"Музыка сердца"
Название фильма: | Музыка сердца |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Music of the Heart | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Уэс Крэйвен | ||
В ролях: | Анджела Бассетт, Глория Эстефан, Мэрил Стрип, Эйдан Куинн | ||
Год выпуска: | 1999 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Дополнительная рецензия:
После того, как муж бросил ее с двумя детьми, казалось, мир рухнул. Подобно многим женщинам, Роберта пожертвовала своей карьерой ради мужа. Но теперь после их расставания она поклялась жить по собственным правилам, не разрешая никому вмешиваться в ее жизнь. С новой надеждой она переезжает в один из самых неспокойных районов Америки - Восточный Гарлем, где смогла найти работу преподавателя музыки. И она сделала то, что прежде не удавалось никому!
Кино не для циников
Кинорежиссер Уэс Кравен, знаменитый двумя "Криками" и одним "Кошмаром на улице Вязов", сделал картину, которая уже своим названием не обещает ничего сенсационного ни любителям нервов щекотанья, ни тем более синефилам, – "Музыка сердца". Это название скорее для лучезарных советских картин "про творчество", чем для очередного опуса современного американского Хичкока.
Один из хитов кинофестиваля в Торонто, фильм меня заинтересовал самим фактом своего появления. Этот факт говорит об умонастроениях общества гораздо больше, чем собственно картина – добротно рассказанная история об учительнице музыки.
В основе – реальный факт. И героиня имеет реального прототипа. Роберта Гуаспари сначала была просто мамой двух детей, которую бросил муж-моряк. С горя она научила мальчуганов играть на скрипке, почувствовала в себе талант педагога и в 1988 году стала пробиваться в школу самого неблагополучного района Нью-Йорка – Восточного Гарлема. Вскоре школа прославилась своим скрипичным ансамблем. Возникла целая программа школьного музыкального образования. И родители стали с изумлением обнаруживать в своих чадах скрытые доселе таланты. И это сделала одна энтузиастка, свято верящая, что каждый ребенок одарен от рождения, надо только дать этому дару толчок. Ее школа зиждилась на трудолюбии и дисциплине. Все это входит в комплекс базовых ценностей американского образа жизни.
Поэтому фильму который формально состоит из прописных истин и нашими синефилами был бы принят с понятной иронией, в Канаде критики аплодировали, и пресса у него замечательная. Так прочно здесь засело в умах понимание искусства как акта конструктивного и общественно полезного. И назидательность преподаваемого фильмом жизненного урока никому не претит. Люди с энтузиазмом воспринимают самую идею внедрения в юные умы духовных ценностей. "Это картина о том, как важно воспитать в наших детях творческий дух", – не стесняясь высоких слов, говорит о фильме оскаровский номинант, великолепная актриса Анжела Бассетт, играющая директрису гарлемской школы. Поп-звезда Глория Эстефан на время бросила ради этой темы свои лазерные клипы и полностью отдалась съемкам картины о настоящей музыке, сыграла там маленькую роль и даже спела на финальных титрах гимн воле и труду человека, которые дивные дива творят.
Смотря фильм, я привычно отмечал для себя очевидные банальности в ходе сюжета, который заранее угадывается от начала до конца. Конечно же, – предрекал я, – ретрограды будут чинить передовому почину разные подлости. И точно, программу обучения игры на скрипке в обычной гарлемской школе закрыли за нецелесоообразностью. Вопреки успехам школьных музыкантов. Вопреки тому, что героиня к тому времени воспитала уже не одно поколение талантов.
Но я не лыком шит. Я заранее знал, что прогрессивная общественность придет на помощь и что все кончится каким-нибудь триумфом. Правда, фильм пошел дальше самых смелых ожиданий – школьному ансамблю по знакомству удается организовать концерт аж в Карнеги Холле, и в этом концерте принимают участие не меньше, чем Исаак Стерн и Ицхак Перльман (Itzhak Perlman)– первые скрипачи планеты. Ого! – скажет тут любой скептик. Но ему придется умолкнуть, потому что так, оказывается, было на самом деле. Фильм, напоминаю, рассказывает реальную историю победившего энтузиазма.
Рассказывает, между тем, очень интересно. Прекрасно выписан характер героини, и одинокая ее жизнь, и даже попытка найти любовь по объявлению, инспирированная детьми, которые желают маме счастья. Масса живых человеческих деталей. Но главное, героиню играет Мерил Стрип, лучшая и самая глубокая из сегодняшних американских киноактрис. Она подошла к работе совершенно как социалистическая Любовь Орлова – к съемкам "Светлого пути". Орлова научилась работать на ткацком станке, Стрип – играть на скрипке. Пять часов ежедневных занятий. Потом вместе с ней в фильме снималось полторы сотни бывших воспитанников Роберты Гуаспари, им было смешно: "учительница" Стрип играет хуже их. А съемки в Карнеги-Холл, знавшем Рахманинова и Менухина, стали для актрисы событием жизни – едва научившись держать смычок, она руководила ансамблем из лучших музыкантов мира!
Победили справедливость и здравый смысл. Победило высокое искусство. Зал стоя аплодирует талантливой учительнице, которая сумела сделать игру на скрипке национальным спортом. Преодолела расовые предубеждения. И щедро сеет в массах разумное, доброе и вечное. Аплодировал Карнеги Холл, теперь аплодируют кинозалы, и все американское кино, в промежутке между изобретением ужасов, охотно рассказывает "о людях хороших". Тема пользуется спросом.
Это я сейчас изображаю из себя циника. А на сеансе к груди непроизвольно подкатывала теплая волна – ведь так хочется, чтобы сказка стала былью. И уж совсем здорово, если она из были выросла.