Описание фильма

"Терминатор 4: Да придет спаситель "   

Название фильма: Терминатор 4: Да придет спаситель
Терминатор 4: Да придет спаситель
Страна-производитель: США — Германия — Великобритания
Английский: Terminator 4 / Terminator Salvation: The Future Begins
Жанр: боевик / драма / фантастика / приключения / ужасы
Режиссер: МакГи
В ролях: Кристиан Бэйл (Джон Коннор), Сэм Уортингтон (Маркус Райт), Антон Ельчин (Кайл Риз), Шарлотта Гинзбур (Кейт Коннор), Мун Бладгуд (Блэр Уильямс), Common (Барнс), Джош Бролин, Крис Браунинг
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Итак, Судный день свершился, Скайнет шинкует мягких человечков в труху, а Джон Коннор пытается спасти то, что осталось. Всё идёт так, как обещано — но не совсем.

Ангел истребления
Кирилл Андреев

"Терминатор 4" оказался масштабным военным фильмом с боями на суше, на море и в воздухе, разнообразными терминаторами и компьютерным Шварценеггером.
После того, как компьютерная оборонная система Скайнет обрела разум и забросала человечество атомными бомбами, на Земле настали унылые времена. Оставшиеся в живых ведут непрерывную войну с роботами, роботы охотятся на людей и конца этой схватки жизни с цветными металлами на ядерной помойке не видно. Мрачное равновесие суждено нарушить одному из лидеров Сопротивления Джону Коннору — во время рейда на базу Скайнета он находит коды доступа к радиочастотам, на которых терминаторы получают команды. Сопротивление начинает готовиться к решающему наступлению, но Коннора больше беспокоит другое — крутя в руках фотографию Сары Коннор, он думает, как спасти мальчишку по имени Кайл Риз, который, отправившись в прошлое, должен стать его отцом. Вскоре у Коннора появится странный союзник, который тоже желает позаботиться о парне — некто Маркус, осужденный на смерть еще до бомбежек Скайнета преступник, который, неведомым для самого себя образом, после казни вместо того света очнулся в апокалиптическом будущем.
Тем, кто скучал по Терминатору последние двадцать лет, можно сказать, что таки да — обещанное режиссером МакГи появление Арнольда Шварценеггера состоится. Не лично, разумеется, но компьютерные технологии предоставляют довольно сносную копию Шварца. Изумление, однако, вызывает не вечно молодой Т800, а то, что "Терминатор 4" оказался больше похож на "Перл-Харбор", чем на своих предшественников. МакГи сделал масштабный военный фильм, с боями в воздухе и на море, с десантными операциями, минными полями и всем прочим, что подразумевает этот жанр. То, что на стороне противника не фашисты в касках, а ржавые кровожадные боты, дела особенно не меняет.
Этот эпический милитаристский замах поставил актеров в странное положение — в американских военных фильмах Станиславский лежит ногами к взрыву и не дергается. Поэтому сыгравший Коннора надежда человечества Кристиан Бэйл и сыгравший Риза Антон Ельчин, как и все прочие, в основном делают военное выражение лица и демонстрируют спортивную (и военную) форму. Нечто подобное произошло когда-то с третьей "Матрицей". Это, по-своему, удобно — можно сосредоточиться на терминаторах, которых в фильме много и все они разные. Самый неприятный — водоплавающий, похожий на стального угря. Самый быстрый — мотоциклетный. Самый страшный — 15-метровый Жнец. Военный аттракцион летит по атомным горкам почти без остановки и кто уж там рассматривает чью фотографию, и кто кого ищет — становится совершенно неважно.
А важным становится спасение человечества — штука слишком абстрактная, чтобы ей сопереживать. В конечном счете, в первом фильме речь шла не о путешествиях во времени и не о гигантских человекоподобных роботах — "Терминатор" рассказывал языком B-movie о схватке человека с ангелом истребления, "Терминатор 2: судный день" — об ангеле истребления, который решил не истреблять. Добро и зло имело в них столь зримую и безжалостную форму, что добиться похожего эффекта удалось потом, кажется, только Коэнам, выпустившим на экран Антона Чигура.
В "Терминаторе 4" ангелы истребления — просто опасные железяки, а Скайнет — уже не зловещий i-Бог, а просто суперкомпьютер. По-своему, МакГи перезапустил сагу о Терминаторе в самом актуальном ключе. Сопереживать некому, война со Скайнетом не имеет конца и человечеству, как и зрителю, остается только восхищенно смотреть, как рвутся бомбы.
С сайта Филм Ру

Баллада о солдате
Независимая газета

После третьего фильма казалось, что история про Сару Коннор, гибель мира и власть машин может продолжаться бесконечно и хуже от этого не станет. Мастеровитый производитель кассовых фильмов МакДжи эту надежду смог убить.
В начале XXI века рефлексирующий урка Маркус Райт (Сэм Уортингтон) поддался на уговоры больной раком ученой дамы (Хелена Бонем Картер) и завещал свое тело для опытов. Его нашпиговали хитрой электроникой, сделали неуязвимым и оставили только человеческое сердце. А через пару десятилетий на земле стало все совсем безнадежно. Люди существуют в ожидании, когда очередная железная лапа, проломив крышу, вытащит их из уютного убежища и отнесет в межгалактическую тюрьму. Единственный, кто маниакально пытается спасти планету, – лидер партизан – борцов с инопланетянами Джон Коннор (Кристиан Бейл). Он без конца слушает последнее послание своей матери, Сары Коннор, и пытается найти в нем ответы на все вопросы. Которых у него, правда, не так уж и много: как убить все машины и не машина ли случаем Райт.
Глупо спрашивать, стоит ли смотреть фильм тем, кто не видел первые три части. Пересказ сюжета можно свести к комбинациям междометий «пыщ-пыщ», «бабах» и «бум».
Биография МакДжи – режиссера «Спасителя» на данный момент сводится к странному букету из сериалов, сиквела «Ангелов Чарли» и фильма-концерта Offspring. Его режиссерская манера же – не менее удивительное сочетание дичайшей банальности и абсолютной сумятицы. «Спаситель» – это своеобразное «Возвращение мушкетеров»: весь фильм сделан только ради появления на несколько секунд двойника Шварценеггера. Чтобы тот вышел голый из дыма, сделал фирменное лицо «ты меня обидел» и исчез навсегда. Тут зал дружно просыпается и рукоплещет, а особо впечатлительные радостно скандируют: «Айл би бэк!» Чтобы снова погрузиться в сон под монотонные выстрелы и скрежет металла.
МакДжи пускает всего «Спасителя» по гладеньким рельсам жанра и трех предыдущих «Терминаторов». При всей сюжетной путанице ни одного неожиданного хода, ни единого хитрого ракурса, ни крохотной ловкой монтажной склейки в фильме нет. Все здесь предсказуемо, эта кривая колымага, не спеша, два с половиной часа, скользит по накатанной колее. Как будто любой мало-мальски близкий к комиксу сюжет не стал давно уже лучшей основой для игр со смыслами и самых распрекрасных ощущений, а история фантастического кино ограничивается «Приключениями Электроника». Как будто не было хоть и порядочного зануды, но все-таки хоть экспериментатора Нолана. Как будто любое фантастическое кино не есть абсолютное высказывание о добре и зле. Наконец, как будто для актеров персонажи в фантастическом кино – не лучшие находки в смысле характеров.
Да чего, собственно, хотеть? Человеку по имени МакДжи (по-английски пишется вовсе прекрасно – MCG, почти как звукозаписывающая компания) снимать фильм про власть машин противопоказано. И убедить себя, что МакДжи – не робот, произведенный на свет компанией Apple для разрушения прекраснейшей эпопеи, очень трудно.
Иван Чувиляев

Убить Терминатора
Роман КОРНЕЕВ

Годы идут, а Судный день всё откладывается. С момента первого назначенного ядерного апокалипсиса прошло уже почти 12 лет, а с момента первого появления на экране армированного стальным эндоскелетом Арнольда Шварценеггера — уже почти четверть века. Синие молнии, вспышка и голый мужик — так начиналась целая вселенная, обросшая потом официальными и не очень продолженями, включая комиксы, где Т-800 в чёрной куртке и с магазинным «винчестером» в руках сражался против чужих, хищников, марсиан, барабашек и людей-икс, хотя любим мы его, конечно, не за это.
За вечную ночь 2029 года, где лазерные выстрелы издают характерное «пиу», а под траками боевых машин хрустят человеческие черепа. За фразы «если хочешь жить, иди за мной» и «аста ла виста, бэйби». За неживых, и вместе с тем совершенно одушевлённых роботов, крушащих всё на своём пути и не останавливающихся, пока не исполнят свою миссию.

Та эпоха ушла вместе с героическим Арни, переквалифицировавшимся сначала в детсадовские полицейские, а потом и в губернаторы Калифорнии. Ушла, но и осталась одновременно. Причём это не жадный до денег Марио Кассар со своим финансовым дефибрилятором не оставляет франчайз в покое. В своё время Джеймс Кэмерон, ещё не снявший «Титаник» и не погрузившийся вслед за ним на долгие годы в пучины Атлантического океана, хотел поставить в финале второго фильма жирную точку.
Сцена, в которой постаревшая Сара Коннор сидит на той самой детской площадке с каруселями, и нет никакого растущего за горизонтом ядерного гриба, а рядом взрослый Джон Коннор в исполнении Майкла Эдвардса без шрамов на лице няньчит детишек. Замечательная сцена, только увидите вы её лишь в допматериалах коллекционного издания. «Если даже машина научилась ценить человеческую жизнь, может быть, и мы, люди, когда-нибудь сможем этому научиться» — морализаторствует для нас с экрана Линда Гамильтон под жёлтые полосы бегущего шоссе в никуда. И мы понимаем, что ничего не кончилось и кончиться не могло.

И тогда чему удивляться, что Судный день никуда не делся. Да, Джонатан Мостоу оказался не лучшей кандидатурой на режиссуру третьего проекта, да, Ник Сталь выпадал из роли, как подросток из папиных штанов. Ну, так и царство подростка-Коннора с его латиноамериканскими шуточками автора этих строк раздражало безумно, с этим раздражением тоже можно научиться продолжать любить саму вселенную и её героев. Так что сюжетный трикстер в финале третьей части, когда былое «нет судьбы» было окончательно перечёркнуто, уже тоже воспринимается как данность. Мир должен быть разрушен, Кайл Риз должен быть отправлен в прошлое, а Скайнет, что называется, «маст лив».
А раз так, то теперь нужно просто снять очередное продолжение так, чтобы цикл уже перестал быть эдаким полуживым проектом, перебивающимся с сериала на графические романы. Режиссёра Макджи выбрали на эту роль именно потому, что он обладал достаточным энтузиазмом и заявленной способностью снимать в модных нынче традициях «серьёзного комикса», а в качестве обязательной программы придали к проекту олицетворение этого жанра — Кристиана Бэйла, а также его игрового визави Сэма Уортингтона, которого порекомендовал сам Кэмерон.

С таким раскладом фильм просто нельзя было провалить, проект делался с троекратной прочностью конструкций. Модная стилистика, цифровое камео Арни, звуковое камео Линды Гамильтон, обилие в кадре железных декадентских монстров, детективная основа, почти двухцветная картинка и бесконечное количество цитат из первых двух фильмов, включая ту самую музыку Guns N Roses, те самые ключевые фразы, даже знакомые локации вроде той самой обсерватории, где Т-800 в первом фильме прибыл в 1984 год, и там же Маркус Райт встречает Кайла Риза и показывает ему тот самый приём с ременной петлёй, который тот должен будет продемонстрировать уже Саре Коннор в своём далёком будущем, а нашем прошлом.
Тут Джон Коннор говорит «я вернусь» так, что ему веришь, ибо он теперь — ничуть не Ник Сталь, хотя и разговаривает больше тоном пророка Морфеуса, с тем же успехом у рядового состава Сопротивления и раздражением у командования. Тут Дэнни Эльфман выжал все соки из железного ритма Брэда Фиделя, создав на его основе огромную партитуру от лирической гитарной мелодии до батального заруба. Здесь даже сюжет отсылает нас к самым сокам первых двух фильмов, отбросив подальше подростковый юмор и стрелятельные аттракционы у Дайсона дома и в лаборатории «Сайбердайн».

Фильм, начинающийся с камеры смертников и завершающийся диалогом о том, что «у каждого есть право на второй шанс», он действительно очень уважителен к вселенной «Терминатора», ну, в том понимании, которое она оставила в головах у создателей фильма.
И в ключевые моменты постановка срывала на пресс-показе свои заслуженные аплодисменты. Но она же по факту не настолько идеальна, чтобы окончательно развеять морок третьей части. Потому что в текущем её состоянии вселенная «Терминатора» — это не три фильма, это даже не два кэмероновских. Это несколько засевших в сознании фраз и та самая ночь, война с армией машин, война без начала, конца и сюжета.

Поэтому мы вовсе не видим этой ночи в «Спасении Терминатора». Так же, как мы не видим лая собак в подземных бункерах, и армии машин не видим. Да, на дворе 2018 год, Скайнет ещё не так силён, он только-только научился делать своё ключевое оружие — Т-800, он знать не знает о технологии временного перехода и рассчитывает только на одно — отыскать своего главного врага здесь и сейчас — и уничтожить раньше, чем тот поступит с ним так же.
В этом смысле, если вспомнить о планах создателей снять целую новейшую трилогию о Войне судного дня, то задел был правильный. Создать нечто новое, с современной стилистикой и современными персонажами можно, только окончательно, с почестями и салютом из двадцати стволов, похоронив старое.

В итоге, несмотря на обилие любовно подобранных цитат и отсылок (девочка Ньют из кэмероновских «Чужих» тут тоже неспроста), на довольно крепкий, хотя и слишком банально заканчивающийся детектив (и речь тут идёт не о злосчастном переснятом финале, сути дела всё равно не меняющем) — несмотря на все плюсы, перед нами именно торжественные похороны трэшачных восьмидесятых и боевиковых девяностых. Нет судьбы, кроме той, что выбирают для своих героев сценаристы и продюсеры. Острословы уже нарекли фильм «Трансформинатором». Добро пожаловать в царство комикса, пусть и серьёзного.
Если кривая бокс-офиса вывезет, будет вам и царство Скайнета на Земле, и последняя битва, в которой человечество его одолеет. У всякого франчайза должно быть право на второй шанс. Это был Джон Коннор.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр ру

I won't be back
Газета.ру

В прокат выходит «Терминатор. Да придет спаситель» – первая часть новой трилогии о войне машин, превращающая зрителя в адреналиновую лужу и немного подпорченная сериальной практикой.
Получив последний поцелуй от смертельно больной сотрудницы «Скайнет», сломанный и раскаявшийся преступник Маркус Райт (Сэм Уорингтон) отправляется подставить вены под смертельную инъекцию. Удивительным образом он очнется в 2018 году весь в грязи, посреди постапокалиптических развалин, по которым в поисках друг друга носятся две надежды человечества – Джон Коннор (Кристиан Бэйл), будущий лидер Сопротивления, и его несовершеннолетний папаша Кайл Риз (Антон Ельчин). Всем вместе им предстоит обрушить первую в этой бесконечной войне цитадель красноглазых роботов, несколько раз спасти друг другу жизнь и походя разобраться с проявлениями природы человека в предлагаемых обстоятельствах.
Как и было обещано, с самого начала новой трилогии авторы без зазрения совести сменили сам принцип повествования.
Если раньше идея саги была в том, что мы, слабые существа из крови и мяса, способны заставить жернова судьбы крутиться в нужную сторону, а человеческое сердце все же сильнее и важнее пламенного мотора, то теперь на первый план вышло слово «война» в самом своем тупом и буквальном значении. Речь идет не о манипуляциях со временем с целью предотвращения ущерба, а о выживании нашего вида, и тут уже шутки в сторону. Поэтому так нечеловечески напряжен бэйловский Коннор, и поэтому диалоги временами порядком режут уши – война все спишет, а пока под пулями не до Шекспира.
Изрядным лукавством будет сказать, что Голливуд пожертвовал одним из своих любимых чад и превратил любимый миф в предостерегающий мокьюментари о вреде искусственного интеллекта.
Конечно, нет. И появляющийся под знакомую музыкальную тему голый и трехмерный австрийский культурист Арнольд Шварценеггер тому свидетель. Несмотря на условную эстетику хроники боевых действий, режиссер Макджи не без изящества удержался между парой веских приветов из прошлых серий и волчьей серьезностью занимающей основной хронометраж бойни.
Сразу после выхода картины мировая общественность сильно усомнилась в том, что под больше похожим на маркировку именем Макджи скрывается человек, а сам «Да придет спаситель» не является скрытой пропагандой замены наших с вами мозгов микросхемами. В известном смысле все обвинения в холодности и механистичности боевых сцен вполне правомерны: временами при просмотре кажется, что человек просто не способен с уверенностью гидравлического пресса превращать зрителя в лужу адреналина.
Отдышавшись после финальных титров и отправив подальше бессмысленный вопрос «что это было?», создателям можно предъявить лишь одну серьезную претензию.
Очевидно, что после сериального бума создатели полнометражных франшиз решили, что зрителя с легкостью можно потчевать историями с продолжением. И «Терминатор» – это пример именно такого отношения к нам. По сути, несмотря на количество персонажей и затраченный бюджет, «Да придет спаситель» обещает гораздо больше, чем говорит. В финале становится понятно, что все произошедшее было не более чем декорацией, а судьба человечества все еще принадлежит будущему, которое по-прежнему в тумане. Впрочем, одно о грядущем известно точно: Шварценеггера там больше не предвидится.

Ярослав Забалуев

Когда нас в бой пошлет товарищ Коннор
 
Свершилось все, о чем рассказывал Кайл Риз Саре Коннор еще в первой части. Скайнет счел, что люди опасны, и уничтожил всех, кого смог достать ядерными взрывами. Выжившие ушли в Сопротивление, неофициально возглавляемое сыном Сары, Джоном (Кристиан Бейл). В 2018 году в войне может наступить перелом – во время очередного рейда отряд Коннора перехватывает ценную информацию: рассекречивает радиочастоты, с помощью которых можно управлять терминаторами вместе и по отдельности.
Кроме планового спасения человечества и разгрома Скайнета, перед Коннором стоит еще одна задача. Он должен разыскать Кайла Риза (Антон Ельчин), своего, с одной стороны, будущего, а с другой, состоявшегося отца, пока того не нашли терминаторы и по старой привычке не попытались убить. Сделать это можно только с помощью Маркуса Райта (Сэм Уортингтон), гостя из другого времени, на этот раз – из прошлого. Маркус – не совсем человек и даже не совсем друг человечества, но выбирать не приходится.
Арнольда Шварценеггера здесь почти нет, а за то, что есть, благодарить нужно исключительно компьютерные программы. Зато много всякого железа: быстролетающего, прямоходящего, водоплавающего. Железо ведет себя агрессивно, сотнями убивая человеческий материал или захватывая его в плен в лучших традициях «Войны миров». Когда наступает затишье и время для философствований и беглого осмотра окрестностей, на поверхность без зазрения совести вылезает «Матрица», части вторая-третья.
Но затишье наступает редко, в основном все же воюют, и ведут себя в соответствии с законами кинематографического военного времени: громко призывают сражаться и выживать, яростно палят во врага, не торопятся смыть с себя кровь и копоть. Из четвертого «Терминатора» получился не фантастический боевик, а фильм «про войну» с элементами фантастики, тем не менее, ничуть не оригинальный. Несмотря на обилие новых персонажей, включая разнообразных терминаторов, несмотря на целую гору нового хитроумного оружия и тщательно прорисованный мир страшного будущего, в памяти остается лишь медленно потухающий красный глаз того первого, самого жуткого робота. Из той первой, незабываемой части.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#