Описание фильма

"Жерминаль"   

Название фильма: Жерминаль
Жерминаль
Страна-производитель: Франция-Бельгия-Италия
Английский: Germinal
Жанр: драма / экранизация
Режиссер: Клод Берри
В ролях: Жерар Депардье, Миу-Миу, Рено, Жан Карме, Жюдит Анри, Жан-Роже Мило, Лоран Терзиефф, Бернар Фрессон, Жан-Пьер Биссон, Жан Дакмэн, Анни Дюпрей.
Год выпуска: 1993
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

Мои родители прятали от меня, семилетнего, две вещи. Спички (после того, как из маленькой пластмассовой расчески я устроил в коммунальной комнатке довольно-таки приличный пожар) и роман Эмиля Золя 'Жерминаль'. Поскольку собственных книг у меня дома почти не было, то по прочтении библиотечных я, как правило, пускался искать что-нибудь еще - желательно печатное. И однажды имел неосторожность спросить: 'Чем брюхатят женщин?' Родители дружно выхватили у меня книгу и прочли про то, как женщины во время забастовки шахтеров отрезали у местного лавочника то, чем он брюхатил женщин, и, нацепив ЭТО на палку, пошли по главной улице поселка, всем и каждому показывая свою добычу. На свой вопрос я не получил никакого ответа да и через несколько дней забыл об этом.
Спустя 13 лет я спросил у матери: 'Кажется, когда-то у нас в доме была книга 'Жерминаль'?..' И был вынужден объяснить, что этот роман мы изучаем в институте по курсу 'История зарубежной литературы'. Чему мать крайне изумилась. Но книгу из какого-то укромного местечка достала и отдала. Наверное, поняв, что я уже больше не буду задавать вопросов, подобного вышеупомянутому. (Предполагалось, что к 20-ти годам я знал, чем же именно брюхатят женщин...) Роман Эмиля Золя считается одной из вершин литературного натурализма. Того течения, сторонники которого доказывают, что лучшая литература всегда стремится к наибольшему соответствию реальной действительности. Что надо уметь подчеркивать не только красоту жизни, но и ее грязные, мерзкие, отвратительные стороны. Что если писатель хочет рассказать о тяжелом шахтерском труде, то он и должен повествовать о тесных штреках, о лошади, что топчется по кругу, вращая приводной ремень подъемной клети, об угольной пыли, которой забиваются легкие, о страшной тяжести камня, всеми своими тоннами обрушивающегося на шахтера, когда не выдерживают сгнившие доски подпорок...
Режиссер Клод Берри, когда-то работавший в совершенно разных жанрах и в том числе поставивший замечательную трагическую и поэтическую картину 'ЧАО, ПАЯЦ' с Колюшем в главной роли, обратил впоследствии свой взор на родную литературную классику. Через несколько лет после экранизации романов Марселя Паньоля 'ЖАН ДЕ ФЛОРЕТТ' и 'МАНОН С ИСТОЧНИКОВ' Клод Берри снял киноверсию книги Эмиля Золя 'ЖЕРМИНАЛЬ'. И обнаружил свое умение быть кинематографическим натуралистом (только хотел бы попросить, во-первых, не включать его в состав Клуба Юных Натуралистов, а во-вторых, не считать режиссера склонным к демонстрации на экране вывернутых наружу кишок, размазанных по стенке мозгов, переломанных рук и ног, к смакованию потоков крови и прочих подробностей а-ля Лучо Фульчи).
Кино Клода Берри не натуралистично, а, так сказать, натурально. Оно предметно. Оно достоверно. Оно жизненно. Вот почему его картину чрезвычайно трудно смотреть зрителю, привыкшему к красивому голливудскому пейзажу, телу, натюрморту или тем паче к волнующей индийской песне ('Джимми, Джимми, Джимми, а-ча, а-ча, а-ча...'), но крайне необходимо, если есть желание прикоснуться к чудовищной человеческой трагедии, чтобы со-чувствовать ее, чтобы вновь со-переживать ее вместе с героями фильма.
После всего сказанного меня легко упрекнуть в лицемерии, потому что картина Клода Берри, хотя и отличается от мрачного настроения литературного первоисточника тем, что не нагнетает кошмаров жизни, и тем, что сознательно даже отчасти разбавляет их сценами условно поэтического свойства (гулянье в выходной день), однако в фильме и следа нет того пафоса, который, возможно, прочитывается в моих словах о 'со-чувствии' и 'со-переживании'.
И я хотел бы добавить, что любители экранных достоверностей свое также получат: и голого Депардье, который моется в корыте, и мучительную смерть в шахте, и толпу рабочих, которая в ярости и смятении ломает, крушит и сжигает все, что попадает под руку. И роскошно приготовленную дичь, которая подается к столу в доме хозяев (под звучащую за кадром фразу: 'А что рабочим надо? У них же все есть...' Наконец, последнее. Вопрос моим коллегам, которые считают себя 'авторами-составителями' так называемого справочника 'Зарубежные киновидеофильмы' (на 4000 лент), поступившего в конце весны 1994 года в продажу: на основании чего они поставили четыре звездочки фильму 'ЖЕРМИНАЛЬ'? Интересно было бы услышать аргументы людей в пользу своего МОРАЛЬНОГО права ПУБЛИКОВАТЬ (заглазно они вольны раздавать хоть чемпионские титулы, хоть звания 'оскаровских' лауреатов) оценки тогда еще не вышедшего фильма.
И. аркадьев

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#