"Милые кости"
Название фильма: | Милые кости |
|
|
Страна-производитель: | США — Великобритания — Новая Зеландия | ||
Английский: | Lovely Bones, The | ||
Жанр: | драма / триллер / ужасы | ||
Режиссер: | Питер Джексон | ||
В ролях: | Марк Уолберг, Рэйчел Вайс, Сьюзан Сарандон, Сорша Ронан, Майкл Империоли, Стэнли Туччи, Томас МакКарти, Аманда Михалка, Рис Ритчи, Джейк Эйбл, Закари Гордон, Робин Малколм, Никки СуХу | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Хочешь – не хочешь, а съесть придется
Независимая газета
Как-то так получилось, что Питера Джексона, который отважился снять фильм по книге Элис Сиболд «Милые кости», принято ругать. Отчасти это можно, конечно, объяснить тем, что трилогия «Властелин колец» – не самое верное следование букве оригинала, и «толкиенистам» было отчего ругать Джексона.
Теперь очередь за «сиболдцами», которые прочно костьми вросли в книгу в четыре сотни страниц и ругают Джексона заранее, иногда даже и не посмотрев, что у него получилось.
Отчасти и они правы. Книга на самом деле ярко написана и хорошо переведена. Кроме русского, еще на сорок языков. Совершеннейший бестселлер, от лица умершей девочки-подростка рассказывающий про то, как ее убили и что она чувствует после смерти. Завязка, в общем-то, совсем не тривиальная. И в книге она обрастает целым букетом деталей про жизнь и быт типичного американского городка в 1970-е годы. Соответственно все эти детали даже при большом желании не уместить в формат кинофильма. Приходится много чем жертвовать, и, как порой кажется при просмотре, жертвовать безжалостно.
Вместе с тем, если присмотреться и поизучать, окажется, что режиссер очень бережно обходится со своими персонажами, иногда куда бережнее, чем писатель. Допустим, в книге в сцене сексуального насилия и убийства, которые, как и все остальное, описывает сама девочка четырнадцати лет, есть такие детали и такие словечки, которые не всякая девчушка в этом возрасте употребит, уж тем более девочка-скромница. И Джексон сглаживает, убирая все, что входит в противоречие с наполнением образа главной героини. Также он вносит свое собственное ощущение в рисунок 1970-х. Его и в этом при желании можно упрекнуть, но надо ли? 1970-е годы, как их в фильме рисует Джексон, оказываются не мрачновато-угрожающими, как у Сиболд, а даже неожиданно теплыми, будто подчиняясь закону, который предписывает времени врачевать прошлое, эти годы для героини в конце концов стали читаться по-новому. Что, в общем-то, вполне органично вписывается в общий замысел.
Но по поводу замысловатых изобретений Джексона и Сиболд можно много рассуждать и спорить, так же как и про другие «недостатки» фильма. Например, режиссера легко укорить в осечке с чистилищем. Кто ж тут поверит в схематично простые, аляповатые картинки, разукрашенные всеми цветами радуги и как можно ярче. В книге это проходит под натиском слов и из-за недовыраженности зрительных ассоциаций – каждый волен дофантазировать, достроить до своего. А в кино, увы, все дано. Хочешь – не хочешь, придется съесть. Только может и отрыгнуться. В остальном в «Милых костях» все бойко работает: когда убивают – жалко, когда преследуют – напряженно, когда любят – слеза на подходе.
Это потому, что у Джексона проработаны персонажи и подборка актеров удачно подогнана к набору героев. Сирша Ронан – идеальная ретродевочка, уже отправлявшаяся в кинопрошлое в фильмах «Искупление» и «Рождественское чудо Джонатана Туми». Рейчел Вайс – образцовая домохозяйка, у которой устало бьется на виске жилка, а на столике у кровати припрятана очередная книжка, чтобы помечтать и отправиться туда, куда в реальной жизни ей путь заказан. Сьюзан Сарандон – бабушка, сумасшедшая, вечно молодая, курящая и пьющая бабуля – возмутитель общественного спокойствия. И наконец, Стэнли Туччи – пугающе обычный, запрятанный в замшелой нормальности маньяк-убийца. Что бы ни говорили, но каждый в отдельности взятый персонаж получается живым, во всяком случае, жизнеспособным.
Единственное, чем действительно можно зацепить Питера Джексона, так это тем, что до самой последней минуты фильма непонятно, откуда взялось название. Что это за «Милые кости». Ясно, что метафора. И режиссер непрозрачность эту сам осознает, уходя от проблемы, к сожалению, самым тривиальным образом.
Виталий Нуриев
Народные суеверия
Вадим Зельбин
Милый ангел Сьюзан (Сорша Ронан), возвращаясь как-то раз из школы, согласилась посмотреть на кукольный домик, вырытый в кукурузном поле одним нехорошим дядей (Стэнли Туччи), сильно смахивающим на сексуального маньяка, откуда и отправилась прямиком на небеса. На земле в благополучном американском пригороде рубежа 70-х осталось оплакивать утрату ее семейство: мама (Рэйчел Вайс), в какой-то момент сбежавшая от горя на сельхозработы, бухгалтер-папа (Марк Уолберг), взявший розыски дочери под свой контроль, когда исчезла всякая надежда, брат-карапуз, сестра-деловая колбаса (Роуз МакАйвер) и веселая бабушка-алкоголичка (Сьюзан Сарандон). Пока убийца ходит безнаказанным, Сьюзан не хочет терять связь с родными душами, что лишь усугубляет печальные настроения на том свете и на этом.
Не сказать, что вопрос "а чем сейчас занят человек, снявший "Властелина Колец" навевал тревожный сон всем людям доброй воли и с хорошим вкусом, но некоторая интрига в нем присутствовала. Для успешного художника пожизненный режиссерский карт-бланш и приличный счет в банке — действительно хороший повод, чтобы взять творческий отпуск и спустить миллионы долларов на какую-нибудь мелочь: порыться в затонувшем "Титанике", как Кэмерон, поиграться в детские машинки, как Вачовски, или, как Питер Джексон, с комсомольским энтузиазмом транслировать на экран свои школьные восторги от "Кинг-Конга". В том же духе, наверное, и надо было продолжать веселить народ, однако такой продукт дуракаваляния как "Милые кости" провоцирует в случае с Джексоном одни недоуменные вопросы. Главный — зачем вообще понадобилось так серьезно раздувать щеки над сентиментальным романом про барышню в раю, публиковавшимся в журнале для девочек-подростков "Seventeen"?
Сейчас, когда мы имеем на руках первые и вторые "Сумерки", "Милые кости" похожи на запоздалый маркетинговый сбой большой голливудской студии, подыскивающей новые рынки сбыта. С одной стороны, направление, откуда дует ветер, угадано здесь абсолютно верное: два года назад кривая спроса на истории про любовь и смерть, изложенные с точки зрения подростка в пубертатной стадии развития, действительно рванула резко вверх, и не зря вокруг романчика Элис Себолд некоторое время увивался коньюктурный и буржазный Стивен Спилберг. С другой, пафосная, жизнерадостная интонация, выбранная Джексоном для ублажения подростковой мании величия, превратила верное начинание в сплошной конфуз, как если бы угрюмому тинейджеру, решившему свести счеты с жизнью из-за несчастной любви, подарили дорогой хорошо иллюстрированный альбом с мемуарами людей, пережившими клиническую смерть мозга.
Собственно, именно в это определение укладываются все спецэффекты фильма, недалеко ушедшие от эзотерической народной живописи, продаваемой в парках и подземных переходах. Пожалуй, этим определением исчерпывается и его жанр: худший из кошмаров, который мог присниться Кэтрин Хардуик и поклонникам ее замечательного фильма — это автор "Властелина колец", занимающийся нью-эйджевой пропагандой "Сумерек", по сравнению с которой даже такой апофеоз народных суеверий, как "Привидение" с Патриком Суэйзи, покажется настоящей трагедией Шекспира.
Филм Ру