"Воспоминания / Срезки"
Название фильма: | Воспоминания / Срезки |
|
|
Страна-производитель: | Чехия | ||
Английский: | Postriziny / Short Cut | ||
Жанр: | драма / эротика | ||
Режиссер: | Иржи Менцель | ||
В ролях: | Жири Шмитцер, Магда Васарева, Яромир Ханзлек, Рудольф Грушинский | ||
Год выпуска: | 1981 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Иржи Менцель - любимец чешской “Новой волны” 60-х, удививший весь мир нежно комическим взглядом на драматическую действительность (например, в получившей «Оскар» картине «Поезда под пристальным наблюдением»), а в начале 80-х вдруг поразивший еще одной ностальгической и забавной экранизацией сочинений Богумила Грабала с труднопереводимым названием Postriziny («Воспоминания»или «Срезки»). Все его картины полны жизнерадостности и светлого ощущения от непрекращающегося несмотря ни на что «праздника бытия». И даже такая идеологически невинная работа, как этот веселый и беззаботный ретро-фарс, в условиях господства уныло-бытописательского соцреализма воспринималась словно дерзкий вызов или язвительная насмешка автора, якобы тоскующего по утраченному раю буржуазной Чехословакии в эпоху между двумя войнами. Его творчество связано прежде всего с экранными версиями произведений Богумила Грабала ( в т.ч. и этот фильм). Для всех них характерно особое чувство юмора режиссера — от нежно-лиричного, трогательного и даже застенчивого до откровенно эксцентричного, розыгрышного, буффонного, причем эти переходы от одного к другому, смена интонаций или переключение регистров смешного могут совершаться не только в рамках одного фильма, но и в пределах какой-либо из сцен.
“Воспоминания” - это комедия, которая больше проявляется в действии и диалогах, чем в самой истории; это предыстория рождения известного чешского писателя Богумила Грабала. Действие происходит в маленьком городке в начала 20 в. - те времена, когда Чехия была частью Австро-Венгерской империи. Отец Грабала Франсин владеет большим пивоваренным заводом. И благословением, и проклятьем его жизни является его роскошная жена Мария. Благословением, потому что она не только красива, но и находчива, интеллигентна и полна жизни, проклятьем - потому что любой мужчина хотел бы познакомиться с ней поближе. Мария привносит радость в их жизнь, и пара счастлива. Когда брат Франсина приезжает погостить (он вносит много комизма в действие своей потребностью доставать всех, слишком громко рассказывая потешные истории), между Марией и ним растет симпатия, которая может расстроить брак, если бы не одно происшествие: Мария растягивает лодыжку, и ее муж вынужден ухаживать за ней один (здесь случается забавная сценка осмотра Марии местным доктором (Р.Грушинский). Вскоре в городе впервые появляется радио, и жизнь неуклонно ускоряется. Мария укорачивает и свои длинные светлые локоны, и юбку, что возмущает ее мужа - до тех пор, пока он не узнает, что они ждут ребенка. Это 1916 г., и Грабал на пути к рождению.. В режиссуре Менцеля комедийный дар Грабала находит родственный кинематографический дух.