дом, ферма или усадьба, в качестве маньяка – хозяина или его призрак. Неплохо если героев объединяет совместная вина, а убийца выступает в роли мстителя. Нужно лишь соблюдать правила игры – поддерживать саспенс, обманывать зрителей, придумывать все более изощренные способы расправы с жертвами, как можно дольше не раскрывать терминатора и оставить хотя бы одного из персонажей в живых для продолжения рода или фильма.
«Путевой обходчик» рассказывал о грабителях банка, которые вместе с заложниками скрылись от преследования в московском метрополитене. Там их принялся истреблять мутант с кайлом, двигавшийся то в режиме slow, то в режиме fast forward. Тут и дураку становилось ясно, что мясорубкой управляет держатель дистанционного пульта-джойстика, он же режиссер фильма, который в нарушение законов жанра оставит себя безнаказанным. Второй слэшер во многом ближе к канону и на первых порах избегает вопросов, убивающих впечатление от многих «реалистических» фильмов, авторы которых наивно уверены, что в кино данное так же не требует доказательств, как в математической задаче.
В «С.С.Д.» само собой понятно, зачем реалити-шоу устраивается в старом пионерлагере. С бытовой точки зрения тут и жизнь дешевле, и посторонних меньше – снимай сколько влезет. С кинематографической точки зрения тоже все в порядке, так как 1) пионерлагерь – идеальное место для детских страшилок; 2) вездесущие камеры позволяют убийце видеть всех, оставаясь невидимым; 3) при виде участников и ведущих телеигр на выживание в зрителях просыпается кровожадный инстинкт. Причем инстинкт беспрепятственный, поскольку персонажи (за исключением девушки, которая оказалась в шоу поневоле и потому должна попасть в число выживших) не вызывают никакого сочувствия. Более того, в фильме не без злости говорится, что в реалити-шоу набирают только выродков, поскольку другие «рейтинга не сделают».
Конечно, из условия 2) однозначно следует, что убийцей является тот, кто сидит за режиссерским пультом телешоу, так что никакой загадки в фильме не остается уже через пять минут после начала. Еще минут через пять возникает другая задачка – кто в компании участников шоу является его сообщником, но она так же элементарна – тот, по чьему виду наивному зрителю труднее всего заподозрить, что он может быть убийцей. Есть и второе решение, основанное на убеждении, что никакой мистики в фильме не будет. Так что если одну из жертв мочат в изолированном сортире, убил ее тот, кто проводил в уборную и остался ждать возле двери.
Собственно говоря, в интересах жанра режиссера телешоу следовало бы сделать не вульгарным мясником, а циничным естествоиспытателем от слова «пытка». Оно, кстати, и к жизни ближе. Но, увы, для подобных тонкостей авторы «С.С.Д.» чересчур незатейливы. Героев отправляют в лучший мир в скверном соответствии с сюжетами детских страшилок, и то не самых остроумных, а также с помощью серпа, что было бы естественно лишь в том случае, если бы серпу помогала вторая часть советского герба, то есть молот. Однако режиссер Вадим Шмелев, как было видно по «Коду апокалипсиса» и по «Обратному отсчету», играть в ассоциации то ли не умеет, то ли не стремится, ибо уверен, что зритель схавает и так. Так это или нет, покажут сборы, но сидевшая на премьере рядом с кинообозревателем «НИ» десятиклассница на вопрос «Тебе понравилось?» ответила: «Бред».
Виктор Матизен