Описание фильма

"Сафо"   

Название фильма: Сафо
Сафо
Страна-производитель: Украина
Английский: Сафо
Жанр: мелодрама
Режиссер: Роберт Кромби
В ролях: Авалон Барри, Тодд Солей, Людмила Ширяева, Богдан Ступка
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Молодая американская пара отправляется на остров Лесбос провести свой медовый месяц. Она — избалованная дочь миллионера, он — начинающий художник. Их ждет прохлада морской глубины, раскаленный песок и страсть, не знающая границ. Вкушая все прелести греческого острова, они не подозревают, что это путешествие станет для них роковым. Знакомство с рыжеволосой Хеленой — открывает им новые грани чувственности. Судьбы героев переплетаются в нестандартный любовный треугольник, который обречен стать вторым рождением легенды о древнегреческой поэтессе Сафо, воспевшей неординарную любовь.

Пейзаж с лесбиянками
Текст: Семен Кваша

На экраны выходит "Сафо" — эротическая мелодрама о женской любви, нарочито скандальный продукт украинского культурного экспорта с американским режиссером и американскими же актерами в главных ролях.
Двадцатые годы. Сафо, дочь биржевого миллионера (Авалон Барри), поселяется с мужем-художником (Тодд Солей) на острове Лесбос — папа проинвестировался в будущего наследника и подарил паре громадный дом. Девушка, впрочем, наследника не хочет, а мечтает стать мальчиком. Она знакомится с рыжей Хеленой — дочерью русского археолога-эмигранта, та рассказывает ей историю острова, читает стихи поэтессы Сафо и показывает скульптуры приапов — оказывается, древние греки знали и любили секс, о чем школьные учителя забыли рассказать миллионерше на уроке. Потом рыженькая соблазняет Сафо, потом — ее мужа, Сафо изнывает от ревности, сама не понимая, кого ревнует больше. Это, конечно, повод сойти с ума и умереть.
У этого фильма, снятого американцем Робертом Кромби с молодыми американскими актерами и питерской детской телеведущей Людмилой Ширяевой в главных ролях, богатая и странная история. На Украине у него были громадные, по местным меркам, сборы, "Сафо" вызвала скандал и протесты местных религиозных и реакционных кругов. Фильм, якобы, пытались запретить, и только вмешательство Богдана Ступки, играющего отца Хелены, помогло картину спасти. Ступка, кстати, бывший министр культуры Украины.
Есть два способа смотреть этот фильм: с вопросами или без. Если вопросов не задавать, то это абсолютно идеальное кино: голые девушки (так много в мейнстримовом кино нам давно не показывали), белые скалы, поросшие можжевельником, синее море, белый песок, античные древности (в роли Лесбоса — Крым, как всегда), симпатичная импрессионистская мазня художника — мужа красотки-миллионерши. Девушки говорят милые глупости, как им и положено. Конечно, соотношение голых тел и разговоров могло быть и повыгоднее для зрителя, но и так, в общем, неплохо.
Если же задуматься, то тема голых девушек на греческом острове, психологических игр и любовных многоугольников, мягко говоря, не молода и тщательно исследована, от греческих мифов до "Волхва" и "Греческой смоковницы". Режиссер Роберт Кромби все решает так, словно он первооткрыватель жанра. Девушки спорят о женской свободе, религиозном подавлении, праве на брюки и короткую стрижку, преимуществе язычества над православным христианством, преимуществах куннилингуса перед анальным сексом, и такое ощущение, что во вселенной никого, кроме этих девушек и их мужа, не существует, и они только что изобрели разврат и свободную мысль. Распространено, кстати, заблуждение о взаимосвязи этих двух явлений, на самом-то деле разврат появился на несколько тысяч лет раньше.
Отчасти все это оправдано — герои очень молоды, время на экране еще довольно консервативное, всеобщая сексуальная революция настанет лет через сорок, и до всего приходится доходить своим умом. Но смотреть на это очень странно. Идут красивые взрослые люди и с абсолютно серьезным видом говорят какую-то дичь, за которую в наше время дразнят даже школьников, начитавшихся Фаулза. Хочется попросить девушек поскорей раздеться и прыгнуть в море ласточкой со скалы или, допустим, сексом на пляже заняться. Хорошо, что уж эти-то желания они выполняют исправно.
С сайта Филм Ру

Украинское кино выходит в российский прокат
Вечерняя Москва

Фильмы из Украины ныне большая редкость в российском прокате. Картина “Сафо” шотландского режиссера Роберта Кромби стала первой работой новой киностудии “Ялта-фильм”. Лента собрала в украинском прокате грандиозные 9 млн долларов при бюджете в 6 млн. Причем фильм долго не выпускали в широкий прокат из-за цензурных придирок, хотя любовные сцены сняты довольно целомудренно. Лишь вмешательство Богдана Ступки, бывшего министра культуры Украины (в 1999-2001 годах), помогло картине избежать ненужных купюр. Сам Ступка сыграл в фильме второстепенную роль – русского профессора археологии Орлова, высланного из СССР в 1922 году вместе с раскованной рыжеволосой дочерью Еленой (Людмила Ширяева). Режиссер Кромби при создании сценария руководствовался не только немногими уцелевшими стихами греческой поэтессы Сафо, но и романами французского декадента начала XX века Пьера Луиса (“Билитис”), а также творениями английских романтиков. Недаром действие фильма протекает на вилле Байрона в 1926 году в так называемый “век джаза”, воспетый Скотом Фицджеральдом. Именно тогда многие женщины впервые избавились от тяжеловесных корсетов и разделись на пляже. Но свежие ветры сексуальной революции на греческом острове неизбежно столкнулись с патриархальными нравами южной Европы. Молодая американская пара (Фил и Сафо Лоуэлл) приезжает на остров Лесбос на пароходе “Афродита”, не подозревая, что их медовый месяц будет разрушен вторжением прекрасной Елены. Сафо (Авалон Берри), названная так свободолюбивой матерью в честь поэтессы, – дочь миллионера, ей не чужд эстетизм и стремление подражать европейской моде во всем, даже в короткой стрижке. В муже-художнике (Тодд Солей) она ценит, прежде всего, внешнюю красоту, но, как в дальнейшем окажется, импозантность мужа не спасет их брак. Елена сначала соблазнит Сафо, а потом и ее несколько заторможенного мужа. Для него поступок жены, разорвавшей в припадке ревности его полотна на кусочки, станет роковым. Любовь втроем у героев не получилась: победила ревность. Фильм оставляет двойственное впечатление: хороший литературный сценарий не подкреплен достойной актерской игрой. Журналистке Ширяевой явно не хватает рокового очарования, а Берри скованно чувствует себя в немногочисленных сценах любви. В фильме, кстати, цитируется знаменитый прорицатель-андрогин Тиресий (герой поэмы Т.С. Эллиотта), который когда-то глубокомысленно заметил, что женщины в половом акте получают в десять раз больше наслаждения, чем мужчины. Но по выражениям лиц героинь фильма этого совсем не видно. Есть претензии и к режиссуре – сначала ритм излишне вялый, а финальная развязка снята как-то судорожно и поэтому неубедительно. Визуально лента порой грешит красивостями, а загадочности ему явно не достает – в отличие от классики эротического кино, фильма про лесбиянок “Билитис”. Спорно и лобовое противопоставление полнокровного язычества худосочному христианству. Странен и дубляж картины: в ней Елену почему-то на английский манер именуют Хеленой. А также и то, что в диалоге крылатую фразу философа Парменида почему-то приписали Пифагору. Но кто не рискует… Тот не ездит на остров Лесбос.
Виталий Трофимов

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#