Описание фильма

"Покаяние"   

Название фильма: Покаяние
Покаяние
Страна-производитель: СССР
Английский: Покаяние
Жанр: драма / фантастика / психологический
Режиссер: Тенгиз Абуладзе
В ролях: Автандил Махарадзе, Зейнаб Боцвадзе, Кетеван Абуладзе, Софико Чиаурели, Эдишер Гиоргобиани, Кахи Кавсадзе, Ия Нинидзе, Мераб Нинидзе, Нино Закариадзе, Верико Анджапаридзе, Нато Очигава, Борис Ципурия, Акакий Хидашели, Лео Антадзе, Резо Эсадзе, Мзия Махвил
Год выпуска: 1984
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Завершающий фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние".
Структура картины чрезвычайно сложна. Действие фильма начинается в настоящем времени: Кети, украшая торт кремовыми церквушками, узнает о смерти Аравидзе. Когда она рассматривает в газете его фотографии, камера уходит в ее внутренний мир, где Кети наблюдает за похоронами Аравидзе, затем — ночью — извлекает из-под земли его труп и переживает свой арест. Причины ее поступка объясняются во время судебного процесса, который и ведет к конфликту между Абелем и Торнике. Когда Абель бросает труп Аравидзе в обрыв, отказав ему в вечном покое, камера возвращается к Кети, умиленно склонившейся над тортом. Круг кадра обращен в будущее, где ничего не случится и где не будет выхода из прошлого, о котором будет сказано во втором круге и обратном кадре. В действительности же неоднократного извлечения из могилы усопшего не было. Варлам в покое. Торнике не мучает совесть за семейные грехи. Никто не каятся. Кети не мстит. Царит прощение. Готовится торт.
«Каждая дорога ведет к церкви, к Богу, и он — последний судья». — говорит старуха. Этой христианской идеей завершается фильм. Молчание и пассивность Кети отрицаются и подтверждаются одновременно. Месть находит прибежище в страхе.
Второй круг описывает прошлое. Кети делит это прошлое с сидящими в зале суда. Обратные кадры — ее детство, родители, их арест (по указу Варлама) — в двойном отдалении воображаемого повествования. Здесь она — пассивная жертва.
В этих обратных кадрах воспоминаний о прошлом — часть общей истории, известной каждому в зале. Аресты, очереди в пунктах приема посылок, ожидание новостей, разыскивание родного почерка на срубах лесов. Эта часть коллективной памяти о прошлом вполне узнаваема русским зрителем. Однако воображаемые действия Кети сами по себе уникальны. Там происходит признание Абеля священнику, который укрывает от него в своем подвале живописные полотна Сандро, отца маленькой Кети.
Это только там Абель смотрит на себя в зеркало и видит два лица. Он разбивает зеркало, а за ним сидит Варлам. Варлам — представитель Бога. Зеркало скрывает истину и отражает раздвоенное состояние Абеля.
«Покаяние» — картина вне времени, без жесткого указания на тридцатые годы. Образ Варлама Аравидзе объединяет в себе чаплинского «Диктатора», Муcсолини, Гитлера, Сталина и Берии. Действующие лица перекрывают три поколения: Аравидзе — отец, Абель — сын и Торнике — сын Абеля. У Абеля, как у народа, нет матери.
У народа, как и у Абеля, есть Сталин.
Кети Баратели не имеет связи с прошлым: ее родители — Нино и художник Сандро погибли по прихоти Варлама Аравидзе. У нее, никогда не имеющей детей, нет и будущего. Абель же имеет сына, который лишит себя жизни. Будущего нет ни для жертв, ни для угнетателей. Ни в настоящем, ни в будущем. В этом кроется глубокий пессимизм картины «Покаяние».
Юстиция, охраняющая систему, не оберегает невиновного Сандро. А в процессе Кети судья открыто играет с кубиком Рубика. Если неверно работает система, то человеку любая мера ответственности велика. На этом фоне звучит объяснение Абеля: Варлам ничего дурного не сделал — время было такое. Торнике отрицает такой взгляд. Он просит прощения у Кети, берет на себя вину своих предков — и, взяв на себя последний грех, лишает себя жизни.

Еще:

Смелый фильм! Очень!!! Завершающий фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние". Гениальное произведение о совести, добре и зле на примере жизни власть предержащих при режимах типа сталинского и влиянии власти на духовное развращение людей. "Неверующий, оставшись в одиночестве, думает только о смерти". Хотелось бы верить в возможность покаяния вместе с авторами картины, но окружающая нас действительность и история учат, что борьба добра и зла будет еще очень и очень долгой. А сюжет формально прост: хоронят "Сталина" местного масштаба, а женщина мстит и выкапывает его тело из могилы каждую ночь, так как он сгноил в лагерях ее мужа-художника. Сын покойника, у которого в городе все "схвачено", принимает меры, чтобы прекратить скандал в суде, а внук принимает вину деда на себя. Но пересказ содержания ни в коей мере не передаст всей глубины картины. Этот шедевр надо смотреть несколько раз на протяжении жизни. Для духовной профилактики. Если ты не веришь, грешен, грешишь и не можешь перестать, то хотя бы знай, что в какой-то момент тебя могут настигнуть муки совести, а добро все равно не уничтожить до конца никогда. (Иванов М.)

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#