"7 жизней / Семь жизней "
Название фильма: | 7 жизней / Семь жизней |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Seven Pounds | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Габриэле Муччино | ||
В ролях: | Уилл Смит, Розарио Доусон, Вуди Харрельсон, Барри Пеппер, Эльпидия Каррильо, Мэдисон Петтис, Майкл Или, Йениффер Беренс, Лидиа А. Батлер, Джеффри Гулд, Джина Хехт, Тим Келлехер, Робинн Ли, Сара Джейн Моррис, Бояна Новакович, Джо Нуньес, Дэйл Рауль, Билл С | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Убив в ДТП семерых пешеходов, в том числе свою жену, Тим Томас (Уилл Смит) решает искупить свою вину понятым буквально самопожертвованием — выступив биологическим донором для семерых людей, которым срочно требуется пересадка органов. Все идет по плану, пока главный герой не влюбляется в одного из кандидатов — смертельно больную девушку, которой он хочет помочь.
Второй после "В погоне за счастьем" опыт сотрудничества Уилла Смита и работающего в Голливуде итальянца Габриэле Муччино.
"Бесконечно сентиментальная история о расскаянии и самопожертвовании, эксплуатирующая чувства в ущерб разуму" (Тодд Маккарти, Variety)
В кадре
За кадром
Цитаты
Око за око
Газета "Труд"
Фильм Габриэле Муччино "Семь жизней" слишком очевидно рассчитан на то, что зрители будут обливаться слезами.
Если бы главную роль в фильме "Семь жизней" играл Робин Уильямс со своим вечно добрым лицом, картина окончательно превратилась бы в историю своеобразного Санта-Клауса, навещающего тяжелобольных людей и раздающего в качестве подарков необходимые им части тела. Но Муччино пригласил Уилла Смита, с которым уже работал на фильме "В погоне за счастьем" - в результате чего игра на чувствах аудитории сперва выглядит не столь откровенной, к тому же картина выстроена так, что понять действия мужчины по фамилии Томас получается лишь к ее середине.
Первая сцена фильма, где герой Смита набирает 911 и говорит в трубку: "Здесь самоубийство!" - и на вопрос: "Кто жертва?" отвечает: "Я", повторится в финале в более развернутом виде: после звонка Томас уляжется в наполненную льдом ванну, чтобы оставить в целости и сохранности свои внутренние органы, а потом сунет под бок ядовитую медузу. Но к тому времени будет уже известно, что в автокатастрофе по его вине погибли семь человек, и им было принято решение спасти семь других жизней (оригинальное название фильма - "7 pounds" - отсылает к "Венецианскому купцу" Шекспира, где в качестве долга могла быть взята часть плоти должника весом в фунт). Томас позаимствовал у брата Бена документы сотрудника налоговой инспекции и принялся ходить по больницам и искать достойных жизни людей. История с документами вносит в сюжет дополнительную неразбериху. Сперва Томас представляется Беном, потом выясняется, что на самом деле его имя Тим, но это в принципе не главное: из всех непонятных эпизодов, где герой Уилла Смита издевается над слепым, требует ухода за несчастной старухой, заходит к женщине, которую бьет муж, ближе к финалу, по замыслу создателей, должен сложиться красивый, безупречный паззл, из которого станет ясно, что Тим Томас невыразимо прекрасен. А над слепым (Вуди Харрельсон) издевался только для того, чтобы проверить, хороший ли он человек: и если бы тот в ответ на обвинения в импотенции и выборе самой идиотской на свете работы позволил себе сказать хотя бы слово "дурак", то не смотрел бы в последних кадрах глазами Тима Томаса на девушку Эмили (Розарио Доусон), в груди которой бьется сердце Тима Томаса, а также на обладателей его печени, легкого и костного мозга.
Сама эта история предполагает, что люди, которым факты важнее аргументов (а таких много), априори отнесутся к ней хорошо, будут утирать слезы и хвалить режиссера. Возможно, этим Габриэле Муччино и руководствовался, снимая свой фильм, который, при всей трагичности темы, в конце концов начал напоминать не то умилительный календарь с котятами, не то анекдот, после которого становится неловко за рассказчика. И, несмотря на то что в данных после завершения проекта интервью все участники съемок уверяют, что "это не похоже на Голливуд", как раз на Голливуд это все и похоже, и лучше бы Муччино оставался на знакомой, уже изученной территории, где живой и бодрый Уилл Смит гонялся за счастьем и хотел купить маленькому сыну баскетбольный мяч.
Сергеева Жанна
На экраны вышел фильм «Семь жизней», в котором Уилл Смит играет в Данко
Денис КОРСАКОВ
Уилл Смит носит серый, строгий, очень хорошо сшитый костюм. В его доме стоит огромный аквариум, где плавает ядовитая медуза. Временами Уилл Смит начинает внезапно биться в скупой мужской истерике и выкрикивать имена семерых человек, которые ничего вам не скажут. Однажды он специально звонит по телефону незнакомому слепому человеку и начинает жестоко над ним глумиться, после чего бросает трубку. По ночам он спит в пустой ванне. Ему снится переворачивающийся микроавтобус.
Но вернемся к костюму: тот нужен Уиллу Смиту, чтобы ходить по квартирам и офисам неплательщиков, представляясь агентом налоговой службы. Во время бесед Смит внимательно вслушивается в интонации разнервничавшихся людей и вглядывается в их глаза. Результаты этих рандеву бывают самыми удивительными и уж точно не характерными для налоговых инспекторов: одного дядю Уилл Смит со всей силы шваркает о стеклянную дверь, а другой женщине, наоборот, дарует нежданную отсрочку от уплаты.
Чтобы связать этот набор сведений о герое «Семи жизней», чтобы пускаться хоть в какие-то рассуждения о фильме, придется пересказать финал, вплоть до которого режиссер старательно мутит воду и морочит зрителю голову недосказанностями. Поэтому, если вы хотите пойти в кино на «Семь жизней» и открыть для себя это сокровище сами, прекращайте читать заметку. Только, пожалуйста, имейте в виду: в задних рядах вы непременно услышите звук, похожий на хрюканье, и вряд ли сможете понять – рыдания это или сдавленный истерический смех.
* * *
Естественно, опытный зритель уже через час по намекам расшифрует страшное прошлое Уилла Смита, которое постановщик так тщательно пытается скрыть. Этот человек был счастливым, большим и накачанным конструктором НАСА, и все у него шло лучше не бывает – пока он не стал виновником автокатастрофы, в которой погибли его жена и еще шестеро человек. С тех пор жить ему незачем, и медуза болтается в аквариуме не просто так, а в качестве чеховского ружья: ее яд Уилл Смит рано или поздно запустит себе в вены. Но он не хочет просто так кончать с собой. Он намерен осчастливить семерых незнакомых человек, отдав им кое-что ценное. Так сказать, компенсировать мирозданию причиненный ущерб.
Откупаться он собирается мясом.
Оригинальное название фильма “Семь фунтов” отсылает к шекспировскому “Венецианскому купцу”: там Шейлок собирался вырезать у одного задолжавшего молодого человека фунт плоти. Уилл Смит, наоборот, готов без сожалений пожертвовать должникам почти три с половиной кило самых лакомых с точки зрения трансплантолога органов. Бедной женщине (той самой, которую он освободил от налогов) Уилл Смит намерен отдать свое сердце, а то у нее тяжелые кардиологические проблемы, и без пересадки она скоро умрет.
Слепцу, на которого так гнусно орал, подарит глаза (а орал, чтобы проверить: достаточно ли смиренно поведет себя этот человек? Достоин ли роговиц?) Все встречи с неплательщиками, равно как и переодевание в налогового инспектора, понадобились именно с этой целью: понять, кто достоин, а кто не достоин. Сердце и глаза, понятно, будут пожертвованы уже после самоубийства; все части тела, которые можно отдать при жизни (одно легкое, часть печени, часть костного мозга) героем уже пристроены.
Эта история - случай болезненной и причудливой мономании, охватившей человека. Ну смотрите сами: крупный негр с голливудскими зубами хочет разрезать себя на куски. Понимая, что просто так ему не дадут, он выстраивает сложную, театральную и совершенно сумасшедшую многоходовку с враньем, шантажом (“я отдал тебе легкое, ты теперь будешь мне помогать”), спецэффектами (медуза) и особыми инструкциями (перед тем, как залезть в ванную с медузой, он оставляет для заблаговременно вызванной бригады скорой помощи записку “Не трогайте животное, оно ядовито”). Мазохизм и филантропия здесь так изумительно переплетены (при том что мазохизм, безусловно, перевешивает), что у хорошего циничного режиссера, любителя патологий, оставались бы шансы сделать из фабулы “Семи жизней” персик, а не фильм.
Но Габриэле Муччино – не хороший режиссер. Он не хочет и слышать про патологии. Ему требуется душераздирающая драма об искуплении. Он видел фильм Алехандро Гонсалеса Иньяриту “21 грамм” (тоже завязанный на автокатастрофе и чувстве вины, тоже смонтированный нелинейно, тоже с измерением веса в названии), и теперь пытается снять свою трагедию. Воспринимать ее всерьез смогут только святые.
Уилл Смит подписался на этот фильм потому, что снова захотелось доказать: он не просто герой фильмов “Я – робот” и “Я – легенда”, он еще и драматический актер. Казалось бы, после двух номинаций на “Оскар” можно и успокоиться – но Смит все лезет и лезет в истории, представляющиеся ему максимально выигрышными с актерской точки зрения. Хорошо, рассмотрим. Да, он умеет придавать лицу все выражения, которые требует Муччино. Он умеет орать, биться в истерике, демонстрировать обреченное на гибель любовное влечение и смотреть на зрителя с собачьей тоской. Но изобразить огонек безумия в глазах ему не дано. Как не дано понимания того, что без этого огонька дорогая его сердцу кинодрама выглядит чрезвычайно комично. “Не надо читать SMS за рулем” – вот единственный вывод, который из нее стоит сделать
Комсомольская Правда Ру
Плачевно
Один раз отмерь — семь раз отрежь
Гоша БЕРЛИНСКИЙ
Вот перед вами один из главных суперстар того «беззаботного и продажного» Голливуда. Его зовут Уилл Смит, и даже одноногие собачки (тм) знают его. Он сам по себе гарантия, что блокбастер с его участием соберет хорошие деньги. Но Смиту хочется не только шутить и стрелять, хотя это и проще, ему хочется самоотверженно играть в сложных фильмах. И получать за роли авторитетные награды, и в первую очередь, ту золотую статуэтку, которую традиционно раздают в конце февраля.
Уилл пробовал с биографическим «Али» — не дали «Оскар», совершил попытку нумеро дуо — фильм «Погоня за щастьем» — тоже среди киноакадемиков единомышленников не хватило. «Семь жизней» снят тем же Габриеле Муччино, с которым старший Смит работал над «Погоней», но в то, что в этом году фильм попадёт хотя бы в актёрскую номинацию, надежды фактически нет. Их новый совместный фильм оказался столь неоднозначным, что многим критикам проще назвать просмотренное бредом и ликующе удалиться хвалить Бойла и Финчера.
Два часа, наполненные рефлексией, неясными заговорщицкими диалогами и поступками, проникновенными сценами, вышибающими слезу и исполненными мелодраматизма, держатся прежде всего на интриге. Что это за налоговый инспектор Бен Томас, выясняющий хороший вон тот человек или нехороший, щедро помогающий одним, других карающий в силу инспекторских способностей? Какой час Х он готовит? И, наконец, кто все эти люди?
В какой-то момент кажется, Смит играет двенадцатую роль Никиты Михалкова, возведённую в седьмую степень. В какой-то — что фильм нужно отправить в компанию к «Числу 23» с его арифметической одержимостью и травмами психики. Правда, позже всё это выливается в непроизвольный ответ одному из фильмов Алехандро Гонсалеса Иньяритту.
Но в отличие от мексиканца, итальянец Муччино не играет в паззл с историей, лишь оставляя финал козырным тузом, но и все два часа под хвост не пускает, а старается сразить наповал, пробить и заставить утираться слезами. Под мягкие, печальные темы Милли и радующую глаз работу Ле Сурда мы пускаемся в долгое путешествие по сценам, где плачут, страдают, помогают, и где самому иногда трудно сдерживаться — ведь как тут сопротивляться, когда видишь, к примеру, настолько шикарную эпизодическую сцену с плачущей старушкой. Или слепого Эзру, неспособного ответить нападкам Бена. Впрочем, бенефис-то Уилла Смита, так что Харрельсон, Доусон и рыдающий Барри Пеппер — потеснитесь. И Смит старается, как может.
А тут ещё и шокирующий финал. Причём, поражает он не столько неожиданностью (хотя и ею тоже), сколько крайностью происходящего, заставляя вспомнить те неизгладимые впечатления от концовок первой «Пилы» или, если хотите, «Шестого чувства». Только вот упомянутые фильмы — триллеры, и к шоку в них приводят отнюдь не действия главных героев, чего не скажешь о «Семи жизнях», где всё наоборот. Когда герой со всех сторон реалистичной драмы совершает акт абсолютного альтруизма, превращаясь в мученика и героя, тут каждый начинает задумываться «а смог бы я?», «да бывают ли такие люди?» и наконец «что, чёрт возьми, за бред?» Превосходный тест на цинизм.
Печально только, что современная история о Данко немедленно тонет в чрезмерной сентиментальности и море слёз, которые, как известно, при частом употреблении могут вызвать волчанку опошлить что угодно. Ведь нельзя же взять сцену из «В погоне за щастьем», где Смит-старший и Смит-младший ночуют в каком-то туалете на полу, и растянуть её почти на два часа. Как бы великолепно ни играли актёры, какой бы слезоточивой ни была музыка, в таком количестве это всё тронет немногих, большинство из которых — люди излишне впечатлительные и не смотрящие фильмы, чтобы потом скоренько отписать о них в ЖЖ или где-то ещё.
Как итог — прощальное махание носовым платком кинонаградам и всеобщему признанию в качестве драматического актёра до следующей попытки, предлог для долгих споров насчёт психического здоровья главного героя, уровня фальши и фантастичности финала, а также повод любителям поплакать в кино и подарок фанатам Уилла Смита. Ей-богу, одна из наиболее сильных его ролей.
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру