"Прошлое"
Название фильма: | Прошлое |
|
|
Страна-производитель: | Аргентина — Бразилия | ||
Английский: | Pasado, El / Passado, O / The Past | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Эктор Бабенко | ||
В ролях: | Гаэль Гарсиа Берналь, Аналиа Косейро, Мариана Ангилери, Ана Челентано, Мими Арду, Пауло Аутран, Марта Лубос, Клаудио Толкашир | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм рассказывает об отношениях молодой пары после развода и о его последствиях, которые они переживают в настоящем. Прошлое трудно забыть, а расставание — всегда часть истории любви. Молодость героев наполняет фильм чистотой и невинностью, которая выделяет эту историю из тысяч ей подобных. Потому что она совсем не похожа на те, что встречаются в современном кино, и на все, что ожидает увидеть зритель, пришедший в кинозал
В кадре
Римини, переводчик, расстается с женой после 12 лет совместной жизни. Единственное, чего хочет жена, это чтобы он забрал какие-то их совместные фотографии. Он, тем временем, знакомится с новой женщиной, но она погибает. Спустя еще год он женится на коллеге-переводчице, и тут неожиданно забывает все языки, с которых переводил. Все это время его бывшая жена маячит где-то неподалеку, организуя курсы "женщин, которые слишком сильно любят".
За кадром
Европейский артхаус от автора "Поцелуя женщины-паука", держащийся на обаянии зеленоглазой секс-лапочки Гаэля Гарсиа Берналя ("Дурное воспитание", "Наука сна"). Экранизация романа аргентинского автора Алана Паулса. Ключевые слова в IMDB к этому кино — "разрыв, жесткий секс, дилдо, амнезия, рождение ребенка, секс раком". Исчерпывающе.
Цитаты
Римини — трагический персонаж, он из той же великой традиции, что и герои Достоевского или Камю. — Эктор Бабенко
Расставание может быть лишь эпизодом любовной истории. — Из фильма
Вездесущий нос любви
Текст: Вадим Зельбин
В "Прошлом" Эктора Бабенко скрывается подарок на 8 марта — голый Гаэль Гарсиа Берналь. Мужчины не заскучают, изучая грудь фотомодели-ушуистки.
Прокуковав 12 лет в браке, переводчик Римини (Берналь) и его вторая половина София (Косейро), тревожная шатенка с крупным носом и непорочным ртом, решили расстаться миром. Все последующие попытки переводчика, беспечно махнувшего ручкой на свою бывшую, наладить личную жизнь заканчиваются откровенно плохо, кое-где даже и могилой. Притом в каждом из случаев крупноносая особа играет активную роковую роль.
Плохо кончает эффектная фотомодель (Ангилери), с которой наш разведенец, распробовав вкус свободы и белого порошка, который он отправляет в ноздрю прямо с фотографии экс-супруги, закрутил себе на голову. Модель летает туда-сюда на съемки, очень хорошо стонет под пыхтящим переводчиком и делает по утрам у-шу с обнаженной грудью. Но нет, в кадре появляется крупный нос с непорочным ртом — и жизнь разрушена. Еще одна попытка с коллегой по работе Кармен (Ана Челентано, не родственница), тоже заканчивается плохо — адвокатским офисом, где Берналю, рыдающему навзрыд, зачитывают бракоразводные условия.
Сразу оговоримся: ожидания, поначалу вполне обоснованные (ушуистка взялась за Берналя очень круто), что страсти будут нагнетаться, герои делать трагические глупости, а в зале в какой-то момент запахнет порохом, пусть и мелодраматическим, "Прошлое" Эктора Бабенко никак не оправдало. Скучающая по мужу особа выглядит опасной, но с катушек не слетает, и разрушает жизнь бывшему супругу довольно незамысловатым способом: регулярно напоминая, что нужно подъехать к ней домой и разобрать коробки с фотографиями. Эти фотки, запечатлевшие 12 лет брака, и должны символизировать то самое "эль пасадо", которое герой Берналя никак не может рассортировать на всяких там дедушек, бабушек и "мы с тобой", сложить в пачку, завязать морским узлом и отправить в чулан. Простое действие, но он его не совершает, увлекаясь то собой, то ушуисткой, пока его за каждым углом сторожит вездесущий нос бывшей любви.
Двухчасовой демонстрации Берналя в профиль, анфас и просто голым на 8 марта может и достаточно, но для полновесной драмы двух коробок с неразобранными фотографиями все же маловато. Эктор Бабенко, один из немногих латиноамериканцев, умеющих нагнетать в кадр не мыльную пену, а голливудский шарм, слишком увлекся литературной составляющей своей экранизации, в основе которой лежит роман. Но если роману позволительно разоряться десятками страниц про фотки с бывшей женушкой, в два часа такие вещи просто не укладываются.
Впрочем, тезис, что супружеские 12 лет — не крюк, а чтобы веревочке не виться, надо перестать дергаться, разобрать коробки и пропылесосить комнату, в международный женский день прозвучит определенно кстати.
С сайта www.film.ru
Праздные шатания по Буэнос-Айресу
Независимая газета
Гектор Бабенко – из той когорты людей, коих работа в области искусства влечет, увлекает, уводит в опасные для простого человека поиски. Простой человек (то есть зритель) наивно выбирает в кинотеатре очередную киноленту, чтоб после насыщенного трудового дня отдохнуть. Плакат-афиша красивый. На нем актер знакомый – Гаэль Гарсия Берналь в компании обнаженной девушки. Название под стать. «Прошлое». Лирика. Поудобнее устроившись в кресле, зритель уже и думать забыл о названии, подготовив себя к приятному времяпрепровождению. Название так никто и не напомнит, придется подождать до конца. Фильм бросается с ходу в карьер, торопясь начать историю. Так что Бабенко – искусник, он выбирает свои рамки повествования, свою сюжетную сенсомоторику.
Сюжет благоволит. Он в который раз рассказывает о молодой супружеской паре. И режиссер, памятуя об этом «в который раз», пытается изменить угол наклона. Не пичкать преамбулой и не обрисовывать с акварельной воздушностью каждый год двенадцатилетнего супружеского благоденствия. Можно же просто взять и развести героев в разные стороны в канун их совместного двенадцатилетия. Тихо, мирно, без скандалов и ссор. Даже на первый взгляд скучно: она добросовестно ищет для него другую квартиру, он по привычке спокойно и без благодарности съедает ею приготовленный завтрак. Перед окончательным «разъездом» по-братски на две кучки делятся фотографии, но в последний момент забываются, и в новую мужнину квартиру переселяется лишь одна – портрет бывшей жены. Он в стеклянной рамке, на нем удобно раскладывать полоски кокаина. Да, творческая работа переводчика требует «белого» вдохновения. И женского тела. В нем у свободного мужчины недостатка нет. Аргентинские столичные женщины в фильме всегда в поиске: вдруг отыщется более нежный, постоянный и любящий. Ради постоянства и любви, в отличие от избалованных европеек, они готовы терпеть любые тяготы жизни. И только все у свободного мужчины с очередной спутницей налаживается, как возникает из прошлого фигура жены.
Случай ли сводит бывших супругов на улицах, площадях, проспектах напоминающего османовский Париж Буэнос-Айреса? Бабенко явно желает быть символистом. С самых первых кадров он фокусирует внимание зрителя на картине Густава Климта «Поцелуй» и не забывает к ней вовремя вернуться. Для контраста насыщает фильм самыми разными поцелуями, но они все коротки, скороспешны, со шлепающим причмоком и почти украдкой, не такие, как долгий климтовский, висевший над супружеским столом в гостиной. С тем же успехом Бабенко легко посчитать моралистом: начиная с того, что не нюхай кокаин – память отшибет (а какой ты без памяти переводчик), кончая нравоучениями о половой невоздержанности и домострое. А то и вовсе – мистиком, собрать если воедино суеверия, легенды, философские рассуждения о природе и механизме фотографического отображения действительности, навязчиво намекающие по ходу фильма: фотография, тиражируя реальность, начинает жить своей жизнью и прочее, и прочее.
Но собирать не собирать – дело хозяйское, то есть зрительское. Про фильм можно было бы и забыть, убедив себя в ненужности еще одной притчи об ошибках прошлого. Забыть мешает одна загвоздка: в кадре редко остается меньше двух человек, а как выходишь из кинозала, вспоминаются лишь городские просторы Буэнос-Айреса в солнце, в дождь, днем, вечером, ночью, или же меблированные апартаменты с высокими потолками и скрипучим паркетом. Почему? Ярких женских образов там хватает… В том ли дело, что тасуются они в фильме быстро и ловко на манер карт или старых фотографий на выброс? Так же тасуются и ракурсы Берналя. А вот городские планы остаются.
Виталий Нуриев