Описание фильма

"Район № 9"   

Название фильма: Район № 9
Район № 9
Страна-производитель: США
Английский: District 9
Жанр: фантастика
Режиссер: Нилл Бломкамп
В ролях: Девлин Браун, Джейсон Коуп, Шарлто Коупли, Мандла Гадука, Ванесса Хэйвуд, Роберт Хоббс, Дэвид Джеймс, Кеннет Нкоси, Уильям Аллен Янг
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Режиссёр Нилл Бломкамп при продюсерской поддержке Питера Джексона представляет сверхсекретный римейк по мотивам его же короткометражки 2005 года «Выжить в Йобурге», которая описывала неких инопланетных беженцев, прибывших к нам на Землю и принявшихся потреблять «нашу воду и электричество».

Инопланетный вопрос испортил их
Российская Газета

Режиссер и продюсер Питер Джексон, прославившийся трилогией "Властелин колец", пригласил молодого режиссера Нила Бломкампа снять современный по форме и актуальный по содержанию фильм на избитую киношную тему - визит инопланетян на Землю. Сам Джексон в данном случае занялся продюсированием, что пошло картине на пользу - будь Джексон режиссером "Района", у него бы наверняка получилось эпическое полотно противостояния homo sapiens с гуманоидами. У Нила Бломкампа (он же автор сценария "Района №9"), уроженца Южной Африки, привыкшего снимать рекламные ролики, получился свежий взгляд на инопланетный вопрос. Он применил документальную съемку и сделал весь фильм в стилистике новостей, реального видео. Зритель видит хронометраж каждого сюжета.
Корабль инопланетян застрял на Земле. Кончилось топливо, подмога прийти не может, командование корабля погибло. Остались только рядовые инопланетян, представляющие собой нечто среднее между раками и насекомыми. Поскольку инопланетяне безобидны (оружием выживший социальный слой инопланетных гостей пользоваться не умеет) земляне поселяют их в "гетто" - Девятый район. Уничтожать инопланетян на корню, как это обычно бывает в голливудских картинах, либо расщеплять на молекулы ради науки, никто не собирается. Но создание резервации не помогает. В районе процветает преступность: рачки роются в помойках, что не нравится темнокожим. Ведь клешнелапые могут, чего доброго, порвать колючую проволоку, прорваться к людям и выхватить у приличной домохозяйки сумку с продуктами.
К тому же в девятом районе процветает нелегальная торговля. Нигерийцы выкупили за кошачий корм все иноземное оружие и мечтают научиться им управлять. Ситуация критическая. Инопланетный вопрос замучил землян. Решено устроить карательную операцию и, дабы успокоить обывателей, транслировать подвиги полиции в прямом эфире центрального телеканала. Юридическое прикрытие для операции следующее - инопланетянам, существам, которые не знают, что такое собственность, нужно вручить уведомление о выселении (оцените иронию). Заканчивается благое дело выжиганием инопланетян, и заражением чужеродным вирусом руководителя всей этой акции. Вот тут-то акцент фильма смещается: теперь зараженный человек становится предметом охоты. Он медленно, но верно трансформируется в "рачка" и становится нужен людям для опытов, и помочь ему могут только презираемые им ранее инопланетяне. А фантастическая лента становится социальной драмой.
Режиссер не случайно выбрал местом действия своей социальной истории о межпланетной нетерпимости город Йоханнесбург. Такие же трансляции этнических чисток, которые показывает в фильме Бломкамп, не раз видели зрители спутниковых телеканалов, только фигурантами событий были иммигранты из Сомали, Зимбабве, Мозамбика. Местные жители открыли настоящую охоту за своими собратьями, много лет назад переехавшими в ЮАР из соседних стран. Если посмотреть еще дальше в историю Африканского континента, то съемка, показанная в "Районе №9" напоминает времена апартеида, когда белое население ЮАР сегрегировало коренных жителей-африканцев. Перед вами все те же трущобы Йоханнесбурга, только вместо темнокожих жителей резервации с полицией сражаются рачки. И с каждой минутой фильма у зрителей остается все больше сомнений в том, кто из них - насекомые.
Оксана Нараленкова

Банка с пауками
Независимая газета

«Район № 9» – фантастика, спродюсированная Питером Джексоном и поставленная дебютантом Нилом Бломкампом. Авторы, кажется, нашли точку соприкосновения реальности и фантастики.
Когда на землю приземлилась армия инопланетян, они оказались хотя и достаточно опасными, но крайне ленивыми существами. Никакой инопланетный разум ими не управлял, и поэтому его функции решили взять на себя люди: поселили жукообразных существ в резервации в Йоханнесбурге, где они стали обитать в трущобах, питаться кошачьими консервами и отдавать за них свое супермощное оружие местным чернокожим барыгам. Для контроля зеленых стрекочущих существ создали специальную организацию. Ее сотрудник, усатый обыватель, в меру трусливый, в меру восторженный, по имени Викус ван де Мерве взялся организовать выселение инопланетян из гетто в концлагеря. И в одной из трущоб сунул нос в попавшуюся на глаза пробирку. После чего очень быстро сам стал превращаться в инопланетянина.
Трудно сказать, кто тут действительно сыграл главную роль – Джексон или Бломкамп. Да и не так это важно. «Район» сделан просто до невероятного гладко: каждая деталь здесь продумана до молекулы, и никакого ощущения механистичности это не оставляет. И подкупает в первую очередь то, как разработан каждый характер. Здесь соблюдены все законы жанра, но при этом – вывернуты наизнанку. Главный герой, согласно всем канонам, становится в последние 20 минут главным супергероем. Только ненадолго, и лохом от этого быть не перестает. Да чего там?! Инопланетяне даже здесь вышли далеко за рамки милых воркующих чудиков – есть среди них и барбосы в розовых лифчиках, писающие по углам, и крикуны, лезущие на рожон, и утонченные интеллигенты.
Бломкамп медленно наводит оптику, принимает серьезный тон. Первые полчаса фильма смотрятся вовсе как уморительная комедия – с гэгами про наркоторговцев, толкающих пришельцам «Чаппи», откровенными аллюзиями с бытом гастарбайтеров и всем тем фонтаном шуток, к которым стилизация под документальный фильм располагает. Но в тот момент, когда юмор уже доходит до уровня пояса (отравившийся инопланетной заразой Викус мучается поносом), все переворачивается, радостный галоп сменяется на тихий ход, оптика наводится на главного героя, улетучивается стилизация под документалистику, а тон становится – серьезнее некуда.
Кажется, со времен фильма «Дитя человеческое» Алфонсо Куарона фантастика не была настолько реальной и избавленной от какого бы то ни было остранения или обобщения. Но в «Районе» между футуристической фантастикой и реальностью вовсе ставится знак равенства. Будущее не просто уже началось – оно чуть ли не позади, на что Джексон с Бломкампом намекают постоянными перебивками в виде интервью с мнимыми участниками событий. Уже лет десять, со времен «Матрицы», любое фантастическое кино так или иначе занято поисками точек соприкосновения фантастики и реальности. И, как это ни громко звучит, эту точку в «Районе» Бломкамп нашел. И пусть она крайне очевидна – просто размывание границ, – талантливый, техничный и ловкий режиссер, каковым, несмотря на отсутствие опыта, Бломкамп и является, легко может ее возвести в абсолют.
Иван Чувиляев

Принуждение жуков к миру
Вадим Зельбин
Выходит "Район №9" — независимая научная фантастика про жучков-инопланетян, застрявших в лагере для беженцев, новое слово в вопросе контакта с инопланетным разумом.
Над Йоханнесбургом — проблемным южноафриканским мегаполисом, пожинающим ядовитые плоды апартеида и называемым местными жителями просто Йобург, включив аварийку, зависает НЛО. По форме и размерам объект напоминает нефтеперерабатывающий комбинат, забитый под завязку гастарбайтерами — проворными, неприятными на вид пришельцами, смахивающими на продукт перекрестного опыления игроков регби, наряженных в костюм креветки, и скарабеев-зомби. Терпящих бедствие жуков согнали в лагерь для перемещенных лиц — "Район № 9", который через двадцать лет совсем не мирного сосуществования с хомосапиенсами всех цветов кожи выродился в нечто среднее между Черкизоном, сектором Газа и сталкерской зоной, контроллируемой нигерийской мафией.
Интрига фильма, собственно говоря, раскручивается в полном соответствии с этими аналогиями. С одной стороны к району № 9 тянут ручки власти, мечтающие выселить всех инопланетян в район № 10 — совсем уже концлагерь, обнесенный колючей проволокой. С другой — правозащитники, логично переключившиеся с прав человека на права жучков. С третьей — спецслужбы, которым свалился на голову большой кусок инопланетной технологии, но бестолку, потому что в человеческих руках могучие дивайсы упорно не работают. Между означенными авторитетами и мечется колобком главный герой — чиновник, ответственный за массовое выселение жуков, но сам мутирующий в жука под воздействием какой-то гадости, которую пришельцы двадцать лет собирали по каплям на своей помойке, чтобы заправить в НЛО и улететь обратно.
Первой безусловной заслугой авторов "Района №9" стала давно назревшая перезагрузка такого изрядно амортизированного зрелища как "контакт человечества с внеземным разумом". Последние лет тридцать означенный контакт развивается — с теми или иными вариациями — либо по "доброй" спилберговской схеме "Контактов третьей степени", либо "злой" — "Чужих" До Нилла Бломкампа никто не додумался преподнести его таким изматывающим, безрезультатным и, главное, разочаровавшим обе стороны занятием. Второй заслугой Бломкампа стало адекватно преподнесенное в "Районе №9" торжество исторической справедливости, потому что за неприятными жучками-беженцами, организовавшими в ЮАР новую гуманитарную катастрофу, скрываются те самые насекомые, которых давили сапогами в рамках операции по принуждению к миру верхувенские "Воины звездолетов".
Что касается других достижений этого дебюта, то они показались нам довольно скромными. В отличие от "Монстро", выдержанного в технике ютьюба от первого кадра до последнего, "Район №9" представляет собой мешанину из псевдорепортажных кадров и явно постановочных, что мешает принимать творящуюся в кадре небывальщину близко к сердцу. А это для фантастики новой формации, которую снимают за три рубля, то есть смешные тридцать миллионов долларов независимые от больших студий режиссеры, ужас как необходимо. Питер Джексон, продюсировавший "Район №9" из своего кармана, как раз-таки добился эффекта сопричастности в своем научно-фантастическом дебюте "В плохом вкусе", где у пришельца вываливался из головы мозг, а он рукой заправлял его обратно. Почему не получается сострадать чиновнику, у которого вместо руки выросла клешня — абсолютно ясно. Правда, в случае с "Районом №9" этот вопрос имеет больше отношения к реальности, в которой мы все живем, а не к фантастике, которой озабочено искусство.
С сайта film.ru

Инопланетный вопрос испортил их
Российская Газета

Режиссер и продюсер Питер Джексон, прославившийся трилогией "Властелин колец", пригласил молодого режиссера Нила Бломкампа снять современный по форме и актуальный по содержанию фильм на избитую киношную тему - визит инопланетян на Землю. Сам Джексон в данном случае занялся продюсированием, что пошло картине на пользу - будь Джексон режиссером "Района", у него бы наверняка получилось эпическое полотно противостояния homo sapiens с гуманоидами. У Нила Бломкампа (он же автор сценария "Района №9"), уроженца Южной Африки, привыкшего снимать рекламные ролики, получился свежий взгляд на инопланетный вопрос. Он применил документальную съемку и сделал весь фильм в стилистике новостей, реального видео. Зритель видит хронометраж каждого сюжета.
Корабль инопланетян застрял на Земле. Кончилось топливо, подмога прийти не может, командование корабля погибло. Остались только рядовые инопланетян, представляющие собой нечто среднее между раками и насекомыми. Поскольку инопланетяне безобидны (оружием выживший социальный слой инопланетных гостей пользоваться не умеет) земляне поселяют их в "гетто" - Девятый район. Уничтожать инопланетян на корню, как это обычно бывает в голливудских картинах, либо расщеплять на молекулы ради науки, никто не собирается. Но создание резервации не помогает. В районе процветает преступность: рачки роются в помойках, что не нравится темнокожим. Ведь клешнелапые могут, чего доброго, порвать колючую проволоку, прорваться к людям и выхватить у приличной домохозяйки сумку с продуктами.
К тому же в девятом районе процветает нелегальная торговля. Нигерийцы выкупили за кошачий корм все иноземное оружие и мечтают научиться им управлять. Ситуация критическая. Инопланетный вопрос замучил землян. Решено устроить карательную операцию и, дабы успокоить обывателей, транслировать подвиги полиции в прямом эфире центрального телеканала. Юридическое прикрытие для операции следующее - инопланетянам, существам, которые не знают, что такое собственность, нужно вручить уведомление о выселении (оцените иронию). Заканчивается благое дело выжиганием инопланетян, и заражением чужеродным вирусом руководителя всей этой акции. Вот тут-то акцент фильма смещается: теперь зараженный человек становится предметом охоты. Он медленно, но верно трансформируется в "рачка" и становится нужен людям для опытов, и помочь ему могут только презираемые им ранее инопланетяне. А фантастическая лента становится социальной драмой.
Режиссер не случайно выбрал местом действия своей социальной истории о межпланетной нетерпимости город Йоханнесбург. Такие же трансляции этнических чисток, которые показывает в фильме Бломкамп, не раз видели зрители спутниковых телеканалов, только фигурантами событий были иммигранты из Сомали, Зимбабве, Мозамбика. Местные жители открыли настоящую охоту за своими собратьями, много лет назад переехавшими в ЮАР из соседних стран. Если посмотреть еще дальше в историю Африканского континента, то съемка, показанная в "Районе №9" напоминает времена апартеида, когда белое население ЮАР сегрегировало коренных жителей-африканцев. Перед вами все те же трущобы Йоханнесбурга, только вместо темнокожих жителей резервации с полицией сражаются рачки. И с каждой минутой фильма у зрителей остается все больше сомнений в том, кто из них - насекомые.
Оксана Нараленкова

Банка с пауками
Независимая газета

«Район № 9» – фантастика, спродюсированная Питером Джексоном и поставленная дебютантом Нилом Бломкампом. Авторы, кажется, нашли точку соприкосновения реальности и фантастики.
Когда на землю приземлилась армия инопланетян, они оказались хотя и достаточно опасными, но крайне ленивыми существами. Никакой инопланетный разум ими не управлял, и поэтому его функции решили взять на себя люди: поселили жукообразных существ в резервации в Йоханнесбурге, где они стали обитать в трущобах, питаться кошачьими консервами и отдавать за них свое супермощное оружие местным чернокожим барыгам. Для контроля зеленых стрекочущих существ создали специальную организацию. Ее сотрудник, усатый обыватель, в меру трусливый, в меру восторженный, по имени Викус ван де Мерве взялся организовать выселение инопланетян из гетто в концлагеря. И в одной из трущоб сунул нос в попавшуюся на глаза пробирку. После чего очень быстро сам стал превращаться в инопланетянина.
Трудно сказать, кто тут действительно сыграл главную роль – Джексон или Бломкамп. Да и не так это важно. «Район» сделан просто до невероятного гладко: каждая деталь здесь продумана до молекулы, и никакого ощущения механистичности это не оставляет. И подкупает в первую очередь то, как разработан каждый характер. Здесь соблюдены все законы жанра, но при этом – вывернуты наизнанку. Главный герой, согласно всем канонам, становится в последние 20 минут главным супергероем. Только ненадолго, и лохом от этого быть не перестает. Да чего там?! Инопланетяне даже здесь вышли далеко за рамки милых воркующих чудиков – есть среди них и барбосы в розовых лифчиках, писающие по углам, и крикуны, лезущие на рожон, и утонченные интеллигенты.
Бломкамп медленно наводит оптику, принимает серьезный тон. Первые полчаса фильма смотрятся вовсе как уморительная комедия – с гэгами про наркоторговцев, толкающих пришельцам «Чаппи», откровенными аллюзиями с бытом гастарбайтеров и всем тем фонтаном шуток, к которым стилизация под документальный фильм располагает. Но в тот момент, когда юмор уже доходит до уровня пояса (отравившийся инопланетной заразой Викус мучается поносом), все переворачивается, радостный галоп сменяется на тихий ход, оптика наводится на главного героя, улетучивается стилизация под документалистику, а тон становится – серьезнее некуда.
Кажется, со времен фильма «Дитя человеческое» Алфонсо Куарона фантастика не была настолько реальной и избавленной от какого бы то ни было остранения или обобщения. Но в «Районе» между футуристической фантастикой и реальностью вовсе ставится знак равенства. Будущее не просто уже началось – оно чуть ли не позади, на что Джексон с Бломкампом намекают постоянными перебивками в виде интервью с мнимыми участниками событий. Уже лет десять, со времен «Матрицы», любое фантастическое кино так или иначе занято поисками точек соприкосновения фантастики и реальности. И, как это ни громко звучит, эту точку в «Районе» Бломкамп нашел. И пусть она крайне очевидна – просто размывание границ, – талантливый, техничный и ловкий режиссер, каковым, несмотря на отсутствие опыта, Бломкамп и является, легко может ее возвести в абсолют.
Иван Чувиляев

Социальный подтекст
Роман КОРНЕЕВ

Чужие, как известно, прилетают к нам с тремя целями. Захватить мир, спасти от человечества Землю и просто — убить всех людей. Из любви, так сказать, к искусству. Иногда они прилетают с целью вразумления человецех и более гуманитарными средствами, но, сами понимаете, не в современном Голливуде. Непробиваемая стена продюсерских клише и следующего из него затяжного сценарного кризиса идей превратила за последние годы фантастику в зоопарк вымерших животных, где римейки и франчайзы правят бал, а самое серьёзное, что снимается, имеет жанровую дефиницию «комикс».
И пробить эту стену сложнее, чем какую бы то ни было другую, потому что построена она из денег. Фантастика — штука дорогая, очень дорогая, безумно дорогая. Когда инди-комедии с полутора звёздами снимают за 75 миллионов, о каком прорыве в жанре НФ можно говорить. Всё новое может не выстрелить, как в том известном анекдоте про динозавра на улице, с вероятностью один к двум. А деньги-то нужны уже сейчас.

Нет, конечно, можно подождать пару десятков лет вставания с одра Кэмерона или Скотта. Но покуда ждём, ценителю жанра приходится переходить на сушёный кизяк вроде «Пятого измерения» или перебиваться со случайных удач вроде «Пекла» на очередные сиквелы вроде «Терминатора 4». Фантастики, по сравнению с веосьмидесятыми-началом девяностых, стало безумно мало. И не стало бы её вообще, если бы не настигшая и кинематограф цифровая революция.
Что бы не говорили кино-пуристы вроде меня, которым подавай живой кодаковский целлулоид из убиенных коров, цифровая камера высокого разрешения, однажды ставшая общедоступной, совершила невозможное — позволила настоящим ценителям и самородкам со всего мира стать самому себе режиссёром, снимая за копейки ужасный трэш, который, чудесным образом, вдруг оказался в век вебдваноля куда как востребованным зрителем.
Таким самородком были и старые товарищи Шарлто Копли и Нил Бломкамп. В Южной Африке, где, по их собственным воспоминаниям, кино снимает три с половиной инвалида, они продолжали из года в год снимать свои короткометражки, Копли был продюсером, ассистентом режиссёра и если надо массовкой, а Бломкамп был сценаристом, режиссёром, оператором и если надо массовкой.

С тем же успехом они как-то собрались, взяли камеру, и пошли на улицы родного Йоханнесбурга снимать репортаж о том, как прилетели напланитяни и начали «пить нашу воду». Случайно встреченные прохожие с радостью возмущались на камеру такому обороту событий (ну, спрашивали их, видимо, не про пресловутых напланитян, а про нигерийцев, евреев или просто местных социально неустроенных негров, в стране не так давно побеждённого апартеида этот вопрос не может не вызвать резонанса в душе). Потом клипмейкер Бломкамп подвесил над городом образ летающей тарелочки, были досняты перу сцен с картонным «трансформинатором», в одной из которых мелькнул Шарлто Коупли с ружьём, и вуа-ля, в точности по старику Ромеро, у трэша всегда найдётся зритель и социальный подтекст. Всё это получило название «Выжить в Йобурге» и пошло гулять по Сети.
Дальше Бломкамп переехал себе в Канаду, Коупли снял свой собственный проект «Ложка», где был уже режиссёром и сценаристом, и вся эта история благополучно забылась, если бы не две случайности. Первая случайность — пересёкшись с Питером Джексоном, который в борьбе за дальнейшее существования «Хоббита» потихоньку продюсировал экранизацию шутера Halo, Бломкамп снял для будущего проекта две короткометражки в излюбленном со времён бурной трэшовой молодости реалистичной «репортажной» манере и уже должен был приступать к съёмкам самого фильма. И вторая случайность — проект застрял, не то по причине недостатка финансирования, не то по вине тугодумов-правообладателей из «Майкрософта».

Не было бы счастья, да несчастье помогло, впечатлившийся талантами Бломкампа ПиДжей добывает ему неплохие для новичка, но крошечные для современной фантастики 30 миллионов, и Бломкамп едет обратно в ЮАР собирать старых друзей — сценариста Терри Татчелла, оператора Трента Опалоча, композитора Клинтона Шортера и самое главное своего бывшего продюсера Шарлто Копли. То есть практически всех тех трёх с половиной инвалидов, что по-прежнему делают в ЮАР кино.
Так началась история Викуса ван де Мерве, серого неприметного бюрократа транснациональной корпорации ЭмЭнЮ, приглядывающей за «Районом 9», сектором йоханнесбургских трущоб, заселённом пассажирами прилетевшей 28 лет назад бесхозной летающей тарелки. Десоциализированные «креветки» (почему в переводе они «моллюски», ума не приложу) роются по помойкам и выменивают упёртое с корабля оборудование за банку кошачьих консервов. Кадры взаправдашних трущоб (пусть в реальности и давно расселённых) сочетаются с архивными съёмками массовых побоищ вокруг этих же трущоб во времена оные, висящие повсюду плакаты, отсылающие к аналогичным плакатам времён апартеида, сама идея многомиллионного поселения беженцев, внутри которых творится чёрт знает что, позаимствованная из современной африканской реальности. Плюс с первых же кадров отброшенная идея о том, что тарелку и её апатичных пассажиров можно как-то использовать во благо, а не во вред.

Готов собирательный образ антиутопического настоящего, в котором «гуманитарные войны», морские пираты, все друг друга ненавидят, ооновские бюрократы бесконечно и бессмысленно выпускают какие-то циркуляры, осуществляется какая-то гуманитарная помощь, проводятся какие-то более или менее притянутые за уши операции по «принуждению к миру», бродят какие-то мутные банды, по телевизору следуют какие-то гуманитарные и общечеловеческие славословия, но в целом ничего не меняется и 28 лет, и, кажется, 128. Потому что правят бал всё равно международные торговцы оружием, армии наёмников, орды полуграмотных условных «нигерийцев» с калашами и вуду, и только самих креветок-моллюсков никто не берёт в расчёт.
История Викуса ван де Мерве в исполнении Шарлто Копли и его визави Кристофера Джонсона (привет принудительному переименованию африканских рабов) это не история про инопланетные биотехнологии (ценителю «твёрдой фантастики» крошечный контейнер с «топливом» и прочие кунштюки покажутся не совсем уместными), а именно удачно подготовленный и занимательно преподнесённый социальный эксперимент, где креветкообразные «засланцы», оставшись такими же деклассированными мерзкими вонючими помоечными бомжами, покажутся зрителю куда более достойными прощения, чем всё наше современное насквозь двуличное и лживое общество.

Тут нужно добавить и ещё один момент, который в нашем дубляже (кстати, весьма приличном, особенно там где Викус что-нибудь крушит с криками «суки!») несколько поблек, а именно образ современного безвольного «технократа», заблудшего добродушного паяца, думающего, что он правит миром. В оригинальном звучании колоритный южноафриканский акцент Копли куда сильнее демонстрирует в кадре, что Ван де Мерве вовсе не в диком восторге от своей работы, он вовсе не жаждет рыться по этой помойке в поисках краденных компьютеров или незаконного оружия, он вовсе не гордится собой в сцене с уничтожением абмара с яйцами. Он безумно боится этих тварей, хорохорится перед начальством, которое будет на него косо смотреть по итогам съёмок, и ненавидит всех вокруг за то, что ему приходится этим заниматься.
Сей тонкий момент построен на неуверенных интонациях, которых в дубляже почти нет, и потому например сцена, где главгерой по всей логике должен развернуться и начать «мочить козлов», а он берёт и убегает, они в русской версии фильма остаются вовсе без объяснения — а он просто до жути боится и нигерийцев, и родное ЭмЭнЮ. Как не понятно, почему презирает Ван де Мерве наёмник Кубус. Опять-таки, только по акценту становится ясно, что главный герой — африкаанс, «коренной» африканский белый, а Кубус — этнический британец, белая кость времён Империи. Видите, какие тонкости восприятия потребовались Бломкампу при всей минималистичности визуального стиля.

Я уже успел услышать упрёки фильму, мол, автор нарочно так увлёкся модной нынче псевдореалистической манерой, мол, в последнее время так только ленивый не снимает. Во-первых, даже я при своей заинтересованности темой, могу назвать ну с десяток подобных проектов, а во-вторых, здесь и сейчас, для рассказа именно этой безупречно оригинальной и главное актуальной истории лучшего способа подачи, чем «корпоративное видео» и псевдодокументальный футадж а-ля БиБиСи с зависшей в сером небе бесхозной тарелкой, придумать просто невозможно.
Для того чтобы пуля попала в цель, недостаточно иметь ружьё, нужно уметь из него стрелять. Для того чтобы фильм превратился в знаковое явление, недостаточно поймать модную тенденцию, состряпать глубокомысленный сюжет и набрать неизвестных актёров. Нужно чтобы это всё ожило не на экране, а в голове у зрителя. И Бломкамп со своей командой сумел не упустить полученный шанс, с одной стороны продемонстрировав нам за смешные деньги всю мощь технологии развлечений, с другой стороны, удачно уложив это развлечение в канву сюжета с небанальными выводами и чётким послевкусием того, что это фильм — о нас с вами. Последнее всё чаще не удаётся даже маститым каннским лауреатам, не говоря уже об отечественных параграфах 78.
Ведь после просмотра этого фильма хочется, чтобы самородок Бломкамп снимал дальше и как можно больше, нового и разного. А это такая редкость в наше время римейков и сиквелов.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

Среди чужих
Время новостей

Дебют имеет особую энергию -- об этом говорят все продюсеры, работающие с начинающими, кстати, из-за этой энергии во многом и работающие. И лишь второй фильм покажет, имеет ли режиссер настоящий потенциал. Знаменитый автор «Властелина колец» и «Кинг-Конга» Питер Джексон продемонстрировал, что и как продюсер он умеет найти интересное решение, поскольку у его протеже, режиссера-дебютанта Нила Бломкампа помимо энергии очевидно, есть еще много других достоинств, и второй фильм, как и третий, надо думать, не разочарует.
Впрочем, очевидно, что немалая роль тут принадлежит -- извините за невольный каламбур -- исполнителю главной роли Шарлто Коупли, который сейчас тоже снимает свой дебютный фильм. Превращение его героя Викуса из человека в мутанта идет параллельно с превращением законопослушного, но ограниченного обывателя в человека разумного, думающего и страдающего, составляет главное содержание фильма и происходит очень убедительно.
Но самое главное достоинство картины в том, что ее фантастический сюжет от начала до конца построен на абсолютно реальных и точных подробностях, погружен в современный мир и оттого так убедителен.
А сюжет в нем такой -- за двадцать лет до описываемых событий над городом Йоханнесбургом завис космический объект. Как удалось выяснить землянам, гигантский корабль потерял управление, а около миллиона находящихся на нем еле живых существ разумными можно назвать только с большой натяжкой -- было решено, что они являются чем-то вроде рабочих пчел, а те, кто ими управлял, погибли. Принято гуманное решение высадить обитателей корабля на землю, поместить в иммиграционный лагерь и ждать, когда их тайна будет разгадана. Но прошло время, ничего существенного узнать не удалось, а пришельцы расплодились в трущобах, пристрастились к кошачьему корму, выучились менять оружие на продовольствие и копаться в помойках. И тогда власти решили перенести лагерь подальше от города. Руководить этим переселением поручено некоему Викусу, и это сложно, потому что он должен лавировать между необходимостью соблюдать протокольные нормы, не мешать военным и скрывать свое отвращение к подопечным. И надо же случиться такому -- в кровь этого чинуши с куриными мозгами попадает странная субстанция, и его организм начинает меняться.
Задумав историю про высадку инопланетян в Йоханнесбурге, автор фильма попал в десятку -- во-первых, материал этот нов и довольно экзотичен, с одной стороны, актуален и узнаваем -- с другой. Во-вторых, осваивая знакомый с детства город для его довольно необычной интерпретации, уроженец ЮАР должен был найти необычный ракурс, и он его нашел. И наконец, укорененность в этом мире не позволила ему допустить обычной клюквы, до которой так охочи компьютерные гении, изобретающие чужие миры, компилируя их из обрезков когда-то виденных фильмов и игр. Думаю, что документальные пробы, а режиссер свою первую короткометражку «Выжить в Йобурге» снимал как репортаж из реального района Йоханнесбурга, тоже сыграли свою роль.
В результате получилось зрелище яркое, выразительное и необычное. Лагерь инопланетян --это почти точная копия трущоб, с той разницей, что в помойках копаются странные молюскоподобные существа, ведущие себя, впрочем, вполне узнаваемо.
Эффект от того, что об опасности, исходящей от пришельцев, и о нежелании жить с ними рядом говорят черные обитатели реально неблагополучных районов, придает событиям дополнительный объем. Инопланетяне, с их отталкивающими повадками, подвергаются сегрегации с полным вроде бы основанием (люди не понимают их логики, не разделяют их вкусов, и не способны поставить себя на их место), что не мешает зрителям, повинуясь желанию режиссера, постепенно проникнуться к этим действительно малоприятным существам симпатией и сочувствием. Что в итоге дает ненавязчивый урок политкорректности, раз уж эти невозможные создания могут быть нами поняты...
Для кинематографа важнее всего правильно найти образ -- и героя, и антагониста, и места действия. Первым ощущением от облика инопланетян было разочарование -- в них слишком многое напоминало игрушки-трансформеры. Однако постепенно режиссеру удалось с ними справиться, и (привет от «Е.Т.» Спилсберга) -- в облике двух особо продвинутых инопланетных беженцев появилось что-то симпатичное. Особенно в маленьком -- мелкие зверушки и детеныши неизменная слабость человеческой расы.
Борьба с ксенофобией -- очень важная и благородная задача. Но фильм идет дальше -- превращение Викуса в инопланетное чудовище у меня лично вызвало явные ассоциация со знаменитой новеллой Кафки. С одним отличием -- если Грегор Замза, превращаясь в монстра, расчеловечивается и теряет право на наше сочувствие, то с Викусом происходит обратное -- он становится человеком именно тогда, когда вынуждено, под давлением обстоятельств должен сочетать в себе две правды и стоять на двух позициях. Из чистого эгоизма он берется помогать инопланетянам, более того, он ими манипулирует, но, только осознав себя не принадлежащим больше к лагерю людей и еще не включившись в инопланетные разборки, он вдруг становится на сторону высшей правды и справедливости, гуманизма как такового, не разбирающего, в чем тактические нужды и где «свои» и «чужие».
Вот в этой очень наглядно стертой границе между политическими, сиюминутными, клановыми, расовыми, этническими, социальными и прочими временными разделениями и состоит настоящий -- гуманистический -- смысл этого фильма.
В нем не отменена высшая истина: кто бы ты ни был, в тот момент, когда ты спасаешь другого, слабого и беззащитного, ты становишься человеком. Даже если тебя уже покрывает хитиновый панцирь.
Алена Солнцева
 
Гетто для космических нелегалов
Газета "Труд"

Когда 20 лет назад на Землю высадились инопланетяне, от них ждали чего-то сверхъестественного — кто-то радовался потенциальному сотрудничеству, кто-то опасался межпланетной войны. Но пришельцы оказались беженцами — и для них устроили лагерь в южноафриканском районе № 9. В наши дни, когда происходит действие фильма, уже никто не знает, что делать с малоприятными, беспомощными, никому не нужными инопланетянами. Кроме частной корпорации, которой для производства сверхмощного оружия требуется ДНК пришельцев. Но проще добыть её у одного из агентов корпорации, заразившегося инопланетным вирусом.
Несколько лет назад режиссер Нил Бломкамп уже подбирался к этой теме, сняв короткометражку «Выжить в Йобурге».
Продюсеру Питеру Джексону понравилась идея дебютанта сделать полнометражную картину на стыке разных жанров — помимо традиционных для фантастического фильма сцен Бломкамп обращается к жанру мокьюментари, используя псевдодокументальные кадры, но при этом в «Районе № 9» есть и подлинные новостные сюжеты. «Иногда фильм кажется чересчур искусственным, — говорит режиссер, — а иногда — пугающе реалистичным».
Пугающий реализм режиссер отыскал все в том же Йоханнесбурге: «Там есть грязь, колючая проволока, сорняки: Невероятно богатый видеоряд». Для того чтобы город выглядел поапокалиптичнее, съемки проходили в зимние месяцы. К тому же члены съемочной группы нашли великолепную мусорную свалку, с которой городские власти как раз начали переселять людей в более приличное жилье. Несколько хижин были выкуплены, разобраны и отстроены вновь. «Все необходимое было у нас под рукой, включая мусор и металлолом, — говорит художник-постановщик Филипп Айви, — и нам даже не пришлось придавать декорации более старый и грязный вид».
Сергеева Жанна

По тарелкам!
Итоги

На стадии производства новозеландский "Район № 9" был одним из самых загадочных проектов этого года. Создатели засекретили бюджет картины, словно партизаны, молчали про сценарий и актерский состав. По невероятно стильному постеру с изображением насекомоподобной кракозябры и надписью For Humans Only ("Только для людей") можно было сделать вывод, что авторы задумали нечто эпическое. Скорее всего кино про отражение инопланетной или инаковидовой агрессии. От продюсера "Района" Питера Джексона ("Властелин колец", "Кинг-Конг"), пригласившего в режиссеры специалиста по компьютерным эффектам Нила Бломкампа, можно ожидать чего угодно. Впрочем, уже по первым кадрам стало ясно, что результат превосходит любые, даже самые завышенные чаяния.
Начало фильма - это мокьюментари, пародия на документальное кино. Какие-то люди, глядя в камеру, рассказывают, как в 1980 году над Йоханнесбургом зависло гигантское НЛО. Власти месяц терпели молчаливое присутствие гостей, а потом вломились внутрь и обнаружили сотни тысяч изможденных креветкообразных тварей. Пришельцев заселили в гетто, где они безобразничали, разводили грязь и продавали свое оружие местному бандитскому отребью. К слову, эта часть картины - социальная пародия на отношение между белым и черным населением ЮАР. Хороши и те и другие. Европеоиды Йоханнесбурга в "Районе" выглядят сущими колонизаторами и расистами, чернокожие - злобным, грязным, воинствующим стадом. Через двадцать лет житья от братьев по разуму не стало никому, и их решили переселить подальше. Однако в результате спецоперации нелепый земной чиновник заразился космическим вирусом и начал мутировать в одного из насекомых. Тут-то и начинается третья, заключительная стадия жанрового перевоплощения картины: "Район" превратился в динамичный, красочный боевик - чиновник, ставший в одночасье изгоем и мишенью, поднимает пришельцев на бунт.
Главный месседж этой довольно злобной картины: большинству (в данном случае белому) абсолютно все равно, кого угнетать. Главное, чтобы под боком были существа, которых можно загнать в гетто, переселить или вовсе извести: чернокожие или инопланетяне - не важно, они ведь не похожи на остальных.
"Район № 9" - авторский блокбастер новой формации, одним из главных творцов в котором выступает, как ни парадоксально, продюсер. Без звезд - главные роли в картине исполнили малоизвестные новозеландцы. С не самым фантастическим бюджетом: продюсер Джексон, так пока и не озвучивший сумму, сказал, однако, что она сильно меньше голливудской. Так, мол, больше свободы творчества. Производством картины занимались не мейджоры, а небольшие студии. И самое главное, это не банальный голливудский экшен, а совсем не глупый sci-fi. Это уже далеко не первый подобный проект: вспомнить хотя бы "Хранителей" или "Монстро". То ли блокбастер мутировал, то ли арт-хаус объелся бюджета, но в результате - жуть как интересно.
Стас Лобастов

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#