Описание фильма

"Пари"   

Название фильма: Пари
Пари
Страна-производитель: Россия
Английский: Пари
Жанр: триллер
Режиссер: Наталья Бронштейн
В ролях: Виктор Вержбицкий, Владимир Жеребцов, Марина Могилевская, Сергей Чонишвили, Анатолий Белый, Олеся Железняк, Евгения Лоза, Дарья Поверенова
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Молодому человеку запрещено выходить из дома и общаться с внешним миром. Вот уже несколько лет он хранит тайну, в которую посвящен узкий круг участников пари. Условия просты: за одиночество в пятнадцать лет — солидный куш в пятнадцать миллионов. Кто выиграет?

Триллер от Антона Павловича
Страна.Ru

"Вам было неприятно? Хотелось уйти? - от такого напора я, не зная, что отвечать, слегка опешила. Неужели наконец-то нашелся режиссер, который втайне от кинокритиков мечтает о том, чтобы его фильм не понравился? Я почти угадала. Только в этом «почти» крылся большой секрет Натальи Бронштейн (Петровой). Пожалуй, и ее нового фильма «Пари» тоже.
Ежегодно мировой кинематограф поставляет нам несколько очередных экранизаций драматургии великого Чехова. То есть, конечно, великие – и не очень – режиссеры с большим удовольствием берутся за любую классику от Шекспира до Драйзера. Но только пара-тройка русских фамилий непрерывно манит своей неприступностью.
Японский «Идиот» Акиро Куросавы, чешские «Карамазовы» Петра Зеленки, армянская «Анна Каренина» Армена Ронова. А еще «Война и мир», «Лолита», и снова «Идиот», но только на французский манер… - можно лишь гордиться такой востребованностью нашей классической литературы.
Но все же первое место в этом шорт-листе получил Антон Павлович Чехов, чье творчество находится под бдительным наблюдением сценаристов и режиссеров с завидной постоянностью. И что нам прошлые достижения – только в этом году в России Сергей Овчаров поставил эксперимент над «Вишневым садом», Вадим Дубовицикий отыскал для съемок самую первую версию пьесы «Иванов». А Наталья Петрова сняла фильм «по мотивам» рассказа «Пари». Вообще формат «по мотивам» наделяет автора сценария довольно значительными полномочиями.
Потому что при такой формулировке придраться к тому, великое «наше все» неправильно понято или - упаси Господь - бессовестно переврано, абсолютно невозможно. К примеру, пять лет назад Клод Миллер сделал «по мотивам» «Чайки» «Малышку Лили», и враз получил кучу призов и восторженные отклики. Дескать, режиссер «давно уже не снимал такого плотского кино». Кто бы только ответил: Чехов что тоже задумывал эротическую мелодраму?
Вернемся лучше к «Пари», за работу над которым взялась режиссер Наталья Бронштейн. Она же в прошлом актриса Наталья Петрова, воплотившая на экране самую эфемерную и, одновременно, пугающе реальную еврейскую девушку российского кинематографа у Валерия Тодоровского в фильме «Любовь». Нельзя сказать, что Наташа подошла неподготовленной к этой работе. Во-первых, она закончила Высшие режиссерские курсы Александра Митты, во-вторых, сняла фильм «Дорога», где сыграла с Гошей Куценко главные роли.
Ну и, в-третьих, режиссер дотошно проштудировала Чехова, обнаружив целых три варианта рассказа «Пари». Последний фактор, кстати, тоже сыграл на руку режиссеру: учитывая более чем скромный объем произведения в две страницы, вариативность первоисточника позволила Петровой огромную, но весьма интересно сработанную наглость - уложить Антона Павловича в нашу действительность.
И даже определить жанра картины как психологический триллер, тем самым раздвигая рамки чрезвычайно узкой прослойки поклонников экранизаций классики.
Полтора часа. Больше – уверена Бронштейн – фильм не должен длиться, на экране происходят удивительные метаморфозы с людьми, поставленными в чрезвычайно жесткие условия: спор был не только на огромные деньги – на кону еще и жизнь человеческая. И пока они ищут себя в непростой ситуации, где каждый является не столько заложником обстоятельств, сколько тюремщиком для остальных, меняется не просто оболочка, кажется, что изменениям подвержено нутро героев. Да что там героев, в какой-то момент начинаешь сомневаться – остались ли прежними актеры.
Еще один сюрприз - Виктор Вержбицкий, Марина Могилевская, Сергей Чонишвили, Олеся Железняк предстанут столь в ином, удивительном качестве, что хочется аплодировать режиссеру, сумевшему подарить актерам новые амплуа. Настолько реалистично сыгравшим свои роли, что фильм начинает раздражать, с него хочется уйти, а людишек, этих начинаешь ненавидеть. Задумываюсь – правильно ли так щедро нахваливать «Пари», будто не замечая недочетов картины.
Нет, все верно: ведь в самое ближайшее время найдется немало желающих поведать миру, что фильмецо-то так себе, и время тратить на него не стоит – действительно, и раздражает, и уйти с него хочется.
Здесь и кроется тайна «почти» от Натальи Бронштейн и Чехова – вовремя подставить зеркало перед зрителем - смотри, читай – не про тебя ли. Достучаться до наших душ до рвотного рефлекса от самих себя, до желания уничтожить мерзость личного культа личности.
Кто читал рассказы Чехова или «Современный православной патерик» Майи Кучерской, тот поймет, о чем речь.
Угадала, приметила, передала суть настолько, что так и вижу Антона Павловича, обкусывающего ногти до крови, с восторгом упивающегося тем, что происходит на экране. Этот маленький, желчный, гениальный душещипатель должен, наконец, быть искренне счастлив – мало кому удавалось ему угодить.
Впрочем, о своих отношениях с «Пари», кинематографом и Чеховым лучше всего расскажет сама Наталья Бронштейн.
- Наташа, что вам безусловно удалось, так это перевести Чехова на современный русский язык. Теперь, когда работа закончена, вы можете признаться - это наглость или смелость?
- Когда меня просили написать аннотацию к фильму, я поняла, что у меня от рассказа «Пари» такое ощущение, что Чехов написал синопсис для современности.
И вообще я считаю, что эту картину сняла не я. Передо мной лежали две худенькие странички на серьезную тему… а он меня мучил и не отпускал. И как я могла взять чистую историю, если у него самого было несколько финалов? Значит, он метался. Зная, как Чехов заколачивает Фирса заживо, как он писал - без женских соплей, порой жестоко, а тут - когда люди спорят на жизнь - две страницы! Не верю, как сказал Станиславский. Постепенно вырисовывалась современная версия.
Тут еще важно – правильно приложить. Конечно, если ты приложишь то, что сейчас не происходит и не существует, получится диссонанс. Но то, что сегодня происходит, очень совпадает, с тем, о чем он писал 100 лет назад, только в более жесткой, непримиримой форме. Тогда хотя бы самолеты не протыкали здания, и еще можно было кинуть перчатку врагу. Сейчас уже ее уже никуда не кинешь, ты будешь снимать, пока ты выговоришь «сударь», тебя 10 раз пристрелят. Сейчас бы Дантес Пушкина просто где-нибудь в переулке прикокнул.
Заказал бы Александра Сергеевича, и не было бы красивой истории, судьбоносного, рокового флера.
- Фильм еще не вышел в российский прокат, а его уже приглашают на международные конкурсы, купили западные прокатчики. Почему им так заинтересовались?
- «Пари» американцы видели в Каннах, и они всячески его поддерживают. Меня даже удивило, что они так бурно отреагировали на мою картину.
А заинтересовались потому, что они проще, да еще у нас слишком время тяжелое, много мы пережили - вот эти перестройки, постперестройки, потом кооперативное кино чернушное. Все время ощущалась безысходность, и, может быть, мы защищаемся развлекательными фильмами, хотим в них увидеть что-то другое, не то, что в жизни. А в России кладезь возможностей. Надо только встать, отжаться и посмотреть, что происходит вокруг. Но мы так ничего не хотим слышать.
- Почему были выбраны именно эти актеры, например Вержбицкий? - Вообще в моей голове были Даль и Смоктуновский.
Но, увы, поздно. Так что пришлось выбирать из современных артистов. И это была очень смешная история - я ехала в машине, увидела на большой-большой растяжке на кинотеатре «Октябрь» лицо Вержбицкого, которого я лично не знала. И я сказала: «Вот он!» мне нужен. Для меня принципиально важна фактура актера. Конечно, это должен быть профессиональный актер, которого всему выучили. Но, поскольку, мне важно все – натура, композиция, балет в кадре, мизансцены, звук, то актер становится еще одной дополнительной скрипкой. Иногда он соло, а иногда барабан в оркестре. Мне хотелось сделать наглядное пособие психоделически-неврологического, достаточно некомфортного кино. Того самого кино, которое предполагает надрыв, эмоцию, сумасшествие.
- Я понимаю, что, с одной стороны, мы все находимся в рамках жесткого бизнеса, с другой - вы три года работали над фильмом «Пари», а в результате, в прокате 7 копий. Не обидно?
- Сначала, конечно, хотелось шоу. Я не очень понимаю, что такое 7 копий. Но, может быть, мое кино не прокатное, а телевизионного формата? Я не знаю ответа, но мне бы хотелось, чтобы его посмотрел каждый зритель. Кстати, я проверяла: обыкновенный зритель воспринимает его гораздо легче и проще, чем люди из мира кино. Обидно ли? Не пойму. У меня было ощущение, что это кино могут все смотреть. Но в большей степени я его делала для молодежи. Для сегодняшней молодежи, которой пытаются навязать непонятные ориентиры. Но прежде чем разобраться в жизни, нужно почитать классику, не зря в наше время заставляли ее читать – не читают. Тогда становится возможно переложение Достоевского, Гоголя, Чехова, Толстого на современный язык. Это очень важно, потому что нам сложно говорить с молодыми.
Конечно, фильм и для нас и про нас, но мы-то и так понимаем, что игру в бескомпромиссность и собственные амбиции нам не выиграть. Так что мне хотелось подарить его молодежи, потому что я по своей дочери знаю, что точка отсчета утеряна. Надеюсь, что каждый человек, посмотрев «Пари», сделает свой вывод. Я-то снимала про гордыню, алчность, бескомпромиссность, наше чудовищное неумение уступить.
Мария Свешникова

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#