"Впусти меня"
Название фильма: | Впусти меня |
|
|
Страна-производитель: | Швеция | ||
Английский: | Lat den ratte komma in / Let the Right One In | ||
Жанр: | драма / ужасы | ||
Режиссер: | Томас Альфредсон | ||
В ролях: | Коре Хедебрант, Лина Леандерссон, Пер Рагнар, Хенрик Дал, Карин Бергквист, Петер Карлберг, Ика Норд, Микаэль Рахм, Карл-Роберт Линдгрен, Андерс Т. Пееду, Пале Олофссон, Кайетано Руис, Патрик Рюдмарк, Йохан Сёмнес, Микаэль Эрхардссон, Адам Стоун | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
12-летний Оскар живет в небольшой деревушке неподалеку от Стокгольма. Днем он подвергается насмешкам и терпеливо сносит унизительные пинки и затрещины, зато ночью он мечтает о мести. Воспитываемый без отца Оскар, ускользнув от присмотра матери, в красках описывает в тетрадке изобретательные и безжалостные убийства его обидчиков. На бумаге он связывает людей, ломает им шеи и высасывает из них кровь. Еще он тренируется метать ножи на заднем дворе.
Но однажды ночью он знакомится с девушкой по имени Эли. Она его новая соседка. Два изгоя мгновенно становятся друзьями, Эли учит Оскара храбрости, а Оскар пробуждает в ней жажду любви. Но Эли, увы, этого недостаточно — ее мучает жажда крови.
В кадре
Середина зимы в заснеженном и ничем не примечательном шведском пригороде. 12-летний Оскар (Коре Хедебрант), мечтающая о кровавой мести жертва школьных забияк, знакомится ночью во дворе со странной девочкой Эли (Лина Леандерссон), которая поселилась здесь недавно, и от которой странно пахнет. В окрестностях, между тем, находят обескровленные трупы шведских граждан.
За кадром
Одноименный роман Джона Айвиде Линдквиста, написавшего сценарий к фильму. Картина собрала большое количество призов (включая "Золотого Мельеса" как "лучший европейский фантастический фильм года") и стала громким событием не только в мире фантастического и жанрового кино: многие авторитетные критики включили ее в десятку лучших фильмов года. В романе девочка-вампир Эли оказывается мальчиком, кастрированным много лет назад. Флэш-бэк, бросающий свет на предысторию героини, был удален из фильма во время окончательного монтажа, но некоторые ее следы остались: например, низкий голос, которым разговаривает Эли, и фраза "я совсем не девочка". Оригинальное название фильма (как и романа), по-английски звучащее как "Let the Right One In", отсылает к песне Моррисси "Let the Right One Slip In".
Цитаты
"За успешную трансформацию вампирского фильма в действительно оригинальную, трогательную и удивительно человечную историю о дружбе и одиночестве" (Формулировка жюри Гетеборгского международного кинофестиваля, присудившего фильму Nordic Film Prize)
"Побудь мной... Хотя бы чуть-чуть" (Из фильма)
Покажи мне... кровь
Страна.Ru
В предместье Стокгольма начала 1980-х годов так тихо и уныло, что тоска обретает суицидальные формы: мальчик Оскар 12 лет вечерами с криком "Визжи, визжи, как свинья!" режет ножом сосну во дворе, а днями молча ненавидит одноклассников, которые бьют Оскара по лицу и купают его штаны в писсуаре. Воспитывает мальчика мама, а папа у него в общем и целом прекрасный, но вот выпить любит слишком сильно, все от той же безысходной провинциальной тоски. День тянется за днем, вечер за вечером - а потом в соседний с семьей Оскара дом приезжают пожилой дядечка в смешной шапке и маленькая тоненькая девочка Эли с большими глазами.
И в жизни Оскара появляются ночи, которые, как известно всем взрослым, важнее всего.
В рекламных и критических материалах фильм Томаса Альфредсона "Впусти меня" проходит с неизменной формулировкой "шведский фильм про вампиров". И, хотя вампиры в фильме далеко не самое главное, именно это определение остается наиболее подходящим: назвать "Впусти меня" драмой, триллером или хоррором - значит неизбежно дезинформировать аудиторию и ложно упростить сущность картины. Ведь это кино - одновременно и драма про отчуждение, и готическая сказка про пьющих кровь убийц, и немножко ужастик, и романтическая история любви.
Так что по справедливости единственным не грешащим против истины жанровым определением картины как раз является косноязычное "народное": фильм, действительно, шведский, вампиры, действительно, в наличии.
Впрочем, обман есть и тут: из-за присутствия мистических персонажей и возраста главных героев может показаться, что кино предназначено детям. Ошибку грубее сложно предствить - картина Томаса Альфредсона сделана удивительно по-взрослому. Режиссер (и это подкупает) не считает своих зрителей идиотами, которым сложно воспринимать более одной серьезной темы за фильм, философию необходимо подавать в жанре "классика в комиксах", а все сюжетно важные визуальные детали показывать на крупных планах восемь раз за фильм - чтобы ни в коем случае не пропустили. Нет, кино "Впусти меня", как любой образчик настоящего искусства, просто и изящно: оно не опускается до утрирования и тавтологий, но апеллирует к навыкам и собственному интеллектуальному багажу зрителя. Успел заметить, как на секунду постарела кожа вечной 12-летней девочки - молодец; не успел - ну и ладно, довольствуйся стекающей по подбородку ребенка кровью и замерзшим в полынье телом жертвы.
Фильм вообще организован как роман талантливого литератора или полотно выдающегося живописца: здесь есть планы, фон, композиция, пейзаж. Вот - школьные хулиганы: про их родителей не сказано ни слова, но все же с течением экранного времени личности жестоких детей и их предыстория постепенно вырисовываются. Осознание приходит через жесты, мимику, модные кроссовки и иерархию в злобной команде сверстников: этого дома не любят, у второго папа уголовник, третий просто трус. Так же, на намеках, выстроены филигранные миниатюры на непреходяще злободневную тематику: вот псевдо-богема, вот тихий домашний алкоголизм, а вот так распадаются семьи. И эти зарисовки пугают почище крови и убийств, так как в их арсенале самый инфернальный из всех видов ужасов - тоталитарный кошмар повседневности.
Но все-таки главная тема "шведского фильма про вампиров" - любовь. Причем в ее наиболее классической, истинной и безжалостной трактовке. Такой, где чувства обязательно рифмуются со смертью, от нежелания любимого тебя видеть из глаз текут кровавые слезы, а через пятьдесят лет бессмертной привязанности постаревший юноша отдает Ей всю еще текущую по его венам жидкость - чтобы Единственная смогла жить дальше.
Остается добавить, что успех фильма в Европе привлек заокеанскую киноиндустрию, и в Голливуде уже приобрели права на римейк картины, где события будут перенесены на американскую почву. Думается, что стоит все же посмотреть именно оригинал.
Дарья Гаврилова
Черная кровь, белый снег
Текст: Елена Тихонова
Вампирский хоррор "Впусти меня", получивший награду как "лучший европейский фантастический фильм года", оказался вовсе не хоррором, а поэмой о вечности.
На фамильном древе вампирского рода место под "Впусти меня" едва ли размечено. Этот фильм про отношения мальчика Оскара и вампирши Эли своего рода внебрачный ребенок, унаследовавший от прародителей клыки и кое-какие занимательные навыки, но уже накрепко избавившийся от эксцентричной потребности спать в гробах. Он давно сбежал из родной Трансильвании и, помотавшись по свету, оказался в холодной Швеции, посреди унылых бетонных коробок, удушливого быта и вкрадчивой тишины.
С другой стороны, если вспоминать "Сумерки", "True Blood" и прочих представителей "новой волны" кино про кровопийц, вписавших вампиров в повседневную реальность и подтесавших им зубы (в ряды которых скоро вольется "Жажда" создателя "Олдбоя" Пак Чхан-ука), — то и с ними рядом "Впусти меня" смотрится диковатым и загадочным. Отчужденность эту можно понять: кровопийце уже довольно давно и, что самое неприятное, навсегда, двенадцать.
Оскару тоже двенадцать. Шанс однажды вырасти у него есть, однако это не делает его менее несчастным: разведенные родители едва обращают на мальчика внимание, в школе над ним издеваются и он все время один. Сливаясь белокурой головой с белесым пейзажем, он шатается по двору, размахивая ножом и воображая, как однажды отомстит обидчикам. Он пришел откуда-то из вансентовской трилогии о смерти — только с еще более жестоким, чем у героев Ван Сэнта равнодушием к равнодушному миру. Все начинает меняться, когда по соседству поселяется юная Эли. Она бледна как смерть, ходит по снегу босиком, странно пахнет и убеждает мальчика, что с ней дружить не стоит. Оскара это не останавливает. Так называемый отец Эли заклеивает окна в и без того сумрачной квартире. Оскара это не смущает. В тихой округе начинают находить обескровленные трупы. Оскар не боится. Однажды он спросит Эли, согласна ли она стать его подружкой. Эли ответит на это, что она не девочка. Но разве может такой пустяк остановить человека, который впервые за всю жизнь отыскал кого-то еще более одинокого, чем он сам. Тогда она объяснит, что вампир и что "должна остаться, чтобы умереть, или уйти, чтобы жить". Но Оскар не отступит, и вместе они найдут выход.
Возвращаясь, к жанровым определениям, "Впусти меня" — не хоррор, это поэма, где черная кровь и белый снег складываются в слово "вечность". И как новоявленные "экзистенциальные хорроры" ищут ответа на вопрос о том, на что пойдет человек ради того чтобы выжить, фильм Томаса Альфредсона пытается понять, на что пойдет человек, чтобы спастись от одиночества, которое кажется особенно бездонным, когда тебе двенадцать лет.
Конфликт между Оскаром и его неприятелями разрешится ровно так, как этого можно было ждать, уже только изучив синопсис — эта медленная, тягучая лента вообще кажется чрезвычайно простой и немногословной. Однако на самом деле составлена из недосказанностей и полунамеков. Не читавшим роман Джона Айвиде Линдквиста, по которому поставлен фильм, остается только гадать: кем приходится героине ее компаньон, откуда эти шрамы и, главное, спасает Эли Оскара или губит его на самом деле?
В сущности, "Впусти меня" дает лишь один наглядный ответ: на вопрос о том, что же случается с вампиром, если он входит в дом без спроса.
С сайта Филм