Описание фильма

"Каникулы строгого режима"   

Название фильма: Каникулы строгого режима
Каникулы строгого режима
Страна-производитель: Россия
Английский: Каникулы строгого режима
Жанр: комедия / детектив
Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков (Сумароков/Сумрак), Дмитрий Дюжев (Кольцов), Алена Бабенко, Сабина Ахмедова (Лена Бичкина), Владимир Меньшов, Станислав Лесной (Опарыш), Александр Лыков, Кирилл Плетнев
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Это история о том, как двое не самых молодых людей — Кольцов и Сумароков — волею судьбы оказались вожатыми в пионерском лагере в компании в меру энергичного руководства и не в меру энергичных детей. Все бы ничего, да только попали они туда прямо с арестантской шконки. В лагере бывшие заключенные терпят самые разнообразные издевательства со стороны детей переходного возраста в лучших традициях пионерских лагерей. От стараний любыми способами сделать свой отряд лучшим и достойным заветной награды — поездки в Петербург, Сумароков и Кольцов раскрывают в себе уйму талантов и нерастраченного душевного тепла...

Кич: модель для сборки
 
«От создателей отечественных сериалов»
Не утверждённый слоган фильма

«В каждом хорошем сценарии должна быть ремарка "входит омон"»
Народная мудрость
 
Роман КОРНЕЕВ

Отечественную традицию, когда у нас вместо чего угодно получается танк (в другом варианте — автомат Калашникова), видимо, следует уже начать воспринимать с известной долей не стоицизма, но гордости. Потому что если даже в важнейшем из искусств у нас вместо криминальной комедии выходит владимирский централ, вместо детской комедии ералаш, а вместо просто комедии — очередной римейк, то такова уж, видимо, наша самобытность, с которой ничего не поделаешь.
Да и стоит ли делать? Смотрите, берём в руки Сашу Белого из известно чего, Саймона из «Жмурок», даём им в руки миллион денег (для вящей безопасности — в молочном бидоне), прописываем им пару шуток про «чо ты коленками трёсся» и «чёрт здесь — сказочный персонаж», и готов мегапрожект без шуму и пыли. Да и нужно ли отечественному зрителю что-нибудь, кроме автоматов Калашникова?

Одна ошибочка вышла на пути к успеху — неудачно знакомую музычку в трейлер тиснули. Потом долго извинялись, смонтировали альтернативный ролик «про любовь», в титрах прописали, что, мол, «по роману», но это вы теперь, дяденьки, прокурору рассказывайте, что не по «Джентльменам удачи», потому что имеющий уши да услышит — и сцену эту побега настоящего Доцента, и шутку про «старуха в колодец положил», и даже «ишак я паршивый, всё ворую и ворую».
Причём всё это — как раз лучшие эпизоды фильма, потому что остальное время вся эта с позволения сказать драматургия вызывает максимум — сдержанную улыбку, а чаще просто недоумение. Ибо как ещё воспринимать здесь и сейчас все эти эпические загоны про романтических, но не умеющих плавать воров в законе, про творческих пОдростков со следами приключений на лице, а также, в конце концов, про перевоспитавшихся по бразильской системе бытовых алкоголиков.

Вообще, сериальное мыло тащит тут не только от титров, где хороших или плохих, но хотя бы актёров снимает не пойми кто под лэйблой «от команды "Адмирала"». Причём мыло скорее вон то, тематичное, где «ветер северный этапом из Твери», хотя и с примесью посконного же детского ситкома. Ибо когда Сумрак подробно рассказывает сынку единоутробному лагерного начальника про то, что редиска — нехороший человек, ему хоть чуточку веришь, а вот когда у сценариста окончательно срывает башню и он, путаясь в понятиях, начинает цитировать «Бриллиантовую руку», тут ты понимаешь, что всё ой как запущено.

И тянется эта сборная солянка из воровских звёзд, правильных, но пострадавших «сотрудников министерства внутренних дел», типа-трудных подростков, романтических заплывов, летающего туда-сюда вертолёта, театрализованных постановок, пчелиных покусов, пустых бидонов, а в конце и наскальной живописи — тянется без начала, конца и смысла.
Есть такие фильмы, которые даже ругать не хочется, ибо забываются они ровно через пять минут после финальных титров. И только два вопроса продолжают свербеть — причём тут была вся эта Япония и какой у этого чуда бюджет?
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру

Клинч пионера
Время новостей

Судьба-индейка сводит на тюремном этапе двух персонажей, которые полярно далеки друг от друга, но именно поэтому просто не могут не стать напарниками. Рецидивист Сумароков по кличке Сумрак (Сергей Безруков) -- фиксатый смотрящий зоны, обладатель живописной наколки во всю спину, утверждающей, что «западло иметь семью и детей», а грудь украсивший витиеватой максимой «наступи менту на горло, раздави козла ногой» и вообще страдающий геморроем, ибо «с 16 лет сидел». А к нему в пару -- бывший милиционер Кольцов (Дмитрий Дюжев), невесть как не попавший на «красную зону», а потому испытывающий нешуточный прессинг со стороны блатных (сидит, понятно, не по делу, а по описанному еще Сергеем Довлатовым «своеобразному представлению о рыцарстве»).
В какой-то момент благодаря спецназовцу Гагарину (Алексей Кравченко), который служил с Кольцовым в одной горячей точке, эти «дипломаты поневоле» умудряются бежать и оказаться под невероятно смешными фамилиями Ромашкин и Убегаев в пионерлагере «Юнга» в качестве вожатых. Лагерь, надо сказать, тот еще. В нем отрабатывают повинность чудесные женщины, телевизор показывает «всего один канал -- слава богу, «Первый», а дети, как будто наученные каким-то взрослым дядей, ведут себя не как современные тинейджеры, а как послушные болванчики, насмотревшиеся киножурнала «Ералаш» и потому мажущие сверстников зубной пастой, способные пришить вожатого к постели суровыми нитками. А на повестке дня праздник Нептуна и прочие «несусветные радости и красоты»...
Как видно, изобретая сюжет, создатели «Каникул» не особенно напрягались, осваивая формулу вполне беспроигрышную. Из западных аналогов в первую очередь приходят на ум, конечно «Мы не ангелы» (1989) Нила Джордана по сценарию самого Дэвида Мамета, где двух беглецов в исполнении Роберта Де Ниро и Шона Пенна по ошибке принимали за священнослужителей, суперхит конца прошлого века «Действуй, сестра! (1992) Эмиля Ардолино с Вупи Голдберг в роли певички из Лас-Вегаса, попавшей по программе защиты свидетелей в женский монастырь (видимо, по причине отсутствия за океаном пионерлагерей чаще всего самозванцев в голливудских фильмах привечают именно церковные стены), а также с определенными оговорками «Детсадовский полицейский» (1990) Айвена Райтмена со Шварценеггером в роли безусого, но мускулистого няня под прикрытием. При желании можно припомнить еще с дюжину названий, но толку от этого будет немного.
Потому что предоставляемая почтеннейшей публике история не имеет ничего общего с западными аналогами. Потому что весь юмор сводится здесь к несостыковке обычного человеческого языка и блатной фени (вот «черта некому играть», вот ложку называют «веслом», а конфеты монпансье -- «грохотулями», вот «козлам не сдается наш гордый «Варяг», вот плетутся кружева вокруг разных значений слова «лагерь»), а общая беззубость (какое там воспетое помянутым уже Довлатовым «Замри, картавый, перед беспредельщиной!») превращает фильм -- большой, настоянный на «бригадовских» (если смотреть по актерам) чифирных корневищах, идущий в лучших кинотеатрах страны -- в не менее чем тонну отвратительной, прогорклой и вязнущей на зубах гуманистическими комочками манной каши. Той самой, что стояла комом в горле у нескольких уже поколений более или менее приличных людей. Это ни на секунду не забавно и довольно противно. А если вам вдруг придет в голову развлечься подобным образом, то лучше не ходите в кино, а вспомните старый анекдот про зека, умудрившегося стать воспитателем детского сада. Одна только реплика описавшегося малыша («Мокруху шьете, гражданин начальник?») стоит всех полутора часов этого в высшей степени неудобоваримого произведения. И священный ужас состоит в том, что этому фильму невозможно предъявить хоть сколько-нибудь осмысленные претензии -- ну как же, все по-доброму, все культурно, и Питер не иначе как Ленинградом называют. Но неприятно. Манная каша лезет из ушей. И из глаз. И из всех остальных органов чувств. Горшочек, вари!
Станислав Ф. Ростоцкий

Полосатый нянь
Газета "Труд"

Авторы новой картины называют свое детище «цветная широкоэкранная кинокомедия», настойчиво подчеркивая преемственность «Каникул строгого режима» по отношению к «Джентльменам удачи» и другим шедеврам советского киноюмора.
Режиссер и актеры постарались сделать фильм «настоящим и легким одновременно», сняли не «ржачную комедию» а-ля Голливуд, а добрую сказку, словно из найденной на чердаке старой книги или снятой на «горючку» гайдаевской комедии. Главные герои совершают дерзкий побег из колонии строгого режима и прячутся: в летнем детском лагере, где начинают работать воспитателями. История, вызывающая в памяти вереницу гомерически смешного отечественного кино, созданного на тему счастливых пионерских каникул. Создатели этой связи совершенно не стыдятся.
Юмор ещё и в том, что волей судьбы бегут два антипода: матерый зэк Сумрак (Сергей Безруков) и питерский мент, оперуполномоченный Кольцов (Дмитрий Дюжев), севший за то, что поднял руку на взяточника.
Диалоги выписаны настоящими знатоками этой темы: один из сценаристов Федор Крестовый в свое время провел 12 лет в местах не столь отдаленных, другой, Андрей Кивинов, долго трудился в милиции. Такие фразы, как «Пройдет и по нашей улице инкассатор», претендуют на цитирование.
Актерам есть что играть, и Безруков с Дюжевым хохмят в свое удовольствие. Даже во второстепенных ролях — звезды: Алена Бабенко, Владимир Меньшов, Алексей Кравченко, Роман Мадянов, Людмила Полякова. Очень органичны маленькие актеры-дети — Игорь Петров, Гоша Вышиван, Полина Стремоусова.
Немного навязчивой кажется «японская тема» (в фильме есть и театр кабуки, и самураи), однако авторы утверждают, что таким образом хотят вывести картину из разряда бытовых комедий в разряд философско-метафористических.
Садчиков Михаил

Дебильно. Супер. Видео
Русский Newsweek

Комедии - это не совсем фильмы, это способ провести время, когда ничего делать не хочется. В конце августа у зрителей будет возможность ничего не делать во время просмотра фильма «Каникулы строгого режима» и «Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться». Вместо десятка разных поджанров - музыкальная комедия, студенческая комедия, романтическая комедия - скоро, похоже, останутся только два: летняя комедия и рождественская комедия. Рождественская комедия - это такая комедия, в которой идет снег. Все остальные комедии - летние.
Эти фильмы существуют потому, что людям нужен отдых, а если комедии к тому же оказываются умными - что ж, да здравствует интеллектуальный отдых! Исследователи кино считают, что этот жанр - наиболее пластичный и может полностью меняться каждые несколько лет. Достаточно сравнить хит теплого июня 1984 года «Охотники за привидениями» Айвана Райтмана или «Назад в будущее» Роберта Земекиса (июль 1985 года) с сегодняшними гораздо более резкими, пошлыми и глуповатыми фильмами вроде «Солдат неудачи» Бена Стиллера или «Приколисты» Джадда Апатова. На смену спецэффектам 80-х пришли романтики и невротики 90-х, а потом из американских пирогов вылезли сорокалетние девственники и прочие сексуально недостаточные герои. Немолодые подростки из «Немножко беременна» Джадда Апатова, накуренные балбесы из «Ананасового экспресса» Дэвида Грина, безжалостный гламур «Дьявол носит Prada» Дэвида Фрэнкела - все эти летние цветочки расширили границы жанра и привели с собой новых героев. Или по крайней мере подправили маникюр старым.
В комедиях уходящего лета 2009 года главным трендом неожиданно оказались голые, полуголые и совершенно одетые мужики. И самым прекрасным из голых мужиков, разумеется, стал Саша Барон Коэн, гламурный трикстер. Его возмутительный и восхитительный фильм «Бруно» - комедия, в которой неугомонный борец со стереотипами играет «самую большую австрийскую звезду после Гитлера». На этот раз его герой, очаровательный австрийский гей, борется со стереотипами, вставляя им в задницу сифон и нажимая на рычаг. Стереотипы кряхтят.
Есть еще один способ развлечь публику, мечтающую об отпуске: показать им, как рэпер Эминем в новом фильме «Приколисты» Джадда Апатова объясняет герою Адама Сэндлера, смертельно (или не смертельно?) больному стэндап-комику, что выздоравливать - это не круто. Круто - это умирать. Еще смешнее - показать летней публике парня, который накануне свадьбы обнаружил, что у него совсем нет друзей и некого звать на мальчишник («Люблю тебя, чувак»).
Но тем, у кого друзья в комплекте - не легче. Доказательства - в комедии «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса. В Штатах эта история оказалась хитом, а в России мало кого увлекла - видимо, потому, что легкий похмельный абсурд фильма в России является постоянным фоном. Картина о том, как друзья отправились на мальчишник в Лас-Вегас и так наразвлекались, что потеряли жениха, стала самой успешной в истории комедией с рейтингом R (подростки до 18 лет - только в сопровождении родителей). Предыдущий рекорд принадлежал картине двадцатипятилетней давности «Полицейский из Беверли Хиллз».
На самый конец августа прокатчики приберегли два потенциальных хита: воспоминание о счастливом советском детстве, «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, и немецкое ментальное порно Леандра Хаусманна с длиннейшим названием «Почему мужчины никогда не слушают, а женщины не умеют парковаться». В первом фильме пара клоунов Дюжев–Безруков разыгрывают историю а-ля «Джентльмены удачи», только в очень плохом гриме: двое сбежавших из колонии джентльменов оказываются вожатыми в пионерском лагере. Получается громкоголосая помесь «Ералаша» и бессмертного «Вождя краснокожих». Сергей Безруков войдет в историю кино не Пушкиным и не Есениным, а своей фиксой в «Каникулах». Создатели фильма, по их признанию, сделали ставку на «тонкий, ранимый юмор» в лучших традициях советского кино. Знаем мы эту ранимость. В лучших традициях советского кино: «Сейчас ужин, макароны дают».
«Почему мужчины не слушают...» - это не просто комедия, это софт-научпоп, экранизация книги модного психолога Аллана Пиза, который все знает о различиях в мужской и женской психологиях. Женщины и мужчины в этой комедии - не герои, а лишь примеры: самки ищут себе самца, который способен содержать их и будущее потомство, самцы же при виде подходящей самки превращаются в неандертальцев и бегут по следу. Актеры с удовольствием превращаются в неандертальцев, актрисы имитируют оргазм в Музее естественной истории (явно вспоминая о Мег Райан в фильме «Когда Гарри встретил Салли»). А режиссер с восторгом заставляет главного героя мчаться голышом по улице и забегать в гей-бар, потому что таков тренд нынешних летних комедий, а у актера Бенно Фурмана к тому же неплохая задница.
Эволюционирует жанр или нет, он как был бессмысленный, так и есть. Столь же бессмысленный, как все, что мы привыкли делать летом - валяться на раскаленном песке под палящим солнцем, смотреть в небо, попивать пивко и слушать, как волны накатываются на берег. Приятно же.
Ксения Рождественская

Хроники нарные
Газета "Труд"

25 августа в прокат вышла комедия «Каникулы строгого режима» c Дмитрием Дюжевым и Сергеем Безруковым в главных ролях, которая претендует на звание самого амбициозного кинопроекта года.
Несмотря на кризис, бюджет картины — 5 миллионов долларов, напечатаны 1100 копий для российских кинозалов и 120 для Украины. По словам продюсеров, «Каникулы» способны собрать в прокате 20 миллионов долларов, а то и больше.
«Каникулы» начинались в Петербурге три года назад как книга Федора Крестового (бывшего заключенного) и Андрея Кивинова (бывшего милиционера), затем к проекту подключилась «Дирекция кино Первого канала», та самая творческая и продюсерская команда, что выпустила «Адмирала», «Иронию судьбы-2», «Ночной дозор», «Диверсанта», «Турецкий гамбит» и другие коммерчески успешные отечественные фильмы 2000-х.
У фильма три знаменитых продюсера — Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Николай Попов, а также опытный театральный и кинорежиссер Игорь Зайцев. Нынче все они увлечены идеей сделать комедию «настоящую и легкую», чтобы вернуть доверие зрителей самых разных возрастов к отечественному кино. Недаром слоган картины: «Кино с гарантией». То есть нам дают гарантию, что это на самом деле кино, а не подделка под голливудский стандарт, что скучно на «Каникулах:" не будет ни пионерам, ни пенсионерам.
Авторы утверждают, что их картина — это «оммаж», то есть поклон, благодарность эстетике лучших советских кинокомедий, а не голливудских развлекушек. В одном из рекламных роликов даже использована мелодия из «Джентльменов удачи».
Да и сам сюжет «Каникул» навевает ассоциации то с «Джентльменами», то с «Калиной красной», то с «Вождем краснокожих»… Герои Безрукова и Дюжева вынуждены бежать из колонии строгого режима и, скрываясь в: летнем пионерском лагере под видом воспитателей, то и дело попадают впросак. Авторитетный зэк становится объектом насмешек детишек, хоть и виртуоз тюремного жаргона.
Проштрафившийся оперуполномоченный Кольцов в трактовке Дюжева тоже весьма наивен. Дети же в пионерлагере — настоящие «вожди краснокожих», маленькие разбойники с буйной фантазией. В картину вплетена ещё и эстетика японского театра кабуки, тема самураев как поиск нравственного начала: Предпоказы успешно прошли в Новосибирске, Уфе, Петербурге и других городах России.
Садчиков Михаил


 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#