"Антихрист"
Название фильма: | Антихрист |
|
|
Страна-производитель: | Дания - Германия — Франция — Швеция — Италия — Польша | ||
Английский: | Antichrist | ||
Жанр: | драма / ужасы | ||
Режиссер: | Ларс фон Триер | ||
В ролях: | Уиллем Дефо, Шарлотта Гинзбур | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Ларс фон Триер представляет триллер, плавно перетекающий в постмодернистский ужас — с историей о том, как одна пара после смерти ребёнка решила поселиться в тьёмном-тьёмном лесу.
Семейная пара, пережившая трагедию, уединяется на лесной даче, чтобы залечить разбитые сердца и починить пошатнувшийся брак. Жизнь, однако, идет своим чередом, от плохого к худшему, под ногами начинает гореть земля, по дому летают птицы, происходит всякая чертовщина.
За кадром
Главную роль предложили Николь Кидман, но она, разумеется, отказалась — мало кто соглашается работать с Триером второй раз, и Кидман хватило "Догвилля".
Цитата
"Я думаю, он дает тебе слишком много лекарств".
Можете ли вы позволить себе Триера?
Текст: Кирилл Андреев
"Антихрист" Ларса фон Триера, не случайно посвященный Тарковскому, предлагает прогулки по лесу, в которых можно найти самые неожиданные вещи.
То, что "Антихрист" — это вам не "Смешарики" было понятно сразу, по жалобным крикам каннской общественности, которую Триер обидел своим фильмом до пунцовых щек. К счастью, все оказалось гораздо более жутко, чем можно было ждать по вскрикам нервной фестивальной публики.
Под Генделя и пушистый снег, падающий за окном, мужчина и женщина занимаются любовью. Их маленький сын, восхищенный возможно первым в своей жизни снегопадом, выбирается из кроватки, влезает на подоконник и падает из окна. На похоронах мать упала в обморок. Недовольный тем, что депрессию жены лечат таблетками, муж-психоаналитик решает спасать ее сам: забирает из больницы, начинает сеансы терапии и увозит в Эдем — маленький домик в лесу. Здесь терапия дойдет до своей кровавой кульминации, начнутся разговорцы о том, что природа — храм сатаны, а ведьмы, о которых женщина писала свою диссертацию, не жертвы, а послушницы этого храма.
Отсмеявшись вместе с залом, вместе с Каннами, вместе с ММКФ на сценах самой порнографической и невообразимой жестокости, какую только можно представить себе в залах с плюшевыми креслами, вы окажетесь у камня и трех дорог, как в сказке. Налево пойдешь — ничего не найдешь: сюда тем, кто предпочтет непреклонное "дурак какой-то, ему лечиться надо". Направо пойдешь — коня потеряешь: сюда повлечет вас необузданная образованность, желание приплести гностиков, Заболоцкого ("Лодейников прислушался. Над садом Шел смутный шорох тысячи смертей. Природа, обернувшаяся адом, Свои дела вершила без затей".), театр жестокости и все такое.
Прямо пойдешь — сам пропадешь: сюда тем, кому жалко попусту потратить деньги за билет. На этой дороге можно наблюдать, как Триер упражняется в самой сатанинской части арифметики — в вычитании. Разум (Уиллем Дефо) и Безумие (Шарлотта Гинзбур) ведут тут содержательные беседы, совокупляются, гуляют по лесу и мучают друг друга. Разум спесив, жесток и простодушен. Безумие самоупоено и до ужаса банально. Их разговор завораживает. При этом, Триер всегда был гуманистом в силу прекрасно осознаваемого им факта, что искусство, в отличии от подлинного божественного акта творения, не существует без зрителя, что безнадежно подрывает тщеславную конкуренцию художника с богом. Это вычитание — самый трогательный аттракцион. Посвятив фильм Тарковскому и сделав картину абсолютного визуального совершенства, Триер показывает, что внутри "Зеркала" прячется забавный хоррор (кто еще помнит летящую над кроватью Терехову и сцену с разлитым молоком, тот оценит). Искусство лживо, потому что может захватывающе-красиво показать падение ребенка из окна и заставить смеяться в голос на чудовищных по жестокости и непристойности сценах.
И когда все уже вычтено, остается зритель — тот, кто всегда интересовал Триера больше всего, неизбежная зависимость от взгляда которого сводит его с ума. Если тут и есть Антихрист, то это зал, с одинаковым сатанинским любопытством взирающий на все, что может предложить экран: кровь, мультфильмы или самораспявшегося от отчаяния шута горохового Ларса фон Триера.
Впрочем, будучи гуманистом, он оставляет выход себе и другим. Спасение — по краям кадра, на периферии зрения, там, где кончаются слова и вещи, и есть только бьющиеся под порывами ветра кусты, ощущение тайны, застывший взгляд Уиллема Дефо, получившего в конце фильма бесценный дар — возможность, наконец, заткнуться и просто смотреть на мир.
С сайта Филм Ру
Хаос правит Ларсом
Пока он (Уиллем Дефо) и она (Шарлотта Гинзбург) отчаянно занимаются сексом, их ребенок, обняв своего плюшевого мишку, шагает из окна навстречу снежинкам. Дальше она месяц валяется в больнице, где ее лекарствами пытаются «вылечить от скорби» и откуда он ее забирает, чтобы отвезти в лес. Лес – это место, которого она больше всего боится, и он, будучи, по счастью, заправским психоаналитиком, полагает, что страх и его преодоление полезнее любых таблеток. Кто кого преодолеет, станет, однако, ясно лишь в самом конце. Да и то не факт.
Не секрет, что самый главный провокатор в киноиндустрии, датчанин Ларс фон Триер, считает, что кино должно быть подобно камешку в ботинке, и прилагает максимум усилий, чтобы его фильмы не посчитали вдруг развлекательными. Добрая половина человечества давно прочит ему сумасшедший дом, злая – восхищается и рукоплещет, а сам режиссер с каждым разом стремится себя переплюнуть. И, в общем, заметно прогрессирует: «Антихрист» – никакой не камешек, а здоровый шлифовальный круг в свежепродырявленной ноге.
Гендель, шум ветра, воронье карканье, стук по крыше, детский плач и хриплые крики Шарлотты Гинзбург – звуковой ряд безупречен, и можно запросто получить свою порцию круга, даже не глядя на экран. У закрытых глаз больше возможностей, они могут нарисовать картины по-настоящему ужасающие, тем действеннее, что каждому будет видеться то, чего именно он боится больше всего. Но вряд ли они, эти картины, будут настолько неприятны. «Антихрист» с открытыми глазами – совершенно прекрасен и охотно рекомендуется всем, кто ждет от просмотра кино ощущений вроде железного крюка, поворачивающегося где-то в желудке, и тугой петли на шее, одновременно.
Немного разряжает обстановку лисица, говорящая о хаосе, и неубиваемая ворона. Еще хороший способ – представить себя на месте Гинзбург, а Триера – вместо Дефо, в лисьей норе. Желуди, конечно, не плачут, но никогда не помешает иметь при себе запасной разводной ключ.
Света Писцова, afisha.mail.ru