Описание фильма

"Я всегда хотел быть гангстером"   

Название фильма: Я всегда хотел быть гангстером
Я всегда хотел быть гангстером
Страна-производитель: Франция
Английский: J'ai toujours reve d'etre un gangster / I Always Wanted to Be a Gangster
Жанр: комедия / драма
Режиссер: Самюэль Беншетри
В ролях: Анна Муглали, Эдуар Баэр, Жан Рошфор, Лоран Терзиефф, Жан-Пьер Кальфон, Венантино Венантини, Роже Дюма, Ален Башун, Арно, Були Ланнер, Серж Ларивьер, Сельма Эль Муисси, Джеральд Ларош, Самюэль Беншетри
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Черно-белый кинопазл собран из нескольких историй бандитов-недотеп. Один перед входом в кафе надевает маску и врезается головой в столб, потом никак не может привлечь внимание барменши к нацеленному на нее пистолету, и даже взяв кассу, обнаруживает в ней единственную купюру не самого большого достоинства. Двое других крадут ради выкупа девчонку, которая только и мечтает, что о суициде. Комедия становится еще более горькой оттого, что на стенах кафе висят портреты Хамфри Богарта и Бельмондо, а подают в нем "чизбургер Ким Бейсингер". В последней из новелл на дело выходят пятеро обитателей дома престарелых, но обнаруживают, что сами они немощны, а на месте банка, который наметили ограбить двадцать лет назад, теперь стоит "МакДоналдс".

Лузерам 90-х посвящается
Текст: Иван Куликов

Выходит нуаровая комедия про лузеров "Я всегда хотел быть гангстером" — симпатичная французская стилизация под Каурисмяки, Джармуша и Тарантино.
Маленькая толпа симпатичных прорех на человечестве — грабитель-недотепа, два безработных лоботряса, рокеры, вышедшие в тираж, и команда гангстеров на пенсии во главе с Жаном Рошфором  — ошиваются вокруг придорожной забегаловки с различными мелкоуголовными намерениями: взять кассу (недотепа), получить выкуп (лоботрясы), составить преступный сговор (гангстеры-старперы) и оставить старых конкурентов с носом (рокеры). Все родились в понедельник на острове Невезения, и всех обслуживает за барной стойкой одна и та же Сюзи (Анна Муглали) — странная официантка с пистолетом.
Режиссер Самюэль Беншетри ввязался в предприятие, затевать которое отваживаются уже немногие: он собирает еще один стильный, культовый, черно-белый паззл про воришек-лузеров, когда все большие и маленькие культовые паззлы про воришек-лузеров давно собраны, рассыпаны, собраны еще раз, выучены наизусть и заброшены на антресоль. Примерно ту же самую методику он применял и в своем дебюте "Дженис и Джон", запуская в современные декорации двух рок-идолов 60-х — Леннона и Джоплин, с которыми как-то странно сидеть на одном икеевском диване, глядя во двор, где совсем другой миллениум. Тогда этот трюк сработал и возымел комический эффект. Похоже, сработал он и здесь: все полтора часа фильм безумно что-то напоминает, но каждое очередное дежа-вю режиссер ловко выворачивает наизнанку, создавая ощущение, что в каноне опусов на ту же тему от Джармуша, Каурисмяки, Коэнов и Тарантино мы что-то в 90-х пропустили и это что-то нам сейчас показывают.
Мерой ловкости, собственно, и определяется в данном случае успех режиссера Беншентри, а в ловкости ему не откажешь. В симметричных кадрах, выверенных по линеечке, есть только герои фильма и метафизическая пустота, как будто весь прочий мир отсутствует (Каурисмяки). Нуаровые идиоты с недотепами бесконечно симпатичны (Джармуш). Эффект "людей, которых не было" — имеется (Коэны). И тарантиновскими репликами тут тоже стреляют от бедра — правда, не из пистолета, который стибрили, а из кулака, засунутого в карман куртки: фильм все-таки про неудачных жуликов, для которых воровство — уже не род занятия, а средство коммуникации. На последний тезис Беншентри и делает основной упор: гангстеры у него только тем и занимаются, что перебрасываются репликами, отшлифованными в речную гальку. Некоторые — прелестны даже в пересказе. Вопрос к меню: "Что такое "Бургер "Брэд Питт?" Ответ: "Гамбургер". Безупречный Жан Рошфор, мечтающий жить на природе и бегать по-утрам мочиться под платан, тоже произносит трогательний монолог про "свежий ветер, который обдувает пенис". И так далее.
Собирание детских паззлов, найденных в чулане, тоже в некотором роде развлекуха, и те, кто вручал Беншентри призы за лучший сценарий на конкурсах не самого последнего разбора, было, безусловно, правы: режиссерской ностальгии в его комедии все-таки больше, чем оригинальной режиссуры. Но это как раз тот самый случай, когда и от отсутствия оригинальной режиссуры получаешь удовольствие тоже.
С сайта Филм Ру

Деловые люди
Независимая газета

«Я всегда хотел быть гангстером» - своеобразная эпитафия на могиле героического черно-белого кино о настоящих мужиках и губительницах-красотках. Но, в силу того, что режиссер Беншетри обладает прекрасным чувством юмора и самоиронией, эпитафия это получилась ироничной и отстраненной.
Бородатый грабитель (Эдуар Баэр) потерял пистолет, но чем-то на жизнь надо зарабатывать. Так что пушку вполне может заменить оттопыренный палец в кармане. Но стоит ему навести его на прехорошенькую официантку (Анна Муглали), как выясняется, что та - тоже грабитель. Только немного более удачливый: пушка есть, хотя бы. Просто в свободное от "работы" время она стоит за барной стойкой.
Два придурка, похожих на персонажей де Фюнеса или Ришара, решили ограбить квартиру. А там - суицидальная девочка-гот. Пришлось ребенка украсть. А что с ним дальше делать - непонятно. Разве что дружить и вместе смотреть фигурное катание.
Состоящий из таких вот лаконичных, почти довлатовских зарисовок фильм Самуэля Беншетри, казалось бы, из общей массы меланхоличных комедий не выбивается. Снят на черно-белую пленку, оператор придерживается общего или, в крайнем случае, среднего плана, актеры говорят мало, но многозначительно. Все это в "Гангстере" - налицо. В контекст скандинавских новелл Роя Андерсона, и французских же малобюджетных комедий эта картина входит как влитая. Но по смыслу - вываливается. Потому они, вместе с типовой формой, друг у друга перенимают и один и тот же смысл: маленький человек очень одинок в большом мире. У Беншетри же мессидж совсем иной. Это фильм не о людях, а о человечестве. И, в большой степени, о кино. О том, что наступило время безгеройства, а кино научило людей вести себя как герои. И конфликт тут - между человеком и его иллюзиями.
Все тут что-то о себе воображают, и, в результате, ничего из себя не представляют. В первых же кадрах "Гангстера" тот самый парень с оттопыренным пальцем в кармане напяливает на голову чулок, и тут же врезается в столб. Герои у Беншетри - сплошные цитаты, пародии на кинообразы. Сюжет второй новеллы и вовсе в точности следует хрестоматийному рассказу О'Генри "Вождь краснокожих". "Гангстер" весь состоит из цитат и цитаточек - отборных, самых расхожих и явных. Пресловутый оттопыренный палец напоминает о том же де Фюнесе, да чего мелочиться - в общем, все сюжетные ходы, до малейшей запятой - Беншетри нарочно взял самые заезженные и банальные. Ослами все эти герои уже были много раз, глупее уже некуда. Так что остается только максимально остраниться и снимать холодно и меланхолично. И в смысле верности постмодернизму режиссер даст фору даже Гринуэю с его монологами о гибели культуры. Потому что эти заученные цирковые номера, которые всякие умники исполняют на бис уже лет двадцать как, тут оказываются поразительно понятными. Становится ясно, что такое смерть культуры - визуально ясно.
При таком ярко выраженном и легко считывающемся мессидже, "гангстер", конечно, рискует стать фильмом слишком публицистичным и несказанно скучным. Особенно если учитывать холодность манеры Беншетри. Но спасает все та же его ирония, которая придает холодному пространству образов тепло. В живописании дегероизации режиссер не стесняет себя ни в чем. Бургеры тут носят имена звезд кино - Дрю Берримор, например. На стенах в забегаловках - они же. Читай: герои ушли, остались их нелепые пародии и следы в истории. Пусть и в виде бургеров.
Иван Чувиляев

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#