"Жерминаль"
|
Название фильма: |
Жерминаль |
|
Страна-производитель: |
Франция-Бельгия-Италия |
Английский: |
Germinal |
Жанр: |
драма / экранизация |
Режиссер: |
Клод Берри |
В ролях: |
Жерар Депардье, Миу-Миу, Рено, Жан Карме, Жюдит Анри, Жан-Роже Мило, Лоран Терзиефф, Бернар Фрессон, Жан-Пьер Биссон, Жан Дакмэн, Анни Дюпрей. |
Год выпуска: |
1993 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
Мои родители прятали от меня, семилетнего, две вещи. Спички (после того, как из маленькой пластмассовой расчески я устроил в коммунальной комнатке довольно-таки приличный пожар) и роман Эмиля Золя 'Жерминаль'. Поскольку собственных книг у меня дома почти не было, то по прочтении библиотечных я, как правило, пускался искать что-нибудь еще - желательно печатное. И однажды имел неосторожность спросить: 'Чем брюхатят женщин?' Родители дружно выхватили у меня книгу и прочли про то, как женщины во время забастовки шахтеров отрезали у местного лавочника то, чем он брюхатил женщин, и, нацепив ЭТО на палку, пошли по главной улице поселка, всем и каждому показывая свою добычу. На свой вопрос я не получил никакого ответа да и через несколько дней забыл об этом.
Спустя 13 лет я спросил у матери: 'Кажется, когда-то у нас в доме была книга 'Жерминаль'?..' И был вынужден объяснить, что этот роман мы изучаем в институте по курсу 'История зарубежной литературы'. Чему мать крайне изумилась. Но книгу из какого-то укромного местечка достала и отдала. Наверное, поняв, что я уже больше не буду задавать вопросов, подобного вышеупомянутому. (Предполагалось, что к 20-ти годам я знал, чем же именно брюхатят женщин...) Роман Эмиля Золя считается одной из вершин литературного натурализма. Того течения, сторонники которого доказывают, что лучшая литература всегда стремится к наибольшему соответствию реальной действительности. Что надо уметь подчеркивать не только красоту жизни, но и ее грязные, мерзкие, отвратительные стороны. Что если писатель хочет рассказать о тяжелом шахтерском труде, то он и должен повествовать о тесных штреках, о лошади, что топчется по кругу, вращая приводной ремень подъемной клети, об угольной пыли, которой забиваются легкие, о страшной тяжести камня, всеми своими тоннами обрушивающегося на шахтера, когда не выдерживают сгнившие доски подпорок...
Режиссер Клод Берри, когда-то работавший в совершенно разных жанрах и в том числе поставивший замечательную трагическую и поэтическую картину 'ЧАО, ПАЯЦ' с Колюшем в главной роли, обратил впоследствии свой взор на родную литературную классику. Через несколько лет после экранизации романов Марселя Паньоля 'ЖАН ДЕ ФЛОРЕТТ' и 'МАНОН С ИСТОЧНИКОВ' Клод Берри снял киноверсию книги Эмиля Золя 'ЖЕРМИНАЛЬ'. И обнаружил свое умение быть кинематографическим натуралистом (только хотел бы попросить, во-первых, не включать его в состав Клуба Юных Натуралистов, а во-вторых, не считать режиссера склонным к демонстрации на экране вывернутых наружу кишок, размазанных по стенке мозгов, переломанных рук и ног, к смакованию потоков крови и прочих подробностей а-ля Лучо Фульчи).
Кино Клода Берри не натуралистично, а, так сказать, натурально. Оно предметно. Оно достоверно. Оно жизненно. Вот почему его картину чрезвычайно трудно смотреть зрителю, привыкшему к красивому голливудскому пейзажу, телу, натюрморту или тем паче к волнующей индийской песне ('Джимми, Джимми, Джимми, а-ча, а-ча, а-ча...'), но крайне необходимо, если есть желание прикоснуться к чудовищной человеческой трагедии, чтобы со-чувствовать ее, чтобы вновь со-переживать ее вместе с героями фильма.
После всего сказанного меня легко упрекнуть в лицемерии, потому что картина Клода Берри, хотя и отличается от мрачного настроения литературного первоисточника тем, что не нагнетает кошмаров жизни, и тем, что сознательно даже отчасти разбавляет их сценами условно поэтического свойства (гулянье в выходной день), однако в фильме и следа нет того пафоса, который, возможно, прочитывается в моих словах о 'со-чувствии' и 'со-переживании'.
И я хотел бы добавить, что любители экранных достоверностей свое также получат: и голого Депардье, который моется в корыте, и мучительную смерть в шахте, и толпу рабочих, которая в ярости и смятении ломает, крушит и сжигает все, что попадает под руку. И роскошно приготовленную дичь, которая подается к столу в доме хозяев (под звучащую за кадром фразу: 'А что рабочим надо? У них же все есть...' Наконец, последнее. Вопрос моим коллегам, которые считают себя 'авторами-составителями' так называемого справочника 'Зарубежные киновидеофильмы' (на 4000 лент), поступившего в конце весны 1994 года в продажу: на основании чего они поставили четыре звездочки фильму 'ЖЕРМИНАЛЬ'? Интересно было бы услышать аргументы людей в пользу своего МОРАЛЬНОГО права ПУБЛИКОВАТЬ (заглазно они вольны раздавать хоть чемпионские титулы, хоть звания 'оскаровских' лауреатов) оценки тогда еще не вышедшего фильма.
И. аркадьев