"Враг государства №1: легенда"
Название фильма: | Враг государства №1: легенда |
|
|
Страна-производитель: | Франция — Канада — Италия | ||
Английский: | Mesrine: L'instinct de mort | ||
Жанр: | драма / детектив | ||
Режиссер: | Жан-Франсуа Рише | ||
В ролях: | Венсан Кассель, Сесиль Де Франс, Жерар Депардье, Рой Дюпуа, Жиль Лелуш, Элена Анайа, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Флоранс Томассен, Шон Жерардо | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Первая часть истории Жака Месрина, знаменитого французского гангстера, который в 70-е годы был настоящим врагом государства №1. В течение почти двух десятков лет Жак Месрин, выходец из благополучной буржуазной семьи, организовывал и принимал участие в многочисленных вооруженных налетах на французские банки с редкими перерывами на тюремные отсидки, пока, наконец, не был схвачен канадской полицией во время очередного ограбления.
Левый марш
Русский Newsweek
Когда в середине ноября в России вышла первая часть французского «Врага государства №1» режиссера Жан-Франсуа Рише, писать о ней было нечего. Да, казалось очевидным, что этот фильм-биография знаменитого во Франции гангстера 1960–1970-х Жака Месрина - самый крупный французский проект десятилетия. Что сыгравший героя Венсан Кассель в очередной раз показал себя фантастическим актером. Но собственно персона Месрина, а значит, и суть фильма, были в тумане. С какой стати именно этого человека сочли во Франции врагом №1? Разве какой-то гангстер может претендовать в новейшей истории на роль главного врага общества? Даже если он отчаянный: ограбил кучу банков, убивал полицейских и охранников, четырежды бежал из самых охраняемых тюрем и умел менять внешность, как Шерлок Холмс?
Вторая часть фильма выходит 11 декабря и имеет знаковый подзаголовок «Легенда». Она расставляет все по своим местам. Месрин был не столько бандитом, сколько Робин Гудом. Нет, он не раздавал награбленное парижским клошарам. Зато боролся с буржуазной системой.
Похоже, мир и впрямь не предвидел, что наступит кризис. К 2008-му мир счел себя окончательно погрязшим в мерзком буржуазном накопительстве. Иначе трудно объяснить, почему именно в 2008-м появилось сразу несколько фильмов, сочувствующих сторонникам революционных взрывов - вплоть до натуральных, с применением нитроглицерина и пластита.
Германия выдвинула на рассмотрение «оскаровского» комитета свой суперхит «Комплекс Баадера–Майнхоф», заочно вызвавший ажиотаж в рунете, особенно на леворадикальных сайтах. Если верить отзывам тех немногих, кто его видел, фильм, при всех кровавых «но», понуждает понять, то есть простить и заодно романтизировать членов одной из самых - прости господи - легендарных террористических группировок в истории современной Европы. Речь идет о «Фракции Красной армии», действовавшей в ФРГ и особо заявившей о себе в 1970-х. В ролях самые знаменитые немецкие актеры: Баадера играет Мориц Бляйбтрой, а Ульрике Майнхоф - Мартина Гедек. Как говорит продюсер фильма Бернд Айхингер, это фильм о его молодости.
В Америке наконец-то выходит биопик «Че» Стивена Содерберга протяженностью больше четырех часов, получивший каннский приз за лучшую актерскую работу: Че Гевару изобразил Бенисио дель Торо. Теперь фильм называется «Партизан». Команданте Че показан в нем благородным, внимательным к людям, революционером на все времена.
В этом же году нашумел и документальный фильм Эмира Кустурицы «Марадона», в котором мэтр современной режиссуры с благоговением приходит к выводу, что если бы его героя Марадону случайно не увлекла игра в футбол, то он от своей неукротимой энергии и желания помогать людям тоже стал бы революционером уровня команданте Че.
Так что «Враг государства №1» вольно или невольно вписывается в тенденцию. В официальном пресс-релизе фильма сказано, что Жак Месрин для французов - звезда не тусклее киношных. Что его жизнь и судьба - истинно народный эпос. И что французы вообще любят гангстеров, которые грабят награбленное богачами, но не обижают старушек на улицах. Мир разделяет эту любовь. Стоит вспомнить огромное число голливудских картин, в которых - при всем уважении Америки к частной собственности - нам предложено сочувствовать удачливым ворам, если они облапошивают не старушек, а именно богатеев. Но Франция все-таки стоит особняком. Не зря именно она породила столь многочисленных литературных бандитов, включая Арсена Люпена и Фантомаса. Месрин, на поимку которого безуспешно бросали армейские части, то есть фактически все силы государства, выигрывает в сравнении с этими персонажами уже потому, что некогда был реальным. Он на практике доказал теорему: один отдельно взятый антигерой способен достаточно долго (а два десятилетия - не долго?) противостоять всей мощи государства.
Любовь Франции к крупным преступникам после «Врага государства» начинает казаться извращенной. Во второй части впечатляют эпизоды, как с Жаком Месрином носятся охранники в самой суровой, если верить фильму, французской тюрьме. Российские зрители старшего поколения, боюсь, сочтут ее санаторием. Месрина называют не иначе как «мсье Жак». Вам сигарку? Пожалуйте-с! Пишущую машинку? Сейчас сбегаю-с! В большинстве других стран мира, и особенно в Америке, полицейские и надзиратели никогда не щадят преступника, убивавшего их коллег.
Это одна из двух главных линий фильма. «Враг государства №1» - о том, что преступник в новейшие времена может стать поп-звездой. Месрин, собственно, первая поп-звезда современности, засверкавшая в криминальном мире. Что занятно, он сам стал собственным продюсером. Именно в тюрьме он пошел на риск написать мемуары о себе, в которых признался в ряде убийств. Причем до суда! По словам адвоката, он этой книгой сам обрек себя на гильотину. Но Месрин был умнее своего адвоката и знал, что в новейшие времена поп-звезд не казнят, а уж в том, что сбежит и из этой тюрьмы, он тем более не сомневался.
Но вторая главная линия фильма - революционная, - конечно, занятнее. От эпизода к эпизоду она становится все весомее. Фильм выстроен на нюансах. Строго говоря, в итоге остается непонятным: то ли Месрин действительно проникся идеями европейских террористов-радикалов, то ли он в своих подпольных интервью французской прессе просто-напросто эпатировал публику революционными заявлениями, чтобы привлечь к себе, как поп-звезде, еще больше внимания. Возможно, Месрин сам не понимал, насколько серьезен в своих словах и куда его понесет.
Но, судя по фильму, он и впрямь, как обещал, мог пойти на контакт с итальянскими «Красными бригадами» и палестинскими террористами или создать французский вариант «Баадер–Майнхоф». И начал бы калечить безвинных людей, взрывая французские поезда.
Фильм слегка разоблачает революционность Месрина. Всякий революционер - команданте до тех пор, пока не обнаружит в кармане не просто большие, а очень большие деньги. Ограбив очередного миллионера, Месрин тут же кидается в самый бесстыдный буржуазный кутеж: покупает BMW последней марки, возит подругу по дорогим отелям, дарит ей бриллианты от Chopard.
Но обаянию Месрина это не вредит. Фильм все равно за него. И когда в финале спецслужбы беззаконно расстреливают его на улицах Парижа (с чего дилогия и начинается, так что это не секрет) - скатывается в мелодраму. Жаль Месрина, благородно пропустившего на светофоре грузовичок, из которого, как мы уже знаем, в него и начнут палить из четырех автоматов разом. Жаль собачку, сидящую на коленях у его подруги. Сволочи! Убийцы!!!
Европейское общество явно затосковало по временам, когда буржуазность метелил кто только мог. Когда полицейских, охраняющих буржуа, убивали и взрывали крупные революционные личности. В случае «Аль-Каиды» терроризм пугает. В этом - родном - варианте терроризм Месрина кажется обществу романтическим. Современная Европа увлеклась благородной историей собственного терроризма. Это ведь терроризм не рабский, не религиозный - терроризм по велению души, личный и свободный. Ведь и впрямь хочется иногда добыть автомат и перестрелять всех этих гадов длинной очередью.
Одна надежда: кризис сделает сознание мира несколько менее романтическим. Кроме того, новым потенциальным самодеятельным еврореволюционерам будет непросто скопить деньги или найти спонсора - на калашниковы и пластит.
Юрий Гладильщиков
Мемуары негодяя
Текст: Иван Куликов
"Враг государства №1" с Касселем и Депардье о легендарном французском бандите не дотянул до полновесной гангстерской саги — помешали правдивость и усики Касселя.
Отвоевав свое в Алжире, "французской Чечне 50-х", Жак Месрин (все-таки примем английский вариант произношения фамилии, хотя для французов он, конечно же, Мерин) возвращается в Париж, где его ждут комната в доме родителей, работа за зарплату и мелкобуржуазные папа с мамой. С зарплатой и родителями как-то не заладилось, зато заладилось с местным авторитетом Гидо (Депардье) — опасным, холеным толстяком, проворачивающим темные делишки. Ограбив пару казино, кое-кого замочив и настроив против себя крутых парней, Месрин вдаряется в бега — уезжает в Монреаль, где начнется его путь к славе и званию лучшего французского разбойника 70-х. Первая и, судя по всему, не самая важная часть биопика обрывается как раз на рубеже этого прекрасного десятилетия.
Жак Месрин — имя для французов нарицательное. Человек, двадцать лет подряд грабивший сберкассы, несколько раз бежавший из тюрьмы, изощренно унижавший французские и американские органы правопорядка, убийца, жуир и бонвиван, еще при жизни стал легендой и даже заработал полагающиеся к ней робингудовские бонусы: как гласит молва, кое-что из награбленного Месрин якобы раздавал нуждающимся. Чушь, конечно, но для рождения подобных мифов достаточно, как известно, пару раз оплатить чужую выпивку. У создателей биопика, однако, были на руках не столько мифы, сколько документы — прежде всего мемуар Месрина "Инстинкт смерти", написанный им за два года до смерти аж в 1977 году. Странно, что французы ждали тридцать лет, чтобы экранизировать такой материал.
Похоже, что взяв за основу этот самый материал, на который то и дело дела приходится ссылаться внутреннему цензору, авторы фильма связали свою фантазию по рукам и ногам, что для гангстерских сюжетов категорически противопоказанно. В результате каждое следующее похождение Месрина выкладывается на экран с чувством плохо скрытого изумления и все большей неуверенности в происходящем: как, и он мог, вот так вот запросто, воткнуть ножик в голого араба?! Так вот, не смущаясь, засунуть дуло пистолета в рот своей жены?! Сбежать из самого строгого пенитенциария Канады, вооружившись лишь кусачками?!... И так далее. Данный дефект, впрочем — общее место всех биопиков, особенно если речь идет о подвигах, выходящих, что называется, из ряда вон: глядя на экранные похождения Жака Месрина не покидает ощущение, что реальность была намного круче. Но чтобы достигнуть крутизны, нужно чуточку приврать, а врать не положено — мемуары.
Как знать, быть может более мастеровитому Барбета Шредера, которого звали на биопик, удалось бы поженить легенду с автобиографией. Жану-Франсуа Рише, шабашничавшему на римейке "Тринадцатого участка" Джона Карпентера, не удалось — получилось больше мемуаров, притом какой-то телевизионной выпечки: фильм разделили на две серии, притом в первой до врага государства их Стенька Разин откровенно не дорос, зато хорошо поработал кусачками и отрастил бороду. В общем, зал покидаешь с чувством уже не легкой, а довольно увесистой неудовлетворенности, усугубляемой отвратительными бухгалтерскими усиками Венсана Касселя, которые он проносил весь фильм. Четыре года ждали от француза приличной роли и нате — усики. А вот гангстер Депардье с накладным брюшком и набриолиненным зачесом получился исключительно хорош: нужно было оставить его в живых и продлить, несмотря на мемуар, во вторую серию. Смотреть которую лучше уже на DVD.
С сайта Филм Ру
Пуля дура, Венсан молодец
Известия.RU
Уже в детстве будущий гроза трех государств Жак Рене Мерин (ударение на последнем слоге) прославился немотивированным агрессивным поведением, за что был изгнан из двух школ. Буржуазные родители так и не смогли внушить ему идеалы респектабельности и благополучия...
Во время Алжирской войны импульсивный парень воевал во французской армии. Но во время допроса алжирских партизан не смог по требованию командира выстрелить в девушку-заложницу. По возвращении в Париж быстро нашел способ зарабатывать деньги и вступил в банду, руководил которой месье Гвидо. В фильме "Враг государства № 1" Гвидо сыграл Жерар Депардье.
Так начинается жизнь, полная приключений, - ограбление банков, красотки, разборки с сутенерами, тюрьмы, опять подготовка к "акциям", уход жены, смена любовниц, побег из Франции в Канаду. Попытка взять в заложники канадского миллиардера закончилась провалом. Мерина вместе с любовницей Жанной Шнейдер (в ее роли эффектная Сесиль де Франс) надолго отправили в тюрьму.
Свое пребывание в канадской тюрьме бандит описал в красках. И водой его голого окатывали, и на цементном полу он лежал, и из миски, как собаке, пришлось есть. Венсан Кассель, надо заметить, в этих сценах не жалеет себя. Потому, несмотря на все деяния главного героя, государственное издевательство над заключенным также воспринимается как преступление против человечности.
Когда же его наконец выпустили в общий тюремный двор, Мерин дал себе слово, что сидеть все девять лет не будет. Дерзкий план удался. Кроме того, Мерин пообещал вернуться и устроить побег еще и своим сокамерникам. Но все, что он планирует, выходит как-то криво и косо. В завязавшейся перестрелке гибнут и полицейские, и братки. Финальный титр, правда, информирует зрителей, что в этой тюрьме было проведено расследование по содержанию заключенных, причем выявлено и исправлено множество недостатков...
Мерин готов был устроить побег и своей любимой Жанне, но та, прекрасно понимая, что разговор прослушивается, отказалась. Жан Рене воспринял это, словно ребенок. Обиделся: мол, разлюбила меня... А на самом деле женщина сберегла ему жизнь, потому Мерин с 1972 года смог сначала в Канаде, а затем вернувшись во Францию продолжать грабить чуть ли не по два банка в день. Именно это стало его "фирменным стилем".
В марте 1973 года его арестовали. В тюрьме La Sante Жан Рене Мерин и написал книгу "Смертельный инстинкт", часть которой и легла в основу первого фильма дилогии. Интересно, что сначала права на экранизацию приобрел Жан-Поль Бельмондо. На себя он примерял главную роль, а Жан-Люка Годара приглашал стать режиссером. В итоге фильм снял режиссер Жан-Франсуа Рише, а легендарного бандита сыграл Венсан Кассель. У него получился достаточно универсальный тип психа, которого можно встретить во все времена и в любой стране мира. Ярость - вот что движет поступками его героя. Жена упрекнула, что опять взялся за старое, в ответ - кулаки да еще ботинком по животу. Родители упрекнули, что по ночам где-то бродит, - белую скатерть со всеми яствами на пол. Не так посмотрел алжирский бандит - кулаком по уху. А уж заряженным оружием махать - как детской лопаточкой. Так, в потасовках и перестрелках и проходит фильм. Стоимостью, между прочим, в 80 миллионов долларов. Наверное, пули в Европе нынче дороги...
Особых проявлений благородства Мерина я так и не заметила. Может быть, после второй части дилогии, которая появится на экранах 18 декабря, станет понятнее, почему народ почитал его новым Робин Гудом...
Вита Рамм