"Город Эмбер: побег / Город фонарей / Город мерцающих огней "
Название фильма: | Город Эмбер: побег / Город фонарей / Город мерцающих огней |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | City of Ember | ||
Жанр: | фантастика / приключения / семейный | ||
Режиссер: | Гил Кинан | ||
В ролях: | Билл Мюррей, Тим Роббинс, Мартин Ландау, Маккензи Крук, Марианн Жан-Баптист, Тоби Джонс, Сорша Ронан, Терри Бэмбер, Сандра Ни Бройн, Тони Лара Браун, Лайэм Берк, Брид Ни Чионала, Билли Кларк, Том Дарт, Кейт Дики, Тим Диллард, Джералд Доррити, Морин Дау, Л | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Действие разворачивается в уединенном городке, единственный свет в котором дают уличные фонари. По мере того, как источник энергии начинает иссякать, двое подростков решают разгадать тайну населенного пункта.
Все будет хорошо
Газета "Труд"
Во времена Великой депрессии в Голливуде необычайно развился жанр мюзикла: веселые комедии с песнями и кордебалетом помогали американцам на время окунуться в сказочный мир, где нет финансового кризиса. Видимо, по сходной причине в нынешнее время стремительно набирают обороты фэнтези: они погружают зрителей в красивый сон, в котором добро побеждает зло и все хорошо заканчивается.
Очередная картина из этой серии - "Город Эмбер" - рассказывает о подземном городе, куда после каких-то катаклизмов эвакуированы остатки человечества. Существование города запрограммировано только на 200 лет: его ресурсы должны иссякнуть, и тогда освещаемый лампочками Эмбер погрузится в вечную тьму. Двое подростков, руководствуясь старинным пергаментом, пытаются пройти своеобразный квест: как выбраться из Эмбера и спасти человечество. Ребятам придется не просто (тем более что им мешает злобный мэр Коул - Билл Мюррей), но в итоге все у них получится!
Царев Степан
Кошмар Индианы Джонса
Текст: Ксения Рождественская
Когда злые люди перестанут доить сны из потерянных детей, ядерные бункеры разрастутся до размеров целого города, а темные начала будут ползать по подземным коридорам и зловеще хрюкать, — тогда вы поймете, что попали в город Эмбер. Он слегка похож на "Абарат" Клайва Баркера, в котором началось веерное отключение электричества. Или на Подземье Нила Геймана, живущее по утерянной инструкции. Или на кошмар Индианы Джонса, впавшего в детство: тихое угасающее место, где надо вслушиваться в лязг древних механизмов и угадывать, в каком коридоре — спасение.
Город Эмбер (в переводе — "тлеющие угольки") был построен Создателями глубоко под землей, чтобы горстка людей смогла пережить катастрофу и через 200 лет выйти на поверхность опустевшей планеты. В городе есть все для жизни: запасы консервов, милый мэр, лампочки, усеявшие потолок как звезды. Эмбер получает энергию от генератора, тоже спроектированного Создателями. Но инструкция о том, как выбраться на свет, утеряна, и дети подземелья даже не знают, что они тут подзадержались. Генератор начинает барахлить, трубы прогнили, свет часто отключается, продуктов становится все меньше — налицо кризис, но жители не унывают, а мэр говорит правильные слова про счастливое будущее. Только девочка Лина и ее друг Дун понимают, что генератор вот-вот совсем откажет, и необходимо срочно искать выход из города. Но мэр никого никуда не собирается отпускать.
Сага Джинн Дюпро чудесным образом скрещивает антиутопию, страх перед ядерной зимой, простенький квест и детскую уверенность в том, что мир гораздо, гораздо больше, чем кажется скучным взрослым. Режиссер Гил Кинан сделал очень правильный ход: он не стал латать несуразности сюжета, дырявого и ржавого, как трубы в Эмбере. Нет, он оживил атмосферу города, превратив переплетение труб в идеальное детское убежище и населив этот город выросшими потерянными детьми. Билл Мюррей, мэр, — обжора и дурак. Мартин Ландау, сантехник — сонный отличник. Тим Роббинс, изобретатель — испуганный Знайка. И лишь подростки здесь способны действовать "по-взрослому": не по законам предыдущих поколений, а по истинной инструкции Создателей. Кстати о поколениях: номинантка на "Оскар" Сорша Ронан, похоже, скоро сметет с экранов всех скарлеттйоханнсенов и кирстенданстов.
Режиссеру не хватило чуть-чуть безумия, чтобы получились Жене с Каро, но и к тупой экранизации квеста он не скатился. Главное в "Эмбере" — пропущенные буквы в инструкции, неожиданные, почти тим-бертоновские искривления пространства. Возникший ниоткуда гигантский мохнатый мотылек. "Голоса" со старого автоответчика — вместо колыбельной. Квартира, в которой ко всем предметам тянутся разноцветные шерстяные нитки (синяя приводит к маленькой девочке Поппи). Здесь действуют детские законы природы и человеческого общежития, здесь лампочки не перегорают по двести лет, все доверяют друг другу, а если долго съезжать по водопадам, вниз, вниз, — в конце концов оказываешься высоко-высоко над тем местом, откуда выбирался. И тогда город Эмбер превращается в детский "секретик" — золотистую обертку от конфеты, прикрытую стеклышком и закопанную в землю.
С сайта Филм Ру
Город Зеро
Олег ДЕНЕЖКА
О природе страха человечество никогда не переставало думать. Собственно, и испытывать эту самую природу она никогда не уставало. На протяжении веков люди бывали какими угодно: добрыми и жестокими, красивыми и уродливыми, образованными и невежественными, благородными и не очень. Но они всегда чего-нибудь боялись. Храбрый — это трус, поборовший свой страх. Трус, лишившийся страха — сумасшедший. Поэтому, пока мы в своем уме, мы обречены жить в страхе. И очень часто страх становится причиной катастроф и разрушений.
Но иногда страх может и созидать. Например, колоссальное бомбоубежище размером с город. Такой как «город фонарей» Эмбер из одноименного фильма режиссера Гила Кинана.
Правда, сами горожане и не догадываются, что живут в убежище. Для них Эмбер — это, прежде всего, опутанный какими-то трубочками и подвязанный трогательными тряпочками «милый, милый дом», над которым в вышине металлического свода горят дружелюбные огоньки, питаемые огромным Генератором — единственным источником энергии для всего города. Кто и когда создал это город, что делают люди в этом странном месте, не видя солнечного света, в полной изоляции? А стоит ли задавать вопросы, если можно просто жить, один раз и навсегда заведенным порядком?
Можно и не задавать вопросов. Пока Генератор работает исправно. Но когда огоньки на искусственном небосводе начинают гаснуть, приходит он, страх, а вместе с ним и вопросы. Которые иногда становятся первым шагом к спасению.
Тинейджеров Лину Мейфлит и Дуна Харроу подобные вопросы мучили всегда.
Любопытство юности, которое всегда так мешает прагматизму зрелости. Нужно ли всю жизнь прожить в Эмбере, занимаясь не тем, что тебе нравится, а что выпадет в лотерее распределения профессий? Ответ, кажется, сокрыт в старой шкатулке, которая волею случая попадает им в руки. И они начинают свой путь спасения, полный приключений и опасностей.
Едва только видишь на экране аляповатый, пронизанный трубами и клепанными железными балками подземный город-убежище Эмбер — сразу ловишь себя на мысли: ба, да это же настоящий Зион, каким он должен был бы быть, снимай «Матрицу» люди менее пафосные и капельку более разумные, нежели братья Вачовски. Причем всё то, что Вачовски преподнесли зрителю как изыск хайтековского дизайна: футуристические компьютеры в ржавых, клепаных заклепками величиной с арбуз корпусах, с торчащими трубами паровозного размера, весь этот не поймешь к чему привязанный матричный стимпанк — в иронично-абсурдном городе Эмбере оказывается как нельзя кстати. Одна-единственная улыбка, буквально грамм иронии, и любой абсурд становится оправданным и гармоничным. Ложится в строку как влитой.
А абсурдности в фильме хватает, она и является частью действия. Достаточно сказать, что трилогия о городе Эмбер американской писательницы Джинн Дюпро, которая и легла в основу ленты, родилась в 50-е годы, когда мир точного знал, что ему не выжить в атомном пекле, но тем не менее увлеченно занимался разработкой рецептов спасения. Все 50-ые в Америке прошли под знаком ядерного бомбоубежища, рафинированного символа страха ХХ века. О том, что люди будут делать дальше, никто даже не задумывался. Наверное, надеялись прожить в убежище вечность.
Про вечность под землей, под страхом выхода на поверхность и задумалась Джинн Дюпро. Родился город Эмбер. Похожий на старый потасканный цирк-шапито, где солнце заменяют прожекторы, а люди неизбежно превращаются в нелепых фрикообразных клоунов. Город оказался на удивление смешным. Есть еще более эффективное лекарство от страха?
A фильме лекарство на редкость дозированно. Билл Мюррей. Комик с осенью в опущенных уголках глаз, вся ирония которого неизбежно грустна и фатальна. Так было и будет, во веки веков, и как бы мы ни старались, а ждет нас одно и то же: жульничество властей и наше собственное отчаянье. Борьба за жизнь и счастье, и бесконечный поиск смысла. А он, как кощеева смерть, в какой-то загадочной шкатулке. И надо найти выход, вырваться из круга неизбежности. А на пути будет стоять плутоватый мэр с кислым, как свежий лимон, выражением лица.
На первый взгляд, Эмбер — всего лишь простенькая прозрачная метафора. Образ современного постиндустриального мира в детской транскрипции. Все тот же “open your mind” и “follow the white rabbit”. И мир зазеркалья, который, каким бы перевернутым он ни казался, является не чем иным, как отражением. А если отражение, то значит, вы смотрите в зеркало. С чем, собственно, вас и поздравляю.
Социальная антиутопия в декорациях фэнтези, да ещё и в жанре детской сказки — бывает ещё более путанная эклектика? Вряд ли, но именно в ней и кроется привлекательность фильма. Конечно, он далёк от жанровой исключительности. Аналогий можно обнаружить сколько угодно: вы отправитесь из «Тёмного города» кварталами «Матрицы», следуя прямиком через «Город потерянных детей» и придя неожиданно в «Таинственный лес» тропинкой «Сокровища нации». И не забудьте передать привет Тиму Бёртону.
А что? Загадочный манускрипт в шкатулке, слалом по трубам вентиляции и весьма убедительный, хотя и банальный хэппи-энд. Дань детской аудитории, не очень-то приветствующей пессимизм зрелости. И всё это с хиханьками и хаханьками, без малейшего пафоса. Да пожалуй, это постмодернизм, не слишком изящный, учитывая масштаб ретроспективы, но достаточно яркий. Может быть, не гениальный, но заслуживающий интереса. Не самый глубокий, но понятный даже детям. И пусть мир в фильме, как и положено сказке, хотя и научно-фантастической, поделен на хороших и плохих с акцентированностью детского рисунка, — это всё же чуть больше, чем сказка.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру