"Гнездо жаворонка"
Название фильма: | Гнездо жаворонка |
|
|
Страна-производитель: | Италия — Франция — Болгария — Испания — Великобритания | ||
Английский: | Masseria delle allodole, La | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Паоло Тавиани, Витторио Тавиани | ||
В ролях: | Пас Вега, Мориц Блайбтрой, Алессандро Прециози, Анджела Молина, Арсине Ханджан, Мохаммед Бакри, Чеки Карио, Мариано Ригилло, Христо Шопов, Кристо Живков, Стефан Данилов, Линда Батиста, Ассен Блатечки, Мариус Донкин, Андре Дюссолье, Ицхак Финци, Убальдо Ло | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
1915 год. Два армянских брата Арам и Ассатур не виделись друг с другом 20 лет и мечтают о встрече. Один из них — успешный доктор, эмигрировал в Венецию, и женился на итальянской графине, другой — землевладелец в маленьком городе Анатолии, где он уважаем и любим не только влиятельным армянским сообществом, но и местными властями Турции. Ассатур и его семья собираются выехать из Венеции в Анатолию. Арам готовится к торжественной встрече брата. Он реставрирует старую виллу, под названием Гнездо Жаворонка. Там они родились и выросли, играли, взрослели и учились противостоять жизненным трудностям. Но их встрече не суждено случиться. Начинается Первая мировая война. Италия закрывает свои границы, а турецкие военнослужащие получают приказ уничтожать армянские семьи.
Сорок тысяч мертвых окон
Новая газета
24 апреля — День памяти жертв геноцида армянского народа, первого глобального геноцида ХХ века. За опытом к нему обращались фюреры…. 93 года назад в Константинополе начались массовые аресты и истребление армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты.
Сегодня на экраны России выходит фильм «Гнездо жаворонка» киноклассиков братьев Витторио и Паоло Тавиани, возвращающий нас к трагическим событиям.
Двадцать лет Асцатур, успешный доктор, эмигрировавший в Венецию, не видел своего брата Арама. Они мечтают о воссоединении большой семьи Авакян в старом семейном доме «Гнездо жаворонка». Арам готовится к встрече, уже доставили рояль, под которым могут поместиться все дети… Но Турция объявляет о вступлении в войну. Карательные отряды получают приказ уничтожать армянских мужчин, а женщин и детей выводить в пустыню… Надвигающуюся на райское гнездо катастрофу предрекает кровавое пятно, брошенное невидимым небесным художником на дверь гостиной. Хотя, может, зловещий багрянец — плод фантазии шестилетнего наследника рода Авакян?
Факт массовых убийств армянских мужчин, женщин, детей турками в 1915 году потряс киноветеранов братьев Тавиани. «К созданию фильма нас подтолкнуло чувство вины», — говорили они перед показом картины на «Берлинале». «Гнездо жаворонка» снято по одноименному роману итальянки армянского происхождения Антонии Арслан.
К теме крестного страдания армянского народа в ХХ веке обращались не только писатели, художники, музыканты многих стран, но и кинематографисты. В 1915-м были сняты игровые фильмы «Кровавый Восток» и «Под властью курдов». Они не сохранились. В 1922 году киностудия «Метро Голдвин Майер» выпустила фильм У. Уайлдера «Распродажа душ».
Нередко на пути фильма к экрану вставали непредвиденные и непреодолимые преграды. Тема армянского геноцида в истории кино смята жерновами политики. Турция — наследница Османской империи — не признавала и не признает размеров целенаправленных этнических чисток. Анкара старается не допустить прорыва «взрывоопасной темы».
В 1934 году компания «Метро Голдвин Майер» приглашает классика Рубена Мамуляна экранизировать роман Франца Верфеля «40 дней горы Мусса-дага». Съемки прервались под давлением Турции и американских дипломатов, испугавшихся скандала. Турецкий посол в Вашингтоне выразил признательность властям США за мудрое решение.
Поединок экрана и политики продолжился и в XXI веке. Об «Арарате» канадского мастера Атома Эгояна писали как о детонаторе очередного «атомного взрыва негодования на турецком политическом полигоне».
«Это вопрос достоинства, — ответит Эгоян. — Работа над фильмом помогла мне полнее понять, что такое честь. Это фильм о чести! И, наконец, дух великого Рубена Мамуляна должен умиротвориться». Защищать честь и достоинство самого Эгояна пришлось уже канадским дипломатам. А «Мирамакс», приобретшая право на показ «Арарата» в США, получит более 2000 обращений из Турции с требованием разорвать контракт.
Ответственность взял на себя продюсер Харви Вайнштейн, заявивший, что «…Вашингтон устал от турецкого лобби, отрицающего Геноцид, как некоторые отрицают Холокост. Выпуск фильма — моя большая личная победа».
Параллельно была организована мощная кампания по запрету проката фильма в Италии. «Иль Джорнале» признает: «В нашей стране почти никогда не говорилось о первых этнических чистках ХХ века, пример которых воодушевил Адольфа Гитлера на массовое уничтожение евреев».
Новая волна протестов захлестнула интернет после известия о том, что Сильвестр Сталлоне планирует фильм о героической обороне Муса-лера (гора Муса) во времена геноцида армян 1915 года в Османской Турции. Очередная попытка экранизировать роман Верфеля снова сорвалась.
Турецкая газета «Миллиет» привела слова председателя Фонда по борьбе с необоснованными обвинениями в геноциде (ASIMED) историка Саваша Эджилмеза, заявившего, что необходимо действовать еще до начала съемок фильма — после ситуация осложнится. «Фильмы часто используют в пропагандистских целях, и армяне намерены воспользоваться подобной возможностью… Мы уже направили продюсерам фильма соответствующие документы относительно событий этих лет. Наши соотечественники нам помогут не допустить того, чтобы продюсеры пошли на этот шаг», — сказал он. Неустрашимый Рэмбо сдался.
Это неочевидное сражение продолжается и сегодня. В интернет потекла информация о новых усилиях ASIMED, начавшего рассылку писем с требованием к Мэлу Гибсону отказаться от исполнения роли в фильме о геноциде армян. Господин Эджилмез объявил, что армянская диаспора предоставила Голливуду 100 миллионов долларов для съемок фильма о так называемом «геноциде армян». «Несколько голливудских компаний готовятся снять фильм, в котором отражена армянская точка зрения. Мэлу Гибсону предложена роль в таком фильме… Мы начали отправлять Гибсону документы о реальном положении вещей. Мы посылаем письма, предупреждая, что, если Гибсон не откажется от этой роли, его компания может оказаться под ударом…».
Вскоре представитель Мэла Гибсона в интервью агентству TMZ горячо опроверг слухи об участии известного актера и режиссера в подобном проекте: «Не знаем, откуда это началось. Он никогда даже не слышал о подобной идее…».
Известно, что Омара Шарифа, сыгравшего в лучшем из фильмов, посвященных этой теме, — «Майрик», в Турцию не пускают. Впрочем, это никак не мешает легендарному «Майрик» Анри Верноя с Ришаром Берри, Клаудией Кардинале, Омаром Шарифом оставаться фактом искусства. А с эстетической аргументацией политикам спорить трудно. Что противопоставишь Арсению Тарковскому: «Вся в крови моя рубаха, /Потому что и меня /Обдувает ветром страха /Стародавняя резня. /И опять Айя-Софии /Камень ходит предо мной, /И земля ступни босые /Обжигает мне золой…».
«Гнезду жаворонка» не подняться до высот «Майрик», до строф Мандельштама или Тарковского. Фильм-покаяние, еще одна попытка пробиться к исторической справедливости. Но, видимо, сказывается возраст режиссеров. При всей кинематографической культуре их пристрастие к живописности киноизображения выглядит неуместным. В картине ощутимо влияние эстетики Параджанова, но волшебного параджановского превращения этнографии в мифологию и зримую философию не происходит. Наряды женщин показательно изысканны, краски эпизодов каторжного пути армянских женщин чрезмерно ярки, сцены резни подчеркнуто эффектны. Как библейский образ: голова любимого мужа Арама на коленях чернеющей от горя жены Армине Авакян.
Иллюстративны характеры героев, старомоден киноязык. Кровь на стене — жди резню. Виноградинка падает из рук старика — смерть входит в дом. И конечно же, песня-плач, песня-гимн «Ов сирун, сирун». Кино пылкое и пыльное, декоративная иллюстрация к трагической странице истории, пригодная больше для показа по телевидению.
Возможно, осознавая эту недовыраженность, один из актеров на встрече с журналистами в Берлине говорил, что для него не очень важно, чтобы «Гнездо жаворонка» понравилось. «Мы обязаны не только плакать. Но говорить. Говорить себе и другим правду. Нельзя держать рот закрытым». Фильм Тавиани — еще одно усилие назвать вещи своими именами. За попытку — спасибо.
Замалчивание исторических фактов копит топливо для новых войн. Нет нужды во всемирном судилище. Но честный взгляд в прошлое предотвращает инквизиции в будущем.
Несмотря на препоны, лоббистские запреты, кино о гонениях и страданиях армянского народа просачивается на экран. Вспомним мудрый фильм Генриха Маляна «Наапет» по повести Рачия Кочара с крупными актерскими работами Соса Саркисяна и Фрунзе Мкртчяна. Но громада темы требует адекватных художественных решений. Не обязательно полоскать экран в море крови и организовывать хоры плакальщиц. Тихая картина бездыханного города у Мандельштама кажется нестерпимо горше: «Сорок тысяч мертвых окон/ Там видны со всех сторон,/ И труда бездушный кокон/ На горах похоронен./ И бесстыдно розовеют /Обнаженные дома, /А над ними неба мреет / Темно-синяя чума».
Лариса Малюкова