"Прошлым летом в Мариенбаде "
Название фильма: | Прошлым летом в Мариенбаде |
|
|
Страна-производитель: | Италия , Франция | ||
Английский: | L'Année dernière à Marienbad | ||
Жанр: | мелодрама | ||
Режиссер: | Ален Рене | ||
В ролях: | Джордж Альбертацци , Элен Корнель , Саша Питоев , Дэльфин Сэйриг | ||
Год выпуска: | 1961 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Ален Рене - классик современного кинематографа, мыслитель и формотворец, создатель нескольких безусловных шедевров мирового и авторского кино, вероятно, лучший представитель так называемой "Новой волны" французского кинематографа. Ассоциативно-авангардное кино, оригинальная новаторская для своего времени кинолента. Самый загадочный и зашифрованный фильм в истории кино. Смотреть трудно, вникать еще труднее, понять до конца невозможно. "Золотой Лев" в Венеции в 1961.
Это, наверное, самое абстрактное кино, что я видел на сегодняшний день. Сила этого фильма в визуальной красоте, если вообще такие слова можно применить к черно-белому фильму. Написал и уже после понял, что сморозил глупость. Ведь сам ценю черно-белую художественную фотографию куда больше цветной. На мой взгляд художественная фотография, отбросив цвет, словно приобретает способность видеть внутренний мир изображенного существа или предмета. Вот так и тут. Если хотите, сам фильм есть черно-белая высокохудожественная фотография. Утонченная, даже немного холодная красота. Лица живущих на ней людей скульптурно точеные, идеально красивые все как один. Подчеркнутое отсутствие образов и характеров, как правило, признается недостатком, но только не тут. Здесь эта отрешенность возносится в эстетический принцип. И это действительно красиво! Органная музыка, звучащая все полтора часа идеально гармонирует с этим визуальным миром. Слова не несут какого-либо осмысленного содержания, это скорее какая-то прозаичная поэзия или поэтичная проза (это чувствуется даже с переводом!), которая идеально гармонизируется с музыкой и изображением. Что касается сюжета, то тут одни вопросы без шансов найти ответ. Абстракция такова, что ни из выходных данных ни даже из самого фильма не ясны имена героев. Их просто нет. В каком-то дворце с большим парком (наподобие Петергофа) находятся светские дамы и господа. Один из господ (Альбертацци) постоянно говорит одной недоступно красивой леди (Сейриг), что они были знакомы в прошлом году в Фредериксбаде или Мариенбаде, постоянно напоминая ей подробности их отношений. Она же томно отказывается признавать этот, скажем так, факт. Вот собственно и все. Фильм не нужно смотреть в привычном понимании. Его надо созерцать. Нужно "въехать" в атмосферу, раствориться в ней, наслаждаясь виденным. Очень похожие ощущения бывают когда слушаешь музыку, которая все-таки наиболее абстрактное из искусств. Пожалуй, рациональному рассудку просто надо дать отдохнуть. И тогда возможно удастся получить удовольствие от картины. Во всяком случае фильм относится к тем, которые внезапно могут быть востребованы когда-нибудь позже. Душа сама подскажет полезность просмотра. Останется лишь только прислушаться к ней... http://www.le-cinema.ru/