Описание фильма

"Молчание Лорны"   

Название фильма: Молчание Лорны
Молчание Лорны
Страна-производитель: Франция - Германия - Италия - Бельгия
Английский: Silence de Lorna, Le / The Silence of Lorna / Le Silence de Lorna
Жанр: драма
Режиссер: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронжионе, Оливье Гурме, Антон Яковлев, Григорий Мануков
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Молодая албанская женщина Варна заключает брак по расчету с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство. Ее намерения далеки от невинных: в случае передозировки она обретет ту свободу, о которой грезила всю свою жизнь. В основе конфликта два противоположных устремления: мечта Варны стать независимой и желание ее мужа отказаться от своих вредных привычек и остаться живым.

Еще:

Героиня картины, молодая албанка Лорна, чтобы стать гражданкой Бельгии, вступила в фиктивный брак с наркоманом Клоди. Это все ей устроил (разумеется, небескорыстно) некий Фабио. Теперь Фабио хочет с ее помощью содрать хороший куш за новый фиктивный брак: какой-то русский тоже мечтает о лучшей жизни и готов платить деньги. Но чтобы сделка стала возможной, она должна освободиться от мужа. И вскоре Клоди найдут мертвым. Это история преступления и того наказания, которое сам себе учиняет человек, если в нем еще ворочается совесть...

    Как всегда у Дарденнов, этот фильм -  исследование процесса нравственного перерождения героини - взятого   крупным планом, и как всегда у этих авторов,  зрительского соперриеживания они добивются  очень  интенсивного.  Это фильм с моральным "посланием". Заставляющий думать. Поднимающий самую больную проблему современной Европы - нелегальной миграции бедствующих людей, в массовом порядке ищущих счастья в более благополучных странах.

    Жан-Пьер Дарденн: Нас давно волнует процесс переселения народов, который сейчас так активизировался во всем мире. Люди в поисках лучшей доли всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть в более стабильные страны. Часто методы, которыми они действуют, не вполне законны, но они идут на это, надеясь найти хотя бы подобие счастья.

     Люк Дарденн: Одна женщина рассказала мне о своем брате-наркомане, который чуть было не связался с албанской мафией, впутавшись в темное дело с фиктивным браком за деньги. Ему обещали определенную плату за то, чтобы он женился на девушке-иммигрантке, и еще столько же - за то, чтобы он с ней потом развелся. Наша знакомая все сделала, чтобы ее брат избежал рискованного шага. Потому что слышала о другом наркомане, который в такой ситуации таинственным образом умер - якобы от перезодировки. Эти истории произвели на нас сильнейшее впечатление. В сценарии мы объединили оба эти сюжета.

     Братья Дарденн вернули бельгийскому кино мировую славу: четырежды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля и все четыре раза уезжали победителями, причем дважды получили Золотые пальмовые ветви за "Розетту" и "Дитя". А их социальная драма "Молчание Лорны" завоевала приз за лучший сценарий.

Тварь недрогнувшая
"Молчание Лорны" братьев Дарденн на ММКФ

Фестиваль кино
Вчера российской премьерой фильма "Молчание Лорны" в рамках 30-го ММКФ открылась программа "Московская эйфория". О фильме и о программе рассказывает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

"Московская эйфория" предлагает в этом году не совсем обычный набор фильмов. Два из них — "Против течения" Златинки Русевой и "Фадос" Карлоса Сауры — связаны с музыкой. "Менины" Игоря Подольчака — украинская рефлексия на тему европейской живописи. "Забавные игры" — ремейк знаменитой ленты 1997 года, осуществленный тем же самым режиссером Михаэлем Ханеке. "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики претендует на роль манифеста молодой российской режиссуры, вышедшей из недр документалистики и kinoteatr.doc. Остальные три картины имеют социально-этнический оттенок: "Будда рухнул от стыда" Ханы Махмальбаф привлекает внимание к положению детей в Афганистане. "Кус-кус и барабулька" Абделатифа Кешиша живописует быт и нравы арабской общины во французской провинции.

"Молчание Лорны" — еще один физиологический очерк о жизни иммигрантов и маргиналов в бельгийском городе Льеже. Создатели этой картины братья Люк и Жан-Пьер Дарденны некогда уже затрагивали тему незаконной иммиграции в своей ранней ленте "Обещание". За последние десять лет они приобрели репутацию мэтров нового реализма, лидеров кино "морального беспокойства" и дважды были удостоены в Канне Золотой пальмовой ветви — за фильмы "Розетта" и "Дитя". В новой картине режиссеры продолжают анализ мироустройства, в котором одни преуспевают за счет других и разорвать этот порочный круг может только одна нематериальная вещь — совесть.

В центре картины — судьба молодой албанки по имени Лорна (отличная актриса Арта Доброши), которая выходит замуж за наркомана Клауди (Джереми Ренье) с целью заполучить бельгийское гражданство. Вместе со своим албанским бойфрендом Соколом Лорна мечтает открыть бар, и оба копят на него деньги, заработанные нелегальными способами под контролем мафии. Пружина конфликта закручивается в тот момент, когда выясняется, что мафиози решают убрать полудохлого "джанки", чтобы Лорна могла тут же вступить в другое фиктивное замужество — на сей раз с подозрительным русским бизнесменом, в свою очередь продав ему бельгийский паспорт.

Начавшись как социальная драма, во второй половине фильм превращается в шизофренический триллер: героиня бунтует против мафиозных правил и понимает, что обречена стать очередной жертвой негодяев. К тому же даже вопреки выводам врачей она убеждена, что беременна от Клауди и должна во что бы то ни стало сохранить ребенка. Сцены ее бегства от преследователей через лес, где она прячется в заброшенной хижине, достойны того, чтобы занять место в хрестоматии режиссуры как образец саспенса. В финале нет привычного для Дарденнов сюжетного катарсиса, зато они нарушают свой принцип "минимум слов и ни одной музыкальной ноты" и дают на титрах музыку.

"Молчание Лорны" было награждено в Канне за сценарий, хотя как раз он не самое сильное, что есть в картине. Дарденны — минималисты и радикалы, не злоупотребляющие диалогами и предпочитающие чистое, почти немое кино. Все предыдущие их фильмы были сняты в Серейне, индустриальном городке, где они досконально изучили среду обитания. Льеж — более крупный город, и проникнуть в механизмы его подпольной жизни оказалось труднее, что привело, с одной стороны, к некоторым предсказуемым и клишированным ходам, с другой — к сомнительным деталям, а ведь в деталях, как известно, прячется дьявол. Например: могли ли итало-албанские мафиози потребовать с русского бизнесмена за фиктивный брак и натурализацию в ЕС такую ничтожную сумму, как €10 тыс.? Ведь это просто оскорбительно для нашей национальной гордости. Особенно если учесть, что из этих денег половину пришлось бы отдать за молчание Лорне. Однако то, с чем ни за что не смирились бы у другого режиссера, Дарденнам прощаешь за их невероятную настойчивость и абсолютную искренность в разработке сюжетов, которые большинству кинематографистов кажутся либо скучными, либо привлекательными в сугубо конъюнктурном смысле.
Коммерсантъ Ру

Лорна без попкорна
Газета "Труд"

Фильм братьев Дарденн "Молчание Лорны", удостоенный "золотой ветви" за лучший сценарий, - о том, что реальность спасения не предполагает.
У живущей в Бельгии албанки Лорны (Арта Доброши) короткая стрижка и хмурое лицо, она неразговорчива, ее любимое слово - "нет". Отрывистое "да" слышит от нее лишь местный бандит Фабио (Фабрицио Ронджоне). Лорна участвует в продуманной им афере - она уже вышла замуж за героинового наркомана Клоди (Джереми Ренье, снимавшийся у Дарденнов в фильмах "Обещание", где речь также шла об иммигрантах, и "Дитя") и получила бельгийское гражданство, а когда Клоди умрет, должна будет выйти замуж за богатого русского (Антон Яковлев), чтобы гражданство получил и он.
Любимый Лорны по имени Сокол тем временем рассказывает ей, что собирается завербоваться на реактор, потому что там много платят, - так они скорее осуществят свою мечту, купив маленький бар. На этом играет Фабио, реагируя на любые попытки Лорны отклониться от выбранного им курса недоуменным вопросом: "Тебе деньги нужны?!" "Да", - кивает Лорна и смиряется - пачка евро (непременный атрибут дарденновских картин) является главным персонажем фильма, пока в Лорне, похожей в начале картины на покорно исполняющую свои функции машину, не начинает появляться нечто живое, женское - сперва жалость, а затем любовь, которая сделает ее одновременно и сильной, и слабой. Об этой слабости спрашивал Давид Тухманов, обращаясь к героине свой песни: "Чей серп на тебя нацелится, срежет росток? На какой плантации мельница сотрет тебя в порошок?" В "Молчании Лорны" прямолинейности мужского мира, которому сперва покорна героиня Доброши, его жесткой логике, нацеленности на немедленный и материально ощутимый результат противостоит изменчивый и устремленный в неясное будущее женский мир - и, почувствовав свою принадлежность к нему, Лорна сбежит туда, где нет денег, нет хитроумных комбинаций, нет просчитанных убийств. Сбежит в безумие - во время одной из происходящих в больнице встреч, когда Лорна поймет, что на самом деле не желает Клоди смерти, над ее головой на мгновение появится белая стрелка с надписью "Psychiatrie", словно указывающая, как теперь жить.
Фильм "Молчание Лорны" традиционно для произведений братьев Дарденн получил в этом году награду в Каннах, но лишь за сценарий; и отличается он от других картин режиссеров не только условной малостью награды. На финальных титрах появляется ранее нехарактерная для Дарденнов музыка, а трансформация социальной драмы в притчу происходит незадолго до конца, и два этих жанра хоть и не противостоят друг другу, но и единым целым тоже не кажутся. И беспросветности, которой в истории албанской девушки куда больше, чем света, противопоставить нечего. Во многих фильмах кто-то оказывается рядом с хмурыми, попавшими в беду девушками, но Дарденны такой возможности своей Лорне не предоставляют.
Сергеева Жанна

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#