"Поп"
Название фильма: | Поп |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Pop | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Владимир Хотиненко | ||
В ролях: | Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнев, Анатолий Лобоцкий | ||
Год выпуска: | 2010 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Июнь 1941 года. В маленьком селе Закаты на границе с Латвией живет настоятель небольшого прихода, отец Александр. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немецкие войска. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес, а главным станет возрождение веры народу, напуганному войной, угнетенному и "своими" и "чужими". Он станет их героем и навсегда войдет в историю, как участник Псковской Православной миссии, которую считают "Вторым крещением Руси".
Война священная
Семен Кваша
В прокат вышел "Поп" — драма Хотиненко с Маковецким в главной роли, житие одного хорошего попа, служившего в оккупации в Псковской православной миссии..
В Латышской советской социалистической республике жил был поп (Сергей Маковецкий). Дружил с соседями, окрестил даже одну еврейку — уж очень настаивала. А потом пришли немцы, попа вызвали в Ригу и в рамках одного из нацистских проектов отправили на укрепление православной веры в село Закаты Псковской губернии. Там он и служил до конца войны, немцам не кланялся, партизан не боялся, полицаев не отпевал, пытался подкармливать и окормлять русских военнопленных в соседнем лагере. Принимал детей на воспитание: Псковская православная миссия выторговала у немцев право расселить по приходам насельников детского лагеря в Саласпилсе, где детей использовали, как ходячие банки крови, и наш поп просто забрал десяток детей к себе в избу и кормил и воспитывал их сам, вместе с попадьей (Нина Усатова). Когда село освободили, попа арестовали и отправили в лагерь, где он весь срок и отсидел, а дни свои кончил в Псково-Печерском монастыре.
Владимир Хотиненко снял по заказу и с благословения РПЦ кино об одной из самых смутных страниц истории Церкви — что с ней было во время оккупации. Режиссер упростил уравнение: отец Александр Ионов, священник Псковской праволавной миссии и главный герой фильма — праведник, которого вера наполняет храбростью и твердостью. Говорит он с таким очень русским окающим акцентом (Маковецкий говорит на этом языке теперь в каждой роли, когда играет русский народ), изрекает бытовые банальности и евангельские цитаты — а за простодушным фасадом видна напряженная работа души.
Если оставаться в рамках этих условий, то вопросов к фильму нет никаких вообще. Хотиненко от трэш-фантазии "1612" к церкви перешел легко, Маковецкий и Нина Усатова плохо играть вовсе не умеют. Постепенно обращающийся в животное пленный, который доит застреленную немцами корову, горящая рождественская ель, вокруг которой водят хоровод нацисты, многочисленные трупы, повешенные партизаны на фоне скромной русской природы и православного креста — кто, в самом деле, может обвинить режиссера в безвкусице? Хотиненко тут просто выступает наследником Эренбурга (правда, зачем было в 1942-м писать "Убей немца" — понятно, каковы цели сейчас, нам рано или поздно объяснят).
Но если чуть сдвинуть точку сборки, все становится менее четко. Среди русских священников на оккупированной территории были те, кто сотрудничали с администрацией и те, кто гнул свою линию. Те, кто молились за одного царя-Ирода, и те, кто молились за другого. Церковь была расколота де-факто и де-юре. Были те, кто приняли мученическую смерть от немцев, были те, кого потом уморили в лагерях красные. До сих пор среди церковнослужителей есть такие, кто считают коллаборационистами священников, молившихся за победу Красной армии, за успех своих гонителей.
Хотиненко дает универсальный рецепт обсуждения этой и разных других проблем устами немецкого русскоязычного полковника, куратора миссии и приятеля главного героя. Они обсуждают уже в 1944 году возможность эвакуации отца Александра и его многочисленных детей в Германию:
— Никуда я не поеду. И детей я вам не отдам. У них немцы кровь брали — как это понимать?
— Это никак не надо понимать.
С сайта Филм Ру
«Поп» Хотиненко вышел в прокат
Газета "Труд"
Новый фильм Владимира Хотиненко рассказывает о деятельности Псковской православной миссии. Она заключалась в том, что во время Великой Отечественной войны прибалтийские священники возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда. «Мы же ничего не знаем про оккупацию, — говорит режиссер. — Про героическое сопротивление знаем, а про будничную жизнь — нет. А такой жизнью жили 50 миллионов, абсолютно без информации, не имея представления, кто победит: И я посвящаю свой фильм им».
Прототипом главного героя фильма стал отец Александр Ионов, который в военное время помогал партизанам, укрывал евреев, отдавал одежду и продукты узникам лагеря Саласпилс и усыновил восьмерых детей, оставшихся без родителей, причем во всем его поддерживала матушка Алевтина.
«Это не только история священнического подвига, который ежедневно совершали миссионеры, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины, - рассказывает автор сценария Александр Сегень. - Такой истории любви в кинематографе пока еще не было».
На главные роли в картине «Поп» были приглашены Сергей Маковецкий и Нина Усатова, и поначалу режиссера многое смущало. В роли отца Александра он никого, кроме Маковецкого, не видел, но актер был моложе своего героя, а Хотиненко с большим предубеждением относится к искусственно состаренным исполнителям. В результате героя приблизили по возрасту к артисту. «А еще я немного боялся, — продолжает Владимир Хотиненко, — что они с Ниной Усатовой, которая играет матушку, будут не очень стыковаться. А оказалось, что вместе они - роскошная пара».
Сергеева Жанна
Пасхальная неделя ознаменовалась выходом в прокат нового фильма «Поп»
Газета "Труд"
Псковская православная миссия, которую называют «вторым крещением Руси», — один из наименее изученных эпизодов Великой Отечественной войны. С одной стороны, организована она была нацистом Альфредом Розенбергом — восстановление православной жизни должно было привести к тому, чтобы народ начал считать возвращение веры заслугой Гитлера. Однако свой план был и у Сталина: священники оккупированных территорий должны были вести борьбу с фашистами. И они, выражая в проповедях благодарность немцам, при этом прятали партизан, собирали еду для узников концлагерей, хотя и знали, что, какая бы власть ни победила, их земное будущее идиллией никому не покажется.
Владимир Хотиненко начинает свой фильм об отце Александре (Сергей Маковецкий) как раз с идиллических картинок. Луга да облака, котики да курочки, славный батюшка, который слегка побаивается своей матушки (Нина Усатова) и для каждого находит хорошее слово. В том числе и для местного еврея, который переживает по поводу желания дочери (Лиза Арзамасова) креститься: «Наши замуж не возьмут, потому что она ваша, а ваши — потому что она наша». Отцу Александру чуть позже тоже придется попасть в ситуацию «и нашим, и вашим», то есть и советским, и немецким. И те, и другие ему неприятны, и на вопрос: «За немцев ты или нет?», он будет отвечать: «Я за Иисуса Христа, за Богородицу, за Серафима Саровского».
Отправленный на Псковщину рижским митрополитом (Юрий Цурило), который говорит о нем как о «выдающемся типе русского батюшки», отец Александр восстанавливает храм, спасает сирот и общается с немцем-христианином Иваном Фрайгаузеном (Анатолий Лобоцкий). Это общение станет одним из самых тяжелых моментов в жизни человека, который умел ласково разговаривать даже с мухами.
Однако эпизод беседы с насекомым режиссер отчего-то решил утяжелить бонусом в виде показа преимуществ и недостатков фасеточного зрения, и это первая из деталей, перегружающих фильм. Зачем режиссер заставляет зрителя смотреть на мир глазами мухи и чуть позже — голубя, сказать и правда затруднительно, как и понять, отчего немцы в картине постоянно фотографируются. Всему простому и светлому, что лежит в основе «Попа» и прекрасно передается игрой Нины Усатовой и Сергея Маковецкого, не дают существовать щедро используемые режиссером клише. У кого-то из зрителей они автоматически вызовут нужные чувства, но все же простоты в фильме «Поп» куда меньше, чем предсказуемости.
Сергеева Жанна
Явление "Попа" на Пасху
Известия.RU
У фильма "Поп" странная судьба. Он был готов как минимум полгода назад (говорят даже, девять месяцев), по непонятным причинам скрывался от посторонних глаз; в итоге пролетел мимо всех основных отечественных кинопремий; и, вообще, создалось впечатление, будто "Попу" мешают специально. Премьера, затеянная в храме на Пасху, только подтвердила эти полумистические догадки.
В теории замысел был красивый, слов нет. На практике (а ведь есть же среди создателей и прокатчиков "Попа" хоть один практичный человек?) путать великий праздник с другим, по определению менее значимым, не следует. Второе будет задавлено первым. Это быстро понял Никита Михалков - и отказался устраивать премьеру "Утомленных солнцем-2" на Красной площади 9 Мая. Победа больше "Предстояния", Пасха больше "Попа". Люди, отрадовавшиеся и отплакавшиеся утром, не готовы повторить эмоциональный сеанс к вечеру. То есть готовы - но не все.
Мероприятие, которое заранее обвиняли в излишней пафосности, на деле оказалось сугубо камерным. Вип-гостей в Зале церковных соборов практически не было. Если не считать таковыми Владимира Хотиненко, Сергея Маковецкого, Нину Усатову, Елизавету Арзамасову, Кирилла Плетнева... Однако они выступали, скорее, в качестве хозяев. Камерность имеет свои плюсы - обстановка еще до показа сложилась теплая, почти домашняя. "Сережа, - призвал Хотиненко исполнителя главной роли, - скажи два слова". "Христос воскресе!" - с арифметической точностью откликнулся Маковецкий...
Ближе к финалу по темным рядам мелькали бумажные платочки - женщины плакали, мужчины каменели скулами. На титрах зал единым духом поднялся, как по команде, развернувшись в сторону Хотиненко. Режиссер, дождавшийся, наконец, "пафосности", был явно смущен. Так конфузятся и теряются люди, сделавшие что-то по наитию. Они честно работают, получают за это из нездешних сфер "бонус" и не знают, куда переадресовать комплименты...
"Поп" - кино светлое, а значит, впереди у него еще много проблем. Пошли первые критические отклики, и тон их зачастую напоминает сцену из того же "Попа", когда отец Александр Ионин ведет крестным ходом наших военнопленных, а вокруг захлебываются лаем овчарки... Претензий море. В частности, ренегату Хотиненко инкриминируется, что в кадре у него какая-то неприлично русская природа, какие-то тошнотворные озера с зеркальной гладью, до отвращения прямые сосны и возмутительно голубое небо.
Из инвектив киноведческих: "Поп" прост, местами наивен, некоторые сюжетные линии (скажем, молодая любовь) выстроены по шаблону, отдельные визуальные изыски (вроде пролета мухи) торчат из общей ткани фильма и вопиют, как порезанный палец. Здесь правды больше: "Поп" не совершенен. Но в несовершенстве своем прекрасен настолько, что кажется - иным он быть не мог. Не надо усложнять картину, которая ставит и без того неподъемные вопросы.
Великолепно сыгравший Маковецкий добился эффекта, доселе в нашем кино небывалого: зритель отождествляет себя с отцом Александром. Хотя это очень трудно для нормального человека - водрузить себя на место священника. Проникнуться той особой душевной болью, которая вообще-то от нас закрыта. Тем не менее сначала - на съемках - удалось Маковецкому, вслед за ним удается и нам.
Какая мука жить, когда то и дело приходится выбирать между земным и небесным, а поди еще угадай, где небесное, где земное... Как совместить заповедь "не убий" и благословение мальчишке-танкисту... Почему безбожники партизаны лучше нехристей полицаев... Почему с немцами, открывшими Псковскую православную миссию, все-таки примириться нельзя... (Сотрудничать с оккупантами - все равно что доить мертвую корову: молоко скоро кончится и никогда больше не вернется.) А когда на церковном куполе (клуб имени Кирова снова переформатируется в храм) замалевывают масляной краской контуры СССР - это победа или поражение? Попробуйте однозначно разрешить подобный вопрос, если вы - священник... А каково ждать наших, догадываясь, что лично тебе они готовят либо смерть, либо лагерь?..
Одновременно с премьерой в храме Христа Спасителя "Поп" вышел большим экраном в России и на Украине. За минувшие два дня, не сомневаюсь, по кинозалам было пролито немало слез. По ходу фильма - не очень дорогих, сентиментальных. В финале - драгоценных. Когда появляется титр "Псково-Печерский монастырь, 1979 год" и под грохотание Boney M - 136-й псалом, "На реках вавилонских" - издалека начинает к нам движение согбенная монашеская фигура, кажется, не было у тебя большей радости, чем увидеть отца Александра живым.
Этот рожденный Хотиненко финал выводит "Попа" за пределы истории Псковской православной миссии. Здесь начинается история каждого из нас - тех, кому повезло. Кто встретил однажды на своем пути отца Александра - под тем или иным именем. И на всю нашу упертость, фанаберию, иронию поп ответил: "Заходите, дети. Там видно будет". Мы уже слышали эти слова - заключительную реплику Маковецкого - в реальной жизни. Дай Бог, чтобы услышали все.
Елена Ямпольская