"Сафо"
Название фильма: | Сафо |
|
|
Страна-производитель: | Украина | ||
Английский: | Сафо | ||
Жанр: | мелодрама | ||
Режиссер: | Роберт Кромби | ||
В ролях: | Авалон Барри, Тодд Солей, Людмила Ширяева, Богдан Ступка | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Молодая американская пара отправляется на остров Лесбос провести свой медовый месяц. Она — избалованная дочь миллионера, он — начинающий художник. Их ждет прохлада морской глубины, раскаленный песок и страсть, не знающая границ. Вкушая все прелести греческого острова, они не подозревают, что это путешествие станет для них роковым. Знакомство с рыжеволосой Хеленой — открывает им новые грани чувственности. Судьбы героев переплетаются в нестандартный любовный треугольник, который обречен стать вторым рождением легенды о древнегреческой поэтессе Сафо, воспевшей неординарную любовь.
Пейзаж с лесбиянками
Текст: Семен Кваша
На экраны выходит "Сафо" — эротическая мелодрама о женской любви, нарочито скандальный продукт украинского культурного экспорта с американским режиссером и американскими же актерами в главных ролях.
Двадцатые годы. Сафо, дочь биржевого миллионера (Авалон Барри), поселяется с мужем-художником (Тодд Солей) на острове Лесбос — папа проинвестировался в будущего наследника и подарил паре громадный дом. Девушка, впрочем, наследника не хочет, а мечтает стать мальчиком. Она знакомится с рыжей Хеленой — дочерью русского археолога-эмигранта, та рассказывает ей историю острова, читает стихи поэтессы Сафо и показывает скульптуры приапов — оказывается, древние греки знали и любили секс, о чем школьные учителя забыли рассказать миллионерше на уроке. Потом рыженькая соблазняет Сафо, потом — ее мужа, Сафо изнывает от ревности, сама не понимая, кого ревнует больше. Это, конечно, повод сойти с ума и умереть.
У этого фильма, снятого американцем Робертом Кромби с молодыми американскими актерами и питерской детской телеведущей Людмилой Ширяевой в главных ролях, богатая и странная история. На Украине у него были громадные, по местным меркам, сборы, "Сафо" вызвала скандал и протесты местных религиозных и реакционных кругов. Фильм, якобы, пытались запретить, и только вмешательство Богдана Ступки, играющего отца Хелены, помогло картину спасти. Ступка, кстати, бывший министр культуры Украины.
Есть два способа смотреть этот фильм: с вопросами или без. Если вопросов не задавать, то это абсолютно идеальное кино: голые девушки (так много в мейнстримовом кино нам давно не показывали), белые скалы, поросшие можжевельником, синее море, белый песок, античные древности (в роли Лесбоса — Крым, как всегда), симпатичная импрессионистская мазня художника — мужа красотки-миллионерши. Девушки говорят милые глупости, как им и положено. Конечно, соотношение голых тел и разговоров могло быть и повыгоднее для зрителя, но и так, в общем, неплохо.
Если же задуматься, то тема голых девушек на греческом острове, психологических игр и любовных многоугольников, мягко говоря, не молода и тщательно исследована, от греческих мифов до "Волхва" и "Греческой смоковницы". Режиссер Роберт Кромби все решает так, словно он первооткрыватель жанра. Девушки спорят о женской свободе, религиозном подавлении, праве на брюки и короткую стрижку, преимуществе язычества над православным христианством, преимуществах куннилингуса перед анальным сексом, и такое ощущение, что во вселенной никого, кроме этих девушек и их мужа, не существует, и они только что изобрели разврат и свободную мысль. Распространено, кстати, заблуждение о взаимосвязи этих двух явлений, на самом-то деле разврат появился на несколько тысяч лет раньше.
Отчасти все это оправдано — герои очень молоды, время на экране еще довольно консервативное, всеобщая сексуальная революция настанет лет через сорок, и до всего приходится доходить своим умом. Но смотреть на это очень странно. Идут красивые взрослые люди и с абсолютно серьезным видом говорят какую-то дичь, за которую в наше время дразнят даже школьников, начитавшихся Фаулза. Хочется попросить девушек поскорей раздеться и прыгнуть в море ласточкой со скалы или, допустим, сексом на пляже заняться. Хорошо, что уж эти-то желания они выполняют исправно.
С сайта Филм Ру
Украинское кино выходит в российский прокат
Вечерняя Москва
Фильмы из Украины ныне большая редкость в российском прокате. Картина “Сафо” шотландского режиссера Роберта Кромби стала первой работой новой киностудии “Ялта-фильм”. Лента собрала в украинском прокате грандиозные 9 млн долларов при бюджете в 6 млн. Причем фильм долго не выпускали в широкий прокат из-за цензурных придирок, хотя любовные сцены сняты довольно целомудренно. Лишь вмешательство Богдана Ступки, бывшего министра культуры Украины (в 1999-2001 годах), помогло картине избежать ненужных купюр. Сам Ступка сыграл в фильме второстепенную роль – русского профессора археологии Орлова, высланного из СССР в 1922 году вместе с раскованной рыжеволосой дочерью Еленой (Людмила Ширяева). Режиссер Кромби при создании сценария руководствовался не только немногими уцелевшими стихами греческой поэтессы Сафо, но и романами французского декадента начала XX века Пьера Луиса (“Билитис”), а также творениями английских романтиков. Недаром действие фильма протекает на вилле Байрона в 1926 году в так называемый “век джаза”, воспетый Скотом Фицджеральдом. Именно тогда многие женщины впервые избавились от тяжеловесных корсетов и разделись на пляже. Но свежие ветры сексуальной революции на греческом острове неизбежно столкнулись с патриархальными нравами южной Европы. Молодая американская пара (Фил и Сафо Лоуэлл) приезжает на остров Лесбос на пароходе “Афродита”, не подозревая, что их медовый месяц будет разрушен вторжением прекрасной Елены. Сафо (Авалон Берри), названная так свободолюбивой матерью в честь поэтессы, – дочь миллионера, ей не чужд эстетизм и стремление подражать европейской моде во всем, даже в короткой стрижке. В муже-художнике (Тодд Солей) она ценит, прежде всего, внешнюю красоту, но, как в дальнейшем окажется, импозантность мужа не спасет их брак. Елена сначала соблазнит Сафо, а потом и ее несколько заторможенного мужа. Для него поступок жены, разорвавшей в припадке ревности его полотна на кусочки, станет роковым. Любовь втроем у героев не получилась: победила ревность. Фильм оставляет двойственное впечатление: хороший литературный сценарий не подкреплен достойной актерской игрой. Журналистке Ширяевой явно не хватает рокового очарования, а Берри скованно чувствует себя в немногочисленных сценах любви. В фильме, кстати, цитируется знаменитый прорицатель-андрогин Тиресий (герой поэмы Т.С. Эллиотта), который когда-то глубокомысленно заметил, что женщины в половом акте получают в десять раз больше наслаждения, чем мужчины. Но по выражениям лиц героинь фильма этого совсем не видно. Есть претензии и к режиссуре – сначала ритм излишне вялый, а финальная развязка снята как-то судорожно и поэтому неубедительно. Визуально лента порой грешит красивостями, а загадочности ему явно не достает – в отличие от классики эротического кино, фильма про лесбиянок “Билитис”. Спорно и лобовое противопоставление полнокровного язычества худосочному христианству. Странен и дубляж картины: в ней Елену почему-то на английский манер именуют Хеленой. А также и то, что в диалоге крылатую фразу философа Парменида почему-то приписали Пифагору. Но кто не рискует… Тот не ездит на остров Лесбос.
Виталий Трофимов