"Нью-Йорк, Нью-Йорк / Синекдоха, Нью-Йорк"
Название фильма: | Нью-Йорк, Нью-Йорк / Синекдоха, Нью-Йорк |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Synecdoche, New York | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Чарли Кауфман | ||
В ролях: | Филип Сеймур Хоффман, Мишель Уильямс, Кэтрин Кинер, Дженнифер Джейсон Ли, Эмили Уотсон, Саманта Мортон, Дайэнн Уист, Хоуп Дэвис, Робин Уайгрет, Том Нунан, Тим Гини, Стивен Эдли Гуиргис, Франко Булаон, Линн Коэн, Сэйди Голдстайн, Барбара Хаас, Дэниэл Лондо | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В кадре
Театральный режиссер (Хоффман) пытается поставить пьесу, построить копию Нью-Йорка, переживает муки любви и страдает от непонятных болезней.
За кадром
Режиссерский дебют Чарли Кауфмана, сценариста, ответственного за "Быть Джоном Малковичем", "Вечное сияние чистого разума" и другие безумные истории, практически единственный и собратьев по цеху, сумевший заставить людей ходить на свои сюжеты, а не на режиссеров, их воплощающих.
Цитаты
"После "Синекдохи" "Адаптация" и "Вечное сияние" будут казаться скучными учебно-производственными фильмами". Джей А. Фернандес, Los Angeles Times
Еще:
Сюрреалистические размышления о тщете всего сущего; история театрального режиссера, который безуспешно борется с распадом и страхом смерти. Режиссерский дебют сценариста «Адаптации» и «Быть Джоном Малковичем».
Кейден Котар (Ф.С.Хоффман), толстый провинциальный как бы гений, ставит в заштатном Скенектеди, штат Нью-Йорк, в меру авангардистский спектакль по «Смерти коммивояжера»; постановка имеет успех, ее хвалит центральная пресса, но Котару не до того. Жена — рисовальщица микроскопических картин (К.Кинер) — страшно устала от него и не берет с собой на вернисаж в Берлин, попытка закрутить роман с лупоглазой кассиршей (С.Мортон) заканчивается конфузом и слезами (плачет он), плюс Котару все время кажется, что он гниет заживо (невропатолог в местной клинике не моргнув глазом диагностирует синдром Котара, жена из Берлина в ответ на жалобные стоны чирикает в телефон: «Я прославилась!» — и бросает трубку). Конвертик с извещением о присуждении макартуровского «гранта гения» (полмиллиона в течение пятилетки без всяких условий) сперва кажется спасением из ада — Котар берет в бессрочную аренду заводское пространство в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, нанимает гигантскую труппу, начинает не спеша расписывать роли. Но, получив тотальный контроль над окружающей реальностью, герой оказывается в совсем безвыходном положении.
Режиссерский дебют Чарли Кауфмана проще всего трактовать как самодиагноз: сценарист, прежде отдававший свои ребусы на адаптацию режиссерам с сильным почерком — Спайку Джонзи («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»), Мишелю Гондри («Звериная натура», «Вечное сияние чистого разума»), Джорджу Клуни («Признания опасного человека»), — впервые взялся за эту расстрельную работу сам, в итоге наплодил взвод собственных экранных двойников, заблудился в фирменных мотивах, произведя на свет безупречный, но чем дальше, тем менее проницаемый для стороннего глаза фильм, двухчасовой монумент идиосинкразии, в котором все — от названия до имен персонажей и стоящих на полках книг — нуждается в звездочке-сноске. Все так и есть, и более того — «Синекдоха», кто бы что ни говорил, не становится прозрачней ни со второго, ни с третьего просмотра. Есть подозрение, что расшифровать ее до конца не получится, даже если дотошно пройти по всем ссылкам и сноскам, что сделать это можно, лишь став Чарли Кауфманом — со всеми жутковатыми последствиями этого трудновыполнимого (и наверняка необратимого) шага. Но фокус в том, что, как любое бескомпромиссно личное высказывание, кауфмановский фильм не нуждается в постраничной расшифровке, как не нуждаются в ней Джойс или Дэвид Линч. Его предельно уникальный частный опыт запутавшегося сочинителя воображаемых автобиографий и постановщика пьес с самим собой в главной роли на самом деле предельно универсален: более-менее все на свете считают себя режиссерами, пока в лицо не ударит свет прожектора и голос сверху не скажет: «Стоп, снято».