Описание фильма

"Поп"   

Название фильма: Поп
Поп
Страна-производитель: Россия
Английский: Pop
Жанр: драма
Режиссер: Владимир Хотиненко
В ролях: Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнев, Анатолий Лобоцкий
Год выпуска: 2010
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Июнь 1941 года. В маленьком селе Закаты на границе с Латвией живет настоятель небольшого прихода, отец Александр. Через два часа он закончит воскресную службу. Через два дня в село войдут немецкие войска. Через два месяца в жизни священника Александра Ионина начнется самая важная миссия, в которой не будет громких подвигов и библейских чудес, а главным станет возрождение веры народу, напуганному войной, угнетенному и "своими" и "чужими". Он станет их героем и навсегда войдет в историю, как участник Псковской Православной миссии, которую считают "Вторым крещением Руси".

Война священная
Семен Кваша

В прокат вышел "Поп" — драма Хотиненко с Маковецким в главной роли, житие одного хорошего попа, служившего в оккупации в Псковской православной миссии..
В Латышской советской социалистической республике жил был поп (Сергей Маковецкий). Дружил с соседями, окрестил даже одну еврейку — уж очень настаивала. А потом пришли немцы, попа вызвали в Ригу и в рамках одного из нацистских проектов отправили на укрепление православной веры в село Закаты Псковской губернии. Там он и служил до конца войны, немцам не кланялся, партизан не боялся, полицаев не отпевал, пытался подкармливать и окормлять русских военнопленных в соседнем лагере. Принимал детей на воспитание: Псковская православная миссия выторговала у немцев право расселить по приходам насельников детского лагеря в Саласпилсе, где детей использовали, как ходячие банки крови, и наш поп просто забрал десяток детей к себе в избу и кормил и воспитывал их сам, вместе с попадьей (Нина Усатова). Когда село освободили, попа арестовали и отправили в лагерь, где он весь срок и отсидел, а дни свои кончил в Псково-Печерском монастыре.
Владимир Хотиненко снял по заказу и с благословения РПЦ кино об одной из самых смутных страниц истории Церкви — что с ней было во время оккупации. Режиссер упростил уравнение: отец Александр Ионов, священник Псковской праволавной миссии и главный герой фильма — праведник, которого вера наполняет храбростью и твердостью. Говорит он с таким очень русским окающим акцентом (Маковецкий говорит на этом языке теперь в каждой роли, когда играет русский народ), изрекает бытовые банальности и евангельские цитаты — а за простодушным фасадом видна напряженная работа души.
Если оставаться в рамках этих условий, то вопросов к фильму нет никаких вообще. Хотиненко от трэш-фантазии "1612" к церкви перешел легко, Маковецкий и Нина Усатова плохо играть вовсе не умеют. Постепенно обращающийся в животное пленный, который доит застреленную немцами корову, горящая рождественская ель, вокруг которой водят хоровод нацисты, многочисленные трупы, повешенные партизаны на фоне скромной русской природы и православного креста — кто, в самом деле, может обвинить режиссера в безвкусице? Хотиненко тут просто выступает наследником Эренбурга (правда, зачем было в 1942-м писать "Убей немца" — понятно, каковы цели сейчас, нам рано или поздно объяснят).
Но если чуть сдвинуть точку сборки, все становится менее четко. Среди русских священников на оккупированной территории были те, кто сотрудничали с администрацией и те, кто гнул свою линию. Те, кто молились за одного царя-Ирода, и те, кто молились за другого. Церковь была расколота де-факто и де-юре. Были те, кто приняли мученическую смерть от немцев, были те, кого потом уморили в лагерях красные. До сих пор среди церковнослужителей есть такие, кто считают коллаборационистами священников, молившихся за победу Красной армии, за успех своих гонителей.
Хотиненко дает универсальный рецепт обсуждения этой и разных других проблем устами немецкого русскоязычного полковника, куратора миссии и приятеля главного героя. Они обсуждают уже в 1944 году возможность эвакуации отца Александра и его многочисленных детей в Германию:
— Никуда я не поеду. И детей я вам не отдам. У них немцы кровь брали — как это понимать?
— Это никак не надо понимать.
С сайта Филм Ру

«Поп» Хотиненко вышел в прокат
Газета "Труд"

Новый фильм Владимира Хотиненко рассказывает о деятельности Псковской православной миссии. Она заключалась в том, что во время Великой Отечественной войны прибалтийские священники возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях от Пскова до Ленинграда. «Мы же ничего не знаем про оккупацию, — говорит режиссер. — Про героическое сопротивление знаем, а про будничную жизнь — нет. А такой жизнью жили 50 миллионов, абсолютно без информации, не имея представления, кто победит: И я посвящаю свой фильм им».
Прототипом главного героя фильма стал отец Александр Ионов, который в военное время помогал партизанам, укрывал евреев, отдавал одежду и продукты узникам лагеря Саласпилс и усыновил восьмерых детей, оставшихся без родителей, причем во всем его поддерживала матушка Алевтина.
«Это не только история священнического подвига, который ежедневно совершали миссионеры, но и рассказ о любви отца Александра и матушки Алевтины, - рассказывает автор сценария Александр Сегень. - Такой истории любви в кинематографе пока еще не было».
На главные роли в картине «Поп» были приглашены Сергей Маковецкий и Нина Усатова, и поначалу режиссера многое смущало. В роли отца Александра он никого, кроме Маковецкого, не видел, но актер был моложе своего героя, а Хотиненко с большим предубеждением относится к искусственно состаренным исполнителям. В результате героя приблизили по возрасту к артисту. «А еще я немного боялся, — продолжает Владимир Хотиненко, — что они с Ниной Усатовой, которая играет матушку, будут не очень стыковаться. А оказалось, что вместе они - роскошная пара».
Сергеева Жанна

Пасхальная неделя ознаменовалась выходом в прокат нового фильма «Поп»
Газета "Труд"

Псковская православная миссия, которую называют «вторым крещением Руси», — один из наименее изученных эпизодов Великой Отечественной войны. С одной стороны, организована она была нацистом Альфредом Розенбергом — восстановление православной жизни должно было привести к тому, чтобы народ начал считать возвращение веры заслугой Гитлера. Однако свой план был и у Сталина: священники оккупированных территорий должны были вести борьбу с фашистами. И они, выражая в проповедях благодарность немцам, при этом прятали партизан, собирали еду для узников концлагерей, хотя и знали, что, какая бы власть ни победила, их земное будущее идиллией никому не покажется.
Владимир Хотиненко начинает свой фильм об отце Александре (Сергей Маковецкий) как раз с идиллических картинок. Луга да облака, котики да курочки, славный батюшка, который слегка побаивается своей матушки (Нина Усатова) и для каждого находит хорошее слово. В том числе и для местного еврея, который переживает по поводу желания дочери (Лиза Арзамасова) креститься: «Наши замуж не возьмут, потому что она ваша, а ваши — потому что она наша». Отцу Александру чуть позже тоже придется попасть в ситуацию «и нашим, и вашим», то есть и советским, и немецким. И те, и другие ему неприятны, и на вопрос: «За немцев ты или нет?», он будет отвечать: «Я за Иисуса Христа, за Богородицу, за Серафима Саровского».
Отправленный на Псковщину рижским митрополитом (Юрий Цурило), который говорит о нем как о «выдающемся типе русского батюшки», отец Александр восстанавливает храм, спасает сирот и общается с немцем-христианином Иваном Фрайгаузеном (Анатолий Лобоцкий). Это общение станет одним из самых тяжелых моментов в жизни человека, который умел ласково разговаривать даже с мухами.
Однако эпизод беседы с насекомым режиссер отчего-то решил утяжелить бонусом в виде показа преимуществ и недостатков фасеточного зрения, и это первая из деталей, перегружающих фильм. Зачем режиссер заставляет зрителя смотреть на мир глазами мухи и чуть позже — голубя, сказать и правда затруднительно, как и понять, отчего немцы в картине постоянно фотографируются. Всему простому и светлому, что лежит в основе «Попа» и прекрасно передается игрой Нины Усатовой и Сергея Маковецкого, не дают существовать щедро используемые режиссером клише. У кого-то из зрителей они автоматически вызовут нужные чувства, но все же простоты в фильме «Поп» куда меньше, чем предсказуемости.
Сергеева Жанна

Явление "Попа" на Пасху
Известия.RU

У фильма "Поп" странная судьба. Он был готов как минимум полгода назад (говорят даже, девять месяцев), по непонятным причинам скрывался от посторонних глаз; в итоге пролетел мимо всех основных отечественных кинопремий; и, вообще, создалось впечатление, будто "Попу" мешают специально. Премьера, затеянная в храме на Пасху, только подтвердила эти полумистические догадки.
В теории замысел был красивый, слов нет. На практике (а ведь есть же среди создателей и прокатчиков "Попа" хоть один практичный человек?) путать великий праздник с другим, по определению менее значимым, не следует. Второе будет задавлено первым. Это быстро понял Никита Михалков - и отказался устраивать премьеру "Утомленных солнцем-2" на Красной площади 9 Мая. Победа больше "Предстояния", Пасха больше "Попа". Люди, отрадовавшиеся и отплакавшиеся утром, не готовы повторить эмоциональный сеанс к вечеру. То есть готовы - но не все.
Мероприятие, которое заранее обвиняли в излишней пафосности, на деле оказалось сугубо камерным. Вип-гостей в Зале церковных соборов практически не было. Если не считать таковыми Владимира Хотиненко, Сергея Маковецкого, Нину Усатову, Елизавету Арзамасову, Кирилла Плетнева... Однако они выступали, скорее, в качестве хозяев. Камерность имеет свои плюсы - обстановка еще до показа сложилась теплая, почти домашняя. "Сережа, - призвал Хотиненко исполнителя главной роли, - скажи два слова". "Христос воскресе!" - с арифметической точностью откликнулся Маковецкий...
Ближе к финалу по темным рядам мелькали бумажные платочки - женщины плакали, мужчины каменели скулами. На титрах зал единым духом поднялся, как по команде, развернувшись в сторону Хотиненко. Режиссер, дождавшийся, наконец, "пафосности", был явно смущен. Так конфузятся и теряются люди, сделавшие что-то по наитию. Они честно работают, получают за это из нездешних сфер "бонус" и не знают, куда переадресовать комплименты...
"Поп" - кино светлое, а значит, впереди у него еще много проблем. Пошли первые критические отклики, и тон их зачастую напоминает сцену из того же "Попа", когда отец Александр Ионин ведет крестным ходом наших военнопленных, а вокруг захлебываются лаем овчарки... Претензий море. В частности, ренегату Хотиненко инкриминируется, что в кадре у него какая-то неприлично русская природа, какие-то тошнотворные озера с зеркальной гладью, до отвращения прямые сосны и возмутительно голубое небо.
Из инвектив киноведческих: "Поп" прост, местами наивен, некоторые сюжетные линии (скажем, молодая любовь) выстроены по шаблону, отдельные визуальные изыски (вроде пролета мухи) торчат из общей ткани фильма и вопиют, как порезанный палец. Здесь правды больше: "Поп" не совершенен. Но в несовершенстве своем прекрасен настолько, что кажется - иным он быть не мог. Не надо усложнять картину, которая ставит и без того неподъемные вопросы.
Великолепно сыгравший Маковецкий добился эффекта, доселе в нашем кино небывалого: зритель отождествляет себя с отцом Александром. Хотя это очень трудно для нормального человека - водрузить себя на место священника. Проникнуться той особой душевной болью, которая вообще-то от нас закрыта. Тем не менее сначала - на съемках - удалось Маковецкому, вслед за ним удается и нам.
Какая мука жить, когда то и дело приходится выбирать между земным и небесным, а поди еще угадай, где небесное, где земное... Как совместить заповедь "не убий" и благословение мальчишке-танкисту... Почему безбожники партизаны лучше нехристей полицаев... Почему с немцами, открывшими Псковскую православную миссию, все-таки примириться нельзя... (Сотрудничать с оккупантами - все равно что доить мертвую корову: молоко скоро кончится и никогда больше не вернется.) А когда на церковном куполе (клуб имени Кирова снова переформатируется в храм) замалевывают масляной краской контуры СССР - это победа или поражение? Попробуйте однозначно разрешить подобный вопрос, если вы - священник... А каково ждать наших, догадываясь, что лично тебе они готовят либо смерть, либо лагерь?..
Одновременно с премьерой в храме Христа Спасителя "Поп" вышел большим экраном в России и на Украине. За минувшие два дня, не сомневаюсь, по кинозалам было пролито немало слез. По ходу фильма - не очень дорогих, сентиментальных. В финале - драгоценных. Когда появляется титр "Псково-Печерский монастырь, 1979 год" и под грохотание Boney M - 136-й псалом, "На реках вавилонских" - издалека начинает к нам движение согбенная монашеская фигура, кажется, не было у тебя большей радости, чем увидеть отца Александра живым.
Этот рожденный Хотиненко финал выводит "Попа" за пределы истории Псковской православной миссии. Здесь начинается история каждого из нас - тех, кому повезло. Кто встретил однажды на своем пути отца Александра - под тем или иным именем. И на всю нашу упертость, фанаберию, иронию поп ответил: "Заходите, дети. Там видно будет". Мы уже слышали эти слова - заключительную реплику Маковецкого - в реальной жизни. Дай Бог, чтобы услышали все.
Елена Ямпольская

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#