"Макаров"
Название фильма: | Макаров |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Макаров | ||
Жанр: | боевик | ||
Режиссер: | Владимир Хотиненко | ||
В ролях: | Сергей Маковецкий, Елена Майорова, Ирина Метлицкая, Владимир Ильин, Виктор Смирнов, Евгений Стеблов | ||
Год выпуска: | 1993 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Поэт Александр Сергеевич Макаров (С.Маковецкий), трепетный интеллигент в жесткую эпоху “первичного капитала”, становится обладателем пистолета системы своего однофамильца. Пистолет оказался "с характером" и изменил линию судьбы поэта, лишив его друга, семьи и музы...
Сходство с "Заводным ппельсином" здесь не только в прощупывании "по косточкам" плохо предсказуемой и мало контролируемой природы насилия, но и в формально-декоративном обрамлении темы, в достижении предельного контраста - боль, кровь и высокий стиль. В "Апельсине" - Бетховен, Библия, авангардистские прибамбасы и дизайн, один из ключевых персонажей - писатель. Герой "Макарова" - Александр Сергеевич Макаров - уж сам поэт и живет просто в культурологической стране чудес. Жена - Наталья, сын - Ося (поздно заговоривший, он разразился не "мама" или "дай", а, понимаешь, "Мне на плечи бросается век-волкодав"), друг - Цветаев, министр - Шаляпин, “меценат” - Савва, и т.д. Это - постмодернизм.
Возвращаясь поздновато со своего творческого вечера (где городской меценат сунул ему украдкой конверт), поэт Макаров прикупил пистолет "Макаров" - аккурат уложившись в меценатскую помощь. Оно, может, шаг и не совсем объяснимый - но вскоре выяснится, что мямлю-интеллигента частенько колотит всякая урла и шантрапа. (Маковецкий умеет сделать поразительно безвольное лицо, что - ни для кого не секрет - публику определенного сорта "вдохновляет". Поместив "ствол" в сливной бачок, поэт уже почувствовал себя … ну, ладно, мужчиной. Стал покрикивать на жену, сюсюкающую эстетку (Е.Майорова), по улицам с достоинством хаживать начал, даже у нормальных женщин нашел отклик (а те аж в конвульсиях при виде его пистолета заходятся). Это - психоанализ.
Но всякий психологический процесс, утверждает автор, имеет и обратную сторону. У поэта форменным образом поехала крыша. Он и смел, и боится (Уголовного Кодекса - как минимум). И решителен, и сомневается. Творческий кризис грянул, семейный, социальный… Да еще пистолет "начал жить" собственной жизнью - как автомобиль у Стивена Кинга - т.е. крыша у Макарова совсем завалилась. Это - все остальные модные "измы". Причем, чем ближе к финалу, тем символика и жанровая эклектика становится у Хотиненко все гуще…
Макаров-пистолет, по сути, никому зла не причинил, не выстрелил. Но его вид, наличие подвигли Макарова-хозяина и окружающих на большую разрушительную деятельность, вплоть до саморазрушения.
Хотя и "Апельсин" мало что предлагает позитивного и рационального, но "Макаров" предлагает и того меньше. Наверное, не случайно автор определил поэту в друзья опытного офицера Цветаева, ветерана Афганистана - а в сущности тюфяка и добряка, что Мандельштама чешет почище заправских интеллектуалов. Альтернатива, надо понимать, тем самым предлагается - вот, мол, хоть все время с оружием, а духовно богат, защищен от соблазнов и влияний. Но это - сказочный персонаж, это - вот именно - искусствоведческий, кабинетный дискурс...