"Короткие встречи"
Название фильма: | Короткие встречи |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Короткие встречи | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Кира Муратова | ||
В ролях: | Валерий Исаков, Лидия Базильская, Ольга Викланд, Алексей Глазырин, Кира Муратова, Владимир Высоцкий, Светлана Немоляева, Нина Русланова | ||
Год выпуска: | 1967 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Фильм, очень смелый даже для времени, когда геологи были самой модной профессией, рассказывает простую на первый взгляд историю. Надя (первая роль в кино Нины Руслановой), задыхающаяся в деревне и мечтающая увидеть что-то новое, знакомится с геологом Максимом (Высоцкий). Она работала в чайной, где Максим регулярно бывал. У него была бородка, гитара, он искал и нашел серебро, а к деньгам относился чуть ли не с презрением. Девущка влюбилась, а он, уезжая, брякнул, что на новом прииске может быть работа в столовой. Она бросает все и направляется на его поиски. Эта сюжетная линия, поданная в виде ретроспекции, постоянно пересекается с другой, в которой живет Валентина Ивановна (в этой роли снялась сама Муратова), любовница Максима, у которой он бывает наездами между экспедициями. Надя появляется в ее доме под видом домработницы из деревни и начинает ждать Максима. Валентина Ивановна работает в райкоме, принимает новые дома, выступает с лекциями по хозяйственным вопросам. Ей, находящейся в состоянии постоянной, тихой истерики, никак нельзя признаться самой себе в том, что занимается она ерундой. Именно от этих собраний, лекций, призывов, лжи и прочих "прелестей" социализма сбежал в свое время Максим туда, где кусают комары, но нет начальства. Только Максиму, способному молчать, петь и не думать, есть куда бежать, когда уже терпеть тошно, а Валентине Ивановне деваться некуда. Она настолько издергана его постоянными и непредсказуемыми приездами и уездами, что даже прогоняет любимого человека. Но тот, "отойдя" душой от города, снова звонит по "межгороду" и говорит, что приедет. И Валентина Ивановна, хоть и прогнала его навсегда, рада, страшно рада, что в ее сером, лживом мире, снова появится этот сгусток свободы и независимости. Только Надя накрывает стол чистой скатертью, ставит бутылку шампанского и бутылку "Гурджаани", блюдо с апельсинами... Она уезжает, покидает этот дом навсегда, чтобы не мешать их любви. Призы: Ника-87 актрисе Нине Руслановой. (Иванов М.)
В этом фильме К. Муратовой трое живут короткими встречами. Каждый мнит себя свободным, самостоятельным, сделавшим или делающим свой жизненный выбор. Валентина Ивановна (К. Муратова) выбрала жизнь городскую, номенклатурную. Уехала из родной деревни Надя (Н. Русланова) — поработала в придорожной закусочной, за любимым человеком отправилась в город. А между ними — Максим (В. Высоцкий) — образ убегающего, ускользающего мужчины, геолога, дорожащего вольностью, неоседлостью. В воссозданном треугольнике еще живет память о доме, память о любви. В реальности — напротив, все уже расслоилось, стало зыбким. Странное переселение правит миром. Люди бегут из деревни в город, из тесноты коммуналок — в новые дома. Все бегут от безнадежности знакомого. В незнакомое. Но только тому, кто «на новенького», это «незнакомое» может показаться лучшим. Фабричная девушка, прибившаяся к дому Валентины Ивановны, признается, что она от одного берега уплыла, к другому так и не приплыла. Люди теряют память и, пытаясь удержать, казалось бы, незабываемое, рассказывают всем и каждому о страшных перипетиях былого, которые слушателям кажутся выдуманными. Целостное представление о мире рассыпается на глазах. Социальные привязи сильнее человеческих привязанностей. Человечность трудно сохранить, когда долг перед другими и долг перед собой разошлись по разным направлениям, когда чувству оппонирует инстинкт самосохранения. Встречи будут короткими, и Надя, ощутившая призрачность своих девичьих грез, накроет стол для двоих и, собрав вещи, взяв со стола апельсин, уйдет из чужого дома, чтобы те, кто ненадолго сойдутся здесь, смогли бы вырваться из колеи самообмана и стать просто людьми, почувствовать радость от красоты ею выстроенного натюрморта. Но этот организованный уют так и останется незаселенным. Таперская музыка, сопровождающая сцену, звучит иронично по отношению к жертвенному жесту Нади. Наступило время расставаний, время проводов. Распавшиеся одиночные судьбы собраны художником воедино, чтобы в частной драме обнаружить симптомы наступающих драматических перемен. В 1968 еще хотелось верить, что спасение — в служении людям. Но мир, пожелавший воскреснуть, получает от вчерашнего тяжкое наследство. Трудно сделать человека рабом, но еще труднее сделать раба свободным человеком. Сознание при перемене участи не меняется в одночасье. Муратова начала рассказывать свою сагу с главы, в которой реальность еще не опасается и не стыдится себя. Но каждая из живых подробностей бытия уже ищет или знает свой смысл, каждый элемент кинематографической речи упорядочен и встроен в строгую конструкцию и единое художественное поле поэтики К. Муратовой. Собрав 4.4 млн. зрителей, фильм был остановлен в прокате, несмотря на то, что было сделано 725 копий. В 1987 году картина вновь вышла на экраны. Композитор: Олег Каравайчук. По очерку Л.Жуховицкого.
(Ирина Шилова)