"Мебиус"
Название фильма: | Мебиус |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Mobius | ||
Жанр: | боевик / приключения / шпионский | ||
Режиссер: | Эрик Рошан | ||
В ролях: | Жан Дюжарден, Сесиль Де Франс, Тим Рот, Владимир Меньшов, Эмили Декенн | ||
Год выпуска: | 2013 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Жестокий и хладнокровный офицер с мрачным характером и проницательным умом, тайный агент ФСБ (Жан Дюжарден) по кличке "Моисей", он ведет дело крупного российского олигарха (Тим Рот), которого подозревают в фантастических финансовых махинациях. Кажется, он уже наступил на хвост змеи, но тут в его жизнь врывается страсть. Он, никогда в жизни не знавший нежных чувств, влюбляется в Алису (Сесиль де Франс), работающую трейдером в банковской структуре преступного олигарха. Что будет утром, когда окончится горячая любовная ночь?
Трейлер - http://www.youtube.com/watch?v=NeKDiO4Br3E
Кинофильмус
У нас нынче можно рассуждать за ко-продукцию. Под этим явлением обычно понимается совместное производство в широком смысле — когда голливудские боевики про средневековье снимаются на студии Баррандов, это тоже она. И когда малопонятные экспаты снимают в Москве фильм о приключениях иностранцев в России во время нашествия электрических марсиан, это тоже вроде как ко-продукция. Нечто вроде обмена опытом ко взаимному удовольствию — одни экономят деньги на производстве, другим дают не помереть с голоду. На самом же деле в реалиях современного европейского кино под ко-продукцией понимают нечто в более узком смысле, а именно, это когда для съёмок одного фильма в общий бюджет скидываются до полусотни разномастных европейских фондов поддержки кино, с условием, что сколько-то народу, съёмочных смен и евро будет задействовано на территории Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, Монако, далее везде.
При этом чтобы получить от очередного евробюрократа жалких 10 тысяч евро нужно сперва половину этой суммы потратить на перелёты туда-сюда, не говоря уже о сборе полутонны всякой бюрократической макулатуры.
По этой причине о ко-продукции бредят в основном нищие кинопродюсеры из стран, где своего кинематографа считай что нет, ну, и некоторые наши энтузиасты, а в реальности она по-прежнему остаётся формальным поводом очередному французскому или британскому проекту по формальным основаниям получить лишний бюджет или скостить налогов. Вот и получаются на выходе такие проекты, где один список использованных в кадре языков занимает полстранички, а зоопарк задействованных актёров похож на очередной извод любого на выбор современного экшн-франчайза, которые мечутся по карте с упорством эпилептика перед гуглмапсом — Катар или Марракеш? Да хоть Шри-Ланка.
«Мёбиус» в этом смысле не исключение, выбор географии вполне произволен. Вместо русского олигарха мог быть арабский шейх, а вместо «братишек из Лэнгли» ребятки из британского «цирка», в остальном картина остаётся вполне традиционным современным французским коммерческим фильмом, и пусть вас не смущает обилие русских фамилий в титрах — они там вполне взаимозаменяемы, разве что отбор именно способных сказать пару фраз на парле франсэ без лютого акцента несколько сдерживал порывы директора по кастингу.
По сути, большая часть всех этих людей (даже специально приглашённый Тим Рот) ничего такого в кадре не играет, просто отрабатывая выбранный типаж. Рот похож на Абрамовича? Отлично, так и стой. Хотя по сюжету он скорее Березовский. Меньшов по мнению продюсеров похож на российского бюрократа от гэбухи? Ну и славно, он в общем и в мастерской на Высших курсах с этими же интонациями студентов учит. Горбунов зыркает бородавкой, Назаров шевелит усами, цереушники тихушничают, наши ведут себя вызывающе неполиткорректно, вот и весь шпионский бэкграунд.
Точнее, он есть, и в массе, но в основном он оставлен на уровне сценария, но не постановки. Штирлицы колоритно идут по коридору, выдавая сильно облегчённую и профанизированную стилистику сериала «ТАСС уполномочен заявить», подкладывают друг другу жучки, играют в привычные игры в тройных и четверных агентов, ездят друг за другом в «наружке» чуть не целыми кортежами. Причём всё это как-то без огонька, так что на выходе они больше говорят о шпионаже, чем собственно шпионят.
А всё потому, что вся эта шпиономания фильму, по большому счёту, не нужна, как не нужны ЦРУ, КГБ и русские оффшорные банкиры. Ведь на поверку «Мёбиус» оказывается вовсе не шпионским триллером, где все подозревают всех, и все всех кидают, а если не кидают, то потом выменивают на мосту под напряжённую музыку. Во всяком случае, всё это осталось в трейлере, а в кино, если убрать все проговаривания, в сериальном стиле, того, что нужно играть, остаётся достаточно медитативная и небезынтересная, но всё-таки банальная мелодрама, в которой не все бабы ду, а не все мужики сво.
Собственно, всё это обилие русско-американских героев (с нашими вообще полное ощущение, что ты смотришь не средний ихний, а хороший наш фильм, и вот-вот в кадр войдёт Ходченкова с Хабенским) оказывается ни о чём, на самом деле действующих персонажей в фильме два (плюс половина Горбунова) — это непривычно для фанатов фильма «Артист» разговорчиво-небритый Дюжарден и интеллектуальная Сесиль де Франс, разыгрывающие на экране вполне убедительный эмоционально, но совершенно противоречащий всей логике сюжета монамуртужур с выходом.
То есть полфильма мы наблюдаем разномастных штирлицев и олигархов, но стоит режиссёру-сценаристу отвернуться, как эти двое уже лежат в объятиях друг дружки разве что не плачут от нахлынувших чувств. Им всё равно, что там за шахматы и разводки, кто чей шпион и зачем фильм вообще называется «Мёбиус» (впрочем, это тоже будет проговорено и проиллюстрировано), им бы поцеловаться и вволю поразглядывать друг у друга татуировки.
Мелодрама, однажды появившись в кадре, тут же отшвыривает всю эту шпионскую мишуру куда-то на задворки сюжета, так что когда вдруг выясняется, что зайчик допрыгался, зрителю впору начать мучительно вспоминать, о чём они вообще. В итоге эдакое рандеву в кафе «Элефант» вместо того, чтобы стать часом «Че» всей этой олигархической шпиономании, становится кульминацией служебного романа, со всеми этими, наконец, слезами и прочей стрельбой глазами.
Ну, и финал уже неизбежен. Недостаточно смертельные яды, пожизненные сроки, нападения на Иран, лондонские сидельцы, тройные-четверные агенты — это всё тлен и тщета; вот любовь да, любовь вечна.
Осталось понять, было ли это задумано. Вот такое кино.
Кинокадр. Ру.
Роман КОРНЕЕВ