Описание фильма

"Черное солнце"   

Название фильма: Черное солнце
Черное солнце
Страна-производитель: Франция — Италия
Английский: Sole nero, Il / Black Sun
Жанр: драма / мелодрама / экранизация
Режиссер: Кшиштоф Занусси
В ролях: Валерия Голино, Каспар Каппарони, Лоренцо Балдуччи, Тони Берторелли, Рокко Фамильяри, Ремо Жирон, Энрико Ло Версо, Джузеппе Сульфаро, Виктория Зинни
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

По роману Рокко Фамильяри.

Фильм "Черное солнце" основан на событиях, произошедших двадцать лет назад. Счастье молодоженов Агаты и Манфреди было разрушено случайным выстрелом снайперской винтовки — Манфреди убит. Агата не может свыкнуться с мыслью о том, что его больше нет. Теперь она живет только ради мести.

Воображаемый диалог с Богом

«Когда умирает старый человек, много чего повидавший в жизни — это счастье, когда умирает юноша — это наказание для его жены и матери, когда умирает маленький ребёнок — это безумие Бога», — такие монологи регулярно произносят герои фильма «Чёрное солнце», где рассказ ведется от лица молодой, скоропостижно овдовевшей женщины Агаты. Она вообще считает, что её муж был ангелом и говорит с ним по вечерам, а когда приходит в морг — осыпает тело поцелуями. Это не причуды, а религиозные (в хорошем смысле этого слова) жесты.
 
Фильм Занусси очень неспешный и красивый, в нём всё вызывает доверие и симпатию — и безумие, и любовь, и убийство, и насилие. На фоне современных драм, он выглядит этакой растянутой короткометражкой: для развития действия хватило бы на 10 минут, а что делать в оставшиеся полтора часа — непонятно. В солнечном свете, про который мы с первых кадров знаем, что он искусственный, ходит-бродит загадочная женщина, у которой умер муж и теперь она тоже хочет умереть, хотя и знает, что жизнь священна. Потом она находит убийцу мужа и так же неспешно в ритме морского прибоя начинает за ним следить и выяснять, какой у него был мотив. Без любви нет и жизни, так приблизительно получается.

Многозначительных планов задумчивого женского лица запросто хватит на три картины, а терпения у современного зрителя скорее всего не хватит, чтобы досмотреть фильм до конца. Хотя, по-хорошему, он этого стоит.

С сайта Кинокадр Ру

Сицилийская вдова
РБК daily

Прошлогоднюю работу культового польского режиссера уже показывали в этом году в рамках программы "Гала-премьеры" на ММКФ. У публики она вызвала совершенно полярные отзывы. "Черное солнце" можно безошибочно охарактеризовать как "кино для умных". Причем настолько "для умных", что в кинотеатральный прокат оно пока вышло только в двух странах - Италии и Франции.
Сценарий этой картины был написан Занусси совместно с итальянцем Рокко Фамилиари, которому в свою очередь пришлось адаптировать для этого свою пьесу, основанную на реальном случае, произошедшем на Сицилии. Упрощенно сюжет выглядит так: у немолодой уже женщины застрелили мужа. Вычислив убийцу и посчитав, что закон может отнестись к злодею слишком мягко, женщина собственноручно отправила его на тот свет. Кровавый американец Тарантино в данном случае обошелся самурайским мечом и восточными единоборствами, а не менее кровавому корейцу Чхан Ук Паку и вовсе хватило молотка. Большой режиссер Кшиштоф Занусси сделал все так, как и полагается сделать человеку, у которого в загашнике имеются "Золотой лев", Приз жюри Каннского кинофестиваля и Главный приз ММКФ. В "Черном солнце" история о мести является только первым слоем сложной философской конструкции, вынуждающей зрителя глубоко задуматься о природе добра и зла и любви, сующей в руки ружье.
"Черное солнце" изобилует символами и плавает в витиеватых диалогах и монологах, размышление над которыми выкачивает силы, предназначенные для просмотра фильма. Действие происходит на Сицилии. Главные герои, зрелая женщина Агата (Валерия Голино) и ее молодой прелестный муж Манфреди (Лоренцо Бальдуччи) - два ангела, обитающих в Эдеме. Символом Эдема является их роскошное многокомнатное жилище с шелковым постельным бельем, картинами и пальмами. Сами герои часть картины бродят из угла в угол абсолютно голые, что отражает их невинность и непорочность. Валяясь в кровати, Агата и Манфреди ведут разговоры обо всем на свете до тех пор, пока Манфреди не решает полежать на открытом балконе. Если залитый солнцем балкон кажется раем, то за окнами квартиры дома напротив таится ад. Зло, обитающее в нищенской грязной комнате, выглядит взъерошенным и неопрятным бывшим музыкантом Сальво (Каспар Каппарони). Он корчится в наркотических ломках, развеиваясь тем, что мутузит своего младшего брата и палит из ружья по кошкам. В очередном приступе безумия он пристреливает беззаботно спящего Манфреди.
С того момента, как Агата, полдня бродившая по комнатам голышом и лепетавшая неясные нежности, обнаруживает труп мужа, фильм становится более многослойным. Обезумевшая от горя вдова, выпроводив из дома полицию и родных, мечется, разговаривая то с подушкой, то с портретом любимого. Неистовство, с которым Агата подбирает покойному мужу галстук в последний путь, и холодное отчаяние, с которым она отказывается указать полиции на убийцу, демонстрируют, что жизнь ее без мужа смысла не имеет. Агата решает отомстить оборванцу, отнявшему у нее любовь всей жизни. Облачившись в свадебное платье, героиня сначала идет на похороны мужа, где плакальщицы в черном затягивают свою скорбную песнь, а затем в землянку на берегу моря, где скрывается оборванец. Заведя с ним игривый разговор, Агата соблазняет его, после чего приковывает наручниками к кровати и мучается вопросом "казнить нельзя помиловать". Поскольку добро всегда побеждает зло, то вопрос "мстить или не мстить" создатели фильма решают в позитивном ключе. Злодея настигает-таки кара, а вдова в подвенечном платье, вышедшая на берег моря с ружьем, падает с обрыва, избежав тем самым суицида и получив возможность соединиться с мужем на небесах. Но не всякий зритель доживет до этого счастливого момента. Чтобы досмотреть до конца эту безусловно красивую, но многословную и громоздкую картину, Кшиштофа Занусси надо любить даже сильнее, чем сицилийская вдова любила своего покойного мужа.

Действительно, не белое
Страна.Ru

Молодожены Агата и Манфреди не спят, не пьют, не едят, не работают, в туалет не ходят. Они валяются в огромной постели и периодически слоняются голыми по комнате и балкону. Если вдруг не заняты любовью - они говорят, хотя они говорят даже во время секса. Точнее она. Кажется, Агата не затыкается никогда: «Милый, ты поспи, поспи, а я буду охранять твой сон, я буду целовать тебя вечно. Хочу от тебя детей, ты самый лучший мужчина, ты спи, ах как ты прекрасен милый во сне, будь всегда со мной», - и так минут 40 без остановки. Кстати, а как ему при этом удается спать? Иногда приходит служанка, разговаривает с мамой Агаты по телефону. Мама всегда, судя по картинке, в церкви. Она рассказывает служанке (дочь сильно занята с мужем), что ей приснился плохой сон, в котором Манфреди погибает. Напротив живет наркоман, к нему приходит брат, наркоман его бьет, потом берет ружье и стреляет сначала в кошку, потом в Манфреди. Все, молодожен мертв, Агата отправляется на поиски убийцы. Эту историю, тем более основанную на реальных событиях, кажется, 20-летней давности и последующем романе Рокко Фамильяре можно было снять как жесткую драму, боевик, предостережение или мелодраму. Вообще, множество вариантов. Кшиштоф Занусси предпочел пофилософствовать. В результате получилось дико скучное житие с трагедийным уклоном и таким перебором по страстям, что некоторые особенно впечатлительные зрители склонны искать в этом притчу. Тем, кто притчи любит – повезло, потому что для остальных фильм просто невыносим. Тем более, что они притчу в «Черном солнце» не видят в упор. И дело не в так называемом «клиповом» мышлении современного зрителя и неспешности, свойственной картине – как раз неспешности даже при клиповом мышлении сильно не хватает современному кино. Проблема в плоском сюжете и абсолютной бесцельности и бесполезности всех, кого видишь на экране: не понятны мотивы и причины поступков. У этих людей нет прошлого, будущего, и, по большому счету, настоящего. Есть только бесконечные бессвязные речи вроде как влюбленной женщины (да кто вам сказал, что влюбленная женщина только и делает, что балаболит детский бред?). Если это осознанная и специально введенная режиссером нарочитость, чтобы чуть позже зритель осознал всю глубину горя, то, нужно сказать, что Занусси она не удалась. При первом просмотре ползала выдохнули, когда Манфреди убили – о сочувствии к нему или к ней ни у кого и речи не было. Это было долгожданное действие, хоть какое-то в застойном до болотного состояния фильме, а главное – Агата, наконец, замолчала. Все это в совокупности давало надежду на то, что что-то наконец-то начнет происходить. Ничего не произошло. Надежда умерла. Картину не освежает даже Валерия Галино – прекрасная, улыбчивая, обаятельная – в этом фильме она превращается в механическую куклу, тараторящую одно и то же. Почему-то не спасает ее игру даже драматический поворот сюжета, хотя именно в драматических поворотах эмоциональная Валерия весьма сильна. Однако нарочитость и театральность в однообразных плохо сбитых декорациях в неестественном освещении, видимо, не украшает даже хороших актеров. «Черное солнце» победило.
 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#