"Прочисть мозги"
Название фильма: | Прочисть мозги |
|
|
Страна-производитель: | Австрия — Германия | ||
Английский: | Free Rainer / Free Rainer - Dein Fernseher lugt / Reclaim Your Brain | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Ханс Вайнгартнер | ||
В ролях: | Мориц Блайбтрой, Эльза Шульц Гамбард, Милан Пешель, Симоне Хансельманн, Грегор Блоэб, Франциска Кнуппе, Урс Конради, Том Ян, Роберт Виктор Миних, Ральф Кникер, Иршад Панджатан, Кнут Бергер, Йозеф Хейнерт, Ханс Вайнгартнер | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Райнер создатель таких ТВ шоу как "Кто получит суперребенка?" (где женщина выбирает между тремя мужчина, чтобы зачать ребенка с одним из них. Последний тест — гонка сперматозоидов. Потом женщина и победитель отправляются в отель на 28 дней и надеются, что она забеременеет...) и "Репортер 24" (псевдо-новостное шоу где нет никаких проблем с довольно вольной интерпретацией фактов). Он молод, успешен, хорошо выглядит, у него большая квартира и красивая девушка.
Он всегда под наркотиками и не заботится ни о чем кроме себя. В начале он садится в свою машину (дорогую и спортивную), специально ударяет полицейскую тачку, достает водку из бардачка, включает РОК и, к удивлению, врезается в другую машину, из которой вылезают три хулингана. Но Райнер берет биту и начинает бить по собственной машине, разбивая, то что от нее осталось. Потом он уезжает... Продолжение следует.
Земля – крестьянам, кокаин – продюсерам
Текст: Ксения Рождественская
"Прочисть мозги" с Морицем Блайбтроем — революционный манифест о том, что продюсерам нужно перестать нюхать кокс и начать сражаться за лучший мир.
Один скромный телепродюсер после клинической смерти решает изменить мир к лучшему, для чего, во-первых, перестает нюхать кокаин. Тут бы ему и остановиться — обычно этого вполне достаточно. Но нет, он собирает команду разнообразных лузеров — социофобов, бомжей и алкоголиков — и идет на телевидение войной. Самое слабое место у телевидения — это рейтинги. Прекрасно, вот их мы и будем постепенно корректировать, давая идиотским телешоу ("чей сперматозоид окажется быстрее?") самый низкий рейтинг, а фильмам Фассбиндера — самый высокий. Своеобразные друзья Оушена, занявшиеся революционной борьбой. Несколько недель такого развлечения — и кружок оппортунистов добивается того, что люди перестают смотреть телевизор, начинают читать и проводить много времени на природе.
"Если долго кормить зрителей говном, они постепенно привыкают", — говорит главный герой. И делает из этого вывод: если долго кормить зрителей хорошим, они тоже привыкнут. В предыдущем хите марксиста Ханса Вайнгартнера, "Воспитателях", молодые люди вламывались в чужие дома, чтобы сообщить: "Дни вашего благополучия сочтены". В "Прочисть мозги" он накидывается не на абстрактных буржуа, которые сами когда-то были революционерами, а на иллюзорную реальность, мир телерейтингов, общество потребления.
"Прочисть мозги", при всем своем левацко-анархистском пафосе (а может, и благодаря ему), ощущается как фильм из середины девяностых, от первого до последнего кадра. После девяностых было уже неприлично всерьез снимать загробную тележизнь умирающего. Только в девяностые кокаин на экране летел как пыль, а посреди боевика из жизни хакеров кто-то с размаху падал на стеклянный столик, и это казалось смешным. Именно в девяностые в головах была специальная, обаятельная мешанина, объясняющая все происходящее примерно так: "Полковник Курц, Иоанн Павел II, геноцид армян, Мюнхен, Достоевский" (реальная цитата из фильма). И, кажется, в девяностые было особенно приятно считать, что кучка лузеров может изменить мир.
Тут можно было бы долго рассуждать о духовности, морали, нравственности, обществе потребления, обществе спектакля, Бодрийяре, Ги Деборе и других словарных статьях из малого интеллигентского словаря. Можно было бы, наоборот, обижаться на затянутость фильма, идиотичность романтической линии (зато героиня — почти Натали Портман) и непроработанность почти всех персонажей. Но Вайнгартнер делает один очень смешной и милый ход: его Германия — это параллельная реальность, что становится понятно не сразу. Фассбиндер там снял не совсем те фильмы, которые нам известны, Хаксли написал "Бравый новый мир" (и это, похоже, не ошибка переводчика), а принцесса Диана дала интервью о том, как принц Чарльз хотел подстроить ей автокатастрофу, чтобы жениться на другой. Все недостатки фильма объясняются очень просто: в реальности Вайнгартнера снимать кино принято именно так: взбалтывая тупую комедию, забавную социальную драму и неубедительную романтику.
Герой (Мориц Блайбтрой) не только внешне напоминает растерянного Хабенского: все, что вокруг него, — морок и тлен, ночной дозор и кровь по подбородку. Вплоть до хэппи-энда, в котором немцы будут сидеть на нездешнем солнышке, читать дивного нового Хаксли и смотреть несуществующего Фассбиндера. Девяностые никогда не закончатся. Мир — рабочим, земля — крестьянам, кокаин — телепродюсерам.
С сайт Филм Ру