"Юленька"
Название фильма: | Юленька |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Юленька. Смертельные уроки | ||
Жанр: | драма / мистика / ужасы | ||
Режиссер: | Александр Стриженов | ||
В ролях: | Марат Башаров, Дарья Балабанова, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко, Анна Казючиц, Александра Дыхне | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Андрей Белов переезжает с семьей из столицы в провинциальный город. Ради здоровья любимой он меняет работу университетского преподавателя на место классного руководителя в женской гимназии. Белов быстро понимает — с его классом что-то не так. За круговой порукой молчания скрывается странная и страшная тайна. Эти пятиклассницы не играют в куклы — они играют человеческими жизнями. Сигналом к действию для Андрея станет записка "Спасите нас!", найденная в школьном дневнике. Постепенно жизнь Белова превращается в кошмар. Все его чувства, эмоции и поступки искажаются под призмой страха. Зло отравляет все его существование и медленно и изощренно отбирает все самое дорогое. И удастся ли ему выбраться из этого кошмара, зависит только от одной маленькой девочки. А она... просто хочет, чтобы мама была счастлива...
Глянцевый ужас или ужасный глянец
Время новостей
По волнам движется плот, на нем люди, тот, что в капюшоне, -- явно Харон, музыка играет медленно и печально, цвет скорректирован в сторону холодного синего и серого... Так начинается триллер «Юленька». Камера в сторону -- в прибрежной траве болтается мертвое тело. Нет, ничего хорошего не ждет героев. И, хочется добавить, зрителей. Но это не совсем так. Любителям трэша очень советую посмотреть. Такого они еще не видели. Почти 5 млн долл. на то, чтобы показать невероятную, ни в какие разумные рамки не укладывающуюся историю про девочку-маньяка, которая ищет отца, -- это по-настоящему круто.
Помните, в детстве в пионерлагере все рассказывали ночами страшные истории про красное пятно и зеленые перчатки? Уровень фантазии примерно такой же. Но как снято! Снимали под Ялтой, в заброшенном санатории, и в других столь же живописных местах. Интерьеры, пейзажи -- так стильно, так изысканно...
Марат Башаров, очень сильно переигрывая, путаясь в слезах и соплях, изображает университетского профессора, вынужденного по семейным обстоятельствам переехать из столицы в провинцию и устроиться учителем в гимназию для девочек -- девочки, как известно, это очень страшно. И прямо сразу к нему подходит нимфетка в бантах, с большим букетом и такими нарисованными, как у Бемби, глазами смотрит в упор. Ужас.
Девочки, бантики, гольфики, смешки и шепотки -- дрожь идет по позвоночнику, который, как нам уже показали, с нечеловеческой силой вырван из чьего-то тела в местном морге...
Когда-то в голодные 90-е дебютант Николай Лебедев в рамках малобюджетного проекта студии Горького снял очень симпатичный фильм «Змеиный источник», где действие происходило в провинциальной школе. Учителя там играл начинающий Евгений Миронов. Тогда режиссер пытался создать атмосферу ужаса из обыденного уклада провинциальной жизни.
Теперь, на закате жирных лет, триллер про ужасы провинциальной школы снимают за большие деньги, а в главной роли -- популярнейший ведущий ледового шоу. Провинция выглядит так, как будто это Южная Франция, а интерьеры квартир, школы, больницы и прочих присутственных мест превращены в дизайнерские шедевры. Звучит зловещая и торжественная музыка, написанная композитором Аркадием Укупником со звериной серьезностью, атмосфера напряженная, из окон падают мертвые дочери, золотая рыбка бьется на полу, и к ней уже медленно подходит кошка. Страшно-страшно-страшно.
У фильма богатая рекламная кампания (продюсер Ренат Давлетьяров). Румяный, добродушный, веселый режиссер Александр Стриженов совершенно искренне повсюду рассказывает, как ему повезло с юными актрисами, как он работал со сценарием, и если фильм не видеть, то кажется, что он снял психологическую драму, звучит уже сакральное имя Чехова, главный герой представлен слабодушным интеллигентом, а девочка-монстр -- несчастным одиноким подростком, обделенным родительским вниманием. Совершенно серьезно, без всякой иронии режиссер уверяет, что смысл его опуса -- предупреждение мужчинам, глядящим налево. Дескать, станете женам изменять, будет вам то же, что и главному герою. А ему не поздоровилось.
Снимая триллер, режиссер Стриженов решительно отказывается соблюдать основные законы жанра. Фильм ужасов предполагает как минимум наличие ужаса, то есть ощущения чего-то страшного, необъяснимого, надчеловеческого, более сильного, чем обычные законы жизни. Какой-то слом мира, его вывих, сдвиг и тайну. В его пространстве бытовые поступки приобретают другое измерение, партнерами героев всегда на самом деле становятся некие высшие силы.
В фильме «Юленька», несмотря на всю атрибутику классических триллеров и фильмов ужасов -- все эти трупы, морги, вырванные позвоночники и загробные видения, -- ничего потустороннего, мистического нет. Напротив, все события получают самое тривиальное, бытовое, приземленное объяснение. Вместо схватки с темными силами морализаторство самого мещанского пошиба. Мир построен понятный, рациональный, только по воле авторов слегка для героя неуютный. А в результате события приобретают отчетливый пародийный оттенок, потому что нельзя же даже на минуту принять всерьез логику происходящего на экране нравоучительного пассажа.
Уж сколько раз твердили миру: если нет собственного художественного мышления (а оно реально редко бывает), следуй правилам жанра. Изучи источники и разгадай основной закон. Можно даже книжки почитать. Будет не шедевр, но грамотно и профессионально. Нет, все хочется своим умом дойти до азбучных истин.
Фильм «Юленька» -- отличное пособие по ментальности того слоя, который в последние годы почувствовал себя солью земли и принял свой гламурный рай за настоящую жизнь, поверив в то, что болезнь, смерть и страх не для них. Если сегодняшний кризис действительно заденет основы сложившегося уклада, если действительно в движение придет вся цепь современной цивилизации и сдвиги окажутся тектоническими, тогда, возможно, и эта мирно мурлыкающая часть общества сможет почувствовать зловещее дыхание реальности... Пока же им кажется, что все обойдется, что можно снимать сколько хочешь «Юленек» и ничего не бояться.
Алена Солнцева
Сатана в юбке
Итоги
Сладенькое, уменьшительно-ласкательное название обманывает, наводит на мысли о сентиментальной мелодраме. Но не обманывает фильм. Это действительно триллер. Под звуки аккордов, старательно напоминающих о той музыке, что писал для Хичкока Бернард Херрман, столичный педагог (Марат Башаров) идет навстречу своей судьбе. Его жена (Оксана Лаврентьева) трагически покашливает. Дочка вглядывается в надвигающееся будущее. Атмосфера дымчато-туманная. У берега никем не замечаемый покачивается чей-то труп. Но туман быстро рассеивается. Да и музыка начинает местами отдавать умцацой, хотя и удерживается на опасной грани. Кстати, потом с удивлением в титрах обнаруживаешь композитора Аркадия Укупника, который ни в чем подобном раньше замечен не был. А в кадр решительной походкой уже входит режиссер фильма Александр Стриженов. Он играет местного следователя, который направляется в морг и обнаруживает там труп с вырванным позвоночником. Вау!
Герой Башарова, по виду славный молодой тюфяк-подкаблучник по имени Андрей Белов, идет работать преподавателем в гимназию-интернат - инфернальное место хотя бы потому, что в классах и в учительской тут только женский пол. Думаешь: вот, попал медведь в малинник. Но не тут-то было. Не в малинник, а в капкан. Директриса, склонная по-фельдфебельски переходить на гавкающий немецкий (Ирина Купченко), - чистый сатана в безупречно сидящем брючном костюме. Девочки-нимфеточки, как известно, тоже опасная материя. Пока Белов выкликает их по классному журналу, они смотрят на него кто заторможенным взглядом из какого-то полусна, кто насмешливым и по-женски оценивающим, а одна - прямым, немигающим и темным, как омут. Это и есть Юленька (Дарья Балабанова), дочка одинокой вдовицы (Анна Казючиц), все время одетой во что-то глубоко раздетое, несмотря на осень. Но герой не поймет, что надо отсюда бежать, а запутается в предлагаемых обстоятельствах и попадет, понятное дело, на стол в морг, где его и осмотрит режиссер фильма.
Этого режиссера критики зря не любят. Они совершенно напрасно считают его обычным массовиком-затейником, потакающим низменным вкусам толпы. Но вкус толпы у нас в стране мало кто исследует, а если и делают это, то поверхностно, основываясь на телевизионных рейтингах, которые совсем не критерий. А вот Стриженов, если внимательно приглядеться к его фильмографии ("Упасть вверх", "От 180 и выше", "Любовь-морковь"), изучает зрительские вкусы опытным путем. И пока еще ни разу не прокололся, всегда точно попадал в намеченную цель. Конечно, от человека, сделавшего две кассовые комедии, триллеров как-то ждать не принято. Тем любопытнее результат. Судя по прошедшим тест-просмотрам, Стриженову удалось серьезно напугать большую часть публики. Говорят, у съемочной группы даже есть ролик, снятый в темноте кинозала, где люди ахают, охают и хватаются за сердце. Но наверняка будет и другая часть аудитории, к которой, собственно, принадлежу и я: если посмотреть с другого бока, то это, безусловно, по-настоящему смешно. Потому что под клише очень страшного кино про неотвратимость судьбы, которую вершит злая девочка, упрятана вполне психологическая комедия о том, что мужчины всего лишь игрушки в женских руках. И вовремя смыться они успевают только в своих "охотничьих рассказах". А на самом деле все они легко подхватываются на крючок. Даже если удочка в руках противной, наглой и совсем не соблазнительной школьницы, которая просто вешает дяденьке лапшу на уши.
Ирина Любарская
Позвоночник – детям не игрушка
Текст: Кирилл Андреев
Триллер "Юленька" рассказывает о том, как ужасны могут быть школьницы в гольфиках, если им попадется подходящий Марат Башаров.
Восторженный преподаватель литературы Белов (Марат Башаров) привозит в небольшой городок страдающую астмой жену (Оксана Лаврентьева) и ее дочь. Воздух свеж, повсюду природа, провинциальная архитектура носит приятный оттенок имперского упадка — место, как будто милое, и благолепие не нарушает даже плавающий в озере труп.
Белов готовится стать учителем в женском интернате с высокими стандартами образования — фетишистская форма, отряды барабанщиц и все такое. Однако, 1 сентября он узнает, что недавно в его классе покончила с собой девочка, отмечает, что ясноглазые негодяйки что-то скрывают, и что всем, кажется, заправляет худенькая Юленька — умная вежливая девочка, которая таскает за собой свою красивую, но слегка странноватую маму. Пройдет совсем мало времени, и столичный пижон превратится в истеричное запуганное существо, которое мучают ночные кошмары и еще более живописные кошмары дневные.
Как и большинство российских фильмов, "Юленька" — это немножко тот самый живой нос на мертвом теле, о котором говорил классик. Сыгравшая директрису замечательная Ирина Купченко улыбается так, что хочется вызвать милицию. Девочка-сок из известной рекламы, сыгравшая подручную Юленьки, так же зловеща, как в знаменитом "Ты же лопнешь, деточка". Провинциальный следователь (Стриженов) так искренне спрашивает, склонившись над искалеченным трупом: "И кого мне теперь искать — Кинг Конга?", что понятно — найди он виновного, скажет: "Да вы, Кинг Конг, и убили-с...". Ну и собственно Юленька, которая способна нагнать холоду и на Крупскую, не то что на заезжего учителя. И все эти персонажи столпились вокруг Белова и его жены, которые словно ошиблись дверью и попали сюда из "Любови-моркови". От этого все начинает как-то двоиться и прыгать, как в ненастроенном телевизоре, словно тебе показывают хоррор, где маньяк гоняется за Хрюшей и Степашкой.
Вообще же, то, как вы воспримете "Юленьку", зависит от вашего отношения к такому качеству, как умеренность. Вот, например — белые гольфики школьницы и вырванный из тела позвоночник. Такие вещи многообещающи сами по себе. Чтобы сложить их в одном сценарии, требуется некий порыв, который, невольно начинаешь уважать. "Юленька" — самая радикальная и продуманная попытка сделать местный триллер из всех, что предпринимались за последние годы ("Груз 200", понятное дело, не берем). Учитывая, что русских триллеров, вообще говоря, не бывает — чтобы бояться внезапного вторжения зла, нужно, как американцы, жить в домах со стеклянными дверями, а тут все готовы к обороне. "Юленька" же, довольно аккуратно импортировав совершенно другую — японскую традицию ужасного "Звонка", "Кинопробы", нашла лазейку в местный морок. Усредненная восточно-европейская архитектура с колоннами, чувство, будто городок отрезан от большой земли не дорогой до поезда, а сумеречной зоной, все вязкое, словно сон — неудивительно, если "Юленьку" прикупят европейцы, они такое любят.
Ведь, в конце концов, важно только одно — интересно ли вам до самого конца, куда делся пропавший в начале позвоночник из неопознанного тела и кто победит: худая синеглазая девочка или суетливый благонамеренный мужчина. На какой минуте вы начнете чувствовать стул под собой. В случае "Юленьки" — примерно на финальных титрах.
С сайта Филм Ру