"Прекрасный май"
Название фильма: | Прекрасный май |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Прекрасный май | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Крис Маркер | ||
В ролях: | ... | ||
Год выпуска: | 1963 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Маркер — страстный путешественник, но, пожалуй, лучшие свои кадры он снимает во Франции. В 1963 снял один из самых своих знаменитых фильмов «Прекрасный май», который получил множество кинонаград. Фильм состоит из 33 репортажей, 33 интервью на парижских улицах в мае 1962. Маркеру удалось охватить практически все социальные группы, профессии, темпераменты. На экране неофициальная Франция, вечный и прекрасный Париж. Маркер отвергает все символическое, он конкретен и точен в мышлении. Обыденный, лишенный сенсации человек с улицы — его открытие, любимый персонаж и соавтор, чей внутренний мир оказывается на удивление изящно и полно выражен посредством механической камеры. Его творческий метод: начинает со злободневных социальных проблем, завершая проницательным анализом, поэтическим обобщением.
Не без растущего влияния телевидения в 1960-е годы документальный кинематограф испытывает небывалое тяготение к репортажности. «Живое кино», «прямое кино», «свободное кино», «живая камера», «прямой глаз» – псевдонимы одного и того же явления. Опираясь на опыт Дзиги Вертова, Маркер создает свой этапный фильм “Прекрасный май”, где дает своего рода анализ общественных настроений в Париже во время Алжирской войны.
Крис Маркер - французский режиссер, фотограф, видеограф, поэт, журналист. В 60-е годы он удостоился неофициального титула — «документалист №1». Его ленты называют в числе самых любимых критики, режиссеры и люди, далекие от киноискусства. Маркер создает грамматику документального кино. Его открытия растиражированы сегодня в тысячах картин, взяты на вооружение телевидением. Впрочем, режиссер протестует против употребления термина «документальное кино»: «Кино бывает политическое и коммерческое, кино — борьба идей и кино — средство наживы. А границы между жанрами — блеф!»
Искусство Маркера тесно связано с традицией французского игрового кино, питается всей французской культурой. Он привнес новый смысл в отношения между изображением и звуком. Обязательный литературный комментарий никогда не «забалтывает» фильм, не превращает его в разговорный.
Маркер легко увлекается: испытав восторг на картине Александра Медведкина «Счастье», Маркер загорелся идеей превратить кино в орудие политической борьбы. Рабочие и студенты, взрослые и дети взяли в руки кинокамеры, образовав группу «Медвед-кино». Борьба с системой «буржуазного зрения» не прибавила шедевров, зато обогатила Маркера новым социальным опытом, расширила диапазон технических приемов.
В картине «Без солнца» (1982) Маркер в деталях запечатлел естественные декорации фильма Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958), тем самым установив логическую связь между сновидческими кошмарами Хичкока и «физической реальностью», без которой кино никогда не может обойтись, в которой оно черпает силу и энергию.