"Бесчестье"
Название фильма: | Бесчестье |
|
|
Страна-производитель: | Австралия — ЮАР | ||
Английский: | Disgrace | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Стив Джейкобс | ||
В ролях: | Джон Малкович, Эрик Эбуани, Джессика Хэйнс, Чарльз Тертьенс, Фиона Пресс, Монро Реймерс, Скотт Купер | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Южная Африка после падения апартеида. Изгнанный из университета за связь со студенткой, профессор романтической поэзии уезжает на ферму к дочери-лесбиянке, знакомится с ее подругой и начинает мирную сельскую жизнь. Идилию нарушает жестокое нападения чернокожих незнакомцев на професора и его дочь, после которого героям предстоит пройти долгий путь примирения с новой Южной Африкой, с мучающим их чувством вины и с самими собой.
За кадром
Экранизация одноименного романа нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее, за который писатель получил своего второго "Букера".
Цитата
"В своей спокойной, сухой и даже циничной книге "Бесчестье" Кутзее говорит нам то, что мы все подозревали и боялись — политические перемены не могут принести избавления от страданий". Salon.com
Африка ужасна
Специалист по романтической поэзии, профессор Лури (Джон Малкович) уволен из университета Кейптауна за нехорошую историю с очаровательной темнокожей студенткой. Свою сексуальную озабоченность и игнорирование общепринятых норм поведения Лури красиво объясняет «безумием сердца» и прочими цитатами из любимого Байрона. Поскольку ничем, кроме самолюбования, поэзии и музицирования, профессор заниматься не умеет, он отправляется на ферму к своей дочери Люси (Джессика Хайнс), куда-то в центр Южно-Африканской республики.
Одиноко стоящая, не защищенная даже забором, ферма и ее симпатичная белая хозяйка не могут не привлечь внимания окрестной чернокожей молодежи. Все происходит очень быстро: трое шустрых подростков вламываются в дом, насилуют Люси, шутки ради поджигают на ее отце рубашку, убивают всех сторожевых собак и растворяются на фоне изумительного горного пейзажа.
Вопрос «как жить дальше?» встает перед профессором неотвратимо. Еще вчера он, уверенный в себе, небедный белый человек, склонял к занятиям любовью хорошенькую испуганную мулатку. Еще вчера он чувствовал себя здесь если не Хозяином, то по крайней мере представителем хозяйской свиты. Теперь он оказался приживалой у собственной дочери, чужаком, на которого местное население, глумясь, показывает пальцем. Малкович преображается фантастически: немолодой, но все еще бойкий городской ловелас (что-то вроде Вальмона, резвящегося в сельской местности) на глазах теряет уверенность и наглость. Потом он играет испуганного немощного старика, потом – философа-страдальца.
«Бесчестье», картина по роману Нобелевского лауреата Джона Кутзее, не содержит ни морали (да и какую мораль можно вывести из такого названия), ни призывов к толерантности, и чем-то напоминает «Скрытое» Ханеке. Пропасть между черными и белыми обнаруживается в каждом эпизоде, ее не завалить политкорректностью, не засыпать обретенными равными правами. Вот господин Лури в своей машине изволит слушать Верди (хор, кстати, рабов из «Аиды»), а его соседи, прихлопывая и завывая, пляшут у костра. Вот он пытается объяснить простоватому и симпатичному работяге, негру Петрусу, что жизнь Люси искалечена, и получает недоуменный ответ «ведь все уже в порядке». Лури пытается сочинять оперу о путешествии Байрона по Италии, а Петрус в это время с грохотом прокладывает на своем участке трубы и валит деревья. Люси холит и лелеет любимых собак, а местные жители, кажется, знают только два способа обращения с ними: привозить в клинику на усыпление или расстреливать в упор. (Любителям животных, к слову, лучше от просмотра фильма воздержаться). И ответ тут, безо всяких моральных оценок, один – «да что ты хотел? Это же Южная Африка».
Трагедия, как сказал философ, возникает не при столкновении правой и неправой сторон. Трагедия в том, что правы обе стороны. Африка и Европа, черное и белое, деревня и город, дети и отцы – конфликт, как известно, вечен, вопрос только в том, удержится ли он на уровне взаимных упреков и мелких пакостей вроде разбитого лобового стекла или перерастет в геноцид, гражданскую войну или локальную бытовуху. Надежда только на лояльных метисов, только вот рождаются они - часто в результате изнасилований: белых – черными, а черных - белыми.
// Маша Вильямс, afisha.mail.ru
Малкович горит синим пламенем
Вадим Зельбин
Выходит "Бесчестье" с Джоном Малковичем в роли африканского профессора-развратника — экранизация романа нобелевского лауреата Кутзее.
Южная Африка, середина 90-х. Профессор Лури (Джон Малкович) — разменявший полтинник холостяк, сноб, аморалист и специалист по Байрону — с треском вылетает из университета за компрометирующую связь с цветной студенткой и уезжает к дочери-лесбиянке (Джессика Хэйнс) на ферму, где тоже все складывается не слава богу. На землю строит виды арендатор — негр-трудоголик Петрус (Эрик Эбуани), которого замечательным образом не оказалось дома, когда на ферму напали три чернокожих отморозка, изнасиловали дочь, облили спиртом лысину профессора и подожгли. Собственно, оставшаяся часть фильма посвящена внутренним трансформация главного героя, застрявшего между ветеринарным пунктом, где он работает на общественных началах, коварным Петрусом, на которого стоило бы донести в полицию (один из насильников оказался его родственником), беременной от насильника дочкой, которая не хочет уезжать в Голландию, и бременем белого человека, от которого не уедешь никуда.
Экранизация романа Джона Максвелла Кутзее, нобелевского лауреата, получившего за "Бесчестье" своего второго "Букера", прошла на удивление незамеченной, даже несмотря на Малковича, из всех восьми ролей, сыгранных им в 2008-м, сыгравшего здесь, пожалуй, самую лучшую. Сказалась, наверное, некоторая пресыщенность черным континентом, где в последнее время стало модно устраивать хождение по мукам для симпатичных белых парней, еще сохраняющих некоторые остатки совести. "Последний король Шотландии", "Дарфур", наконец, "Преданный садовник" — первое, что приходит здесь на ум, притом к "Садовнику" "Бесчестье" оказывается ближе всего по форме и по смыслу, разве что заговор международных корпораций заменили английским романтизмом, который преподает смазливым черным барышням профессор Лури. И надо отдать должное режиссеру фильма Стивену Джейкобсу — он прекрасно осознавал, заложником какой расхожей букеровско-нобелевско-голливудской коньюктуры может оказаться его картина, и заставил-таки "Бесчестье" зазвучать более менее приземленно. В результате, проблемы Южной Африки после падения апартеида, безусловно ужасные в своей безвыходности, как и вообще все универсальные проблемы, над которыми любят поломать свою и нашу голову нобелевские лауреаты, отошли на второй план перед почти бытовой проблемой главного героя. Лишь на 52-м году жизни профессор начинал потихоньку понимать, что жизнь все-таки отличается от романтической поэзии, и притом довольно сильно. Жизнь — она жизнь и в Африке: перенесите эту драму с южноафриканской фермы в русскую деревню, и получите те же, в общем, результаты.
При условии, конечно, что роль профессора, разменявшего Байрона на бесплатное усыпление собак, останется за Малковичем. Конечно, этот большой лысый человек с косящим глазом и здравомыслящей шишкастой головой, красиво горящей синим пламенем в самом начале фильма, и есть главный козырь режиссера, которому выдали на руки не самую выгодную комбинацию из политических (расизм), культурных (Байрон в Африке), религиозных (грехопадение) и прочих расхожих аллегорий, которыми так любят блефовать пост-колониальные литераторы типа Кутзее. И которыми совестливый западный зритель любит потерзать себя из-за прегрешений отцов и цвета своей кожи. Гори они синим пламенем! И это правильно.
С сайта Филм Ру