"Конец земли"
Название фильма: | Конец земли |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Finis Terrae | ||
Жанр: | драма / документальный | ||
Режиссер: | Жан Эпштейн | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1929 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
"На краю земли" - немой фильм, жанр которого все почему-то упорно определяют как "документалистика". Это первое, о чем с некоторым удивлением вспоминаешь, когда начинаешь картину смотреть. Посудите сами. Два молодых парня, Амбруаз и Жан-Мари, промышляют на отдаленном острове где-то в Бретани сбором и сушкой водорослей. В один прекрасный день между друзьями по совершенно ерундовой причине (Амбруаз случайно разбивает последнюю бутылку вина) вспыхивает по-детски жестокая ссора. Амбруаз при этом случайно поранивается осколком бутылки. В рану попадает инфекция, и Амбруаз серьезно заболевает. Жан-Мари сначала упорно притворяется, что ничего не замечает, но потом в нем просыпается совесть и он один, самоотверженно борясь с непослушным морем, перевозит друга на основной остров, где его спасает врач.
Ничего более "недокументального" трудно себе представить. Однако по мере того, как разворачивается действие фильма, с идеей, что это все-таки документальное кино, начинаешь все больше соглашаться. Дело даже не в том, что в фильме, как оказалось, не занят ни один профессиональный актер. А скорее в том, что сама драматическая история в фильме служит всего лишь поводом для того, чтобы рассказать о том, какими заботами, радостями и печалями живут жители островных деревушек, как интересно, оказывается, наблюдать за тем, как собирают и сушат водоросли, и каким красивым и жестоким может быть море в Бретани.
По признанию самого Эпштейна, он был сделан под влиянием советского кино – и действительно, когда его смотришь, периодически улавливаешь и узнаешь какие-то "знакомые" ракурсы.
У фильма интересно емузыкальное сопровождение. Новый саундтрек к фильму был специально сочинен и исполнен Лораном Гарнье, известным диджеем и продюсером музыки техно. Саундтрек кажется чем-то средним между Rammstein и Radiohead. Сочетание такой достаточно тяжелой электронной музыки и документального бытописания жизни простых сборщиков водорослей получилось просто фантастическое.
Лучше всего музыка работала на "сценах болезни", когда она буквально нарывала как палец Амбруаза и вызывала ощущения близкие к тошноте и головокружению. Не менее колоритными были "сцены деревенской жизни", которые Лоран превратил просто в ужасный кошмар с пилящими визгом старухами и детками, резвящимися под звуки сильно расстроенной шарманки. Шторм и штиль вышли несколько менее запоминающимися, но все это быстро забылось в улыбках, когда добрый доктор в финальных кадрах стал уходить за горизонт под No Surprises.
Из прессы: “Блестящий эксперимент!”
"В «Крае земли» не занят ни один профессиональный актер. Влияние русской школы выражается в выборе сюжетов и среды. Фильм снимался с мая 1928 года по январь 1929 года. Интрига его бесхитростна и основана на статье из местной газеты о происшествии: двое друзей работают на сборе морских водорослей, между ними возникает спор по пустячному вопросу, но один из них болен, и другой отправляет его на лодке, привезшей доктора с материка. Фильм представляет собой полную антитезу «Падению дома Эшеров».
"Под влиянием демонстрировавшихся тогда во Франции советских фильмов покинул эстетскую башню из слоновой кости и Жан Эпштейн, сняв прекрасный фильм о жизни бретонских рыбаков. В фильме были заняты непрофессиональные актеры, и вся картина — это образный диалог двух стихий: моря и земли".
"Абстрактная жидкость представляет собой, кроме прочего, конкретную среду обитания определенного человеческого типа, некоей расы, представители которой живут совершенно не так, как жители суши, иначе воспринимают события, по-иному чувствуют: остров Уэссан, а затем остров Сен предоставили Эпштейну в основном материал для документальных фильмов par excellence, где играют местных жителей только сами островитяне”.