Описание фильма

"Фрекен Юлия"   

Название фильма: Фрекен Юлия
Страна-производитель: Швеция
Английский: Froken Julie
Жанр: мелодрама / экранизация
Режиссер: Альф Шеберг
В ролях: Анита Бьорк, Ульф Пальме, Макс Фон Сюдов, Марта Дорфф, Лисси Аланд, Андерс Хенриксон, Инга ГИлл, Аке Фриделл
Год выпуска: 1951
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Конец 19 века. Молодая фрекен Жюли живет в замке со со своим отцом. Она  недавно разорвала помолвку и испытывает влечение к одному из своих слуг. Они проводят ночь в середине лета, делясь воспоминаниями и мечтами. Осознав, что любовная связь между простолюдином и аристократкой невозможна, они планируют побег в Швейцарию...

    Театральный режиссёр Шёберг, очевидно, осознавал, что при переносе на экран "натуралистической трагедии" следует пользоваться в большей степени кинематографическими приёмами, чем театральными. Иначе замкнутое в ограниченном пространстве и вращающееся главным образом вокруг троих персонажей действие не стало бы интересным кинозрителям. Так что Шёберг выносит происходящее за рамки одного дома и вводит дополнительных персонажей. Общему настроению пьесы Стриндберга это никак не вредит. По-прежнему в центре сюжета - снедаемая своими неврозами и запутавшаяся в отношениях с миром дочь аристократа Жюли, которая завязывает путаные и саморазрушительные отношения с дворецким, раскрывает перед зрителем изломанную душу и верно идет к трагическому финалу. Расширение Шёбергом границ действия только усиливает беспощадность Стриндберга при описании войны полов и классов.

   Видный женоненавистник Стриндберг (Он так страдал от женщин в жизни, что жестоко мстил им в творчестве) обнаруживает в Шёберге верного союзника. Анита Бьорк великолепно воплощает "полуженщину" (определение самого драматурга), терзающую себя и окружающих, а дополнительные сюжетные линии режиссёра полны выпадов в адрес эмансипации и женского превосходства. Таким же пессимистом оказывается Шёберг и в трактовке образа дворецкого Жана. Хотя некоторые постановщики следуют Стриндбергу и считают его "человеком будущего" и каким-то подобием здоровой силы, в фильме герой Ульфа Пальме выведен жалким бахвалом, чей внешний бунт легко переходит в пресмыкательство перед дворянским классом.

   Мрачный пессимизм пьесы в фильме только усилен новациями Шёберга. Режиссёр воспроизводит сны героини, сосредотачиваясь не на образах, а на передаче общего ощущения эфемерного существования вне реальности. Умело вживлённые в повествование флэшбэки прослеживают драмы героев в прошлом и делают безысходность Фрёкен Жюли практически невыносимой. Это в конечном итоге отрицательно влияет на эмоциональное воздействие картины. Понятно, когда в сатирических комедиях мы не находим симпатичных нам персонажей. Но для драмы, пусть самой мрачной, отказ от таковых кажется чрезмерным. Пусть эти персонажи обладают горой недостатков и неврозов, но должно быть в них что-то такое, что вызывает к ним симпатию, или, по крайней мере, сочувствие и понимание. Вспомните героев и героинь Бергмана, например. Даже в угнетающих Молчании или Персоне персонажи кажутся понятными и заслуживающими зрительского интереса. Во Фрёкен Жюли мрачность и пессимизм выжигают даже намёк на эмоции.  Вы не найдёте здесь ни малейшей симпатии автора к своим героям, даже намёка на жалость. Никакое подобие человечности не смягчает жесточайший пессимизм.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#