"Сергей Дворцевой. Хлебный день. Счастье. В темноте"
Название фильма: | Сергей Дворцевой. Хлебный день. Счастье. В темноте |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Сергей Дворцевой. Хлебный день. Счастье. В темноте | ||
Жанр: | документальный | ||
Режиссер: | Сергей Дворцевой | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1998 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Хлебный день 1998 0:53
1998 МКФ "Евразия" в Алматы (Приз за лучшую режиссуру. 1998 МКФ документального кино в Нионе (Гран-при в категории к/м фильмов. 1998 МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Приз "Золотой Голубь". 1998 МФ фильмов о правах человека "Сталкер" в Москве (Приз REN-TV). 1999 МКФ "Послание к человеку" (Приз "Золотой Кентавр" в основном конкурсе. . 999 МКФ к/м фильмов в Кракове (Приз "Золотой дракон" - Сергей Дворцевой). 1999 МКФ неигрового кино в Борнхольме (Первый приз за лучший п/м фильм.
Дворцевой вошел в элиту мировой документалистики фильмами о повседневности людей, существующих за пределами современной цивилизации – в заброшенных русских деревнях, куда вагон с хлебом приходит только раз в неделю, или в бескрайних казахских степях, где быт кочевников-скотоводов не меняется веками.
В забытый Богом и людьми поселок, где живут десятка два стариков, раз в неделю завозят с «материка» хлеб. Вагон с хлебом отцепляют на стрелке, и старики сами толкают его версты две по узкоколейке до магазина. Жизнь в поселке наполнена своими страстями, равно значительными в людях, собаках, козах...
— Был сюжет по телевизору, и я поехал посмотреть сам. Все оказалось мощнее любого рассказа. Этим же вагоном покойников увозят! Вначале-то я думал, что об этом и буду снимать: хлеб и смерть... Не впрямую, конечно. Ждать, пока кто-нибудь умрет, уж совсем было бы...
— Такой аморальный жанр. Как вампир, высасываешь из чужой жизни все самое мощное и из реальной крови делаешь искусство. Для души — болезненно. Вот мало и снимаю: тратишься сильно.
- Я всегда думаю о зрителе, потому что я делаю зрелище. И я понимаю, что смотреть десять минут такой эпизод тяжело ( пенсионеры толкают вагон). Но бывают вещи важнее зрительского удовольствия. Этот план не несет информации, но он несет энергию времени. Как пауза в театре. Можно все изрезать, и будет чудный телефильм. Абсолютно пустой.
Счастье 1995 0:22 Казахстан/Россия
1995 ВКФ "Молодость" в Киеве (Приз за лучший неигровой фильм, Приз жюри критиков. 1995 Конкурс студенческих работ на соискание премии "Святая Анна" (Вторая премия . 1995 МКФ "Послание к человеку" (Первая премия в конкурсе дебютов. 1995 МКФ документального кино в Нионе. 1995 МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Приз FIPRESCI). 1995 ОКФ неигрового кино "Россия" в Екатеринбурге (Приз "За дебют"). 1996 МКФ антропологических и социальных документальных фильмов в Париже (Первый приз за лучший к/м фильм.). 1996 МКФ в Сан-Франциско (Приз "Золотой шпиль"). 1996 МКФ документальных и антропологических фильмов в Пярну (Гран-при). 1996 МКФ к/м фильмов в Кракове (Приз "Золотой дракон", Приз FIPRESCI). 1996 Приз "Зеленое яблоко — золотой листок" (Лучшему режиссеру неигрового кино). 1997 МКФ к/м фильмов в Штутгарте (Гран-при). 1997 МКФ молодого кино "Кинофорум" (Приз "Серебряный гвоздь" "За лучший неигровой фильм" в конкурсе дебютов, Приз "Золотой гвоздь").
В 93-м, окончив ВКСР, Сергей нарыл какого-то грузинского бизнесмена. Тот по частям выдал ему 5 тысяч долларов, и выпускник снял удивительный фильм. Кочевье в степи. Женщина печет лепешки. Чабан уезжает на лошади «бухать». Теленок застревает головой в бидоне. Женщина ночью в юрте каплей воды моет голову. Ребенок, клюя носом, долго-долго ест, и уже спит, но все еще ест и, наконец, засыпает окончательно. Овца рожает. Женщина моет посуду, вылизывая ее языком. И в конце увязывают пожитки и уезжают дальше в степь, почему-то в ожидании легкой и счастливой жизни.
Длинные-длинные планы. Много-много неба. Далекий-далекий горизонт. как это выглядит в натуре, буквально, а не фигурально — когда «дышат почва и судьба».
Полное равнодушие к «общественному звучанию». Поток жизни, как поток сознания. Да и жизни-то такой обыденной, что проще не бывает. Чего ж мы сидим, раскрыв рот: дети, критики, иностранцы, вдруг уравненные в своей природе, словно в бане? Чем завораживает Дворцевой — правдой, растворившись в ней, или все-таки ее поэзией?
- Нет у меня послания. На съемке нужно просто трепетать. Жизнь — пружина. Часто бывает, что она выворачивается, вырывается из рук. Трудно совладать с энергией жизни...
Дворцевой: - Я западаю — на уникальность. После училища работал радистом в Казахстане, летал на «кукурузнике». И видел эти кочевья. Меня поражало, как они выживают: стоит в степи юрта, и все. Что есть в этой жизни, что их там держит?
Там нет склейки, нет штучек. Если ты готов снимать, происходят невероятные вещи. Хотя все очень просто. Теленок лезет за водой, потому что ему жарко. Только рассчитать тут невозможно. А ставить «мизансцену» мне не интересно: в этом нет энергии, нет тайны.
- Когда я приезжаю с оператором, мы ведь не снимаем. Мы живем. Чтобы к нам привыкли. Огромная работа: ожидание. Я стерегу «добычу», как коршун. Голова вертится, как у орла — на 360 градусов. ..
У каждого своя жизнь. Надо почувствовать ее пластику. Когда ешь, спишь, работаешь вместе с этими людьми — начинаешь резонировать с их жизнью.
…О чем его фильмы? Этот маленький обжора, полуобъятый сном, козы в «Хлебном дне», что целуются через окошко, Как определить, о чем жизнь?
— Уникальная вещь не однозначна. Что такое козы, которые целуются? Это козы, скажет один. А я скажу, что в этом моменте — Бог. Мощная сила стоит над жизнью. Огромная плазма ворочается. Если я схватил этот момент, момент Бога, вырвал кусок энергии — вот кайф... Можно снять отдельно козу, отдельно козла, дать ему под зад, он выскочит — 90 процентов кино так и делается. Но фокус — снять без фокуса. Ты не знаешь, что произойдет в следующую секунду, и режиссер не знает, и ты это чувствуешь, и не ощущаешь поэтому насилия режиссера над собой. Перед тобой распускается цветок жизни — откровение. Фокус жизни есть. Но это не фокус режиссера.
— Природа дает полную картину жизни. Люди деревни и люди степи — это природа. Я не доверяю слову. Почти все, что человек говорит в камеру, — обман. А в пластике нет обмана. В природе нет обмана. Эти люди составляют с животными и с природой цельный мир. Я люблю снимать движение, жизнь.
В темноте Россия/Финляндия 2004 41 мин. Золотой овен-2004: Лучший неигровой фильм
Пенсионер Иван Николаевич Скоробогатов - одинокий слепой старик, он живет тем, что плетет авоськи, которые затем раздает на улице первым встречным просто так, бесплатно. А белая непоседливая кошка, хоть и скрашивает его одиночество, постоянно мешает старику: то бумаги рассыплет, то запутает клубки. Проходят дни, недели и месяцы, а Иван Николаевич все плетет и плетет свои допотопные авоськи, не рассчитывая на благодарность. Если авоськи никто не берет, он горько плачет: и в присутствии киношников, и тем более когда остается один. В конце фильма бездонность его одиночества становится до головокружения осязаемой: словно сочувствуя хозяину, кошка тоже рыдает — да-да, именно рыдает, как человек.
Портрет слепого старика, живущего в московской квартире с кошкой, поразил всех как отличная метафора. Сергей Дворцевой, уже имеющий в своем послужном списке более 50 фестивальных наград, еще раз доказал, что умеет находить сюжеты и мастерски разрабатывать их, разрушая привычные границы между документальным и игровым искусством.