"Молчание Лорны"
Название фильма: | Молчание Лорны |
|
|
Страна-производитель: | Франция - Германия - Италия - Бельгия | ||
Английский: | Silence de Lorna, Le / The Silence of Lorna / Le Silence de Lorna | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | ||
В ролях: | Арта Доброши, Жереми Ренье, Фабрицио Ронжионе, Оливье Гурме, Антон Яковлев, Григорий Мануков | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Молодая албанская женщина Варна заключает брак по расчету с наркоманом, чтобы получить бельгийское гражданство. Ее намерения далеки от невинных: в случае передозировки она обретет ту свободу, о которой грезила всю свою жизнь. В основе конфликта два противоположных устремления: мечта Варны стать независимой и желание ее мужа отказаться от своих вредных привычек и остаться живым.
Еще:
Героиня картины, молодая албанка Лорна, чтобы стать гражданкой Бельгии, вступила в фиктивный брак с наркоманом Клоди. Это все ей устроил (разумеется, небескорыстно) некий Фабио. Теперь Фабио хочет с ее помощью содрать хороший куш за новый фиктивный брак: какой-то русский тоже мечтает о лучшей жизни и готов платить деньги. Но чтобы сделка стала возможной, она должна освободиться от мужа. И вскоре Клоди найдут мертвым. Это история преступления и того наказания, которое сам себе учиняет человек, если в нем еще ворочается совесть...
Как всегда у Дарденнов, этот фильм - исследование процесса нравственного перерождения героини - взятого крупным планом, и как всегда у этих авторов, зрительского соперриеживания они добивются очень интенсивного. Это фильм с моральным "посланием". Заставляющий думать. Поднимающий самую больную проблему современной Европы - нелегальной миграции бедствующих людей, в массовом порядке ищущих счастья в более благополучных странах. Жан-Пьер Дарденн: Нас давно волнует процесс переселения народов, который сейчас так активизировался во всем мире. Люди в поисках лучшей доли всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть в более стабильные страны. Часто методы, которыми они действуют, не вполне законны, но они идут на это, надеясь найти хотя бы подобие счастья. Люк Дарденн: Одна женщина рассказала мне о своем брате-наркомане, который чуть было не связался с албанской мафией, впутавшись в темное дело с фиктивным браком за деньги. Ему обещали определенную плату за то, чтобы он женился на девушке-иммигрантке, и еще столько же - за то, чтобы он с ней потом развелся. Наша знакомая все сделала, чтобы ее брат избежал рискованного шага. Потому что слышала о другом наркомане, который в такой ситуации таинственным образом умер - якобы от перезодировки. Эти истории произвели на нас сильнейшее впечатление. В сценарии мы объединили оба эти сюжета. Братья Дарденн вернули бельгийскому кино мировую славу: четырежды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля и все четыре раза уезжали победителями, причем дважды получили Золотые пальмовые ветви за "Розетту" и "Дитя". А их социальная драма "Молчание Лорны" завоевала приз за лучший сценарий.
Тварь недрогнувшая
"Молчание Лорны" братьев Дарденн на ММКФ
Фестиваль кино
Вчера российской премьерой фильма "Молчание Лорны" в рамках 30-го ММКФ открылась программа "Московская эйфория". О фильме и о программе рассказывает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
"Московская эйфория" предлагает в этом году не совсем обычный набор фильмов. Два из них — "Против течения" Златинки Русевой и "Фадос" Карлоса Сауры — связаны с музыкой. "Менины" Игоря Подольчака — украинская рефлексия на тему европейской живописи. "Забавные игры" — ремейк знаменитой ленты 1997 года, осуществленный тем же самым режиссером Михаэлем Ханеке. "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики претендует на роль манифеста молодой российской режиссуры, вышедшей из недр документалистики и kinoteatr.doc. Остальные три картины имеют социально-этнический оттенок: "Будда рухнул от стыда" Ханы Махмальбаф привлекает внимание к положению детей в Афганистане. "Кус-кус и барабулька" Абделатифа Кешиша живописует быт и нравы арабской общины во французской провинции.
"Молчание Лорны" — еще один физиологический очерк о жизни иммигрантов и маргиналов в бельгийском городе Льеже. Создатели этой картины братья Люк и Жан-Пьер Дарденны некогда уже затрагивали тему незаконной иммиграции в своей ранней ленте "Обещание". За последние десять лет они приобрели репутацию мэтров нового реализма, лидеров кино "морального беспокойства" и дважды были удостоены в Канне Золотой пальмовой ветви — за фильмы "Розетта" и "Дитя". В новой картине режиссеры продолжают анализ мироустройства, в котором одни преуспевают за счет других и разорвать этот порочный круг может только одна нематериальная вещь — совесть.
В центре картины — судьба молодой албанки по имени Лорна (отличная актриса Арта Доброши), которая выходит замуж за наркомана Клауди (Джереми Ренье) с целью заполучить бельгийское гражданство. Вместе со своим албанским бойфрендом Соколом Лорна мечтает открыть бар, и оба копят на него деньги, заработанные нелегальными способами под контролем мафии. Пружина конфликта закручивается в тот момент, когда выясняется, что мафиози решают убрать полудохлого "джанки", чтобы Лорна могла тут же вступить в другое фиктивное замужество — на сей раз с подозрительным русским бизнесменом, в свою очередь продав ему бельгийский паспорт.
Начавшись как социальная драма, во второй половине фильм превращается в шизофренический триллер: героиня бунтует против мафиозных правил и понимает, что обречена стать очередной жертвой негодяев. К тому же даже вопреки выводам врачей она убеждена, что беременна от Клауди и должна во что бы то ни стало сохранить ребенка. Сцены ее бегства от преследователей через лес, где она прячется в заброшенной хижине, достойны того, чтобы занять место в хрестоматии режиссуры как образец саспенса. В финале нет привычного для Дарденнов сюжетного катарсиса, зато они нарушают свой принцип "минимум слов и ни одной музыкальной ноты" и дают на титрах музыку.
"Молчание Лорны" было награждено в Канне за сценарий, хотя как раз он не самое сильное, что есть в картине. Дарденны — минималисты и радикалы, не злоупотребляющие диалогами и предпочитающие чистое, почти немое кино. Все предыдущие их фильмы были сняты в Серейне, индустриальном городке, где они досконально изучили среду обитания. Льеж — более крупный город, и проникнуть в механизмы его подпольной жизни оказалось труднее, что привело, с одной стороны, к некоторым предсказуемым и клишированным ходам, с другой — к сомнительным деталям, а ведь в деталях, как известно, прячется дьявол. Например: могли ли итало-албанские мафиози потребовать с русского бизнесмена за фиктивный брак и натурализацию в ЕС такую ничтожную сумму, как €10 тыс.? Ведь это просто оскорбительно для нашей национальной гордости. Особенно если учесть, что из этих денег половину пришлось бы отдать за молчание Лорне. Однако то, с чем ни за что не смирились бы у другого режиссера, Дарденнам прощаешь за их невероятную настойчивость и абсолютную искренность в разработке сюжетов, которые большинству кинематографистов кажутся либо скучными, либо привлекательными в сугубо конъюнктурном смысле.
Коммерсантъ Ру
Лорна без попкорна
Газета "Труд"
Фильм братьев Дарденн "Молчание Лорны", удостоенный "золотой ветви" за лучший сценарий, - о том, что реальность спасения не предполагает.
У живущей в Бельгии албанки Лорны (Арта Доброши) короткая стрижка и хмурое лицо, она неразговорчива, ее любимое слово - "нет". Отрывистое "да" слышит от нее лишь местный бандит Фабио (Фабрицио Ронджоне). Лорна участвует в продуманной им афере - она уже вышла замуж за героинового наркомана Клоди (Джереми Ренье, снимавшийся у Дарденнов в фильмах "Обещание", где речь также шла об иммигрантах, и "Дитя") и получила бельгийское гражданство, а когда Клоди умрет, должна будет выйти замуж за богатого русского (Антон Яковлев), чтобы гражданство получил и он.
Любимый Лорны по имени Сокол тем временем рассказывает ей, что собирается завербоваться на реактор, потому что там много платят, - так они скорее осуществят свою мечту, купив маленький бар. На этом играет Фабио, реагируя на любые попытки Лорны отклониться от выбранного им курса недоуменным вопросом: "Тебе деньги нужны?!" "Да", - кивает Лорна и смиряется - пачка евро (непременный атрибут дарденновских картин) является главным персонажем фильма, пока в Лорне, похожей в начале картины на покорно исполняющую свои функции машину, не начинает появляться нечто живое, женское - сперва жалость, а затем любовь, которая сделает ее одновременно и сильной, и слабой. Об этой слабости спрашивал Давид Тухманов, обращаясь к героине свой песни: "Чей серп на тебя нацелится, срежет росток? На какой плантации мельница сотрет тебя в порошок?" В "Молчании Лорны" прямолинейности мужского мира, которому сперва покорна героиня Доброши, его жесткой логике, нацеленности на немедленный и материально ощутимый результат противостоит изменчивый и устремленный в неясное будущее женский мир - и, почувствовав свою принадлежность к нему, Лорна сбежит туда, где нет денег, нет хитроумных комбинаций, нет просчитанных убийств. Сбежит в безумие - во время одной из происходящих в больнице встреч, когда Лорна поймет, что на самом деле не желает Клоди смерти, над ее головой на мгновение появится белая стрелка с надписью "Psychiatrie", словно указывающая, как теперь жить.
Фильм "Молчание Лорны" традиционно для произведений братьев Дарденн получил в этом году награду в Каннах, но лишь за сценарий; и отличается он от других картин режиссеров не только условной малостью награды. На финальных титрах появляется ранее нехарактерная для Дарденнов музыка, а трансформация социальной драмы в притчу происходит незадолго до конца, и два этих жанра хоть и не противостоят друг другу, но и единым целым тоже не кажутся. И беспросветности, которой в истории албанской девушки куда больше, чем света, противопоставить нечего. Во многих фильмах кто-то оказывается рядом с хмурыми, попавшими в беду девушками, но Дарденны такой возможности своей Лорне не предоставляют.
Сергеева Жанна