Актеры

Сергей Безруков\Sergey Bezrukov 
Россия, 18 октября 1973 г.
актер
Сергей Безруков родился в 1973 году в семье актера и режиссера Виталия Безрукова.
Окончил Школу-студию МXАТ в 1994 г. (курс О. Табакова), в том же году принят в труппу Театра п/р О. Табакова. Играл в спектаклях "Страсти по Бумбарашу" (Студент), "Ревизор" (Квартальный), "Билокси-Блюз" (Юджин Джером), "Затоваренная бочкотара" (Телескопов), "Матросская тишина" (Давид Шварц), "Звездный час по местному времени" (Саратов), "Анекдоты" (Калиневич и Ступак). Играет в различных театральных проектах, в антрепризах: "Искушение", "Ведьма" (Театральное агентство "Арт-партнер XXI века"). Занят во МХАТе им. А. П. Чехова в спектаклях "Амадей" (Моцарт), "Священный огонь" (Морис Тэбрет). В 2002 году в театре им. М. Н. Ермоловой вышел спектакль "Александр Пушкин" по пьесе Виталия Безрукова в его же постановке, а Сергей сыграл великого русского поэта.
Несколько лет работал на телевидении - озвучивал 11 персонажей программы "Куклы" (НТВ). В последнее время Сергей активно сотрудничает со звукоиндустрией. На его счету работы в постановках "Любовь к трем апельсинам" и "Про Федота-стрельца" Леонида Филатова (Сергей озвучивает всех персонажей), радиопостановка "Азазель" (роль Фандорина), "Сборник стихов Есенина". Все эти постановки вышли на компакт-дисках.
Снимался в фильмаx: "Крестоносец" М. Туманишвили и А. Иншакова, "На бойком месте" А. Саxарова, "Китайский сервиз" В. Москаленко, "Вместо меня" В. Басова, "Бригада" А. Сидорова, "Азазель" А. Адабашьяна и др.
В 1997 году удостоен Государственной премии РФ за роль Есенина в спектакле Театра имени М. Н. Ермоловой "Жизнь моя, иль ты приснилась мне".
Премия "Московские дебюты" за роль Петра ("Последние") (1995). Премия телекомпании ТВ-6 "Чайка" в номинации "Прорыв" за роль Александра в спектакле "Псих" (1996).
Премия мэрии Москвы (1997)
Премия деловых кругов "Кумир" (1997)
Премия газеты "Московский комсомолец" за роль Алешки в спектакле "На дне" (2000).
Премия IV национального фестиваля искусств "Южные ночи" (г. Геленджик) в номинации "Лучшая мужская роль в антрепризе" за роль в спектакле "Койка" (2000).
В 2002 году в конкурсе "Лица года" Сергей получил награду как "Актер года".

Автор: Соня Соколова
Сайт: Rambler.ru (Люди года)
Статья: Сергей Безруков


Публикации:

Автор: Дмитрий Урушев
Сайт: Независимая Газета
Статья: "СЫГРАТЬ ХРИСТА НЕВОЗМОЖНО"

Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - одно из интереснейших и самых таинственных произведений русской литературы ХХ в. Режиссеры театра и кино неоднократно обращались к этой загадочной книге. Сейчас режиссер Владимир Бортко заканчивает работу над новым фильмом по роману Булгакова. В этом фильме роль Иешуа Га-Ноцри (Иисуса) исполняет заслуженный артист России Сергей Безруков. О своем духовном пути, о восприятии образов булгаковского Иешуа и евангельского Иисуса актер рассказал нашему корреспонденту.
-Сергей Витальевич, сейчас вы работаете над ролью Иешуа Га-Ноцри в фильме по роману "Мастер и Маргарита"... Что это значит для вас лично, приближает ли это вас к пониманию Христа?
- Не хотел бы ничего загадывать, но роль Иешуа, - безусловно, очень серьезный этап в моей жизни. Отвечу по-есенински: "Лицом к лицу - лица не увидать, Большое видится на расстоянии".
А потом я ведь не играю Христа. Его сыграть невозможно. Более того, это не под силу ни одному актеру на земле, ибо все мы простые смертные люди, а Он был Богом. Единственное, что можно сделать, - это попытаться сыграть наше представление о Нем. Иешуа Га-Ноцри - в первую очередь литературный герой. А каким он получится в фильме, зависит теперь от Владимира Бортко, от его режиссерского представления. Лично для меня, если вспомнить Пауло Коэльо, Иешуа - это Воин света…
- Считаете ли вы себя религиозным человеком?
- Наверное, каждый человек до какой-то степени религиозен. Ведь практически во всех жизненных ситуациях мы упоминаем имя Бога. Даже самый ярый атеист в течение жизни много раз произносит слово "Господи". Что касается актеров, то многие из них религиозны. Ведь когда играешь другого человека, начинаешь жить его жизнью, то есть так или иначе входишь в область подсознания, в "тонкие миры".
Поэтому, прежде чем взяться за какую-нибудь роль, актер обращается к Богу. Может быть, он молится не так, как истово верующий - по молитвеннику, а своими словами. Но все равно это молитва. Актеры - люди вообще-то суеверные… Я понимаю, суеверие и вера - это разные понятия, друг друга взаимоисключающие. Но для актера суеверие и вера в Бога - понятия очень сходные. Актер может из суеверия искать гвоздь на сцене, смотреться в зеркало, но в душе он все равно верующий.
Не могу сказать, что я религиозен в том смысле, который принято вкладывать в это слово. Я верю в Бога, который есть Любовь. Я хожу в церковь, меня туда тянет. В Кузьминках рядом с моим домом есть храм Влахернской иконы Божией Матери, и при первой же возможности мы с женой ходим туда. Правда, порой мешает, когда в храме меня узнают. Приходишь пообщаться с Богом, а люди начинают отвлекаться. Как-то мы были в Киево-Печерской лавре, и было жутко неудобно, когда стоишь перед мощами святого, а на тебя показывают пальцем и говорят: "Ой, смотри, Саша Белый…"
Перед выходом на сцену я всегда крещусь. Я православный, и мне это помогает. Самую главную молитву из всех, которые существуют, "Отче наш", по-моему, должен знать каждый, даже и не очень религиозный человек.
- Ваши предки жили на вольных волжских просторах в местах, традиционно заселенных старообрядцами. Были ли среди них староверы?
- Вполне возможно, скитов по заволжским лесам было много, почему бы и нет. Тем более рядом с городом Лысково Нижегородской губернии, откуда, собственно говоря, и берет начало мое родовое древо, находится село с необычным названием Иссады. В нем до сих пор сохранилась старообрядческая церковь. Да и само Лысково расположено прямо на берегу Волги. Переплываешь и сразу же попадаешь в Заволжье - в скиты. Макарьевский монастырь - опять же рядом.
- В спектакле "Ведьма" по рассказам Антона Чехова, где вы играете главную роль дьячка Емельяна, звучат песни на стихи иеромонаха Романа (Матюшина). Как вы познакомились с его творчеством?
- Случайно. Увидел в одной церковной лавке аудиокассету и купил. Понравилось. Купил еще. В результате у меня целое собрание его песнопений.
- А как возникла идея ввести в спектакль его песни?
- Мой герой дьячок Емельян - песнопевец. Он поет и молитвы, и просто духовные песни. Емельян - не просто исполнитель, он - автор своих песнопений. Поэтому и возникла мысль использовать в спектакле песни отца Романа. Сейчас он живет отшельником в Псковской губернии и никого не принимает. И иными словами как чудо я не назову тот факт, что отец Роман принял двух представителей театрального агентства "Арт-партнер XXI", выпустившего спектакль "Ведьма", с моим сопроводительным письмом и благословил на исполнение песен.
Творчество отца Романа - исповедальное. В нем велико желание разобраться в самом себе, в своих мыслях, чувствах, в своей любви к Богу.
В нашем спектакле звучат только четыре его песни, хотя на студии было записано гораздо больше. Поэтому возникла идея выпустить альбом с песнями, как вошедшими, так и не вошедшими в спектакль. Этот диск, созданный при поддержке агентства "Арт-партнер XXI", мы назвали "Страсти по Емельяну". Для меня очень важен православный текст этих песнопений, и хочется, чтобы их услышала молодежь.
- Труд актера - тяжелый и эмоциональный... Что помогает вам обрести душевный покой после спектакля, подготовиться к новой роли? Помогает ли вам в этом церковная служба?
- Конечно, помогает. Мне особенно нравятся храмы XVI-XVII веков. Я побывал во многих церквах по Золотому кольцу, очень люблю Макарьевский монастырь, там божественная энергетика. Входишь в храм, замираешь и слышишь, как бьется сердце. Завораживает все: и песнопения, и потрескивание горящих свечей. Не так давно мы были на гастролях в Израиле, и, конечно, я побывал в храме Гроба Господня.
Когда я оказался там впервые в 1995 году, было просто столпотворение: экскурсии по двадцать человек, одна за одной... И тогда у меня осталось неприятное ощущение, потому что все это напоминало экскурсию в Горках Ленинских, когда экскурсовод говорит: "Вот это - пальто, простреленное эсеркой Каплан, а это чайник, из которого пил Владимир Ильич..."
Меня жутко раздражало, когда в абсолютно такой же манере и с той же интонацией нам говорили: "Вот здесь положили Иисуса Христа, вот здесь гвозди забили..." Это было просто невыносимо! Мне хотелось прикоснуться к святыням, а поскольку было огромное количество народу и все торопились, этого не случилось.
На сей раз нам повезло, возможно, потому, что люди боятся туда ехать из-за терактов с арабской стороны. В храме Гроба Господня практически никого не было. Нас сопровождал замечательный экскурсовод, который много и интересно рассказывал о зарождении христианства. И само ощущение было космическое, божественное! Ощущение той самой долгожданной тишины. Было очень тихо, торжественно, и ничто не мешало зайти в пещеру, куда положили Христа…
- Над какими ролями вы работаете сейчас?
- Над ролью Сергея Есенина в фильме-сериале "Есенин" на телеканале ОРТ. В 2005 году исполняется 110 лет со дня рождения поэта. Ответственность на нас лежит колоссальная: каким мы покажем Есенина, таким его и будут воспринимать. Существует масса догадок, версий и распространенных клише. Мы забываем, что он был гением, потрясающе образованным человеком. Ему было всего 30 лет, когда он погиб, а сколько он успел всего создать!
Хотелось бы найти оптимальный вариант и сыграть глубокий образ русского Гамлета, а не допившегося до белой горячки самородка, писавшего в основном о березках и коровах. Такое мнение о поэте для меня прежде всего кощунственно и противно.

Автор: Андрей Ванденко
Сайт: Итоги
Статья: По есенинским местам

Названный в честь Есенина, Сергей Безруков осуществил мечту жизни и увековечил в целлулоиде образ поэта, сыграв его в 11-серийном фильме, показ которого продолжается по Первому каналу. Долгожданное редко оправдывает возлагаемые надежды, но не в случае с Безруковым, который по-прежнему пылок и страстен, когда речь заходит о Есенине.
- Раздвоением личности не страдаете, Сергей?
- Мозги у меня всегда были в порядке, надеюсь, и сейчас голову не потерял. Не пытаюсь раствориться в герое, оставляю маленький зазор, позволяющий помнить: вот - поэт Есенин, а это - актер Безруков.
- ...Прежде игравший кумира на сцене, а теперь перенесший светлый образ на ТВ.
- Да, в 97-м я получил Государственную премию России за роль Сергея Александровича в спектакле Театра Ермоловой "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..". Нынче на дворе 2005 год, страна празднует 110-летие со дня рождения Есенина, а я все это время жил мечтой сыграть поэта в кино. Наконец заветное сбылось.
- К кому обращались с предложением снять сериал?
- Будем выдавать все секреты? Со многими из тех, с кем вел переговоры, мне предстоит и дальше работать. Люди проявили недальновидность, отказавшись от проекта, но это не повод устраивать публичные разборки. Не хотелось бы ссор.
- Чем мотивировали отказ?
- Опасениями, что историческое кино на предложенную тему не будет рейтинговым, следовательно, не окупит затрат на производство.
- Первый канал не побоялся рискнуть?
- По моей информации, это едва ли не самый дорогостоящий проект в истории отечественного ТВ.
- Слышал, "Есенин" шел в нагрузку к сериалу "Участок": дескать, сперва старлей Павел Кравцов, а потом пиит - хоть Сергей Александрович, хоть Александр Сергеевич.
- Нет, обязаловки не было. Мог соглашаться на "Участок" или отказываться. Я не связан контрактом, не принадлежу ни одному каналу. Независимый художник - и тем горжусь. Для меня существует единственный критерий - интересная работа.
- Фильм, снимаемый по роману Виталия Безрукова, хорош по определению?
- Вообще-то первоисточник при подготовке к съемкам был переработан, сценарий писал не мой отец, а другой человек - Владимир Валуцкий.
- Судя по тону, вас не устроила предложенная версия?
- Никого нельзя за месяц заставить полюбить Есенина, в том числе и сценариста... Многое переделывалось мной с колес, менялось, что называется, по ходу пьесы, на съемочной площадке. Как креативный продюсер сериала я следил, чтобы не исказили, не переврали есенинские мысли и слова. Большую часть задуманного удалось в итоге реализовать, хотя порой приходилось действовать на свой страх и риск. Поначалу вся затея выглядела авантюрой: мало того что сценарий несовершенен, так еще и у режиссера Игоря Зайцева опыт работы в кино сводился к съемкам рекламных роликов. Невиданная вещь в истории синематографа: кастинг устраивали не актерам, а режиссеру. Мэтры оказались разобраны по другим проектам, по сути, остался Игорь, которому пришлось снимать сцену с утвержденными артистами и ждать приговора. Вопрос стоял ребром: картина запускается сейчас или никогда. Приближался юбилей Есенина, да и Первый канал бесконечно ждать не мог. Зайцев все же прошел пробы, его кандидатуру одобрили, и съемки начались.
- Ваш голос при обсуждении учитывался?
- Надеюсь, меня услышали.
- И в кастинге актеров участвовали?
- На некоторых персоналиях настаивал. Смог убедить, что Мариенгофа должен играть Дима Щербина, которого знаю со Школы-студии МХАТ. Он даже фактурно напоминает Анатолия Борисовича. Отстоял Сашу Робака, сыгравшего Приблудного. На роль мамы Есенина предложил Валентину Теличкину, что тоже стало своеобразным экспериментом: тетя Валя уже была моей, точнее, Саши Белого, мамой в "Бригаде".
- А с папой как получилось?
- Чтобы избежать упреков в семейственности, сразу скажу: идея взять в проект Виталия Безрукова исходила от Первого канала. Я ратовал за Сергея Никоненко, однажды уже снимавшегося в роли молодого Есенина. Казалось, сам бог велит продолжить начатое, передать эстафету. Звонил Сергею Петровичу, приглашал в картину, мы долго разговаривали, но в итоге все закончилось отказом. Поначалу я расстроился, а теперь сожалений нет. Считаю, батя сыграл прекрасно. И в том, что мы вместе появляемся на экране, есть изюминка. У нас удивительные отношения, отец готов отдать жизнь за меня, я - за него. Так, наверное, было у Тараса Бульбы с сыном, но не с Андрием, а с Остапом. У Есенина с родителем все складывалось иначе: Александр Никитич безумно любил Сергея, но не сознавал, что произвел на свет великого русского поэта. Называл стихи сына частушками: "С твоей бы головой да волостным к нам..." Сцена, где показана трагедия непонимания между родными людьми, на мой взгляд, одна из самых сильных в фильме.
- Каких жертв от вас потребовало искусство на этот раз, Сергей?
- Опять вынужден был взять в руки сигарету. Делаю это исключительно в кино: сначала с Сашей Белым, теперь вот с Сергеем Александровичем. По жизни я человек некурящий.
- Сигареты - единственное неудобство, которое терпели с "Есениным"?
- Курение - мелочь! Как и пара кило лишнего веса, набранных ради роли. Есть вещи посерьезнее. На несколько месяцев практически отстранился от театра, отложил массу премьер, часть спектаклей с моим участием временно исчезла из репертуара. Та же история с кино, где отклонил ряд интересных предложений.
- Известно, что Вронский из "Анны Карениной" ушел в минус.
- Тут другая история. Не я отказывался от роли, отказались от меня. Съемки начались, потом на два с лишним месяца застопорились. Неожиданная заминка смешала карты. Мне позвонили от Сергея Соловьева, когда работа над "Есениным" была в полном разгаре. Попросил подождать, но ждать не стали. Увы. Мне понравилось сниматься у Соловьева. Да и придумки любопытные для роли пропали. Звали сыграть Остапа Бендера в "Золотом теленке", но я сразу предупредил: не смогу по срокам. В итоге выбор сделали в пользу Олега Меньшикова. Прекрасное решение, хотя, думаю, я привнес бы в образ великого комбинатора интересные краски.
- Сожалеете об упущенном?
- Всегда хочется попробовать себя в чем-то новом. В этом смысле я жадный. Но не скупой. Делиться умею и стараюсь не латать дыры, затыкая нереализованный проект другим. А с "Есениным" замена вообще исключалась. Ради этой роли отказался бы от любого предложения. Понимал: параллельно нигде сниматься не буду.
- А как же Иешуа в "Мастере и Маргарите" у Бортко?
- Уложились в пять съемочных дней. Одно другому никак не помешало.
- Вернемся к Есенину. Знаю, болезненно реагируете, когда Сергея Александровича рисуют исключительно в образе московского озорного гуляки. Хотели разрушить стереотип?
- Не нужно ничего вырывать из контекста, сводить жизнь человека к пьянкам и загулам. Это несправедливо по отношению к великому поэту. Да, Есенин бывал излишне груб и скандален, как говорится, из песни слова не выкинешь, но его надо принимать целиком, не обеляя и не очерняя.
- Не боялись шокировать зрителей сценой драки с Пастернаком, подробно показанной в сериале?
- А если расскажу, что в действительности все выглядело еще непригляднее? Сергея Александровича держали двое, а Борис Леонидович бил лишенного возможности сопротивляться противника кулаком по лицу. Штука в том, что дрались не лауреат Нобелевской премии с классиком отечественной литературы, а два молодых и горячих человека, которые из-за нехватки словесных аргументов пустили в ход более весомые. В двадцать лет подобные вещи случаются. И ведь метелили Пастернак с Есениным друг друга из-за поэзии: первый выше всего ставил звукопись, а второй ценил слово, вслушивался в его смысл.
- И ничего личного?
- Хотите спросить, не был ли Сергей Александрович антисемитом? Предполагал, что тема неизбежно возникнет, и постарался дать ответ в картине. Есенин - настоящий патриот России. Это его слова: "Почему мою любовь к Родине всегда с национализмом смешивают? Я не против народов, живущих в России, я против тех, кто уничтожает нашу культуру". Вот член "Ордена русских фашистов" Алексей Ганин - совсем иное. Он с соратниками тянул Есенина в свой лагерь, но Сергей Александрович отвечал: "Опять кровь? Снова брат на брата?" Ганин кричал: "Кого называешь братом? Раввина из Одессы, Блюмкина? Или Троцкого-Бронштейна?" Есенин возражал: "Леша, у меня жена и дети евреи". Ганин не успокаивался: "Ты про Зину? Райх - немка, я знаю". Сергей Александрович лишь улыбался: "Нельзя всех под одну гребенку чесать. В любой нации сволочей хватает. И среди русского брата идиотов полно". Если уж на то пошло, есенинским другом был Леня Канегиcсер, застреливший потом Урицкого. Понимаю, кому выгодно записать Есенина в антисемиты. Это те, кто боится реального возрождения и величия России.
- Готовы к тому, что историки и литературоведы распатронят фильм, найдут массу исторических несоответствий?
- Критиковать других всегда проще, чем самим создать что-либо. Раньше следовало думать. Почему до сих пор никто не удосужился снять хорошую картину о Есенине? Мы сделали что смогли, и, думаю, лет на десять, если не больше, закрыли тему. Теперь наверняка и книги Сергея Александровича станут лучше продаваться. Это ли не благая цель? Томик стихов Есенина на полке - знак интеллигентного человека. А что до биографических деталей, так у нас не документальное кино. И отец мой писал роман, а не научный трактат. Если личность Сергея Александровича глубоко заинтересует посмотревших фильм, можно ознакомиться с исследованием Шубниковой-Гусевой, прочесть книги Занковской, Кузнецова, Хлысталова. В художественном произведении всегда присутствуют творческая фантазия и домысел. Разве "Дневник его жены" Алексея Учителя канонический рассказ о жизни Ивана Бунина? Мой совет: не надо по фильмам изучать биографии великих людей.
- И все же главный вывод сериала - Есенина убили - несколько, скажем мягко, противоречит официально принятой версии.
- Да, мы бросаем перчатку. Для меня совершенно ясно: Есенин погиб, был умерщвлен насильственно.
- Руку убийц направил товарищ Троцкий?
- Без сомнения! Можно спорить о мотивах, первопричине, но, убежден, инициатива разобраться с "попутчиком" Есениным, который так и не встал в ряды поющих под дудочку большевиков пролеткультовских писателей и перешел в лагерь оппозиции, исходила от пламенного революционера. Троцкий был человеком злопамятным, не мог он простить Сергею Александровичу написанную в 1923 году "Страну негодяев" и комиссара Чекистова, диво как похожего на Льва Давидовича. Поводов для разборок хватало: когда-то Есенин ходил в левых эсерах, читал стихи императрице - уже этого достаточно. Но не хочу сейчас строить догадки, гораздо важнее, чтобы с великого человека сняли клеймо самоубийцы. Да, покойного отпевали в Константинове, но по христианским канонам суицид - страшный грех. Надо убрать камень с души убиенного. В первую очередь это важно для самого Есенина. Всегда ставлю свечу за упокой, когда бываю в храме. Сергей Александрович - жертва, мученик.
- Поэтому и обратились к Владимиру Путину с официальной просьбой заново изучить обстоятельства гибели Есенина?
- Инициатива исходила от Светланы Есениной, племянницы поэта, я поддержал Светлану Петровну и лично отнес прошение в канцелярию президента.
- Кому отдали?
- Там есть специальное окошко для приема обращений граждан. Меня, правда, тут же узнали, пообещали содействие. Наивно рассчитывал, что письмо прочтет лично Владимир Владимирович, но его рассмотрели на уровне чиновника администрации и отправили в Генеральную прокуратуру с пометкой "Разобраться". Хотя резолюция была начертана, как мне объяснили, правильным цветом чернил, ход делу не дали.
- Надеетесь, фильм раскачает ситуацию?
- Уповаю на это. Не призываю считать нашу версию единственно верной, нет. Предлагаю: давайте проведем новое расследование, отменив результаты предыдущего, шитого белыми нитками. Допустим, за давностью лет невозможно установить, кто именно убил и даже зачем. Но хотя бы докажите факт убийства. Сделать это несложно, нужно лишь эксгумировать останки. Впрочем...
- Что?
- Сомневаюсь, что найдем на Ваганьковском кладбище прах поэта. По крайней мере там, где стоит надгробный памятник. Мать Есенина согласно ее завещанию была похоронена на этом же месте. Светлана Петровна рассказывала, что не узнала есенинского гроба, когда раскрыли могилу. Потом залили фундамент цементом, словно уничтожили улики. Мол, скульптура крепче стоять будет... Есть свидетель перезахоронения останков Сергея Александровича в другом углу кладбища. Вопросов много. И наш фильм не отвечает на них, скорее задает. Вот вы спрашивали про раздвоение. Я ищу истину, а их не может быть две. Она одна.


Автор: Николай Григорьев
Сайт: Московский комсомолец
Статья: Есенин не скандалил, а протестовал

Пока все противники сериала не заметили главного. А главное, по словам исполнителя главной роли Сергея Безрукова, заключается в том, что Есенин был светлым человеком.
— Нам хотелось развеять уже существующий шаблонный образ поэта-скандалиста — этот миф, который навязывали в советских школах. Что, дескать, Сергей Александрович — упаднический кабацкий поэт, алкоголик, праздный гуляка и хулиган. Для меня такое определение кощунственно и противно.
— Но ведь в первых сериях вы показываете, как Есенин пьет водку, дерется с Пастернаком до первой крови, кутит, меняет женщин. Странное развеивание мифа, согласитесь.
— Не соглашусь. Да, скандалы в жизни Есенина были. И мы не собирались его причесывать до состояния розового героя и сладкой патоки. Но все есенинские скандалы — не что иное, как яркая форма протеста против режима, умерщвляющего личность, уничтожающего русскую культуру.
Насчет драки с Пастернаком… В то время, когда это происходило, они были молоды. У нас же не драка из какого-нибудь боевика. Просто молодежь устраивает дуэль на кулаках, отстаивая свои убеждения. Такие мальчишеские разборки были, есть и будут. Да и не это главное в нашем сериале. Хочется, чтобы зрители открыли для себя нового Есенина — доброго, светлого, бесконечно любящего свою родину.
— Включая тех из них, кто до сих пор воспринимает вас как Сашу Белова из Бригады?
— В первую очередь. Кстати, в Ярославле, где мы снимали часть фильма, неподалеку от нашей съемочной площадки стояли гаражи. И вокруг нас всегда крутились мои поклонницы из тех, кому сегодня около 20 лет. Те, которые любят меня во многом за Бригаду. Так вот, на одном из гаражей появилась надпись: Саша Белый теперь Есенин. По-моему, это ответ на ваш вопрос.
— Вы стали креативным продюсером сериала. В чем заключалась эта ваша функция?
— В том, например, что впервые за всю историю отечественного кинематографа не режиссер утверждал актеров, а наоборот. Я как исполнитель главной роли подбирал и режиссера для проекта, и партнеров.
— Почему выбор пал именно на Игоря Зайцева? Вы с ним раньше работали?
— Мы просто дали ему задание: Игорю предстояло за сутки снять, смонтировать и показать две сцены из сериала. Он справился как нельзя лучше. Уже потом мы выяснили, что несколько лет назад, когда Игорь еще занимался рекламой, в одном из его роликов я озвучил собаку. Но ни он все это время не знал, чьим голосом говорит пес, ни я — кто режиссер той рекламы.
— Актрис на роли любимых женщин поэта тоже вы выбирали?
— Разумеется. Мне же с ними работать, хотелось, чтобы было комфортно. Вот я и искал тех, с кем мне в жизни легко. Моя жена Ира сыграла помещицу Лидию Кашину. Замечательной актрисе и роскошной женщине Марине Зудиной досталась роль Зинаиды Райх. С ролью Августы Миклашевской блестяще справилась Катя Гусева, с которой мы играли мужа и жену еще в Бригаде. Катя настолько преобразилась в своей роли, что подходившие ко мне за автографами люди ее просто не узнавали. Один раз мне даже стало стыдно, говорю: Что же вы у Кати Гусевой автограф не возьмете? Все так удивлялись: А это разве она?..
— Именно вы настояли, чтобы роль Айседоры Дункан играла американская звезда Шон Янг. Среди соотечественниц кандидатуры не нашлось?
— Можно было, наверное, и не тратиться на американских звезд. И русская актриса могла бы изобразить акцент. Но поверьте, никакая наша артистка так не скажет золотая голова, как это сделала Шон. А когда она на съемочной площадке читала Кльон ты мей опаший…, у меня прямо мурашки по коже бегали. К тому же Янг владеет в Нью-Йорке балетной школой, где люди учатся танцевать степ. Для нас это было немаловажно.
— Роль отца Сергея Есенина досталась вашему отцу тоже с легкой руки креативного продюсера Сергея Безрукова?
— Нет. Ну честно, я в роли Есенина-старшего поначалу видел Сергея Петровича Никоненко. Но Первый канал вдруг предложил: пусть, мол, отца играет отец. Тем более, сериал снят по его книге, он соавтор сценария. И потом, мало кто знает, но именно отец первым сыграл Есенина на советском телевидении, в фильме-опере Анна Снегина. Задолго до того, как признанным Есениным нашего кино стал Никоненко.
— И все-таки, доказать своим сериалом, что Есенина убили, — ваша принципиальная позиция?
— Да, учитывая, что официальная версия не признает насильственной смерти поэта до сих пор. Для нас было важно перевести Сергея Александровича из горящего в аду грешника-самоубийцы в разряд страдальца-великомученика, жертву большевистского режима. Это, считаю, наш долг перед Есениным.
ЗА КАДРОМ
• В целях экономии бюджета Италию снимали в Одессе. А вот Парижем в сериале стала… Венеция.
• Перед началом съемки группу благословил священник храма в селе Константиново Рязанской области, где родился и провел детские годы Сергей Есенин.
• Создатели сериала не верили, что мягкий и вальяжный Олег Табаков — идеальный исполнитель роли сурового генерала КГБ. Но Безруков вступился за своего учителя: С силовыми органами Олег Павлович знаком с тех пор, как сыграл Шелленберга в Семнадцати мгновениях весны. Кому, как не ему, играть контрразведчика? Подействовало.
• В конце съемок Шон Янг призналась, что никогда бы не смогла полюбить такого человека, как Есенин. А вот Безруков в роли поэта показался ей весьма привлекательным и сексуальным мужчиной.
• Соотечественник Янг Гари Бьюзи, сыгравший первого мужа Дункан, впервые предстал на экране в образе порядочного человека. Звезда Смертельного оружия и Фирмы очень переживал, что в Есенине нет сцен драк с его участием. Бьюзи уважили и специально дописали эпизод, в котором его герой лихо расправляется с обидчиками Есенина.
• Актеры так сроднились со своими персонажами, что и после съемок звали друг друга именами героев сериала. Встречаясь с Дмитрием Щербиной, сыгравшим Анатолия Мариенгофа, и с исполнителем роли Якова Блюмкина Гошей Куценко, Сергей Безруков до сих пор называет своих коллег Толей и Яшей.
К СЛОВУ
Станислав Рассадин, литературовед:
— Я бы не стал придираться к фактологическим несоответствиям. О встрече поэта с Распутиным с равной долей вероятности можно говорить, что она была и что ее не было. Распутин всегда интересовался такими людьми, как Есенин. Равно как не стал бы отрицать факт драки Есенина и Пастернака. В своих воспоминаниях сам Пастернак пишет, что с Есениным они то целовались в пьяном виде, то до крови дрались. А вот то, что русские солдаты в дореволюционной России поют песню на стихи Михаила Светлова, — бред. Как и встреча с императорской семьей в Зимнем дворце. Есенин просто читал свои стихи в госпитале, где присутствовала императрица. И вряд ли он любезничал с принцессами. Есенин и сам любил приврать о себе, помистифицировать вокруг своего имени, но обсуждать это не имеет смысла.
Марианна Богдан, психиатр:
— Когда следователю в исполнении Александра Михайлова заявляют, что по стихам разных лет реально определить его предрасположенность к суициду, — это неверно с точки зрения психиатрии. Подобные диагнозы не ставятся заочно. Прежде чем это определять, необходимо тщательно проанализировать произведения поэта за искомый период времени, досконально изучить его дневники, письма и даже ознакомиться с фотографиями объекта исследования. Такие неточности не украшают сериал.
Александр Абдулов, актер:
— Первые серии мне не очень понравились. Ощущение, что Есенин только и делал, что пил и дрался. Мне кажется, что там все слишком далеко от реальности и нет ничего настоящего. Даже в Есенине есенинского, на мой субъективный взгляд, мало. Во всяком случае, я себе поэта другим представлял.
Анастасия Волочкова, балерина:
— С нетерпением жду продолжения фильма, он меня по-настоящему вдохновляет. Вот у нас все почему-то привыкли копаться в грязном белье: пил ли, скандалил ли, бил ли Айседору Дункан… Все это настолько мелко. Для меня этот сериал — просто интересная красивая история. И еще — наблюдая за сюжетом, в который раз убедилась в правоте собственного мнения: в мире искусства больше всего не прощают успех.
Сергей Соловьев, кинорежиссер:
— Пока отношение к увиденному двойственное. С одной стороны — очень хороший артист Безруков и замечательный поэт Есенин, от экранного воплощения которого по крайней мере с души не воротит. С другой — режиссерское отношение к такому космическому явлению российской культуры, как Есенин, создает порой странное ощущение запредельного маразма. Когда смотришь на драку Есенина и Пастернака, чувствуешь себя наблюдающим со стороны за пациентами сумасшедшего дома, которые возомнили себя Пастернаками, Мариенгофами, Троцкими. Какая-то явная патология.
Бенедикт Арнов, историк литературы:
— Даже если отбросить мелкие несоответствия и исторически-литературные неточности, сама идея убийства поэта, на которой и строится весь сериал, высосана из пальца и вряд ли заслуживает серьезного обсуждения. Ведь никаких других доказательств насильственной смерти, кроме одной-единственной посмертной фотографии, просто не существует.
В разное время рассматривали две версии убийства Есенина:
Версия 1-я: Есенина убили чекисты по заказу верховной власти
— Не выдерживает никакой критики. Да помилуйте, в 1925 году он никому не мешал, да и не был уже нужен в качестве классового врага. И властям, и чекистам было не до него.
Версия 2-я: антисемитская
— Ничуть не лучше первой. Там в качестве заказчика фигурирует Троцкий, который на самом деле Есенину всячески симпатизировал. Скорее поэта не любил Бухарин, который сразу после смерти Сергея Александровича написал свои Злые заметки, в которых первым пустил в ход слово есенинщина. Да и то Николай Иванович выступал не столько против самого поэта, сколько против обожествления Есенина.
На самом деле: к моменту самоубийства Есенин был давно и тяжело больным человеком, хроническим алкоголиком. Поэт довел себя до такого состояния, что суицид казался ему единственным приемлемым способом решения всех своих проблем.
Откуда ноги растут: Вообще, это старая песня. Первый бум вокруг того, что поэта убили, возник в перестроечные годы, когда разоблачали всё и всех и все кому не лень. И вот сегодня вторая волна. Подобная телеспекуляция на имени Сергея Есенина появилась, вероятно, по малограмотности ее создателей. Возможно, из-за тяги к сенсационности. А может быть, и из желания поднять рейтинги сериалов. Хотя, с другой стороны, появление такого телепродукта именно сейчас в чем-то даже логично. Мой хороший друг, известный астрофизик Шкловский, говорил, что чем хуже ситуация в стране, тем больше будет желающих поверить в летающие тарелки. Есенин, как и НЛО, — отвлекающий фактор. Вроде футбола. И с этой точки зрения такой фильм вреден и не нужен. Кстати, в разное время говорили и о том, что Маяковского убили, и даже академика Павлова. Хотя последнему на момент смерти было за 80 лет и очевидно, что он умер естественной смертью. Ну что же, собака, как говорится, лает, а ветер носит. Время рано или поздно все расставит по своим местам.
Автор: Анатолий Мелихов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Сергей Безруков был в стельку пьян от любви

Но не сразу, а лишь спустя несколько дней — ее устроил молодым «Детектив-клуб», среди членов которого числится жених. Этот шикарный подарок прогремел в ресторане «Сказка» гостиницы «Интурист», что на Тверской.
По традиции не обошлось без накладок. Изначально торжество намеревались отмечать в подмосковном пансионате «Левково», и половина гостей, ничего не подозревая, ринулась туда. Поэтому до «Сказки» люди добрались не к 8, как было намечено, а к 10 вечера. Начало оказалось несколько скомканным: гости сами, «без отмашки» начали принимать и закусывать. Стол был «привычным»: котлеты по-киевски, семга, икра, шампанское, водка, вино.
Спустя некоторое время в ресторан ввалились грузчики и внесли огромный белый диван. Водрузив его рядом со столом, они пояснили, что это — свадебный подарок от мебельной фирмы. Причем представители фирмы настаивали, чтобы молодожены начали любить друг друга на нем незамедлительно. Но, как ни странно, Сергей Безруков оказался большим скромником. Мало того, что он весь вечер не пил ничего крепче минералки, так еще и отказался даже невинно попозировать на белоснежном подарочном диване.
Отец Сергея сказал, что его свадебный подарок — это сын. «Такое произведение бывает только раз в жизни, вы должны быть довольны моим сыном. А когда такая хорошая невеста выбрана им, то это двойной подарок для всех вас». Ирины родители (она сама родом из-под Волгограда) не смогли приехать на свадьбу — слишком дорогими для них оказались билеты.
На Ирине было элегантное платье из нежно-розового атласа и изумительной красоты ожерелье — изумруды в серебре. Она сказала, что украшение досталось ей от бабушки. Сергей был облачен в черный костюм и белую рубашку в духе Чацкого. Жених всячески оберегал невесту от моих «фотографических покушений». Когда я предложил снять их втроем с актером Александром Михайловым в ракурсе «невеста нежна к обоим», Безруков категорически отказался… Меня вообще не хотели сажать напротив жениха с невестой, а когда я все-таки прорвался на стратегически значимое место, мне всячески пытались закрыть обзор то букетами цветов, то фруктами, то подарками.
Среди приглашенных были Виктор Чайка, Ирина Грибулина, Игорь Матета, Симон Осиашвили, Марина Яковлева, Борис Щербаков, Анатолий Днепров и Александр Александров из «Белого орла». Свадьбу посетили известные коммерсанты, но их имена хранятся в тайне. На праздник прибыли «нанайцы» во главе с порыжевшим и помолодевшим после подтяжки лица Бари Алибасовым (теперь он выглядит почти ровесником своих подопечных). Парни немедленно принялись «зажигать»: петь, отплясывать и подначивать молодых: «Раз в браке, так целуйтесь». Один из «нанайцев» вел себя достаточно развязно: он выбрал даму и не таясь похотливо щупал ее во время танца.
Потом танцевать пошли и жених с невестой — все наблюдали за ними с огромным интересом и не переставали удивляться: «Какая же красивая пара!» Собственно, весь вечер был спектаклем двух влюбленных актеров — Ливановой и Безрукова. Они нисколько не стеснялись, обнимались, целовались и нежничали друг с другом от души. Когда композитор Виктор Чайка исполнил для них в качестве свадебного подарка песню «Мона Лиза», молодые и вовсе забыли об окружающих.
В половине двенадцатого новоявленные муж и жена исчезли, а гости продолжали праздновать. Белоснежный диван, как выяснилось, утром исчез. Скорее всего, они вняли советам фирмы, подарившей его.


Автор: Дарья Аптекарева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Сергей Безруков: человек и бригадир

Сейчас этот самый человек, которого в последнее время вся страна величает не иначе как Сашей Белым из «Бригады», сидит напротив меня и, глядя через затемненные очки, пытается изобразить жизнерадостного и энергичного молодца, каким, по идее, и должен быть сей уникум. Несмотря на то что «бригадир» Сергей Безруков — талантливейший актер, у него это получается не слишком убедительно. Сергей устал, и круги под глазами не в состоянии скрыть даже самые затемненные стекла. Перебарываю естественное желание посочувствовать и предложить помощь и начинаю любопытствовать. Учитывая критическое состояние интервьюируемого и его «бандитское» прошлое, я сильно рискую.
Сколько интервью вы дали за последнее время?
Сергей БЕЗРУКОВ: Я сбился со счета. Вероятно, это уже трехзначная цифра. А может быть, и больше.
Журналисты вам под горячую руку еще не попадались?
С. Б.: Пока нет. Я стараюсь держать себя в рамках приличия. Жалко только, что многие из них продолжают спрашивать одно и то же. Приходится повторять в сотый раз одни и те же истории, а это мне совсем неинтересно.
Вас не обижают обвинения в том, что авторы «Бригады» возводят бандитов в ранг национальных героев?
С. Б.: Обижают, конечно. Лично я бы поспорил насчет отрицательности Саши Белого. Посмотрите, сколько в нем силы, обаяния, целеустремленности. В Саше Белом есть романтика, он — светлый герой. Это идет от него самого, а не от меня — я не могу играть приземленных людей. В последнее время меня часто встречают женщины, девочки и говорят, что от того, как мой Саша любит жену и своего сына, можно с ума сойти. Ведь главное это, а не то, что парень берет в руки ствол и палит направо и налево. Главное — чувства. Фильм-то о дружбе, и не важно, что ребята бандиты — они настоящие друзья. Где вы сейчас увидите подобные отношения? А нам пытаются вменить, что мы сделали героями бандитов. Нашли тему и говорят только об этом. А то что до «Бригады» не было фильмов подобного уровня, никто не задумывается. Поэтому его по праву сравнивают с «Однажды в Америке», «Крестным отцом». Так совпало, что в нашей стране отношение с криминалом слишком тесные, но это не умаляет достоинств картины. «Бригада» прогремела. Сегодня все сходят с ума по Саше Белому. Но я уверен, что на Пушкина, которого я играю в театре, придут те же самые девчонки, которые полюбили Сашу Белого. Но они уйдут с ощущением Пушкина. Они будут смотреть и слушать Пушкина и полюбят его, как Сашу Белого.
Как часто вам приходится читать в прессе о себе неправду? Какими были самые нелепые слухи?
С. Б.: Их так много… Безумное количество «желтизны» вокруг — неизменный атрибут популярности. Если о тебе пишут «желтые» издания, значит, с известностью у тебя все в полном порядке. Просто иногда становится противно, потому что «желтая» пресса у меня ассоциируется с опарышами. Такие белые гадкие червячки, которые где только не заводятся, знаете? Тем не менее кто-то на них рыбачит, а кому-то просто жутко неприятно, как мне. От «желтых» журналистов то же самое ощущение — тошнит. Но, что поделать, приходится мириться. Опарыши — были, есть и будут всегда. И никуда от этого не денешься. В наше время единственный вариант — взять и вывезти их в лес, дать в руки лопаты и поставить под стволы. Я бы, честно говоря, всю «желтую» прессу так и вывез. Шучу, конечно, но, тем не менее, эти люди портят кровь не столько мне, сколько людям, которые меня знают, любят. Поклонницы, к примеру, читают всякие гадости про меня и просто звереют. Честно говоря, я бы предупредил всю эту «желтизну», чтобы были поосторожней. Мои фанатки в гневе могут разорвать кого угодно.
Что, уже были прецеденты?
С. Б.: Нет. Пока. Но по тому, как они меня встречают, можно ожидать чего угодно. Что характерно, раньше я такого не замечал. К примеру, когда играл Есенина, тоже были крики «браво» и аплодисменты. Но сейчас!.. После «Бригады» люди просто будто бы сошли с ума. Уже никого не волнует, что я женат, в частности девчонок-фанаток. Я женился не так давно — всего два года, и я обожаю свою жену. Но, когда я говорю об этом какой-нибудь девушке, она смотрит на меня как на дурака и отвечает: «Да какая разница?!» В последнее время у меня сложилось впечатление, что я не актер Сергей Безруков, а солист группы «Иванушки-Интернэшнл».
Каким было первое разочарование от актерской профессии?
С. Б.: Разочарование пришло вместе с пониманием того, что все это — одна сплошная лотерея. И не важно, насколько ты талантлив и знаменит. Либо тебе повезет и тебе дадут следующую хорошую работу, либо она пройдет мимо тебя. Киномир так же, как и шоу-бизнес, непредсказуем и жесток. Кто-то кому-то что-то нашепчет, кто-то на тебя обидится или затаит зло — и всему этому «террариуму единомышленников» ты не нужен. В то, что я смогу сыграть Сашу Белого, не верил никто, кроме меня. Я знал про себя, что я могу быть разным. Могу смешить, а могу заставить содрогнуться. А никто в это не верил — даже самые именитые считали, что я глубоко театральный актер, что кино не для меня. Мне говорили, что я слишком поверхностный для этой роли. И, когда я сделал Сашу Белого, многие испытали легкий шок. После этого все «доброжелатели» меня как-то сразу очень полюбили. Я все вижу и понимаю. Эта массовая любовь ничуть не изменила меня: каким я был, таким и остался. Просто доказал людям, что меня нужно уважать, как человека и как актера.
Как, по-вашему, талант и упорный труд могут повлиять на результаты этой лотереи?
С. Б.: Безусловно. Когда я озвучивал «Кукол» и меня называли «голосом Ельцина» мне это не совсем нравилось. Многие «добрые» люди говорили, что я никогда не смогу переломить этот имидж, а я, прищурившись и улыбаясь, отвечал им: «Ой ли?» И сейчас мало кто помнит, что я в течение пяти лет озвучивал двенадцать персонажей в программе «Куклы». Не одного, не двух — а двенадцать! Слава богу, что у меня на плечах есть голова, что рядом — по-настоящему добрые люди, которые верят в меня. В том числе и жена: она не просто моя женщина, любовница, мать будущих детей — она еще и друг. Ириша — мудрая женщина, она прекрасно понимает и меня, и профессию, т. к. сама принадлежит к ней. Она не ревнует к поклонницам, потому что знает разницу между ними и настоящими чувствами. Несмотря на то что соблазнов рядом огромное количество, девчонок симпатичных столько, что можно голову потерять…
Неприличные предложения от поклонниц поступают часто?
С. Б.: Так, чтобы уж совсем неприличные — нет. Но виснуть на шее — виснут, за куртку цепляются, кричат-надрываются. Я не могу сказать, что это очень приятно. Когда ты постоянно находишься под прицелом их внимания, они постоянно хотят тебя целовать и их так много… Ты понимаешь, что если им это разрешить, они разберут тебя по кусочкам. Грубо рявкнуть на них а-ля Саша Белый — я не могу, не такой человек. Обижать их невозможно, они настолько искренни, видели бы вы эти глаза! С ума можно сойти. Поэтому по возможности стараюсь дать автограф…
…дать себя поцеловать…
С. Б.: Ну что ж, если не успел увернуться — значит, попал.



Автор: Марина Мурзина
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Безруков вырос

— СЕРГЕЙ, в последний год ты очень изменился, особенно после женитьбы.
— Ответственность, больше гораздо ответственности стало. Да и вообще я уже не тот «солнечный мальчик», подрос паренек-то, вырос! Но, только создав собственную семью, взяв на себя эту колоссальную ответственность за женщину, которую любишь, за ребенка, становишься настоящим мужиком.
— Что тебя не устраивает сейчас в театральной жизни?
— Уж очень много у нас стало всего «нетрадиционного» — постановок классики, вообще спектаклей, ценных единственно этой своей «нетрадиционностью». И ставят их часто люди — как бы выразиться? — нетрадиционные, и расхваливают тоже такие же. Куда же традиционному-то податься? Любая нетрадиционность не должна преподноситься как единственно верное, как норма. А главное — всегда быть живым на сцене, в любви, в страстях, в любых обстоятельствах. Живым. Вот обо мне говорят, что я много плачу в своих ролях. Но что же делать, если у меня все больше роли такие? И я же не клоун, который нажал кнопочку — и слезы брызнули. Если я плачу, значит, я переживаю, проживаю все, что проживает мой герой. И что же делать, если почти каждый мой герой страдает и почти в каждой роли я в конце умираю? Как могу в каждой такой роли не разрывать себя до крови?
— В чем же тогда актерское ремесло?
— А в том, чтобы взять себя в руки. Если ты устал, если у тебя дурное настроение, если ты болен, если зал кажется тебе враждебным — надо уметь взять себя в руки. И ловить кайф на сцене просто от игры.
— А когда тебя ругают, удается взять себя в руки? Кстати, что чаще всего тебе вменяют в вину?
— Меня называют актером комедийным. Такой воздушный, легкий, поверхностный, острохарактерный. Еще не советовали, мягко говоря, мне сниматься в кино, потому что я, дескать, актер только театральный. Ну, хорошо, подумал я. И доказал обратное после «Бригады». Теперь зауважали.
— Ну как же? Стыдят тебя, что ты играешь такого злодея!
— Какой он злодей? Пацанчик! Так ведь его называют власть имущие в фильме? А насчет стыда… Интересно, а Брандо тоже стыдили или Аль Пачино? Я актер, играю разные роли. Раз-ны-е! При чем тут стыд? Вот за Бриллинга в «Азазеле» что-то не стыдят… А с Белым — вдруг зацепило.
— И с Пушкиным, которого ты сыграл одновременно с Белым, — тоже, знаю, зацепило.
— Да уж… В чем только не обвиняли. Сейчас билетов на спектакль «Пушкин» не достать. После «Бригады», когда меня узнали по-настоящему, на спектакль пошла молодежь. Они идут «на Безрукова», но спектакль-то наш, как ни банально это прозвучит, имеет цель просветительскую, воспитательную. Вот все чуть ли не с пеленок знают: Пушкин. Но как знают? Мы показываем его опять-таки живым человеком, который страдал, которого унижали, изводили, травили. И хулиган он был, и к девкам хаживал, и с няней выпивал, все это было. Почитайте воспоминания, письма его! Но мы с отцом (автором и постановщиком пьесы. — М. М.) постарались преподнести все эти факты с любовью и почтением, чтобы не выглядело как пасквиль или пошлость. Мы хотим, чтобы зрители успели за время спектакля Пушкина полюбить и ушли с ощущением, что у них украли любимого человека, уже такого близкого и знакомого.
— Кто из гениев в твоих актерских планах следующий?
— Сергей Александрович Есенин. На этот раз — в телесериале по сценарию моего отца в постановке Олега Фесенко.




Автор: Дарья Аптекарева
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Сергей Безруков: «Я Безруков, а не безрукий»

Не пьёшь — значит, ты не гений
— ВЫ С ДЕТСТВА хотели стать актером?
— Да. Мой отец — актер, он же и воспитал во мне это. С самого детства батя занимался со мной: мы ставили отрывки из спектаклей. Я играл Леонидика из «Моего бедного Марата», которого поставил мой отец, играл Ромео. В то время мне было 14 лет, и я буквально заливался слезами, когда входил в склеп к Джульетте. Внутри меня было ощущение жуткой трагедии. И отец видел это, чувствовал, что я живу на сцене. Он прививал мне любовь к театру, к подлинному перевоплощению. Влюбляться — значит, влюбляться, умирать — значит, умирать.
Отец пытался понять, есть ли во мне необходимый темперамент, талант. Долго смотрел, но потом сказал: «Можно», — и отдал меня в Школу-студию МХАТ. Там я попал в руки к Олегу Павловичу Табакову, который приучал нас к тяготам актерской профессии. Поблажек не делал никому, хотя многим со стороны казалось, что я был его любимчиком. А он просто очень хорошо ко мне относился, но это не давало мне права на какие-либо льготы. Я сам неплохо учился, институт закончил с красным дипломом. Олег Павлович всех своих абитуриентов предупреждает: если вы чувствуете, что сможете актерской профессией заработать себе на хлеб с маслом, то это уже неплохо, а вот если — на хлеб с маслом да еще с икрой, то можете смело идти в профессию. Лично для меня это была настоящая работа.
— Вас считали любимчиком Табакова, потому что вы — сын знаменитости?
— Нет. Когда я поступал в Школу-студию МХАТ, отец был уже не так знаменит, как раньше, когда играл Карла Моора в Театре имени Пушкина. Он работал в Театре сатиры, где ему так и не удалось сыграть ничего значимого. По большому счету, отцу достались только две главные роли: в спектакле «Мы, ниже подписавшиеся» — персонаж, которого раньше играл Андрей Александрович Миронов, и в «Бешеных деньгах» — роль Василькова. Эта работа была по-настоящему мощная.
— Какие качества вы унаследовали от своего отца?
— Я отвечаю за свои слова. Отец всегда внушал мне, что если ты мужик, то надо быть уверенным в себе, надо быть сильным. Нельзя киснуть, жаловаться, пить, уходить в загулы, прогибаться. Отец вдохновляет меня своим личным примером, здоровым отношением к жизни. Раньше он, правда, выпивал. У него вообще такой склад характера — он буйный, темпераментный, обаятельный русский мужик. Поэтому если выпивал, то крепко. Это было в традиции старой актерской школы, когда считалось, что если ты не пьешь — значит, ты не гений. Поэтому тогда пили все. Частенько выпивкой заменялось отсутствие еды. В те времена не было такого количества доступных ресторанов и разносолов, больших зарплат тоже не существовало. Вспомните самых великих актеров — таких как Крючков, Олейников, Харитонов. Их знала вся страна, по ним сходили с ума. Леонида Харитонова каждый раз буквально выносили из поезда на руках — как только узнавали, что он прибыл, моментально по перрону разносилась весть: «Ха-ри-то-нов при-е-хал!» — и к нему тянулись тысячи рук. Слава была бешеная, но эти люди жили на те же гроши, что и вся страна.
— У вас, как у театрального ребенка, наверное, было особенное детство?
— Отец гастролировал, работал. Но, когда я пошел в школу, батя успевал совмещать репетиции с нашими занятиями. Мы много времени проводили вместе, он учил меня ходить на лыжах. Помню, когда я был маленьким, отец обгонял меня, потом мы сравнялись, затем я стал его «делать» на один круг, на километр, на два и тогда он говорил: «Ну, так нельзя. Пожалей папу-то!» Сколько себя помню, он всегда приучал меня к спорту — лыжи, бег по утрам, футбол. У меня не было и нет лучшего друга, чем отец. Я благодарен ему за все.
— Какую роль играла мама в вашем «мужском братстве»?
— Мамуля — чудный, замечательный человек. Она потрясающая женщина, в своем обаянии, искренности, доброте души. При таких темпераментных людях, как мы с отцом, она оставалась той самой хранительницей домашнего очага, кормилицей, благодаря которой семья оставалась семьей. Мама замечательно готовит, и на кухне ей нет равных. Моя Ириша признает это и не спорит. Жена тоже может приготовить, но я ее не принуждаю к этому. Для меня не принципиально, чтобы на столе каждый день было первое, второе, третье и компот. Я вполне могу обходиться без домашних борщей. Желая попробовать что-нибудь экзотическое, мы с женой идем в ресторан, а если хочется домашнего — едем к маме. Она нас всегда ждет и очень радуется каждому нашему визиту. Сейчас вот Иришка уехала на гастроли, я остался один и решил закончить ремонт в квартире, поэтому обедать приезжаю к родителям. Мама по-настоящему разошлась! Возвращаюсь со спектакля, а стол просто ломится от угощений. Так что, пока жены нет, я отъедаюсь, обрастаю жирком.
Дело чести
— СЕРГЕЙ, вы росли послушным ребенком?
— Как это ни странно, да. Я рос очень скромным, застенчивым, быстро краснеющим мальчиком. В детстве так же, как все остальные, читал стихи, стоя на маленькой табуреточке. Потом подрос и понял, что все девчонки тащатся от парней, которые умеют играть на гитаре. Тогда я сказал родителям, что хочу поступать в музыкальную школу, проучился пять лет. Приезжая к бабушке, выходил во двор с гитарой, и все внимание было приковано только ко мне. Ощущения — непередаваемые…
— Вы помните, когда впервые напились?
— Сильно я напился, наверное, только однажды. Был Новый год, родители моего друга пришли к нам, а мы с Лешкой Захаровым (сейчас он работает в Театре Российской армии) начали потихонечку таскать со стола всевозможные алкогольные напитки. Нам было лет по шестнадцать — вроде бы взрослые, с паспортами уже. Вот мы и решили проэкспериментировать. Раньше-то нам позволяли только бокальчик шампанского — не больше… В итоге по дурости мы смешали все, что можно и нельзя. Что было дальше, я не помню. Просто отключился и «нашел» себя только под утро. Батя не ругал меня, а просто посмотрел строго и сказал: «Ну, теперь-то ты понял?» Я понял все.
— А какие сейчас у вас отношения с алкоголем?
— Любая выпивка нужна для того, чтобы поддержать эмоции, настроение, немножко расслабиться. А для того чтобы секс был в порядке, лучше вообще не пить. Все это туфта, когда говорят, что лучше «принять» для храбрости. Если пить, то только чуть-чуть. Перебрал — получится сплошная лажа, потому что мужчине нужно быть в форме, особенно в такие ответственные моменты. Может быть, то, что меня не ругали, когда я первый раз напился, воспитало во мне достаточно спокойное отношение к спиртному.
— А за что же вас тогда ругали?
— Меня вообще мало ругали. Помню, однажды в школе я поддался стадному инстинкту и решил сбежать с последнего урока физики. Была суббота, и кто-то пустил слушок о том, что учительница заболела. Чтобы байка прошла, надо было сбегать всем. Я, будучи отличником, решил поддержать одноклассников и, придя домой, сказал родителям, что урок отменили. Потом, конечно, все выяснилось, и отец вызвал меня «на ковер». Он разговаривал со мной абсолютно спокойно, но в то же время жестко. И в тот момент мне было очень стыдно за то, что я был как все, что поддался стадному чувству. Я прекрасно понимал, что меня не накажут, из школы тоже не выгонят, но тем не менее пошел к классной руководительнице и учительнице по физике и извинился. Для меня это было делом чести.
Моя жена — идеальная женщина
— ПРИХОДИЛОСЬ ли вам когда-нибудь драться из-за женщины?
— Только в пионерском лагере. Как-то так получалось, что мои девушки никогда особо меня не подставляли. Вели себя прилично, поэтому и не нужно было за них драться.
— Когда вы первый раз влюбились?
— Наверное, еще в детском саду. Девочку звали Надя, и она была очень красивой. Причем числилась Наденька не в моей, а в параллельной группе. Отношения были чисто «детсадовскими», ничего криминального, но девочка мне запомнилась надолго. А потом я пошел в школу и стал ездить на лето к бабушке на Волгу. Туда приехала Катя Евсеева. И я сошел с ума. Она была такой красоты, что просто дух захватывало. Все начиналось с молчаливого обожания, когда я не знал, как она ко мне относится. Зимой мы переписывались. Помню, как она стояла у автобуса, на котором я уезжал в Москву, и смотрела на меня. Вокруг было много народу, весь двор пришел меня провожать, и когда мы встретились с ней глазами, она показала мне жестом, что будет писать. И от этого простого взмаха руки я был на седьмом небе от счастья. Потом были первая записка, признание в любви. Как я признавался — это было что-то! Мы отправились гулять вдвоем — беспрецедентный случай, потому что раньше всегда гуляли компанией. Шли, нечаянно касались друг друга так, что зубы начинало сводить. Катя давно обо всем догадывалась, нaо шла молча, потому что хотела, чтобы я сам все сказал. А я не мог. Мы дружили с первого по седьмой класс, и произнести то, что было все это время внутри, казалось невозможным. Я жутко мялся и стеснялся, и, когда признался, Катя сказала: «Ну наконец-то!»
— В свою жену Ирину вы тоже влюбились с первого взгляда?
— Это было как вспышка. Непередаваемое ощущение, когда ты не в силах отвести глаз от женщины. Мы познакомились во время съемок фильма «Крестоносец-2» в Греции. Увидел ее и понял, что она идеальна. Правда, на тот момент и я, и Ириша были несвободны. Она была замужем, у нее рос сын, но любви с мужем уже давно не было. Мне в этом плане было намного легче — я не был связан семейными узами и мог разорвать существующие отношения в любую минуту. Ира же медлила, но я чувствовал, что тоже ей небезразличен. Она не знала меня как актера, не видела моих ролей в театре, мельком слышала голос за кадром в «Куклах». Моя популярность ни о чем ей не говорила, и мне было очень ценно то, что я стал интересен ей в первую очередь просто как человек. Не скрою, я вел себя, возможно, чересчур настойчиво, но это было продиктовано только неимоверным желанием видеть ее, быть с ней рядом. Мы сели в самолет, и я написал на обороте визитки «жду» с тремя восклицательными знаками. По словам Ириши, она долго не могла решиться позвонить, несмотря на то что роман как таковой уже начался. Услышав ее голос, я был так рад, что по моей реакции было сложно не понять, как я ждал ее звонка. Так все и началось…
— Насколько я знаю, ваша свадьба была тоже очень романтичной?
— Мы отправились в загс, а вечером того же дня я вышел на сцену МХАТа в роли Моцарта и посвятил спектакль «Амадей» своей жене. Ириша сидела в ложе и смотрела на меня, когда я умирал на сцене. Потом я воскрес и подарил ей ночь в «Метрополе». Мне хотелось, чтобы этот день и ночь запомнились ей навсегда. Хотелось, чтобы все было красиво и по-настоящему роскошно. Тем более что Ириша так долго не решалась на развод. Я не ставил себе цель подгонять ее, я просто ждал… Мы прожили в гражданском браке три года, но в какой-то момент я понял, что все, пора остановиться. Дело ведь не в количестве твоих женщин, а в их качестве. И когда рядом с тобой есть Она, единственная, зачем продолжать поиски? Гражданский брак удобен для мужчины — ты просто живешь с женщиной, но не обязан хранить ей верность. Поди плохо?! Я сам так жил долгое время. Но в определенный момент почувствовал, что по отношению к Ирише это нечестно. Нет, она никогда не подталкивала меня к женитьбе, не ставила условий и ультиматумов. Просто, глядя в ее глаза, я понял, что она по-настоящему хочет семью. Не было разговоров — оказалось достаточно только взгляда грустных глаз любимой женщины. И желание ее осчастливить победило.
— А вас не смущало то, что Ирина уже имела опыт семейных отношений, а вы — нет?
— Ничуть. Моя жена забыла прошлую жизнь, я свою тоже не вспоминаю. Мы начали все с чистого листа. Кроме того, что Ириша обладает красотой, божественной фигурой и всем-всем-всем, она еще имеет ту самую женскую мудрость, которая необходима в семейной жизни. Я безумно люблю свою жену и знаю, что эта женщина только моя. Уверенность в ней дает мне столько сил, что я могу горы свернуть.
— Ирина старше вас на 7 лет. Не чувствуется ли эта разница в возрасте, ведь принято считать, что женщины «взрослеют» быстрее?
— Ни в коем случае. Она старше меня только по паспорту, а на самом деле Иришка — девчонка, милая, трогательная, наивная. Это я рядом с ней чувствую себя опытным, взрослым мужчиной. Стараюсь как можно больше делать по дому — продуктов на неделю вперед закупить, донести тяжелые сумки. Я Безруков, но не безрукий. Что касается внешности, то жена вовсе не выглядит старше меня. Кроме того, она профессиональная модель, очень следит за собой… Для меня ей всегда будет 25. Кроме того что я уважаю и обожаю свою жену, я ее очень хочу чисто по-человечески обогреть. У Ириши рано умерла мама, и я чувствую, что мой долг — компенсировать ей то тепло, нежность, заботу, которых она была лишена в детстве. Мне важно быть уверенным в том, что у нее все есть. Несмотря на это, Ириша никогда ничего не просит для себя, уговорить ее примерить и приобрести что-то очень сложно. Я хорошо знаю ее фигуру, поэтому частенько сам покупаю ей какие-нибудь стильные вещички. Она, конечно, сопротивляется, стесняется, что, мол, цены бешеные, слишком дорого. Но я настаиваю и все равно покупаю, пусть и дорого. Мне важно видеть, как загораются у Иришки глаза, важно знать, что она счастлива. Я настолько силен, что могу позволить себе заботиться о ней. И мне это очень нравится.
— Для вас принципиально, чтобы Андрей, сын Ирины от первого брака, считал вас отцом?
— Нет, а зачем? У него есть настоящий отец (актер Игорь Ливанов. — Ред.), с которым он продолжает видеться, общаться. Я считаю, что это правильно.
— А как в таком случае он вас называет?
— Сергеем. Я никогда не думал приучать его звать меня папой. Одно дело, когда ребенок растет вообще без родителя, тогда ты имеешь право попытаться заменить его. Но в нашем случае этого не требуется. Тем более мы с Иришкой хотим еще детей. Много детей! Когда и сколько — не скажу.



Автор: Мария Александрова
Сайт: Все каналы ТВ
Статья: Таким его еще не знали

Он теперь отзывается на оклик: «Эй, Белый!» Так по привычке называют популярного актера Сергея Безрукова совсем еще молодые коллеги, с которыми он снялся в новом телефильме «Бригада». По сценарию, героев в «Бригаде» четверо. Парень по имени Саша Белый среди них - авторитет. И по жизни Безруков - авторитет для своих партнеров, поскольку уже немало вкусил профессиональной актерской жизни. В кино поснимался, в театре поиграл, на телевидении поработал.
«Бригада» - это «криминальная сага» про московских ребят, выросших в одном дворе. В 1989 году им было по 20 лет. Вокруг - время зарождения «бандитского капитализма». Наивное представление о легкости криминальных заработков превратило компанию друзей в «бригаду», которая проходит драматический путь. Роль, которую тут играет Сергей Безруков, совершенно не похожа на то, что раньше он делал.
Ему всего 29 лет, а за время своей творческой жизни он успел и гимн для Жириновского спеть, и в «Куклах» поработать, а также в театре и в кино. Еще его называют самым молодым среди лауреатов Государственной премии России, которой он был удостоен за театральную роль Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..»
Сергей Безруков родился в Москве 18 октября 1973 года в семье актера Театра сатиры Виталия Безрукова. С 1993 года он был ведущим актером Московского театра под руководством Олега Табакова (так называемой «Табакерки»). В 1994 году он окончил школу-студию МХАТ. На театральной сцене актер сыграл целый ряд запоминающихся ролей.
А вот российский кино- и телезритель знаком с Сергеем Безруковым по его работам в фильмах «Ноктюрн для барабана и мотоцикла» (1994), «На бойком месте» (1998), «Развязка петербургских тайн» (1998), «Китайский сервиз» (1999), «Черная комната» (2000), «Русский водевиль» (2000), «Азазель», где он сыграл роль статского советника Ивана Францевича Бриллинга по прозвищу «Шеф», и теперь вот - «Бригада».
- Вы не боитесь, что после «Бригады» зрители и режиссеры будут долго воспринимать вас только как Сашу Белого - крутого парня?
- Не думаю. Наоборот, многие за меня порадуются. Именно такого серьезного персонажа мне не хватало в кино. Приходилось играть в основном веселых купчиков, симпатичных озорников. Здесь нет места легкомыслию, лирике. Хотя песню одну, блатную, я под гитару все-таки пою. Белого в «Бригаде» слушаются и уважают за жесткость, за умение проворачивать криминальные дела. Этот фильм в чем-то схож со знаменитой лентой «Однажды в Америке». Только наша «братва» долго не живет, потому «карьеру» мой герой делает рано - в тридцать лет становится «крестным отцом».
Я взрослею и понимаю, что оставаться только на ролях мальчиков-весельчаков не стоит. Хочу быть разным, все время новым для зрителей, чтобы не пропадал интерес. Актер должен меняться с годами. Когда мне говорят: «Таким мы тебя еще не знали», - это греет душу. Но, когда я слышу, что моя улыбка приелась, становится обидно. С одной стороны, для меня ясно, что людям нравится мой оптимизм, с другой - хорошо, пусть увидят меня другим. Но вряд ли я заиграюсь в злодея так, что не смогу вернуться назад к привычному амплуа. Мне близки и комедия, и драма. А больше всего люблю трагифарс, где намешано всего. В роли Белого тоже есть улыбка рядом с жестким серьезом, как в нашей жизни…
Сергей Безруков не раз заявлял, что он - человек очень занятой, много времени проводящий за работой. Но, стоит актеру примелькаться, растиражировать имя, это начинает вредить профессии. Была ситуация, когда Валерий Тодоровский пригласил его сниматься в «Страну глухих». «Я прошел пробы, - вспоминает актер, - как мне сказали, прошел замечательно, но в итоге Валера взял на роль другого актера, так объяснив свой выбор тем, что я слишком часто появляюсь на телеэкране. Плюс мои «Куклы»… В общем, много меня. Конечно, было обидно это слышать, но потом понял: Тодоровский прав».
В программе «Куклы» Сергей проработал пять лет - с 1994 по 1999 годы. Любимые образы - Жириновский и Куликов - «они не то чтобы любимые - их просто легче озвучивать, как яркие образы».
«Куклы» в определенной мере раскрутили мое имя, сделали его более известным, но я ведь не эстрадник, а театральный актер, - говорит Безруков. - В какой-то момент почувствовал, что становлюсь заложником образа, и от меня ждут не серьезных драматических ролей, а веселых пародий а-ля Ельцин, Зюганов, Жириновский. Мне неприятно, что у зрителей я ассоциируюсь только с «Куклами». Это задевало актерскую гордость. В мои планы это не входило. Я позволил себе уйти, лишь подыскав замену. Игорь Христенко - прекрасный актер. Правда, я озвучивал двенадцать персонажей, а Игорь начал с двух, но, думаю, это вопрос времени».
По словам Сергея, он чувствует в себе мощный творческий потенциал. Однако не хватается за любые предложения. Как-то раз в прессе появилась информация, что Безруков победил в конкурсе ведущих и был отобран из пятнадцати кандидатов для нового телешоу Валерия Комиссарова. Популярный ведущий действительно звонил Сергею, предлагал ему заняться новым проектом, но актер поблагодарил… и отказался, как делал это много раз до этого.
Как у всякого кумира, у Сергея есть свои поклонницы. Бывает, что девушки, забрасывают его цветами и дежурят у подъезда. Безруков говорит, что ему их жалко, однако связываться с поклонницами опасается - человек он увлекающийся. Да и женат он… Его жена Ирина тоже актриса, играет в театре. Кстати, вместе с ней они сейчас снимаются в новом сериале «Офис» режиссера Владимира Басова-младшего, друга Сергея.
Круг его общения составляют в основном люди творческих профессий: «Друзей у меня не так много. По-настоящему истинный друг - отец. Я его называю «батя». Батя очень ждал сына, и все свое внимание и время он дарил мне. Во время моих школьных каникул где-нибудь за городом мы с ним вставали в три часа утра и шли рыбачить. Причем он это делал ради меня - я просил. Я сидел с удочкой на берегу, а батя спал рядом. По большому счету, это и есть настоящая мужская дружба».
Виталий Безруков довольно настороженно отнесся к намерению сына стать актером. Но, когда Сергей участвовал в школьных спектаклях, Безруков-старший учил его не играть, а проживать жизнь на сцене. В четырнадцать лет, когда Сергею довелось играть Леонидика в спектакле «Мой бедный Марат», он запомнил свои ощущения - голодно, холодно, мерцает огонь печки-буржуйки... Отец научил его чувствовать это. Сейчас он старается посещать все спектакли сына.
«Я очень привязан к отцу; он мой лучший друг, советчик, помощник, учитель. Да, в профессии мне много дал Олег Табаков, зато батя научил меня жить. Поэтому не обижаюсь, когда меня называют папенькиным сынком. Считаю, это даже почетно. Блудным сыном быть хуже…»
Недавно Сергею был задан такой вопрос: «Считается, что работа «сериального» актера, которому приходится непрерывно тянуть одну и ту же роль, и театрального резко различаются…» - «Думаю, что нет, - ответил актер. - И кино, и театр, и телевидение, если это серьезно, то разницы особой нет. Разве можно сказать, что «Семнадцать мгновений весны» или «Место встречи изменить нельзя» - это какой-то особый стиль актерской игры? Все сделано по законам психологической драмы. Так что ничего зазорного в работе над сериалами нет и быть не может. Раз зрители хотят их смотреть, нужно стараться не портить их вкус и говорить о серьезных проблемах».
Сергей Безруков Сергей Безруков Сергей Безруков
Сергей Безруков Сергей Безруков Сергей Безруков
Сергей Безруков

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Адмирал\Адмирал / АдмиралЪ / Адмирал Колчак подробнее
Азазель\? подробнее
Бригада\Бригада подробнее
Вместо меня\Вместо меня подробнее
Город без солнца\Город без солнца подробнее
Доктор Угол: диагноз номер 1\Доктор Угол: диагноз номер 1 подробнее
Есенин\Есенин подробнее
Жизнь одна\Жизнь одна подробнее
Ирония Судьбы: Продолжение\Ирония Судьбы: Продолжение подробнее
Июнь\Июнь подробнее
Карлсон, который живет на крыше \Karlsson pa taket подробнее
Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя\Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя подробнее
Китайский сервиз\Китайский сервиз подробнее
Ключ от спальни\Ключ от спальни подробнее
Князь Владимир\Князь Владимир подробнее
Мастер и Маргарита\Мастер и Маргарита подробнее
На бойком месте\На бойком месте подробнее
На бойком месте\На бойком месте подробнее
Поцелуй бабочки \Kiss of a butterfly подробнее
Пушкин. Последняя дуэль\Пушкин. Последняя дуэль подробнее
Тяжелый песок\Тяжелый песок подробнее
Умирает душа\Умирает душа подробнее
Участок\Участок подробнее
Чудеса, да и только, или Щука по-московски\Чудеса, да и только, или Щука по-московски подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#