Описание фильма

"Враг государства №1: легенда"   

Название фильма: Враг государства №1: легенда
Враг государства №1: легенда
Страна-производитель: Франция — Канада — Италия
Английский: Mesrine: L'instinct de mort
Жанр: драма / детектив
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
В ролях: Венсан Кассель, Сесиль Де Франс, Жерар Депардье, Рой Дюпуа, Жиль Лелуш, Элена Анайа, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Флоранс Томассен, Шон Жерардо
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Первая часть истории Жака Месрина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы был настоящим врагом государства №1. В течение почти двух десятков лет Жак Месрин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.

Левый марш
Русский Newsweek

Когда в середине ноября в России вышла первая часть французского «Врага государства №1» режиссера Жан-Франсуа Рише, писать о ней было нечего. Да, казалось очевидным, что этот фильм-биография знаменитого во Франции гангстера 1960–1970-х Жака Месрина - самый крупный французский проект десятилетия. Что сыгравший героя Венсан Кассель в очередной раз показал себя фантастическим актером. Но собственно персона Месрина, а значит, и суть фильма, были в тумане. С какой стати именно этого человека сочли во Франции врагом №1? Разве какой-то гангстер может претендовать в новейшей истории на роль главного врага общества? Даже если он отчаянный: ограбил кучу банков, убивал полицейских и охранников, четырежды бежал из самых охраняемых тюрем и умел менять внешность, как Шерлок Холмс?
Вторая часть фильма выходит 11 декабря и имеет знаковый подзаголовок «Легенда». Она расставляет все по своим местам. Месрин был не столько бандитом, сколько Робин Гудом. Нет, он не раздавал награбленное парижским клошарам. Зато боролся с буржуазной системой.
Похоже, мир и впрямь не предвидел, что наступит кризис. К 2008-му мир счел себя окончательно погрязшим в мерзком буржуазном накопительстве. Иначе трудно объяснить, почему именно в 2008-м появилось сразу несколько фильмов, сочувствующих сторонникам революционных взрывов - вплоть до натуральных, с применением нитроглицерина и пластита.
Германия выдвинула на рассмотрение «оскаровского» комитета свой суперхит «Комплекс Баадера–Майнхоф», заочно вызвавший ажиотаж в рунете, особенно на леворадикальных сайтах. Если верить отзывам тех немногих, кто его видел, фильм, при всех кровавых «но», понуждает понять, то есть простить и заодно романтизировать членов одной из самых - прости господи - легендарных террористических группировок в истории современной Европы. Речь идет о «Фракции Красной армии», действовавшей в ФРГ и особо заявившей о себе в 1970-х. В ролях самые знаменитые немецкие актеры: Баадера играет Мориц Бляйбтрой, а Ульрике Майнхоф - Мартина Гедек. Как говорит продюсер фильма Бернд Айхингер, это фильм о его молодости.
В Америке наконец-то выходит биопик «Че» Стивена Содерберга протяженностью больше четырех часов, получивший каннский приз за лучшую актерскую работу: Че Гевару изобразил Бенисио дель Торо. Теперь фильм называется «Партизан». Команданте Че показан в нем благородным, внимательным к людям, революционером на все времена.
В этом же году нашумел и документальный фильм Эмира Кустурицы «Марадона», в котором мэтр современной режиссуры с благоговением приходит к выводу, что если бы его героя Марадону случайно не увлекла игра в футбол, то он от своей неукротимой энергии и желания помогать людям тоже стал бы революционером уровня команданте Че.
Так что «Враг государства №1» вольно или невольно вписывается в тенденцию. В официальном пресс-релизе фильма сказано, что Жак Месрин для французов - звезда не тусклее киношных. Что его жизнь и судьба - истинно народный эпос. И что французы вообще любят гангстеров, которые грабят награбленное богачами, но не обижают старушек на улицах. Мир разделяет эту любовь. Стоит вспомнить огромное число голливудских картин, в которых - при всем уважении Америки к частной собственности - нам предложено сочувствовать удачливым ворам, если они облапошивают не старушек, а именно богатеев. Но Франция все-таки стоит особняком. Не зря именно она породила столь многочисленных литературных бандитов, включая Арсена Люпена и Фантомаса. Месрин, на поимку которого безуспешно бросали армейские части, то есть фактически все силы государства, выигрывает в сравнении с этими персонажами уже потому, что некогда был реальным. Он на практике доказал теорему: один отдельно взятый антигерой способен достаточно долго (а два десятилетия - не долго?) противостоять всей мощи государства.
Любовь Франции к крупным преступникам после «Врага государства» начинает казаться извращенной. Во второй части впечатляют эпизоды, как с Жаком Месрином носятся охранники в самой суровой, если верить фильму, французской тюрьме. Российские зрители старшего поколения, боюсь, сочтут ее санаторием. Месрина называют не иначе как «мсье Жак». Вам сигарку? Пожалуйте-с! Пишущую машинку? Сейчас сбегаю-с! В большинстве других стран мира, и особенно в Америке, полицейские и надзиратели никогда не щадят преступника, убивавшего их коллег.
Это одна из двух главных линий фильма. «Враг государства №1» - о том, что преступник в новейшие времена может стать поп-звездой. Месрин, собственно, первая поп-звезда современности, засверкавшая в криминальном мире. Что занятно, он сам стал собственным продюсером. Именно в тюрьме он пошел на риск написать мемуары о себе, в которых признался в ряде убийств. Причем до суда! По словам адвоката, он этой книгой сам обрек себя на гильотину. Но Месрин был умнее своего адвоката и знал, что в новейшие времена поп-звезд не казнят, а уж в том, что сбежит и из этой тюрьмы, он тем более не сомневался.
Но вторая главная линия фильма - революционная, - конечно, занятнее. От эпизода к эпизоду она становится все весомее. Фильм выстроен на нюансах. Строго говоря, в итоге остается непонятным: то ли Месрин действительно проникся идеями европейских террористов-радикалов, то ли он в своих подпольных интервью французской прессе просто-напросто эпатировал публику революционными заявлениями, чтобы привлечь к себе, как поп-звезде, еще больше внимания. Возможно, Месрин сам не понимал, насколько серьезен в своих словах и куда его понесет.
Но, судя по фильму, он и впрямь, как обещал, мог пойти на контакт с итальянскими «Красными бригадами» и палестинскими террористами или создать французский вариант «Баадер–Майнхоф». И начал бы калечить безвинных людей, взрывая французские поезда.
Фильм слегка разоблачает революционность Месрина. Всякий революционер - команданте до тех пор, пока не обнаружит в кармане не просто большие, а очень большие деньги. Ограбив очередного миллионера, Месрин тут же кидается в самый бесстыдный буржуазный кутеж: покупает BMW последней марки, возит подругу по дорогим отелям, дарит ей бриллианты от Chopard.
Но обаянию Месрина это не вредит. Фильм все равно за него. И когда в финале спецслужбы беззаконно расстреливают его на улицах Парижа (с чего дилогия и начинается, так что это не секрет) - скатывается в мелодраму. Жаль Месрина, благородно пропустившего на светофоре грузовичок, из которого, как мы уже знаем, в него и начнут палить из четырех автоматов разом. Жаль собачку, сидящую на коленях у его подруги. Сволочи! Убийцы!!!
Европейское общество явно затосковало по временам, когда буржуазность метелил кто только мог. Когда полицейских, охраняющих буржуа, убивали и взрывали крупные революционные личности. В случае «Аль-Каиды» терроризм пугает. В этом - родном - варианте терроризм Месрина кажется обществу романтическим. Современная Европа увлеклась благородной историей собственного терроризма. Это ведь терроризм не рабский, не религиозный - терроризм по велению души, личный и свободный. Ведь и впрямь хочется иногда добыть автомат и перестрелять всех этих гадов длинной очередью.
Одна надежда: кризис сделает сознание мира несколько менее романтическим. Кроме того, новым потенциальным самодеятельным еврореволюционерам будет непросто скопить деньги или найти спонсора - на калашниковы и пластит.
Юрий Гладильщиков

Мемуары негодяя
Текст: Иван Куликов

"Враг государства №1" с Касселем и Депардье о легендарном французском бандите не дотянул до полновесной гангстерской саги — помешали правдивость и усики Касселя.
Отвоевав свое в Алжире, "французской Чечне 50-х", Жак Месрин (все-таки примем английский вариант произношения фамилии, хотя для французов он, конечно же, Мерин) возвращается в Париж, где его ждут комната в доме родителей, работа за зарплату и мелкобуржуазные папа с мамой. С зарплатой и родителями как-то не заладилось, зато заладилось с местным авторитетом Гидо (Депардье) — опасным, холеным толстяком, проворачивающим темные делишки. Ограбив пару казино, кое-кого замочив и настроив против себя крутых парней, Месрин вдаряется в бега — уезжает в Монреаль, где начнется его путь к славе и званию лучшего французского разбойника 70-х. Первая и, судя по всему, не самая важная часть биопика обрывается как раз на рубеже этого прекрасного десятилетия.
Жак Месрин — имя для французов нарицательное. Человек, двадцать лет подряд грабивший сберкассы, несколько раз бежавший из тюрьмы, изощренно унижавший французские и американские органы правопорядка, убийца, жуир и бонвиван, еще при жизни стал легендой и даже заработал полагающиеся к ней робингудовские бонусы: как гласит молва, кое-что из награбленного Месрин якобы раздавал нуждающимся. Чушь, конечно, но для рождения подобных мифов достаточно, как известно, пару раз оплатить чужую выпивку. У создателей биопика, однако, были на руках не столько мифы, сколько документы — прежде всего мемуар Месрина "Инстинкт смерти", написанный им за два года до смерти аж в 1977 году. Странно, что французы ждали тридцать лет, чтобы экранизировать такой материал.
Похоже, что взяв за основу этот самый материал, на который то и дело дела приходится ссылаться внутреннему цензору, авторы фильма связали свою фантазию по рукам и ногам, что для гангстерских сюжетов категорически противопоказанно. В результате каждое следующее похождение Месрина выкладывается на экран с чувством плохо скрытого изумления и все большей неуверенности в происходящем: как, и он мог, вот так вот запросто, воткнуть ножик в голого араба?! Так вот, не смущаясь, засунуть дуло пистолета в рот своей жены?! Сбежать из самого строгого пенитенциария Канады, вооружившись лишь кусачками?!... И так далее. Данный дефект, впрочем — общее место всех биопиков, особенно если речь идет о подвигах, выходящих, что называется, из ряда вон: глядя на экранные похождения Жака Месрина не покидает ощущение, что реальность была намного круче. Но чтобы достигнуть крутизны, нужно чуточку приврать, а врать не положено — мемуары.
Как знать, быть может более мастеровитому Барбета Шредера, которого звали на биопик, удалось бы поженить легенду с автобиографией. Жану-Франсуа Рише, шабашничавшему на римейке "Тринадцатого участка" Джона Карпентера, не удалось — получилось больше мемуаров, притом какой-то телевизионной выпечки: фильм разделили на две серии, притом в первой до врага государства их Стенька Разин откровенно не дорос, зато хорошо поработал кусачками и отрастил бороду. В общем, зал покидаешь с чувством уже не легкой, а довольно увесистой неудовлетворенности, усугубляемой отвратительными бухгалтерскими усиками Венсана Касселя, которые он проносил весь фильм. Четыре года ждали от француза приличной роли и нате — усики. А вот гангстер Депардье с накладным брюшком и набриолиненным зачесом получился исключительно хорош: нужно было оставить его в живых и продлить, несмотря на мемуар, во вторую серию. Смотреть которую лучше уже на DVD.
С сайта Филм Ру

Пуля дура, Венсан молодец
Известия.RU

Уже в детстве будущий гроза трех государств Жак Рене Мерин (ударение на последнем слоге) прославился немотивированным агрессивным поведением, за что был изгнан из двух школ. Буржуазные родители так и не смогли внушить ему идеалы респектабельности и благополучия...
Во время Алжирской войны импульсивный парень воевал во французской армии. Но во время допроса алжирских партизан не смог по требованию командира выстрелить в девушку-заложницу. По возвращении в Париж быстро нашел способ зарабатывать деньги и вступил в банду, руководил которой месье Гвидо. В фильме "Враг государства № 1" Гвидо сыграл Жерар Депардье.
Так начинается жизнь, полная приключений, - ограбление банков, красотки, разборки с сутенерами, тюрьмы, опять подготовка к "акциям", уход жены, смена любовниц, побег из Франции в Канаду. Попытка взять в заложники канадского миллиардера закончилась провалом. Мерина вместе с любовницей Жанной Шнейдер (в ее роли эффектная Сесиль де Франс) надолго отправили в тюрьму.
Свое пребывание в канадской тюрьме бандит описал в красках. И водой его голого окатывали, и на цементном полу он лежал, и из миски, как собаке, пришлось есть. Венсан Кассель, надо заметить, в этих сценах не жалеет себя. Потому, несмотря на все деяния главного героя, государственное издевательство над заключенным также воспринимается как преступление против человечности.
Когда же его наконец выпустили в общий тюремный двор, Мерин дал себе слово, что сидеть все девять лет не будет. Дерзкий план удался. Кроме того, Мерин пообещал вернуться и устроить побег еще и своим сокамерникам. Но все, что он планирует, выходит как-то криво и косо. В завязавшейся перестрелке гибнут и полицейские, и братки. Финальный титр, правда, информирует зрителей, что в этой тюрьме было проведено расследование по содержанию заключенных, причем выявлено и исправлено множество недостатков...
Мерин готов был устроить побег и своей любимой Жанне, но та, прекрасно понимая, что разговор прослушивается, отказалась. Жан Рене воспринял это, словно ребенок. Обиделся: мол, разлюбила меня... А на самом деле женщина сберегла ему жизнь, потому Мерин с 1972 года смог сначала в Канаде, а затем вернувшись во Францию продолжать грабить чуть ли не по два банка в день. Именно это стало его "фирменным стилем".
В марте 1973 года его арестовали. В тюрьме La Sante Жан Рене Мерин и написал книгу "Смертельный инстинкт", часть которой и легла в основу первого фильма дилогии. Интересно, что сначала права на экранизацию приобрел Жан-Поль Бельмондо. На себя он примерял главную роль, а Жан-Люка Годара приглашал стать режиссером. В итоге фильм снял режиссер Жан-Франсуа Рише, а легендарного бандита сыграл Венсан Кассель. У него получился достаточно универсальный тип психа, которого можно встретить во все времена и в любой стране мира. Ярость - вот что движет поступками его героя. Жена упрекнула, что опять взялся за старое, в ответ - кулаки да еще ботинком по животу. Родители упрекнули, что по ночам где-то бродит, - белую скатерть со всеми яствами на пол. Не так посмотрел алжирский бандит - кулаком по уху. А уж заряженным оружием махать - как детской лопаточкой. Так, в потасовках и перестрелках и проходит фильм. Стоимостью, между прочим, в 80 миллионов долларов. Наверное, пули в Европе нынче дороги...
Особых проявлений благородства Мерина я так и не заметила. Может быть, после второй части дилогии, которая появится на экранах 18 декабря, станет понятнее, почему народ почитал его новым Робин Гудом...
Вита Рамм

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#