"День рождения Алисы"
Название фильма: | День рождения Алисы |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | День рождения Алисы | ||
Жанр: | анимационный | ||
Режиссер: | Сергей Серегин | ||
В ролях: | озвучание: Яся Николаева (Алиса Селезнева), Евгений Стычкин (Профессор Рррр), Алексей Колган (Громозека), Наталья Гусева, Роман Стабуров, Марк Чернавин, Николай Лазарев, песни: Светлана Светикова | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Необыкновенные приключения девочки Алисы и ее друга — маленького археолога Рррр в прошлом далекой чужой планеты Колеида. Алиса и Рррр проявляют мужество, смекалку и выдержку, учатся не падать духом в самых безнадежных ситуациях, и узнают что такое настоящая дружба.
Алиса повзрослела
Текст: Вадим Зельбин
"День рождения Алисы" по Булычеву, продолжение "Тайны третьей планеты" оказался, против мрачных ожиданий, достоин предшественника — на месте и Громозека, и светлое будущее 80-х.
На экраны вышла рисованная экранизация повести Кира Булычева "День рождения Алисы". Как и положено, чувства в такой важный день накатывают грустные. Напомним, что предыдущий мультик "Тайна третьей планеты" уже без малого тридцать лет проходит по разряду культовой советской классики: те, кто смотрел его ребенком в 81-м, сейчас уже родители. Возможно, дедушки и бабушки. В некотором смысле то поколение возвращает своим детям образ будущего, которое еще не настало, хотя в календарном смысле уже началось. А с тем, что булычевская Алиса была главной русской утопией 80-х, спорить, кажется, бессмысленно. Продолжит ли?
Как бы то ни было, на дворе вновь конец XXI столетия, каким он виделся из 80-х. Сейчас это называют ретрофутуризмом, но если исключить массовый космический туризм, с которым фантасты как всегда поторопились, то столица нашей родины выглядит в окне квартиры Селезневых вновь по человечески, потому что перестраивать ее будут правильные люди — поклонники сериала "Футурама". Чем еще хорош мир утопии — никто не обязан здесь стареть. Главную героиню по случаю дня рождения немножко, правда, повзрослели: Алиса, нарисованная для "Тайны третьей планеты" Натальей Орловой, стала чуть менее инфантильной, то есть ближе к версии Евгения Мигунова, который рисовал ее для Кира Булычева не девочкой, а девушкой, космической спортсменкой-комсомолкой. Но инопланетяне те же. Громозека булькает Луи Армстронгом (Ливанова на озвучку не позвали, но у Колгана вышло точно также). Рассеянно вежлив профессор Ррр. Космические корабли — нажал на красную кнопку и умчался. Все, как положено.
История тоже не подвела: Алиса попадает в прошлое планеты, где все уничтожено космической чумой, напоминающей вирус азиатской пневмонии. Темп бодрый, диалоги не раздутые, хотя до лаконичных реплик-хитов из фильма Романа Качанова им далековато: еще одного "говоруна, отличающегося умом и сообразительностью" фильм не породил, но такие народные афоризмы вообще случаются не часто. Опасения, что художники начнут модернизировать картинку, к счастью не оправдались: тут упоминалась "Футурума", но на самом деле ведь и она — плод ретрофантастики 80-х, когда творили свои миры Жан Жиро (чьи "Властелины времени" шли в советском прокате годом позже "Тайна третьей планеты") и Лейдзи Мацумото (курировавший также шедшую у нас "Интерстеллу 5555"). Фильм Романа Качанова — из той же космооперы, где НЛО приземляются на цветущую лужайку. И глядя, как любовно сохраняют старую картинку художники "Дня рождения Алисы", мысль "а не пора ли развить это национальное достояние в сериал" напрашивается сама собой. Полный метр — прекрасно, но для реанимации утопии нескольких киноэкранов мало. Нужен телевизор.
Кстати, у студии, рисовавшей новую Алису, опыт утопического сериала для масс, правда — для самых маленьких, уже имеется. Это — "Смешарики". День рождения отпраздновали. Пора взрослеть.
С сайта Филм Ру
День рождения Алисы:
Назад в будущее
«Девочка, тебе не избежать спортивной славы, тебя ждут фанфары!»
Марта Эрастовна, «Гостья из будущего»
«Это добром не кончится»
Зелёный, «Тайна третьей планеты»
Роман КОРНЕЕВ
Кира Булычёва уже сколько лет нет с нами, но вновь и вновь наше кино возвращается (или пробует возвращаться, с переменным успехом) к его наследию, а по сумме попыток только цикл о девочке с Земли Алисе Селезнёвой насчитывает в настоящий момент вместе с предметом сегодняшнего обсуждения два полнометражных мультфильма, один фильм, одну телевизионную полнометражку и один минисериал. А если вспомнить о ещё девяти оригинальных сценариях, среди которых чуть не единственная настоящая «серьёзная» н/ф за последние несколько десятков лет «Через тернии к звёздам», то получается, что главный кинофантаст у нас не мучимые Германом-старшим и Бондарчуком-младшим Стругацкие, а именно Кир Булычёв.
И потому пристальное внимание тех, кто вырос на его книгах, к новейшим постановкам вроде назначенных на следующий год «Пленников трёх планет» или стартовавшей в нешироком прокате мультпостановки «День рождения Алисы» — не просто гарантировано. Оно гарантированно болезненное. Если же заметить в скобках, что некоторые имели шанс лицезреть сюрреалистический танец седовласого, но ещё здравствующего Булычёва с совершенно взрослой Алисой-Наташей Гусевой на одном из фантастических конвентов, то степень этой болезненности не требует для своего понимания долгих рассказов, что такое для «поколения восьмидесятых» была «Гостья из будущего», и то, на какой сложный и многолетний бэкграунд без шанса на побег ложится любая попытка экранизации Булычёва, понятно и без слов.
Павлу Арсенову в 85ом и тем более Роману Качанову в 81ом было проще, куда проще. Их зрителю не с чем было сравнивать рисованный и живой образы, они на свой вкус могли сочетать задор и безалаберность детской фантастики с вполне драматическими обстоятельствами произведений Булычёва. Сергей Серёгин изначально был в рамках, железнее которых не существует — в рамках зрительских ожиданий.
И тут же, ещё задолго до премьеры, принялся фолить, где вынужденно, а где и не вынужденно. На ход ноги такой ошибкой стала изначально избранная иллюстративная манера мультфильма, продемонстрированная в первых промо-материалах. Знакомый нам по современным трэш-сериалам, любителями которых является любой завсегдатай канала 2x2 вроде меня, замусоренный векторно-флэшовый стиль на первый взгляд выглядел диверсией. Это Громозека? Это Алиса? Ну, разве что Селезнёв получился вполне как из «Тайны третьей планеты».
Заранее соглашусь с возмущёнными авторами — а почему, мол, они должны быть такие же? Согласен. Никому никто не должен. Кроме ожиданий зрителя.
Дальнейшие ролики немного развеяли самые чёрные опасения, например виды Космоса в мультфильме ожидались весьма необычные и небезыдейные. Но тут грянул второй гром. В мультфильме предполагались песни. Ну, то есть, включая пение персонажей в кадре. Это уже не ехало ни в какие ворота. Да, звучащая в ролике композиция про «Свет Земли» весьма ложится на тот самый образ, но делать из Алисы мюзикл? Зачем? Только лишь для того, чтобы сыну того Рыбникова, который «Про Красную шапочку» и в которой таки поют, Рыбникову-младшему дать повод переплюнуть Крылатова и Зацепина?
Ну так они оба, так сказать, «ограничились» богатейшим даже по нынешним временам саундтреком, и «Прекрасное далёко» поётся один раз, под титры. А тут композитор порезвился всласть, но в итоге получились лишь музыкальные темы погибшей планеты да тот самый «Свет Земли», в остальном средненько так, невыразительно.
Ну ладно, может озвучка сгладит нам шероховатости картинки и ненужные музыкальные номера про «каникулы-каникулы»? Стычкин молодец, Колган — один из самых известных профессионалов авторского озвучания, способный говорить голосом хоть Хрюна, хоть Шрека, а за скромное камео Наташи Гусевой в роли японки-капитанши — можно только сказать спасибо, от всего фанатского сообщества. Ну, плюс голос самой Алисы в общем не раздражал, а значит половина дела сделано.
Но тут на передний план снова вступает анимация. Да, притерпевшись к вечно-серому фону и флэшовым кривулькам а-ля Масяня (что там было сказано про «всё нарисовано вручную»?), зритель начинает втягиваться в действо, ведь булычёвская история никуда не исчезла, и она полна и юмора, и драматизма. К тому же на экране постмодернистическим образом мелькнёт то почтальон Печкин, то фургончик дядюшки Мокуса, а то и самый настоящий склис, который ничей. Но или тот, кто верстал раскадровку, забыл перевести часы с летнего времени, или он вообще из сказочной страны Суоми, но на протяжении всего просмотра тебя не покидает впечатление, что ты слушаешь замедленную перемотку. Каждая фраза произносится ровно вдвое дольше, чем стоит, каждая пауза между словами длится вечность. Озвучание не виновато, оно сводило звук с тем, что нарисовано.
А нарисовано то, что прописано в сценарии. Оттуда же и песни, которые должны заполнять и удлинять. Всё банально — трое сценаристов из немаленькой повести сумели изобразить сюжета на сорок минут максимум, плюс песни, плюс предельно затянутая стартовая сцена с переэкзаменовкой и ловлей бежавших кактусов, итого ну никак не набирается на 90 минут заявленного итогового хронометража. Вот и тянут профессора Ррр за пришитый хвост, и устраивают затяжной саспенс с Т-рексом из облака бледной моли. (Пойду, моль споймаю, ага.)
Итого слишком скудный сценарий (и подозрительный лесник — ещё один затягивательный рояль в кустах) с кучей, одновременно, совершенно лишних деталей плюс странная графика сделали своё дело — ожидаемый катарсис от встречи с детством — почти что загублен.
Только «почти что» — благодаря Булычёву, благодаря описанным выше отдельным «положительным плюсам», даже благодаря некоторым песням, будь они неладны. Но, как говаривал классик, на 50% фильм состоит из режиссуры, ещё на 50% состоит из сценария, ещё на 50% из музыки и так далее. И стоит упустить хоть одну из составляющих, фильм наполовину загублен.
Вот такое кино.
Кинокадр Ру
Назад, в будущее
Независимая газета
Это одновременно и естественное продолжение известного советского мультика «Тайна третьей планеты». Тем, что фильм снят по произведению того же автора, что и его приквел, создатели оградили себя, казалось бы, от главного обвинения — в бессмысленной спекуляции на счастливом советском детстве.
На свой день рождения дочка профессора Селезнева Алиса получает подарок — летит в космическую экспедицию на планету Колеида. Когда-то здесь была жизнь, но все живое на ней уничтожила космическая чума, которую принесли на Колеиду астронавты. Алиса, естественно, оставаться к этой истории безучастной не может: пробирается в машину времени, берет с собой профессора Ррр в образе одноглазого кота и намеревается спасти планету от гибели.
Авторы «Дня рождения Алисы», как говорилось в старой рекламе, «все правильно сделали». Устроили премьеры в московском звездном городке. А в Петербурге — и вовсе пригласили зрителей приходить всей семьей в один известный торговый центр. Фильм сделали по модели «кино для семейного просмотра»: все по-доброму, безоблачно, гладко, родители впадают в детство, дети радуются от души.
Главная и единственная, наверное, загвоздка в фильме — это то, что отделить его от советских экранизаций Булычева очень трудно. Они тянутся за «Днем рождения» как шлейф — хотя могли бы и не тянуться. Балласта лишнего бы не было. Но он есть, и оттого фильм воспринимается в самом дурном контексте, какой только можно придумать: так и хочется уверенной рукой поставить его в один ряд с «Возвращением мушкетеров» и «Иронией судьбы. Продолжением». То есть отнести мультфильм к совершенно бессмысленным ностальгическим голубым огонькам, которые сиквелами-то назвать язык не поворачивается. Жанр подразумевает все-таки какую-то переоценку ценностей, а ее-то как раз и не видно.
Назвать же «День рождения...» сиквелом «Тайны третьей планеты» никак нельзя. Все-таки снят фильм по другой книге того же автора — Кира Булычева. Другое дело, что «Тайна...» крепко сидит у всех в сознании. Но авторы во многом сами себя подставили: нарочно нарисовали Громозеку, Алису, профессора Селезнева точно такими же, как их предшественники двадцатипятилетней давности (разве что у добродушного верзилы рук поменьше). В самой манере, в которой «День рождения» сделан, «Тайна» цитируется — та же узнаваемая плавная, чуть ли не заторможенная пластика героев, то же органичное наложение стилистики фильмов sci-fi на добродушную советскую анимацию. Причем все это сделано ловко, качественно и гладко — не будь явных аллюзий к «первоисточнику», фильм бы только выиграл. Да еще в качестве расшаркивания перед экранной версией другой книги Булычева - «Гостьи из будущего» - пригласили озвучивать одну из героинь, капитана космического корабля, Наталью Гусеву, исполнительницу роли Алисы в старом детском фильме. И тут даже сюжетная самостоятельность «Дня рождения» относительно советских «родственников» не спасает. Попав в такой контекст, фильм рискует получить самую неблагодарную публику. А он заслуживает лучшего.
Иван Чувиляев